ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1370/2016 от 07.12.2016 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

7 декабря 2016 года г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Кулагина Юлия Анатольевна, при секретаре ФИО3, рассмотрев жалобу ФИО2 на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от ДД.ММ.ГГГГ АД по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ в отношении министра спорта и молодежной политики Камчатского края ФИО2,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от ДД.ММ.ГГГГ АД министр спорта и молодежной политики Камчатского края ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей

Не согласившись с вынесенным постановлением, ФИО2 обратился в Петропавловск-Камчатский городской суд с жалобой, в которой просил данное постановление отменить, производство по делу прекратить. В жалобе указал, что во исполнение постановления Правительства Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ-П Министерством спорта и молодежной политики Камчатского края ДД.ММ.ГГГГ с некоммерческим партнерством содействия развития спорта в Камчатском крае «Северные странствия» заключено Соглашение о предоставлении субсидии. Согласно Выписке из приложения 6 «Ведомственная структура расходов на 2014 год» к Закону Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ «О краевом бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», подписанной и.о. министра финансов Камчатского края, в бюджете края для исполнения постановления Правительства Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ-П предусмотрены целевые средства в размере 109 500 000 рублей для перечисления именно некоммерческому партнерству содействия развития спорта в Камчатском крае «Северные странствия». Обязательства сторон названного Соглашения исполнены строго в соответствии со ст. 78.1 Бюджетного Кодекса РФ, Закона Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ «О краевом бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» и Постановления Правительства Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ-П в полном объеме, надлежаще и в срок. Все предусмотренные Соглашением отчеты имеются. Каких-либо претензий стороны друг к другу не имеют. Лимиты бюджетных ассигнований доводятся до Министерства спорта и молодежной политики Камчатского края Министерством финансов Камчатского края. Внесение изменений в Закон о бюджете Камчатского края не входит в полномочия Министерства спорта и молодежной политики Камчатского края в соответствии с Положением о Министерстве спорта и молодежной политики Камчатского края, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края ДД.ММ.ГГГГ-П. Также указал, что в постановочной части оспариваемого постановления нет формулировки о том, что он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ или по какой-либо другой статье. Имеется лишь указание на назначение штрафа в сумме 15 000 рублей. Также ссылался, что должностным лицом административного органа не приняты во внимание смягчающие обстоятельства, а именно то, что ФИО2 ранее к административной ответственности не привлекался, положительно характеризуется по месту работы, неоднократно поощрялся благодарственными письмами Правительством Камчатского края, Министерством спорта Российской Федерации награждён медалью «XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в <адрес>», на иждивении находятся двое малолетних детей.

ФИО2 о дне, времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, причин неявки не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.

До начала рассмотрения жалобы обратился с ходатайством, в котором просил отменить оспариваемое постановление и прекратить производство по делу, ссылаясь на истечение срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренных ст. 4.5 КоАП РФ, полагая, что его надлежит исчислять со дня совершения административного правонарушения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ (дата подписания Соглашения).

Защитник ФИО4 в судебном заседании жалобу и дополнения к ней поддержала в полном объеме по изложенным доводам. Дополнительно указала, что вина ФИО2 в совершении административного правонарушения отсутствует и по делу не доказана.

Выслушав защитника, изучив доводы жалобы и ходатайства, материалы дела, предоставленные документы, данные картотеки дел арбитражного суда Камчатского края, судья приходит к следующему.

Оспариваемое постановление в отношении министра спорта и молодежной политики Камчатского края принято ввиду следующего. Как указано в постановлении, ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее по тексту- УФАС России по Камчатскому краю) по делу А вынесено решение о признании в действиях Министерства спорта и молодежной политики Камчатского края нарушения положений части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении некоммерческому партнерству содействия развития спорта в Камчатском крае «Северные странствия», не уполномоченному на осуществление функций государственного заказчика, субсидии на финансирование расходных обязательств на организацию, приобретение и монтаж временных некапитальных спортивных сооружений для обеспечения государственных нужд без осуществления закупки в порядке, определенном Законом о размещении заказов, которое привело или может привести к ограничению конкуренции на соответствующих товарных рынках.

Событие правонарушения выразилось в том, что ДД.ММ.ГГГГ Министерство спорта и молодежной политики Камчатского края заключило соглашение с некоммерческим партнерством содействия развития спорта в Камчатском крае «Северные странствия» (с дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ) о предоставлении Некоммерческому партнерству в 2014 году субсидии из краевого бюджета на организацию, приобретение и монтаж временных некапитальных спортивных сооружений в <адрес> в размере 109 500 000,00 рублей. Являясь государственным заказчиком, но, не осуществив закупку работ (услуг) по организации, приобретению и монтажу временных некапитальных сооружений в <адрес> в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, Министерство спорта и молодежной политики Камчатского края тем самым создало условия для возможности наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции одновременно на нескольких товарных рынках, тем самым нарушив положения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Должностным лицом, заключившим с Некоммерческим партнерством соглашение о предоставлении субсидии на финансирование расходных обязательств на организацию, приобретение и монтаж временных некапитальных спортивных сооружений в <адрес> является министр ФИО2

В оспариваемом постановлении указано, что министр ФИО2, осуществив действие по предоставлению субсидии на финансирование расходных обязательств Некоммерческого партнерства, недопустимое в соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и которое приведет или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынках общестроительных, монтажных работ, в том числе работ по строительству, монтажу временных некапитальных спортивных сооружений, материалов и комплектующих для установки временных некапитальных спортивных сооружений, совершил тем самым административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена в соответствии с частью 1 статьи 14.9. КоАП.

Часть 1 статьи 14.9 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса

Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (по тексту Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Признаки ограничения конкуренции определены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции и включают в себя сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на

товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

По делу установлено, что Постановлением Правительства Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ-П «Об утверждении Порядка предоставления из краевого бюджета субсидии некоммерческому партнерству содействия и развития спорта в Камчатском крае «Северные странствия» (далее - Некоммерческое партнерство) на организацию, приобретение и монтаж временных некапитальных спортивных сооружений в <адрес>» (далее - Постановление -П) в целях реализации мероприятий подпрограммы 4 «Развитие инфраструктуры для занятий физической культурой и массовым спортом» (далее - Подпрограмма 4) государственной программы Камчатского края «Физическая культура, спорт, молодежная политика, отдых и оздоровление детей в Камчатском крае на 2014-2018», утвержден порядок предоставления из краевого бюджета субсидий Некоммерческому партнерству на организацию, приобретение и монтаж временных некапитальных спортивных сооружений в <адрес>.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 8 главы 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФЭ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» реализация государственных региональных программ развития физической культуры и спорта относится к полномочиям субъекта Российской Федерации.

В силу статьи 26.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Паспортом Подпрограммы 4 предусмотрено, что ее ответственным исполнителем является Министерство спорта и молодежной политики Камчатского края.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Министерстве спорта и молодежной политики Камчатского края, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ-П (далее - Положение) Министерство является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по выработке и реализации региональной политики, по нормативно правовому регулированию, по контролю, по предоставлению государственных услуг, иные правоприменительные функции в сфере физической культуры, спорта и молодежной политики и осуществляющим полномочия Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта, переданные органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно подп. 3, 44, п. 2.1 Положения, к полномочиям Министерства спорта и молодежной политики Камчатского края в числе прочего относятся определение основных задач и направлений развития физической культуры, спорта и молодежной политики в Камчатском крае, разработка и реализация государственных программ Камчатского края развития физической культуры и спорта, государственные программы Камчатского края в сфере молодежной политики, ведомственных целевых программ в сфере физической культуры, спорта и молодежной политики; осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Камчатского края в установленной сфере деятельности Министерства в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, Министерство спорта и молодежной политики Камчатского края осуществляет реализацию государственных программ Камчатского края, осуществляет закупки в установленной сфере деятельности Министерства в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и является государственным заказчиком.

Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено, что обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов Российской Федерации) отнесены к государственным нуждам.

При этом под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации в указанной статье понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.

Организация, приобретение и монтаж временных некапитальных спортивных сооружений в <адрес> и <адрес> предполагалось осуществлять в рамках реализации целевой государственной программы Камчатского края, то есть выполнение указанных работ было необходимо в связи с государственными нуждами субъекта Российской Федерации – Камчатского края. Следовательно, выбор организаций для осуществлений указанных работ должен был осуществляться лицом, ответственным за исполнение указанной региональной программы - Министерством спорта и молодежной политики Камчатского края с обязательным применением процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе, направленных на выявление потенциальных желающих принять участие в выполнении работ (услуг), получить доступ к соответствующему товарному рынку, либо права ведения деятельности на нем.

Являясь государственным заказчиком, Министерство спорта и молодежной политики Камчатского края для обеспечения государственных нужд по реализации Подпрограммы 4, обязано было самостоятельно осуществить закупку работ (услуг) по организации, приобретению и монтажу временных некапитальных спортивных сооружений в <адрес> и по результатам данной закупки (закупок) заключить контракт (контракты) в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», однако, как следует из представленных документов, указанной обязанности не выполнило и ДД.ММ.ГГГГ без проведения подсмотренных Законом о контрактной системе процедур, заключило соглашение о предоставлении в 2014 году субсидии из краевого бюджета некоммерческому партнерству содействия развития спорта в Камчатском крае «Северные странствия» на выполнение (оказание) вышеуказанных работ (услуг).

В соответствии с положениями статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом под должностным лицом в понимаются в числе прочих лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие.

Согласно п. 3.1, 3.2 Положения о Министерстве спорта и молодежной политики Камчатского края, утв. Постановлением Правительства Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ N 562-П Министерство возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности губернатором Камчатского края.

Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство полномочий.

Министр действует без доверенности от имени Министерства, представляет его во всех государственных, судебных органах и организациях, заключает договоры (соглашения), открывает и закрывает счета в соответствии с законодательством Российской Федерации, совершает по ним операции, подписывает финансовые документы, выдает доверенности.

При таких обстоятельствах, установив, что ФИО2, являясь министром, возглавляющим Министерство спорта и молодежной политики Камчатского края, подписал соглашение от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении субсидии вышеуказанному некоммерческому партнерству, должностное лицо административного органа обоснованно пришло к выводу, что действия данного должностного лица привели или могли привести к ограничению конкуренции на рынках общестроительных, монтажных работ, в том числе работ по строительству, монтажу временных некапитальных спортивных сооружений, материалов и комплектующих для установки временных некапитальных спортивных сооружений, совершены в нарушение требований часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ. Действия должностного лица квалифицированы правильно.

Оснований не согласиться с выводами должностного лица административного органа не имеется.

Довод жалобы об отсутствии в постановочной части постановления сведения о том, по какой статье ФИО2 признан виновным, не соответствует действительности, так как имеющийся в деле подлинник постановления и его копия, представленная стороной защиты, содержат необходимые сведения о квалификации действий должностного лица.

Вопреки доводам стороны защиты, постановление принято в пределах сроков давности, установленных частями 1, 3 и 6 статьи 4.5 КоАП РФ, которые по делам, предусмотренным частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, влекущим применение административного наказания в виде дисквалификации, составляют 1 год и начинают исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.

Решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от ДД.ММ.ГГГГ по делу А было оспорено в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом РФ и решением Арбитражного суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ признано законным и обоснованным. Данное решение Арбитражного суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ было обжаловано и постановлением Пятого апелляционного арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменений. Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от ДД.ММ.ГГГГ постановление Пятого апелляционного арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ было оставлено без изменения.

Учитывая положения статьи 180 АПК РФ срок давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу надлежит исчислять с ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, к моменту рассмотрения дела, указанный срок не истек.

Назначенное наказание соответствует требованиям, предъявляемым ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, является справедливым и снижению не подлежит. Оснований для применения положений п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ не имеется.

Утверждение в жалобе о том, что при назначении административного наказания не были учтены смягчающие вину ФИО2 обстоятельства - наличие на иждивении детей, положительная характеристика, благодарственные письма, а также то, что ФИО2 награжден медалью «XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в <адрес>», не является основанием для отмены оспариваемого постановления, поскольку перечисленные обстоятельства не предусмотрены в качестве таковых в части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, содержащей перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, а согласно части 2 этой же статьи признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, является правом, а не обязанностью судьи, органа, должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении.

Иных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, должностным лицом не допущено, в связи с чем, оснований для отмены либо изменения постановления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от ДД.ММ.ГГГГ АД по делу по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ в отношении министра спорта и молодежной политики Камчатского края ФИО2 оставить без изменения, а жалобу ФИО2 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья подпись Ю.А. Кулагина