Дело 12-137/2020
РЕШЕНИЕ
Санкт-Петербург
улица Восстания, дом № 38,зал № 11 **.**.****
Судья Дзержинского районного суда города Санкт-Петербурга Бражникова Лариса Николаевна без участия законного представителя юридического лица – генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «СК «Мостоотряд-17» Ашихмина Андрея Владимировича, извещенного о дате, времени и месте рассмотрения материалов дела, ходатайства об отложении не представившего; с участием защитника юридического лица- Общества с ограниченной ответственностью «СК «Мостоотряд-17», Грудина Федора Викторовича, действующего на основании доверенности от 17 марта 2020 года, выданной генеральным директором Ашихминым А.В., разъяснив защитнику права, предусмотренные ст.25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; рассмотрев единолично жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «СК «Мостоотряд-17» Грудина Федора Викторовича, на постановление № 001-2019/П-609-1085 о назначении административного наказания от 11.12.2019 года, вынесенное заместителем председателя Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности заместителем главного государственного инспектора Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды Кучаевым Александром Викторовичем, по ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Мостоотряд-17» (ООО «СК «Мостоотряд-17»): ИНН 7805711070; ОГРН 1177847244299; место нахождения: 198095, Санкт-Петербург, ул.Маршала Говорова, д.43, лит.А, пом.112; зарегистрировано 14.07.2017 года МИФНС № 15 по Санкт-Петербургу; законный представитель юридического лица – генеральный директор Ашихмин Андрей Владимирович; ранее юридическое лицо административному наказанию не подвергалось,
установил:
Юридическое лицо- Общество с ограниченной ответственностью «СК «Мостоотряд-17», признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть в несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Указанное административное правонарушение совершено юридическим лицом в Санкт-Петербурге при следующих обстоятельствах.
При рассмотрении поступивших в Комитет обращений АО «НЕВА МЕТАЛЛ ПОСУДА» о несоблюдении АО «ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ВОЗРОЖДЕНИЕ» (генеральный подрядчик) требований законодательства при транспортировании и размещении (на участке дороги между Лапинским проездом и пр.Маршала Блюхера с Зыбиным ручьем) строительных отходов (грунт, отходы от разборки асфальтовых и щебеночных покрытий), образовавшихся при реализации адресной программы по инженерному обеспечению промышленной зоны «Ржевка» по государственному контракту №952645 от 18.05.2018 (заказчик -СПб ГКУ «ДИРЕКЦИЯ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ»), поступивших из природоохранной прокуратуры Санкт-Петербурга (вх. № 01-23522/19-0-0 :т 22.10.2019) и Северо-Западного Межрегионального управления Росприроднадзора вх. № 01-23654/19-0-0 от 23.10.2019), установлено наличие события административного правонарушения в области охраны окружающей среды, что является поводом для возбуждения тела об административном правонарушении на основании п. 2, п. 3 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Сброс отходов грузовым автотранспортом вне специально отведенных мест на почву подтвержден фотоматериалами заявителя.
В соответствии с ситуационной схемой, представленной заявителем, сброс отходов осуществлялся на земельном участке кадастровый № 78:11:0006124:138 по адресу: Санкт-Петербург, муниципальный округ Ржевка, проспект Маршала Блюхера, участок 139 с видом разрешенного использования: автомобильный транспорт, который по данным геоинформационной системы Санкт-Петербурга находится в собственности.
Имелись признаки нарушений требований п. 1 ст. 34, ст. 37, п. 1, п. 2 ст. 51, ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 11, п. 5, п. 7 ст. 12, ст. 13.4, ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», что свидетельствовало : наличии событий административных правонарушений, предусмотренных ч. 1, ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ.
С использованием инвестиционного портала Санкт-Петербург установлено, что площадь производственной зоны «Ржевка» составляет 374,0 га, территориальный резерв: 31,52 га. Производственная зона «Ржевка» расположена на северо-востоке Красногвардейского района Санкт-Петербурга, в бассейне реки Охты. С севера и запада территория ограничена железной, с юга— ш. Революции, с юго-востока— рекой Охтой. В производственной зоне находятся Охтинский разлив и садоводческие товарищества. Южнее расположен жилой массив Ржевка-Пороховые. «Ржевка» входит в число перспективных производственных зон. Начиная : 2014 г. Санкт-Петербург проводит мероприятия по строительству объектов инженерной z транспортной инфраструктуры в рамках развития инвестиционной привлекательности города. Протяженность улично-дорожной сети Красногвардейского района составляет 335,4 км. Градостроительная документация утверждена постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.04.2010 №518. Тендер №0372200054319000006 - Обеспечение сохранности объекта строительства: «Транспортная инфраструктура и сопутствующие инженерные сети и сооружения з производственной зоне «Ржевка» - пр. Маршала Блюхера на участке от пр. Индустриального до ул. Коммуны и ул. Головкинская на участке от ул. Коммуны до пр. Индустриального». Заказчик СПБ ГКУ «ДИРЕКЦИЯ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРОЕКТОВ» 191124, Санкт-Петербург, ул. Новгородская, д. 20, лит. А, пом. 2-Н, каб. 9.4.11, тел. 320-5016, 246-1599). Проведен обзор договоров между СПБ ГКУ «ДИРЕКЦИЯ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРОЕКТОВ» и АО «ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ» (далее - АО «ПО «ВОЗРОЖДЕНИЕ»),зарегистрированного 25.07.1997 по адресу: 198095, Санкт-Петербург, переулок Михайловский, дом 4А, литера А, помещения 1-Н,2-Н, офис 157, тел. 326-8522, 252-2693, 326-8545.
Основным видом деятельности указанного юридического лица является строительство автомобильных дорог и автомагистралей (42.11).
С учетом изложенного, определением от 29.10.2019 № 001-2019УОвд-553 в отношении АО «ПО «ВОЗРОЖДЕНИЕ» (ОГРН 1027804176883, ИНН7811062995) возбуждено дело об административном правонарушении. Определением от 29.10.2019 № 001-2019/0ис-553 истребованы сведения, необходимые для его разрешения. Указанные определения направлены заказной корреспонденцией с уведомлением по месту нахождения юридического лица.
30.10.2019 в присутствий понятых Киреева П.А. и Миронова Н.А. проведен осмотр указанной в обращении территории между Лапинским проездом и пр. Маршала Блюхера. Осмотр осуществлялся на основании п. 2 ст. 9, ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ст. 262 Гражданского кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ, предусматривающей, что граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся а государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику. Актуальная информация : правообладателе земельного участка кадастровый № 78:11:0006124:138 по адресу: Санкт-Петербург, муниципальный округ Ржевка, проспект Маршала Блюхера, участок 139 на момент осмотра отсутствовала. Прилегающая территория, состоящая из газонов, проезжей часта с покрытием, включая грунтовое покрытие, относится к элементам благоустройства в соответствии с п. 2.2, п. 2.5 Приложения 2 Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга :г 09.11.2016 № 961 (далее - Правила благоустройства № 961), располагающихся на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, свободной от прав третьих лиц.
Протоколом от 30.10.2019 № 001-2019/Пр-553 установлено, что проезд по пр. Маршала Блюхера и Лапинскому проезду ограничен. На въездах установлены информационные щиты, содержащие сведения, что АО «ПО «ВОЗРОЖДЕНИЕ» (www.vozr.rn. тел. 8(812)326-8522, ответственный за производство работ: руководитель контракта Загайный А.В., тел. 326-8884) осуществляет работы на объекте строительства: «Сети водоснабжения, водоотведения, газоснабжения вдоль границ квартала 25А и границ южной части квартала 24». Заказчик работ: СПб ГКУ «Дирекция по сопровождению промышленных проектов, тел.:8(812)320-5016, г акс:8(812)3205015.
При въезде с пр. Маршала Блюхера движение транспорта ограничено забором, установлен шлагбаум, который на момент осмотра был открыт. За ограждением организован бытовой городок и штаб строительства. На подъезде на момент осмотра велись земляные работы : использованием специализированной техники. Образующиеся при выполнении работ отходы складировались на прилегающей территории навалом. За бытовым городком объекта строительства рядом с ограждением производственной площадки, расположенной на земельных участках кадастровый № 78:11:0006124:127, 78:11:0006124:123, рельеф местности имеет ярко выраженный подъем в направлении земельного участка кадастровый № 78:11:0006124:138 но адресу: Санкт-Петербург, муниципальный округ Ржевка, проспект Маршала Блюхера, участок 139. На въезде на грунте видны следы протекторов от грузового транспорта, который может заезжать только через территорию с бытовым городком и штабом строительства.
Рядом с производственной площадкой, расположенной на земельном участке кадастровый 78:11:0006124:95 по адресу: Санкт-Петербург, Лапинский проспект, участок 28, (восточнее пересечения с Индустриальным проспектом) у ограждения с информационным щитом АО «ПО «ВОЗРОЖДЕНИЕ» на момент осмотра имелся отвал песка, проезд транспорта не возможен. Проход граждан обеспечен вдоль ограждения производственной площадки (база строительных материалов «Петрович») по территории общего пользования. В пределах земельного участка кадастровый № 78:11:0006124:138 по адресу: Санкт-Петербург, муниципальный округ Ржевка, проспект Маршала Блюхера, участок 139 велись землеройные работы с использованием специализированной техники. Имелись отвалы грунта. Грузовой самосвал бело-синего цвета с логотипом «ВОЗРОЖДЕНИЕ» выехал с указанного места в направлении бытового городка и штаба строительства, расположенного на проспекте Маршала Блюхера. Других мест заезда грузового транспорта на указанный участок не выявлено. Вдоль наезженной колеи на почву в пределах земельного участка кадастровый № 78:11:0006124:138 в примыкающих к нему части участка кадастровый № 78:11:0006124:42 (адрес: Санкт-Петербург, улица Коммуны, участок 1, (северо-западнее дома 87, литера А по улице Коммуны) и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, свободной от прав третьих лиц, в том числе в береговой полосе пруда ID_W02777 вне гениально отведенных мест на почву сброшены отходы, образовавшиеся при снятии дорожного полотна: грунт с щебнем из основания дорожного полотна, отходы бетона и асфальтобетона, лом асфальта в кусковой форме. Указанная территория не является объектом размещения отходов. Выявленный факт сброса отходов вне специально отведенных мест свидетельствует о несоблюдении при производстве работ требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании и утилизации отходов, установленных п. 1, п. 2 ст. 51, п. 1 ст. 34, п. 1 ст. 35, п. 3 ст. 37 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 10, п. 7 ст. 12, ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 1.10.1 Приложением 5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Г 1н:-гг-Петербурга от 09.11.2016 № 961, ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации. Г смотр территорий проводился с применением средств фотофиксации. В качестве способа фиксации применялась мобильное устройство модели iPhone 8 Plus номер MQ8L2FS/A серийный номер F17VR3XSJCM2.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, сброшенные отходы могут быть отнесены к следующим видам:
Код | Наименование | Класс опасности |
8 30 200 01 71 4 | лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий | IV |
3 48 521 11 20 4 | отходы щебня, обработанного битумом в производстве асфальта | IV |
4 59 911 И 40 4 | щебень известняковый, доломитовый, загрязненный нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%) | IV |
8 19 100 03 21 5 | отходы строительного щебня незагрязненные | V |
8 11 111 И 49 4 | отходы грунта при проведении открытых земляных работ малоопасные | IV |
8 11 100 01 49 5 | грунт, образовавшийся при проведении землеройных работ, не загрязненный опасными веществами | V |
8 22 911 11 20 4 | лом бетонных, железобетонных изделий в смеси при демонтаже строительных конструкций | IV |
На основание п. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» подтверждение отнесения к конкретному классу гласности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.
Указанные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и ч способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, что не выполнено при Производстве работ на объекте. Данный факт свидетельствует о ненадлежащем производственном контроле.
Деятельность по обращению с отходами, сопряженная со сбросом строительных отходов вне специально отведенных мест рядом с водным объектом и на его водосборной площади, приводит к изменению естественного рельефа местности, ухудшению качественных характеристик земельного участка, несет угрозу загрязнения водного объекта.
Основным видом деятельности ООО «СК «МОСТООТРЯД-17» является строительство автомобильных дорог и автомагистралей. Указанное юридическое лицо отсутствует в Едином реестре субъектом малого и среднего предпринимательства, размещенном на официальном сайте Федеральной налоговой службы (https://wwvv.nalog.ru)
Представлены:
договор № 22-000/2018 от 06.07.2018 между ООО «СК «МОСТООТРЯД-17» и ООО «БаЛеон» (исполнитель) на оказание услуг по организации приема с последующей утилизацией грунта и строительных отходов из выработок, образовавшихся при разработке котлованов, не загрязненных опасными веществами, V класса опасности для вертикальной планировке, отсыпке участков земель в целях дальнейшего использования по назначению;
договор № 08-19-Р от 24.01.2019 между ООО «СК «МОСТООТРЯД-17» и ООО «СпецАвтоТехника» на оказание услуг по организации вывоза и передачи
размещение, утилизацию грунта, отходов 4 и 5 классов опасности с объектов заказчика на полигон;
справка сдачи-приемки строительных отходов за 3 квартал 2019 на 26036,78 т. грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ, переданных на утилизацию ООО «БаЛеон» (Ленинградская область, Всеволожский район, в районе д. Вартемяги);
справка сдачи-приемки строительных отходов за 3 квартал 2019 на 10884,3 т. грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ, переданных на утилизацию СЮО «БаЛеон» (Ленинградская область, Всеволожский район, в районе д. Вартемяги);
справка сдачи-приемки строительных отходов за 3 квартал 2019 на 14297,29 т. грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ, переданных на утилизацию СЮО «БаЛеон» (Ленинградская область, Всеволожский район, в районе д. Вартемяги);
акт ООО «ПРОФСПЕЦТРАНС» № Т-9824 от 11.10.2019, в соответствии с которым в 5 квартале от ООО «СК «МОСТООТРЯД-17» принято:
*на обработку 0,402 т отходов IV класса опасности- мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный);
*на размещение 1,440 т. отходов IV класса опасности- осадок (шлам) механической очистки нефтесодержащих сточных вод, содержащий нефтепродукты в количестве менее 15%;
*на утилизацию 3,220 т. отходов V класса опасности- лом и отходы изделий из полиэтилена незагрязненные (кроме тары);
справка сдачи-приемки строительных отходов за 2 квартал 2019 на 4777,2 т. грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ,- переданных на утилизацию ООО «БаЛеон» (Ленинградская область, Всеволожский район, в районе д. Вартемяги);
акт приема-передачи строительных отходов за июнь 2019 на 1188,0 т. грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ, переданных на утилизацию СОО «БаЛеон» (Ленинградская область, Всеволожский район, в районе д. Вартемяги;
справка сдачи-приемки строительных отходов за 2 квартал 2019 на 13073,4 т. грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ, переданных на утилизацию СОО «БаЛеон» (Ленинградская область, Всеволожский>.район, в районе д. Вартемяги);
акт ООО «ПРОФСПЕЦТРАНС» № Т-8180 от ll.0t.2019, в соответствии с которым ас 2 квартале от ООО «СК «МОСТООТРЯД-17» принято:
*на обработку 0,475 т отходов IV класса опасности- мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный);
*на размещение 1,625 т. отходов IV класса опасности- осадок (шлам) механической очистки нефтесодержащих сточных вод, содержащий нефтепродукты в количестве менее 15%;
*на утилизацию 7,430 т. отходов V класса опасности- лом и отходы изделий из полиэтилена незагрязненные (кроме тары);
справка сдачи-приемки строительных отходов за 1 квартал 2019 на 12025,8 т. грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ, переданных на утилизацию ГОО «БаЛеон» (Ленинградская область, Всеволожский район, в районе д. Вартемяги);
справка сдачи-приемки строительных отходов за 1 квартал 2019 на 4006,8 т. грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ, переданных на утилизацию IOO «БаЛеон» (Ленинградская область, Всеволожский район, в районе д. Вартемяги);
справка сдачи-приемки строительных отходов за 1 квартал 2019 на 7824,6 т. грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ, переданных на утилизацию - ЭО «БаЛеон» (Ленинградская область, Всеволожский район, в районе д. Вартемяги);
справка сдачи-приемки строительных отходов за 1 квартал 2019 на 885,6 т. грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ, переданных на утилизацию ZOO «БаЛеон» (Ленинградская область, Всеволожский район, в районе д. Вартемяги);
справка сдачи-приемки строительных отходов за 1 квартал 2019 на 3664,8 т. грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ, переданных на утилизацию ООО «БаЛеон» (Ленинградская область, Всеволожский район, в районе д. Вартемяги);
справка сдачи-приемки строительных отходов за 1 квартал 2019 на 4881,6 т. грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ, переданных на утилизацию ООО «БаЛеон» (Ленинградская область, Всеволожский район, в районе д. Вартемяги);
справка сдачи-приемки строительных отходов за 1 квартал 2019 на 7884 т. грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ, переданных на утилизацию ООО «БаЛеон» (Ленинградская область, Всеволожский район, в районе д. Вартемяги);
справка сдачи-приемки строительных отходов за 1 квартал 2019 на 1490,4 т. грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ, переданных на утилизацию ООО «БаЛеон» (Ленинградская область, Всеволожский район, в районе д. Вартемяги),
протокол биотестирования аналитической лаборатории «Элелон ООО «Экотехника» 31 13887-бт от 05.09.2018 на грунт, образовавший при проведении землеройных работ, -:- загрязненный опасными веществами (V класс опасности);
протокол биотестирования аналитической лаборатории «Элелон ООО «Экотехника» № 13893-бт от 05.09.2018 на лом железобетонных изделий, отходов железобетона в кусковой форме (V класс опасности);
протокол биотестирования аналитической лаборатории «Элелон ООО «Экотехника» №13893-бт от 05.09.2018 на отходы строительного щебня незагрязненные (V класс опасности).
таблицы данных учета отходов за 1-3 кварталы 2019, в соответствии с которыми на объекте «Сети водоснабжения водоотведения, газоснабжения вдоль границ квартала 25 А и границ южной части квартала 24»:
*в 1 квартале 2019 образовалось 42754,92 т отходов, из них передано на утилизацию 42753,6 т, на захоронение-1,32 т.;
*в 2 квартале 2019 образовалось 19040,7 т отходов, из них передано на утилизацию 19038,6 т, на захоронение-2,1 т.;
*в 3 квартале 2019 образовалось 46605,174 т отходов, из них передано на утилизацию -т603,31 т, на захоронение-1,86 т.
Отсутствуют сведения о наличии у ООО «СК «МОСТООТРЯД-17» паспортов отходов I-IY класса опасности, данные об образовании и накоплении отходы асфальтобетона и/или асфальтобетонной смеси в кусковой форме (IV класс опасности).
В соответствии с выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое -существо и сделок с ним от 01.11.2019 № 78/001/013/2019-80308 правообладателем земельного участка кадастровый № 78:11:0006124:138 по адресу: CaHicV-Петербург, муниципальный округ. -жевка, проспект Маршала Блюхера, участок 139 является Санкт-Петербург. Государственная собственность на указанный земельный участок не разграничена.
Таким образом, по состоянию на 30.10.2019 в 16:00 ООО «СК «МОСТООТРЯД-17» при выполнении работ по договору субподряда № 1-МО-18 от 06.06.2018 не обеспечило безопасные для окружающей среды условия и способы при накоплении отходов, образовавшихся zz объекте «Сети водоснабжения водоотведения, газоснабжения вдоль границ квартала 25А z границ южной части квартала 24». В результате действий ООО «СК «МОСТООТРЯД-17» на почву вне специально отведенных мест в пределах земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена: кадастровый №78:11:0006124:138 по адресу: Санкт-Петербург, муниципальный округ Ржевка, проспект Маршала Блюхера, участок 139 z прилегающей к нему территории в береговой полосе пруда ID_W02777 были сброшены отходы, образовавшиеся при снятии дорожного полотна: грунт с щебнем из основания дорожного полотна, отходы бетона и асфальтобетона, лом асфальта в кусковой форме которые в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росрироднадзора от 22.05.2017 № 242, могут быть отнесены к IV-V классам опасности. Указанная территория не является объектом размещения отходов и находится за пределами площадки производства работ. Выявленный факт является нарушением требований п. 1, п. 2 г- 51, п. 1 ст. 34, п. 2,3 ст. 37 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 10, п. 7 ст. 12, п. 1, п. 2 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно объяснениям генерального директора ООО «СК «МОСТООТРЯД-17» Ашихмина Андрея Владимировича, от 29.11.2019, на объекте производства работ в сентябре 2019 образовывались отходы V класса опасности, которые временно были перемещены на земельный участок жш2стровый №78:11:0006124:138 по адресу: Санкт-Петербург, муниципальный округ Ржевка, проспект Маршала Блюхера, участок 139 в целях их дальнейшей утилизации, обезвреживания, захоронения. По мнению указанного должностного лица, действия ООО «СК «МОСТООТРЯД-17» могут быть отнесены к категории малозначительных, поскольку не привели к существенному нарушению охраняемых общественных отношений. Кроме того, по состоянию на 29.11.2019 строительные отходы с указанного участка были вывезены.
В соответствии с протоколом от 29.11.2019 № 001-2019/Па-609: время совершения административного правонарушения: 30.10.2019 года в 16 часов 00 минут; Место совершения административного правонарушения: земельный участок кадастровый № 78:11:0006124:138 по адресу: Санкт-Петербург, муниципальный округ Ржевка, пр.Маршала Блюхера, участок 139 и прилегающая к нему территория, государственная собственность не разграничена (общего пользования), в береговой полосе пруда ID_WO2777.
Юридическому лицу - ООО «СК «МОСТООТРЯД-17», назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 175 000 (ста семидесяти тысяч) рублей.
В жалобе защитник «СК «МОСТООТРЯД-17» Грудин Ф.В. просит изменить постановление № 001-2019/П-609-1085 о назначении административного наказания от 11.12.2019 года, снизив размер штрафа до 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.
Защитник Грудин Ф.В., поддержала жалобу в полном объеме, просил снизить размер штрафа до 50 000 рублей.
Судья, изучив жалобу, исследовав доказательства, представленные в материалах дела об административном правонарушении, выслушав доводы защитника, полагает жалобу на постановление по делу об административном правонарушении подлежащей оставлению без удовлетворения, за необоснованностью, а постановление - без изменения, учитывая следующие обстоятельства.
Действия ООО «СК «МОСТООТРЯД-17» правильно квалифицированы по ч.1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Административное наказание назначено в соответствии с санкцией названной статьи.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно- эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объектом правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КРФоАП являются общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий.
Предметом выступают отходы производства и потребления, а также иные опасные вещества - бактериологические (биологические), химические, токсичные вещества.
В соответствии со ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В ходе производства по делу было установлено, что ООО «СК «МОСТООТРЯД-17», и в соответствии с ситуационной схемой, сброс отходов осуществляется на земельном участке кадастровый № 78:11:0006124:138 по адресу: Санкт-Петербург, муниципальный округ Ржевка, пр.Маршала Блюхера, участок 139 с видом разрешенного использования: автомобильный транспорт, который по данным геоинформационной системы Санкт-Петербурга находится в собственности.
Абзацы семнадцатый и девятнадцатый статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» различают понятия сбор и накопление отходов как разные виды деятельности по обращению с отходами. Так, под накоплением отходов понимается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения; под сбором отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение. При этом в силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Исходя из содержания части 2 ст.10 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» названной нормы закона, при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) накопления таких отходов в соответствии с установленными федеральными нормами и правилами и иными требованиями в области обращения с отходами.
15.11.2019 года от АО «ПО «ВОЗРАЖДЕНИЕ» поступили материалы, из которых следует, что работы по устройству водопровода, общественной и дождевой канализации в рамках проекта по строительству объекта: «Сети водоснабжения, водоотведения, газоснабжения вдоль границ квартала 25А и границ южной части квартала 24» выполняет ООО «СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ «МОСТООТРЯД-17» по договору субподряда № 1-МО-18 от 06.06.2018 года.
Обстоятельства совершения ООО «СК «МОСТООТРЯД-17» административного правонарушения подтверждаются протоколом осмотра от 30.10.2019 года № 001/2019/Пр-553 с приложением фотоматериалов, протоколом от 29.11.2019 года № 001-2019/Па-609 об административном правонарушении, постановлением о назначении административного наказания № 001-2019/П-609-1085 от 11.12.2019 года.
В соответствии с ч. 7 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно ч. 1, 2 ст. 51 Федерального Закона РФ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что требования в области охраны окружающей среды - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, организация и развитие системы экологического образования.
Применительно к положениям п. 1 ст. 34 Закона об охране окружающей среды такие виды хозяйственной деятельности, как, например, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, и тому подобные, оказывающие прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Указанная деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и складывающиеся в процессе ее осуществления экономические отношения должны включать в себя, в том числе, и мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с п. 2 ст. 37 ФЗ «Об охране окружающей среды» в редакции Федерального закона от 26 июня 2007 года N 118-ФЗ запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды.
Как следует из п. 1 ст. 44 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека, а также для обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных экологических систем. Здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Постановление принято должностным лицом органа, осуществляющего государственный экологический надзор, в соответствии с полномочиями, установленными ст. 23.29 КРФоАП. Факт проведения административного расследования по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.2 КРФоАП, не препятствует должностному лицу надзорного органа рассмотреть такое дело самостоятельно и вынести постановление с назначением наказания, не относящегося к исключительной прерогативе суда.
Из материалов дела усматривается, что протокол об административном правонарушении, иные протоколы составлены уполномоченным должностным лицом, в строгой последовательности, противоречий и каких-либо нарушений закона при их составлении не усматривается, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколах отражены.
На 30.10.2019 в 16:00 ООО «СК «МОСТООТРЯД-17» при выполнении работ по договору субподряда № 1-МО-18 от 06.06.2018 не обеспечило безопасные для окружающей среды условия и способы при накоплении отходов, образовавшихся zz объекте «Сети водоснабжения водоотведения, газоснабжения вдоль границ квартала 25А z границ южной части квартала 24». В результате действий ООО «СК «МОСТООТРЯД-17» на почву вне специально отведенных мест в пределах земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена: кадастровый №78:11:0006124:138 по адресу: Санкт-Петербург, муниципальный округ Ржевка, проспект Маршала Блюхера, участок 139 z прилегающей к нему территории в береговой полосе пруда ID_W02777 были сброшены отходы, образовавшиеся при снятии дорожного полотна: грунт с щебнем из основания дорожного полотна, отходы бетона и асфальтобетона, лом асфальта в кусковой форме которые в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росрироднадзора от 22.05.2017 № 242, могут быть отнесены к IV-V классам опасности. Указанная территория не является объектом размещения отходов и находится за пределами площадки производства работ. Выявленный факт является нарушением требований п. 1, п. 2 г- 51, п. 1 ст. 34, п. 2,3 ст. 37 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 10, п. 7 ст. 12, п. 1, п. 2 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Так, в силу требований ст. 26.1 КРФоАП установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Имеющимся в деле доказательствам дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Выявленные нарушения, это нарушения требований законодательства в части обращения с отходами производства и потребления создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
ООО «СК «МОСТООТРЯД-17» имело возможность для соблюдения требований в области охраны окружающей среды при осуществлении своей деятельности, но не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, отступив от предусмотренной проектной документации мероприятий по охране окружающей среды.
ООО «СК «МОСТООТРЯД-17» обязано было накапливать отходы в специально отведенных местах на месте производства работ, а не сбрасывать их на почву на прилегающую территорию.
Вопреки доводам жалобы, в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КРФоАП были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Рассмотрев жалобу по правилам части 1 статьи 30.16 КРФоАП, полагаю, что она не содержит правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого решения административного органа, поскольку ее доводы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся доказательств. Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену или изменение оспариваемых постановления, не установлено. Неустранимые сомнения в виновности ООО «СК «МОСТООТРЯД-17» отсутствуют.
Наказание назначено в пределах санкции ч.1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера и обстоятельств правонарушения, полномочным лицом, в установленный статьей 4.5 КРФоАП срок, обжалуемое постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
При таких обстоятельствах, принятое решение является законным и обоснованным, поскольку: фундаментальных нарушений прав лица, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении, влекущих за собой безусловную отмену постановления, не допущено; производство по административному делу произведено надлежащим образом; действия ООО «СК «МОСТООТРЯД-17» квалифицированы правильно; вина установлена и подтверждена совокупностью исследованных доказательств, отвечающих требованиям ст.26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; наказание назначено в соответствии с санкцией, установленной ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательств, подтверждающих несоответствие установленных обстоятельств действительности, судье представлено не было.
Таким образом судья полагает, что обстоятельства, предусмотренные ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, установлены надлежащим образом, в связи с чем, оснований для отмены либо изменения постановления заместителя главного государственного инспектора Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды, и удовлетворения жалобы не усматривается.
Учитывая указанные обстоятельства и руководствуясь ст.30.6 ; п.1 ч.1 ст.30.7, ст. 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу от26 декабря 2019 года защитника юридического лица -Общества с ограниченной ответственностью «СК «МОСТООТРЯД-17», Грудина Федора Викторовича, на постановление № 001-2019/П-609-1085 о назначении административного наказания от 11.12.2019 года, вынесенное заместителем председателя Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности заместителем главного государственного инспектора Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды Кучаевым Александром Викторовичем, по ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «МОСТООТРЯД-17» (ООО «СК «Мостоотряд-17»), о признании юридического лица – ООО «СК «МОСТООТРЯД-17», виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и о наложении на юридическое лицо- ООО «СК «МОСТООТРЯД-17», административного наказания по ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 175 000 (ста семидесяти пяти тысяч) рублей, оставить без удовлетворения, а постановление без изменения.
Копию решения направить юридическому лицу, защитнику, в Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (191123, Санкт-Петербург, ул.Чайковского, дом № 20, лит. В).
Решение может быть обжаловано юридическим лицом, должностным лицом, составившим протокол, защитником и опротестовано прокурором в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток с момента его вынесения или получения, путем направления жалобы через Дзержинский районный суд города Санкт-Петербурга.
Судья Л.Н.Бражникова