№12-1375/2022
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
18 октября 2022 года г.Хабаровск
Судья Центрального районного суда г.Хабаровска Ткаченко Е.С., рассмотрев жалобу главы администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края Леонова Анатолия Михайловича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, проживающего по адресу: <адрес> на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю Ильченко Л.А.№7-4/356 от 16.12.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя УФАС по Хабаровскому краю от 16.12.2021 глава администрации Николаевского муниципального района Леонов А.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
Леонов А.М. обратился в суд с жалобой, указав, что несоответствие проекта муниципального контракта типовой форме контракта является несущественным и незначительным. Положения пункта 1.3 полностью соответствуют требованиям ч.6 ст. 14, ч.7 ст.95 Федерального закона № 44-ФЗ. Пункт 3.3 проекта муниципального контракта не содержит информацию о периодичности исследования товара на предмет качества и безопасности, тогда как срок действия контракта установлен. Требования о периодичности проведения экспертизы определены в сноске 7 на странице 3 проекта муниципального контракта в зависимости от срока действия контракта. В пункте 4.4 не соблюдена очередность условий контракта, предусмотренная типовой формой контракта. Пункт 4.4 проекта муниципального контракта полностью соответствует пункту 4.4 типовой форме контракта, за исключением подпункта 4.4.8 проекта муниципального контракта, который согласно типовой форме контракта должен быть под номером 4.4.5. Пункт 7.15 проекта муниципального контракта не предусмотрен типовой формой контракта. Согласно пункту 7.15 проекта муниципального контракта сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного настоящим Контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны. Указанная норма предусмотрена ч.9 ст.34 Федерального закона о контрактной системе и является императивной. Пункт 11.6 проекта муниципального контракта не предусмотрен типовой формой контракта. Согласно пункту 11.6 проекта муниципального контракта изменение по соглашению Сторон размера и (или) сроков оплаты и (или) объема Товара, подлежащего оплате за счет субсидий, указанных в пункте 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, возможны в случае уменьшения в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации получателю бюджетных средств, предоставляющему субсидии, ранее доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии. Вместе с тем, положения пункта 11.6 проекта муниципального контракта полностью соответствуют положениям пункта 6 части 1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе, ч.5 ст.78.1, ч.6 ст.161 Бюджетного кодекса РФ. Приложение 1 проекта муниципального контракта не соответствует приложению 1 типовой формы контракта (отсутствует столбец 8). Столбец 8 приложения 1 типовой формы контракта указывается: при поставке товара в случае, если количество поставляемого товара невозможно определить, и заказчик в соответствии с ч. 24 ст.22 Федерального закона о контрактной системе определяет начальную цену единицы товара, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены государственного (муниципального) контракта (контракта), а количество поставляемого товара определяется по заявкам заказчика. При осуществлении закупки количество товара определено, в связи с чем, наличие в приложении 1 проекта муниципального контракта столбца 8 не требовалось. Наименование приложения 2 проекта муниципального контракта не соответствует наименованию приложения 2 проекта муниципального контракта. Наименование приложения 2 типовой формы контракта звучит "Техническое задание". Наименование приложения 2 проекта муниципального контракта звучит "Техническая часть". Вышеуказанные отступления не являются существенными и не изменяют условия закупки и порядок ее исполнения. В данном случае имеются основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности административного правонарушения. Императивные требования бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе не нарушены.
В судебное заседание Леонов А.М. не явился, будучи уведомленный надлежащим образом о рассмотрении жалобы.
Изучив доводы жалобы, материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции, действовавшей на момент совершения деяния) для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2014 г. N606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" (действовавших на момент совершения деяния) типовые условия контрактов для закупки товаров, работ, услуг разрабатываются ответственными органами и утверждаются нормативными правовыми актами ответственных органов.
В соответствии с пунктом 5 Правил проекты нормативных правовых актов, утверждающих типовой контракт, типовые условия контракта, подлежат согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой; пунктом 6 Правил - типовые контракты, типовые условия контрактов содержат обязательные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; пунктом 14 Правил - утвержденные типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению с учетом пунктов 15 - 17 настоящих Правил, за исключением закупок, указанных в пункте 18 настоящих Правил, в следующих случаях: а) подготовка извещений об осуществлении закупок, а также приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом; б) подготовка проектов контрактов, являющихся неотъемлемой частью документации о закупке, извещений о проведении запроса котировок; в) заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 1 приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 19.03.2020 N 140 "Об утверждении типового контракта на поставку продуктов питания" утвержден типовой контракт на поставку продуктов питания согласно приложению № 1 к настоящему приказу, применяемый с учетом показателей, определенных информационной картой типового контракта на поставку продуктов питания, содержащейся в приложении N 2 к настоящему приказу.
В рамках данных закупок подлежит применению вышеуказанный типовой контракт.
Николаевской-на-Амуре городской прокуратурой в рамках проверки исполнения администрацией Николаевского муниципального района законодательства о контрактной системе в сфере закупок установлено, что при утверждении документации к совместному электронному аукциону с реестровым номером 1400700000520005 допущены нарушения, связанные с изменением типового контракта.
04.03.2021 в ЕИС размещен совместный электронный аукцион на поставку масла сливочного и молока сгущенного для нужд образовательных учреждений Николаевского муниципального района, документация о проведении которого утверждена 04.03.2021 (реестровый номер извещения 0122300006321000018).
Из анализа проектов контракта, являющихся неотъемлемой частью документации к аукциону, следует, что администрацией Николаевского муниципального района в проектах контрактов допущены отклонения от содержания Типового контракта: пункт 1.3 проектов контрактов не предусмотрен Типовым контрактом; пункт 3.3 проектов контрактов не содержит информации о периодичности исследования товара на предмет качества и безопасности, тогда как срок действия контракта установлен; в пункте 4.4. не соблюдена очередность условий контракта, предусмотренная Типовым контрактом; пункт 7.15 проектов контрактов не предусмотрен Типовым контрактом; пункт 11.6 проектов контрактов не предусмотрен Типовым контрактом; приложение 1 проектов контрактов не соответствует приложению 1 Типового контракта (отсутствует столбец 8); наименование приложения 2 проектов контрактов не соответствует наименованию приложения 2 Типового контракта.
Таким образом, администрацией Николаевского муниципального района допущены изменения условий типового контракта при размещении извещения о проведении совместного аукциона для муниципальных нужд.
В связи с этим, прокурором усмотрено наличие в действиях главы администрации Николаевского муниципального района Леонова А.М. признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ - утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.
Исходя из анализа проектов контрактов, размещенных в составе документации о закупке, установлено, что проекты не соответствуют требованиям приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 19.03.2020 №140.
При рассмотрении дела установлено, что в проектах контрактах допущены отклонения от содержания типового контракта: пункт 1.3 проектов контрактов не предусмотрен Типовым контрактом; пункт 3.3 проектов контрактов не содержит информации о периодичности исследования товара на предмет качества безопасности, тогда как срок действия контракта установлен; в пункте 4.4. не соблюдена очередность условий контракта, предусмотренная Типовым контрактом; пункт 7.15 проектов контрактов не предусмотрен Типовым контрактом; пункт 11.6 проектов контрактов не предусмотрен Типовым контрактом; приложение 1 проектов контрактов не соответствует приложению 1 Типового контракта (отсутствует столбец 8); наименование приложения 2 проектов контрактов не соответствует наименованию приложения 2 Типового контракта.
Постановлением администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края от 10.03.2017 № 231-па утверждено «Положение о порядке взаимодействия заказчиков Николаевского муниципального района с уполномоченным органом по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами для заказчиков Николаевского муниципального района».
В силу п. 2 Постановления, на отдел закупок для муниципальных нужд администрации Николаевского муниципального района возложено осуществление функций уполномоченного органа по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами для заказчиков Николаевского муниципального района.
В соответствии с п. 3.1.29 Постановления, при обнаружении потребности в закупках одних и тех же товаров, работ, услуг у нескольких заказчиков уполномоченный орган вправе консолидировать их в одну процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании соглашения между заказчиками путем проведения совместных конкурсов и аукционов. Права, обязанности и ответственность заказчиков, уполномоченного органа при проведении совместных конкурсов или аукционов определяется соглашением сторон.
Согласно п. 3.2.2 Соглашения №5 о проведении совместного аукциона на поставку масла сливочного и молока сгущенного для нужд образовательных учреждений Николаевского муниципального района от 22.02.2021, к функциям организатора совместного аукциона, которым выступает администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края в лице главы Леонова А.М., относится размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения о проведении аукциона, а также разработка и утверждение документации об аукционах, подготовленные в соответствии с Законом № 44-ФЗ.
В соответствии с п.п.2 ч.2 ст.34 Устава Николаевского муниципального района Хабаровского края глава муниципального района возглавляет администрацию муниципального района и осуществляет полномочия, в том числе, по руководству и осуществлению контроля за деятельностью всех структурных подразделений администрации муниципального района, муниципальных предприятий и учреждений.
Распоряжением администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края от 26.09.2018 № 306-рл «О главе Николаевского муниципального района Хабаровского края» на основании решения Собрания депутатов николаевского муниципального района от 18.09.2018 №1-8 «Об избрании главы Николаевского муниципального района» Леонов А.М. признан продолжающим осуществление полномочий главы Николаевского муниципального района Хабаровского края на постоянной основе с 26.09.2018 в связи с избранием на должность.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Главой администрации Николаевского муниципального района Леоновым А.М. не надлежащим образом исполнены служебные обязанности по выполнению требований Федерального закона №44-ФЗ, что подтверждается доказательствами, представленными в материалах дела, которые являются допустимыми, достоверными и достаточными, в том числе постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 23.11.2021, Постановлением об утверждении Положения о порядке взаимодействия заказчиков Николаевского муниципального района с уполномоченным органом по определению поставщиков конкурентными способами для заказчиков Николаевского района № 291-па от 10.03.2017, Соглашением № 5 о проведении совместного аукциона на поставку масла сливочного и молока сгущенного для нужд образовательных учреждений Николаевского муниципального района от 22.02.2021, заявкой на закупку от 02.03.2021, контрактом № 90 на поставку масла сливочного и молока сгущенного от марта 2021 г., скриншотом с официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок, распоряжением администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края № 306-рл от 26.09.2018.
Необоснованными являются доводы автора жалобы о том, что несоответствие проекта муниципального контракта типовой форме не существенно и незначительно, поскольку на заказчика возложена обязанность применять типовой контракт, типовые условия контракта, размещенные в библиотеке типовых контрактов, типовых условий контрактов. При этом, заказчик не вправе самостоятельно вносить изменения в типовой контракт, типовые условия контракта, за исключением их переменных частей.
Нарушений норм процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении не установлено.
Порядок и сроки привлечения к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ. Обстоятельств, исключающих производства по административному делу, не имеется.
Совершенное правонарушение не может быть признано малозначительным.
На основании ст.2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья и орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от 24 марта 2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступив последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Поскольку правонарушение существенно нарушает охраняемые общественные интересы в области размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, деяние не является малозначительным,
Доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать данное правонарушение как малозначительное, материалы дела также не содержат и не представлены в судебное заседание.
Кроме того, применение положений ст.2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью должностного лица и судьи, уполномоченных разрешить дело.
Наказание назначено в соответствии с санкцией ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Оснований для применения положений, предусмотренных ст.4.1.1 КоАП РФ не имеется.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю Ильченко Л.А. №7-4/356 от 16.12.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ, в отношении главы администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края Леонова Анатолия Михайловича оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Хабаровска течение 10 суток со дня его получения.
Судья Ткаченко Е.С.