ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-137/2016 от 04.07.2016 Хабаровского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 12-137/2016

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

г. Хабаровск 04 июля 2016 года

Судья Хабаровского районного суда Хабаровского края Чуешкова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного специалиста Отдела административного обеспечения управления государственного жилищного надзора управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края на постановление мирового судьи судебного участка № 68 Хабаровского района Хабаровского края от 05.05.2016 года по делу об административном правонарушении о привлечении генерального директора ООО «УК «Жилфонд» ФИО1, к административной ответственности по ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ консультантом отдела административного обеспечения государственного жилищного надзора управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Управляющая компания «Жилфонд» ФИО1, по ст. 14.1.3 ч.2 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении и материалы административного дела направлены для рассмотрения по существу мировому судье судебного участка № 68 Хабаровского района Хабаровского края.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 68 от 05 мая 2016 года, действия генерального директора ООО «УК «Жилфонд» ФИО1, переквалифицированы с ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ на ч.4 ст. 9.16 КоАП РФ. Генеральный директор ООО «Управляющая компания «Жилфонд» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 9.16 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, представитель отдела административного обеспечения управления государственного жилищного надзора управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, обратился в суд с апелляционной жалобой, которая мотивирована следующим.

ДД.ММ.ГГГГ в рамках проверки по обращению гражданина, проживающего в многоквартирном <адрес>, на основании распоряжения начальника управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ, проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения ООО «УК «Жилфонд» лицензионных требований по осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом.

По результатам проверки установлено нарушение требований ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, пп. «б», «в» п. 3 Постановления Правительства РФ от 28.10.2014 3 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домами», выразившееся в отсутствии договора с энергоснабжающей организацией на поставку электрической энергии. Тем самым установлено, что генеральный директор ООО «УК «Жилфонд» ФИО1, не предпринял все зависящие от него меры по соблюдению требований жилищного законодательства, нарушив требования п.п. «б», «в» п. 3 Постановления Правительства РФ от 28.10.2014 3 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домами», выразившиеся в отсутствии договора с энергоснабжающей организацией на поставку электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, также допустил нарушения условий договора управления № 25 от 14.04.2015, что является нарушением требования ч. 2 ст. 162 ЖК РФ (является одним из лицензионных требований).

Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ являются общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, представляет собой состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ и в рассматриваемой части является специальной правовой нормой (применяется только в отношении лицензиатов) имеющей приоритет над общими нормами.

Неприменение специальной нормы к рассматриваемым правоотношениям, имеющим приоритет над общей нормой, свидетельствует о существенном нарушении мировым судом норм процессуального права, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.

Поскольку допущенные мировым судом нарушения носят существенный характер и повлияли на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, постановление мирового судьи, по мнению заявителя жалобы, нельзя признать законными и обоснованными.

Кроме того, автор жалобы считает, что при рассмотрении дела по существу, мировой судья дал неверную оценку протоколу об административном правонарушении и материалам дела, квалифицировав административное правонарушение по ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ.

На основании изложенного, заявитель жалобы просит постановление мирового судьи отменить и вернуть административное дело на новое рассмотрение в судебный участок № 68 Хабаровского района Хабаровского края.

В судебное заседание представитель Управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края не явился. О дате и времени рассмотрения жалобы извещен судом надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.

На основании ст. 30.6 КоАП РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившегося лица.

В судебном заседании представитель генерального директора ООО «УК «Жилфонд» ФИО1 – ФИО3 (по доверенности) суду пояснил, что с доводами жалобы не согласен в полном объеме. Постановление мирового судьи считает законным и обоснованным. Должностным лицом ФИО1 действительно было допущено нарушение – не был заключен договор на предоставление электроэнергии с энергоснабжающей организацией и эти действия правильно квалифицированы мировым судьей по ст. 9.16 ч. 4 КоАП РФ.

Выслушав пояснения представителя генерального директора ООО «УК «Жилфонд» ФИО1 – ФИО3, изучив доводы жалобы и материалы административного дела, проверив законность постановления мирового судьи от 05 мая 2016 года по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО «УК «Жилфонд» ФИО1, который признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 статьи 9.16 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 5 000 рублей, приходит к следующему.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 14.1.3 ч. 2 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Статья 14.1.3 КоАП РФ вступила в силу с 1 января 2015 г.

Объектами правонарушения по ст. 14.1.3 КоАП РФ являются общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Порядок лицензирования в этой сфере регламентирован ЖК РФ.

Объективная сторона правонарушения (ч. 2 ст. 14.1.3 ч. 2 КоАП РФ) выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7.23.1 КоАП РФ.

Лицензионными требованиями являются:

- регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;

- наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата;

- отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

- отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;

- отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии.

Кроме этого, Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" установлено, что до 1 мая 2015 г. юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, на дату обращения с заявлением о предоставлении лицензии должны соответствовать лицензионному требованию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ (соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных ч. 10 ст. 161 ЖК РФ).

Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.

Субъектами административных правонарушений являются индивидуальные предприниматели, должностные и юридические лица.

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица, уполномоченные рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, Управлением регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края ДД.ММ.ГГГГ. проведена, в соответствии с Распоряжением № 29-р от ДД.ММ.ГГГГ., внеплановая документарная проверка в отношении ООО «УК «Жилфонд» на предмет соблюдения лицензиатом лицензионных требований по осуществлению предпринимательской деятельности по управлению МКД.

Проверкой установлено, что на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ. и Договора управления от ДД.ММ.ГГГГ., управление МКД по <адрес>, осуществляет ООО «УК «Жилфонд», которое на момент проведения проверки, не заключило договор с энергоснабжающей организацией на поставку электрической энергии, что свидетельствует о нарушении требований ст. 161 ч. 2,3, ч. 2 ст. 162, ст 193 ч. 1 ЖК РФ, п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, пп. «б», «в» п. 3 Постановления Правительства РФ от 28.10.2014г. «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домами», условий договора управления от ДД.ММ.ГГГГ

Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ., в связи с чем, в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Управляющая компания «Жилфонд» ФИО1,ДД.ММ.ГГГГ. составлен административный протокол по ст. 14.1.3 ч.2 КоАП РФ.

Приведенные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении, распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки, актом проверки, предписанием, копией лицензии и другими материалами дела. Собранные по делу доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности соответствуют требованиям КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что ООО «Управляющая компания «Жилфонд осуществляет свою деятельность по управлению многоквартирным домом на основании лицензии.

Заключив договор управления многоквартирным домом, общество в силу ст. 161 ЖК РФ приняло на себя обязательство обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, соблюдать требования жилищного и иного законодательства и условия договора управления.

В соответствии с ч. 1 ст. 192 ЖК РФ, деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия). Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с ч. 1.3 ст. 161 ЖК РФ, деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного ч. 3 ст. 200 настоящего Кодекса случая.

Пунктом 4 ст. 4 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что основным принципом осуществления лицензирования является, в том числе установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

В силу положений части 1 статья 8 Закона о лицензировании, лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, что соответствует п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона о лицензировании, согласно которой утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности и принятие нормативных правовых актов по вопросам лицензирования отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.

Перечень в отношении лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014г. № 1110. Указанный нормативный правовой акт не отменен и является действующим.

Согласно статье 193 ЖК РФ, лицензионными требованиями являются:

регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;

наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата;

отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;

5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление
предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами
информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю
лицензии;

6) соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации,
установленных частью 10 статьи 161 настоящего Кодекса;

7) иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 Постановления № 1110, лицензионными требованиями к лицензиату (то есть к лицу уже, получившему лицензию), устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются:

а) соблюдение требований, предусмотренных ч. 2,3 ст.161 ЖК РФ;

б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным
домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ;

в) соблюдение требований, предусмотренных ч.1 ст. 193 ЖК РФ.

Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013г. № 416 установлен порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, а также правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно преамбуле раздела 1 и п. 1 Постановления № 416, правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом.

В развитие указанного понятия в п. 2 Постановления № 416 установлено, что под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных ст. 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.

Указанные правила осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом включают в себя, в том числе и все обязательства управляющей компании по договору управления, однако не ограничиваются только лишь теми обязательствами, которые в договор включены.

Подпунктом «Ж» пункта 4 раздела II «Стандарты управления многоквартирным домом» организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе:

- начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

заключение договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида, а также договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);

оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме;

- осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида;

- ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" исполнитель (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги) обязан:

- предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства;

- заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов;

производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги;

- производить проверку правильности исчисления, предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя;

при наличии коллективного прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета;

осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей);

- принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета;

- уведомлять потребителей не реже 1 раза в квартал путем указания в платежных документах сведений, касающихся снятия показаний по индивидуальным приборам учета.

Постановления Правительства Российской Федерации № 354 и № 416 определяют правила, по которым осуществляется предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами, подлежащая лицензированию, и соблюдение таких правил не может быть признано противоречащим ч. 4 ст. 8 Закона о лицензировании, как требование о соблюдении законодательства Российской Федерации в упомянутой сфере в целом.

Согласно п. 67 Постановления № 354, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления.

Согласно п. 4 ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009г. № 261-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.

Таким образом, поскольку деятельность по управлению многоквартирными домами, осуществляемая на основании договора управления, ведется на основании лицензии, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме является лицензионным требованием (п. 7 ч. 1 ст. 193, ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, п. 3 Положения о лицензировании, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014г. N 1110), в связи с чем, осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным жилым домом с нарушением лицензионных требований образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, которая в рассматриваемой ситуации является специальной правовой нормой (применяется только в отношении лицензиатов) и имеет приоритет над общими нормами, установленными, в том числе в ст. 9.16 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, действия (бездействие) генерального директора ООО «Управляющая компания «Жилфонд» ФИО1, выразившееся в нарушении требований действующего законодательства, не обеспечении при осуществлении своих должностных обязанностей по управлению многоквартирным домом, соблюдения лицензионных требований, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, являющихся общеобязательными, и не принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

В связи с чем, доводы жалобы о том, что в действиях генерального директора ООО «Управляющая компания «Жилфонд» ФИО1, отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.16 ч. 4 КоАП РФ, принимается судом во внимание, поскольку основан на приведенных ранее нормах действующего законодательства.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 68 от 05 мая 2016 года действия генерального директора ООО «УК «Жилфонд» ФИО1 переквалифицированы с ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ на ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ. Генеральный директор ООО «Управляющая компания «Жилфонд» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 9.16 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного и установленных в судебном заседании обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что допущенные судом первой инстанции нарушения носят существенный характер и повлияли на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении. В связи с чем, постановление мирового судьи нельзя признать законными и обоснованными.

В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Поскольку, срок, предусмотренный ч.3 ст. 4.5 КоАП РФ для привлечения должностного лица – генерального директора ООО «УК «Жилфонд» ФИО1 к административной ответственности по ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ не истек, то дело об административном правонарушении подлежит возвращению на новое рассмотрение мировому судье.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7 – 30.8 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Апелляционную жалобу Управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края – удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 68 Хабаровского района Хабаровского края от 05.05.2016 года по делу об административном правонарушении о привлечении генерального директора ООО «УК «Жилфонд» ФИО1, к административной ответственности по ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ – отменить.

Материалы дела об административном правонарушении о привлечении генерального директора ООО «УК «Жилфонд» ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ – направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции мировому судье судебного участка № 68 Хабаровского района Хабаровского края.

Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в порядке ст. 30.14 КоАП РФ.

Судья В.В. Чуешкова