ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-137/19 от 11.07.2019 Железнодорожного районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело

РЕШЕНИЕ

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ года

Судья Железнодорожного районного суда Пацалюк С.Л.,

с участием ст.помощника прокурора <адрес>Самусевой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО Автоколонна 1967- Север» ФИО1 на постановление государственной инспекции труда в Красноярском крае –ППР от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью « Автоколонна 1967-Север», ИНН , КПП ОГРН , юридический адрес: <адрес>А,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес>ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, на основании постановления заместителя прокурора <адрес>Щелкуновой О.М. от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении дела об административном правонарушении ООО «Автоколонна 1967-Север» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Не согласившись с указанным постановлением законный представитель ООО Автоколонна 1967- Север» ФИО1, действующий на основании учредительных документов, обратился с жалобой в которой указывает о несогласии с принятым постановлением, просит его отменить, мотивируя тем, что доводы должностного лица о том, что при поступлении на работу не знакомятся с правилами трудового распорядка и положением об оплате труда ничем не подтверждены. Требования о выгрузке и хранении данных с карт тахографа водителей ФИО3, ФИО4 в 2018 году соблюдены, их выгрузка была запланирована на декабрь 2018 года, однако осуществить выгрузку не представилось возможным, поскольку карты водителей были изъяты и приобщены к уголовному делу по факту ДТП ДД.ММ.ГГГГ с участием данных водителей. Каких-либо подтверждений о нарушениях режимов рабочего времени у водителей ФИО5, ФИО3 в материалах дела не имеется.

В судебное заседание защитник ООО «Автоколонна 1967-Север» ФИО6, действующий на основании ордера -А от ДД.ММ.ГГГГ, не явился, извещен надлежаще, ранее при рассмотрении дела жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям. Пояснил, что в акте проверки не указано, что работники не знакомятся с правилами трудового распорядка, в представленных материалах нет доказательств, что выгрузка не производилась, поскольку данные были изъяты сотрудниками полиции. В отношении работника ФИО3 Общество уже было привлечено за аналогичные нарушения.

Помощник прокурора <адрес>Самусева Т.А. возражала против удовлетворения жалобы, полагала постановление законным и обоснованным.

Представитель административного органа Государственной инспекции труда в <адрес> в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Выслушав прокурора, проверив материалы дела, с учётом доводов жалобы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

Согласно требованиям ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, а так же обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Частью 1 ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса. Указанная норма является бланкетной.

Как видно из материалов дела, основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО «Автоколонна 1967-Север», предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса РФ послужил тот факт, что в ходе проведения прокуратурой Железнодорожного района г. Красноярска совместно с государственным инспектором труда в <адрес>, государственным инспектором безопасности дорожного движения отделения технического надзора МУ МВД России «Красноярское» проверки соблюдения трудового законодательства установлено, что в нарушение требований ст. 189 ТК РФ работники, при поступлении на работу не знакомились с правилами внутреннего трудового распорядка, положением об оплат труда, ООО «Автоколонна 1967- Север» данные с карт водителей (карта водителя для тахографа) ФИО3, ФИО4, ФИО7, ФИО8 в 2018 году не выгружались каждые 28 дней и не хранились; водитель ФИО5, работал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с превышением 40- часовой нормы рабочего времени без предоставления еженедельного непрерывного отдыха не менее 40 часов, согласно путевого листа от ДД.ММ.ГГГГ продолжительность рабочего времени водителя ФИО3 составила более 12 часов.

Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Автоколонна 1967-Севре» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. с. 5.27 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме <данные изъяты> рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с частью 3 статьи 68 ТК РФ при приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ директором ООО «Автоколонна 1967- Север» ФИО1 утверждены правила внутреннего трудового распорядка.

При этом как следует из листа ознакомления, представленного в ходе проведения проверки ООО «Автоколонна 1967- Север» с правилами трудового распорядка ознакомлены лишь часть работников общества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны оснащать их техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографами).

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 г. N 1213 "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы" предусмотрено, что в соответствии со статьей 20 Закона о безопасности дорожного движения порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.

Соответствующий Порядок утвержден приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2013 г. N 273 (далее - Порядок оснащения транспортных средств тахографами).

Согласно пункту 2 данного Порядка он применяется к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств при перевозках пассажиров и грузов, независимо от того, являются ли они собственниками транспортных средств или используют их на ином законном основании (владельцы транспортных средств) в целях повышения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, защиты жизни и здоровья граждан, усиления контроля за соблюдением водителями установленных режимов труда и отдыха.

В соответствии с данным приказом тахографами оснащаются транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория M2); транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория M3).

Согласно п.п.5,6 п. 13 приложения № 3 Приказа Министерства транспорта России от 13.02.2013 N 36 (ред. от 30.01.2018) "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства" транспортные предприятия выгружают данные с карты водителя каждые 28 дней; хранят данные, выгруженные с карты водителя, в базах данных предприятия в течение одного года и обеспечивают их доступность для проверки.

В ходе проведения проверки, а также в ходе судебного заседания установлено, что в нарушение требований ст. 329 ТК РФ, абз. 9 ч.1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», пп. 5,6 п. 13 приложения №3 приказа Минтранса РФ от 13.02.2013 № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» ООО «Автоколонна 1967-Север» не выгружало и не хранило в 2018 году данные с карт тахографа водителей ФИО3, ФИО4, ФИО7, ФИО8

Указанные нарушения подтверждены представленными материалами, в том числе ответом на предписание от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что выгрузка и сохранность данных с карт водителей ФИО7, ФИО8 произведена после вынесения отделом ГИБДД МУ МВД России «Красноярское» предписания № ИТ-1 от ДД.ММ.ГГГГ, а выгрузка и хранение карт водителей ФИО3 и ФИО4 не возможна, в силу их изъятия в связи с расследованием уголовного дела по факту ДТП с участием этих водителей, также указанное обстоятельно не отрицалось в ходе судебного заседания защитником Общества ФИО6

Довод жалобы о том, что обществом не нарушена нормальная продолжительность рабочего времени суд также находит несостоятельным, по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон о безопасности дорожного движения) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей (часть 2 статьи 329 Трудового кодекса Российской Федерации).

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20 августа 2004 г. N 15 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей.

В силу пунктов 6, 1, 10 указанного Положения в течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).

Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.

Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов.

В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два и более водителей. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

Согласно п. 11 Положения при суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

Пунктом 15 Положения установлено, что рабочее время водителя состоит из следующих периодов: время управления автомобилем; время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах; подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены; время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно; время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей; время простоев не по вине водителя; время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи; время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем; время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей; время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Так согласно путевому листу от 02-ДД.ММ.ГГГГ, водитель ФИО5 выехал по маршруту «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ в 08 часов 20 минут, возвратился ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 30 минут, при этом осуществлена стоянка автобуса в пос. 13 Борцов с 22 часов 10 минут ДД.ММ.ГГГГ по 07 часов 40 минут ДД.ММ.ГГГГ. Общее количество рабочего времени составило 16 часов 50 минут.

Согласно путевому листу от 03-ДД.ММ.ГГГГ, водитель ФИО5 выехал по маршруту «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 35 минут, возвратился ДД.ММ.ГГГГ в 08 часов 45 минут, при этом осуществлена стоянка автобуса в пос. 13 Борцов с 19 часов 45 минут ДД.ММ.ГГГГ по 05 часов 35 минут ДД.ММ.ГГГГ. Общее количество рабочего времени составило 9 часов 50 минут.

Согласно путевому листу от 05-ДД.ММ.ГГГГ, водитель ФИО5 выехал по маршруту «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 50 минут, возвратился ДД.ММ.ГГГГ в 09 часов 45 минут, при этом осуществлена стоянка автобуса в пос. 13 Борцов с 18 часов 50 минут ДД.ММ.ГГГГ по 06 часов 55 минут ДД.ММ.ГГГГ. Общее количество рабочего времени составило 10 часов 50 минут.

Согласно путевому листу от 06-ДД.ММ.ГГГГ, водитель ФИО5 выехал по маршруту «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 35 минут, возвратился ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 50 минут, при этом осуществлена стоянка автобуса в Назаровском АТП с 18 часов 40 минут ДД.ММ.ГГГГ по 06 часов 20 минут ДД.ММ.ГГГГ. Общее количество рабочего времени составило 10 часов 35 минут.

Согласно путевому листу от 08-ДД.ММ.ГГГГ, водитель ФИО5 выехал по маршруту «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 20 минут, возвратился ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 30 минут, при этом осуществлена стоянка автобуса в Назаровском АТП с 21 часа 35 минут ДД.ММ.ГГГГ по 08 часов 50 минут ДД.ММ.ГГГГ. Общее количество рабочего времени составило 9 часов 50 минут.

Таким образом, в период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суммарное количество рабочего времени водителя ФИО5 составило 57 часов 55 минут.

Из представленного путевого листа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что водитель ФИО3 выехал ДД.ММ.ГГГГ по маршруту Красноярск- Назарово- Красноярск в 07 часов 25 минут, возвращен ДД.ММ.ГГГГ в 20 часов 05 минут. Общая продолжительность рабочего времени составила 12 часов 40 минут.

Так в нарушение законодательства, водитель ФИО5, работал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с превышением 40- часовой нормы рабочего времени без предоставления еженедельного непрерывного отдыха не менее 40 часов, продолжительность рабочего времени водителя ФИО3 составила более 12 часов.

Постановление, которым ООО «Автоколонна 1967-Север» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию, содержит все сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, подробно отражено событие административного правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, соблюден установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, копия его для сведения вручена законному представителю, которому также разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, о чем имеется подпись.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

Вместе с тем, материалы настоящего дела не содержат каких-либо доказательств, подтверждающих тот факт, что обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего трудового законодательства, ссылок на такие доказательств также не содержат и доводы поданной жалобы, тогда как возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у общества имелась.

Факт совершения ООО «Автоколонна 1967-Север» указанного административного правонарушения и его виновность подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств, в том числе, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, предписанием № ИТ-1 от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки ОГИБДД МУ МВД России «Красноярское» № ТИ 5 от ДД.ММ.ГГГГ, приказом о приеме на работу ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ; учредительными документами ООО «автоколонна 1967-Север»; копией приказа об организации охраны труда на предприятии от ДД.ММ.ГГГГ, правилами внутреннего трудового распорядка, утвержденными ДД.ММ.ГГГГ, листом ознакомления работников с ПВТР, путевыми листами автобусов, ответом ООО «Автоколонна 1967-Север» на предписание от ДД.ММ.ГГГГ.

Данные доказательства содержат все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода должностного лица о наличии события административного правонарушения и доказанности вины общества в его совершении.

В соответствии с положениями ст. 2.9 КоАП РФ, с разъяснениями, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Вместе с тем, исходя из оценки фактических обстоятельств рассматриваемого дела, а также характера противоправного деяния, совершенного ООО «Автоколонна 1967-Север», оснований для признания его малозначительным и освобождения общества от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ, в том числе с учетом приведенных в жалобе доводов, не имеется.

Состав рассматриваемого административного правонарушения является формальным, не предполагает наступления каких-либо неблагоприятных последствий.

Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих расценить совершенное заявителем деяние как малозначительное и освободить его от административной ответственности, ограничившись устным замечанием, судом не установлено.

Административное наказание должностным лицом назначено с соблюдением требований ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения, конкретных обстоятельств дела и тяжести административного правонарушения, является справедливым и соразмерным содеянному.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых актов, в том числе, по доводам жалобы, не имеется.

На основании изложенного, суд оставляет обжалуемое постановление без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья,

Р Е Ш И Л:

Постановление государственной инспекции труда в Красноярском крае от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью « Автоколонна 1967-Север»– оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО Автоколонна 1967- Север» ФИО1, – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Железнодорожный районный суд г. Красноярска.

Судья С.Л. Пацалюк