ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-137/2017 от 27.03.2017 Ленинскогого районного суда г. Саранска (Республика Мордовия)

Дело № 12-137/2017

РЕШЕНИЕ

г. Саранск 17 мая 2017 года

Судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия ФИО3,

при секретарях судебного заседания Киселевой И. В., Яшковой А. В.,

с участием:

лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - заместителя Председателя Правительства – Министра строительства архитектуры Республики Мордовия ФИО4, его защитника Негодовой А. Н., действующей на основании доверенности от 27 марта 2017 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Заместителя Председателя Правительства – Министра строительства и архитектуры Республики Мордовия ФИО4 на постановление руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия ФИО5 от 29 марта 2017 года №4 о его привлечении к административной ответственности по статье 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей,

установил:

постановлением руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия (далее по тексту – УФК по Республике Мордовия) ФИО5 от 29 марта 2017 года №4 заместитель Председателя Правительства – Министр строительства и архитектуры Республики Мордовия ФИО4 привлечен к административной ответственности по статье 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП Российской Федерации) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Не согласившись с постановлением ФИО4 через своего защитника обратился в суд с жалобой на данное постановление, в котором просит отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении по следующим основаниям:

В деянии ФИО4 отсутствует сам факт совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.3 КоАП Российской Федерации, в связи с тем, что в деятельности Минстроя Республики Мордовия как главного распорядителя бюджетных средств отсутствует нарушение бюджетного законодательства, а именно условий предоставления межбюджетных трансфертов, предусмотренного статьей 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Средства субсидии, в том числе и часть республиканского софинансирования, направлены на реализацию именно рассматриваемого мероприятия по Соглашению, то есть в соответствии с ее целевым назначением. В целях выполнения условий Соглашения были заключены государственные контракты и договоры.

Несвоевременное выполнение подрядчиками работ по заключенным государственным контрактам не относится к предмету правового регулирования бюджетного законодательства, и соответственно, их исполнение не связано с окончанием финансового года.

В постановлении о назначении административного наказания, в протоколе об административном правонарушении не указаны нормы, предусматривающие именно порядок расходования денежных средств, нарушение которых можно вменить ФИО4

Указывая в протоколе и постановлении на нарушение пункта 3.3.2 Соглашения УФК по Республике Мордовия не дает правовую оценку пункту 3.3.1 Соглашения, в соответствии с которым перечисление субсидии из федерального бюджета осуществляется УФК по Республике Мордовия после представления получателем бюджетных средств в установленном порядке платежных документов, необходимых для оплаты денежных обязательств по расходам, и документов, необходимых для оплаты денежных обязательств по расходам, и документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств получателя средств бюджета Республики Мордовия, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия.

Соглашение позволяет перечислять средства субсидии не только в целях возмещения уже исполненных расходов (в соответствии с пунктом 3.3.2), но для оплаты только принятых работ, но еще не оплаченных за счет средств республиканского бюджета.

Заключенное Соглашение исполнено, в целях его реализации заключены государственные контракты, по части работ принято исполнение, в связи с чем, уели, на которые предоставлялась субсидия достигнуты.

Сам по себе факт неоплаты именно в 2016 году по государственным контрактам и договорам не может считаться неисполнением Соглашения и нарушением его условий, так как отношения между заказчиком и подрядчиком, в том числе при принятии работ, не регулируются бюджетным законодательством, а охватываются гражданским законодательством и законодательством о контрактной системе в сфере закупок.

В связи с чем приходит к выводу, что отсутствуют признаки бюджетного нарушения, соответственно отсутствует и сам факт совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.3 КоАП Российской Федерации.

Кроме того, указывает, что в оспариваемом постановлении о назначении административного наказания не установлен в чем состояло неисполнение либо ненадлежащее исполнения должностных обязанностей ФИО4 УФК по Республике Мордовия в постановлении дал неверную правовую оценку пункту 12 Положения о Министерстве строительства и архитектуре Республики Мордовия, согласно которому министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство полномочий. Установление в положении о министерстве правила о персональной ответственности руководителя не говорит о том, что он автоматически, при выявлении в деятельности министерства нарушения законодательства, привлекается к административной ответственности.

На основании изложенного просит суд отменить постановление руководителя УФК по Республике Мордовия от 29 марта 2017 года № 4 и прекратить производство по делу.

В судебное заседание ФИО4 не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом.

Защитник ФИО4Негодова А.Н., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала по основаниям в ней изложенным, а также в замечаниях на возражения УФК по Республике Мордовия.

Свидетель ФИО1 в судебном заседании подтвердил обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении и постановлении о назначении административного наказания. Дополнительно судье пояснил, что УФК по Республике Мордовия не проверяло исполнение работ по вышеуказанному Соглашению, а проверяло соблюдение пропорционального соотношения софинансирования при строительстве объекта.

Свидетель ФИО2 судье пояснил, что данные действия Минстроем Республики Мордовия были совершены намеренно, чтобы не возвращать денежные средства в федеральный бюджет.

Выслушав участников процесса, свидетелей, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии со статьей 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются, в том числе в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 130 БК РФ межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации. Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Согласно статье 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении полномочий по предметам совместного ведения, указанным в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 132 БК РФ предусмотрено, что цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 06 августа 2014года № 775 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъекта Российской Федерации на софинансирование объектов инфраструктуры, обеспечивающих функционирование спортивных объектов, необходимых для подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу» (далее по тексту - Правила № 775) между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительством Республики Мордовия заключено Соглашение от 30 июня 2016 года № 05-283/С (с изменениями, внесенными дополнительными соглашениями от 14 июля 2016 г. № 1, от 19 октября 2016 года № 2) о предоставлении субсидии в 2016 году из федерального бюджета бюджету Республики Мордовия на софинансирование расходных обязательств по реализации мероприятия «Подготовка коммунальной инфраструктуры, обеспечивающей функционирование спортивных объектов» подпрограммы «Создание условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ граждан России» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 4 Правил № 775 одним из условий предоставления субсидии являются наличие утвержденной государственной программы субъекта Российской Федерации с включенными в нее соответствующими мероприятиями Программы.

Постановлением Правительства Республики Мордовия от 04 октября 2013 года № 450 утверждена Республиканская целевая программа «Подготовка к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу на 2013 - 2018 годы», согласно разделу 5 которой ответственным исполнителем за выполнение соответствующих мероприятий определено Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2014 года № 2486-р утверждено распределение субсидий, предоставляемых в 2014-2016 годах из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов инфраструктуры, обеспечивающих функционирование спортивных объектов, необходимых для подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, включенных в подпрограмму «Подготовка инфраструктуры, обеспечивающей функционирование спортивных объектов» Программы подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, в том числе Республике Мордовия в общей сумме <данные изъяты>, из них в том числе и по объекту капитального строительства: расширение и реконструкция водопровода г. Саранск. II пусковой комплекс
для обеспечения водоснабжением объектов чемпионата мира по футболу (стадион
на45000 зрительских мест, в г. Саранск, в районе ул. Волгоградская, аэропорт,
железнодорожный вокзал в сумме <данные изъяты>.

В Приложении № 6 «Ведомственная структура расходов республиканского бюджета Республики Мордовия на 2016 год» к Закону Республики Мордовия от 22 декабря 2015 года № 89-3 «О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2016 год» Минстрою Республики Мордовия как главному распорядителю бюджетных средств утверждены расходы на реализацию мероприятий по подготовке и проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году в Российской Федерации по республиканской целевой программе «Подготовка к доведению в 2018 году чемпионата мира по футболу» в общей сумме <данные изъяты>, в том числе:

- софинансирование расходов на реализацию мероприятия, направленных на
расширение и реконструкцию водопровода г. Саранск. II пусковой комплекс для обеспечения водоснабжением объектов чемпионата мира по футболу (стадион на -5000 зрительских мест, в г. Саранск, в районе ул. Волгоградская, аэропорт, железнодорожный вокзал утверждено по кодам бюджетной классификации расходов: главе 804 «Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия», разделу/подразделу 0502, целевой статье 06А0250301, виду расходов -414 в сумме <данные изъяты>;

- расходы республиканского бюджета, в целях софинансирования которых
республиканскому бюджету предоставляются из федерального бюджета субсидии
по КБК: 804 0502 06A02R0301 в сумме <данные изъяты>;

Пунктом 7 Правил № 775 установлен уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидии в размере 40 процентов.

Согласно отчету Минстроя Республики Мордовия о выполнении мероприятий о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации, финансируемых с участием средств федерального бюджета в 2016 году, по состоянию на 31 декабря 2016 г. по объекту капитального строительства:

- строительство стадиона на 45000 зрительских мест, г. Саранск, в районе ул.
Волгоградская. Сети теплоснабжения:

предусмотрено соглашением на 2016 год финансирование в общей сумме <данные изъяты>, из них: за счет средств федерального бюджета в сумме <данные изъяты>; средств бюджета субъекта (республиканского бюджета Республики Мордовия) в сумме <данные изъяты>;

фактическое поступление средств (кассовый расход) составило в общей сумме <данные изъяты>, из них: за счет средств федерального бюджета в сумме <данные изъяты>; средств бюджета субъекта (республиканского бюджета Республики Мордовия) в сумме <данные изъяты>;

фактическое освоение средств составило в общей сумме 46 919130 рублей, из них: за счет средств федерального бюджета в сумме <данные изъяты>: средств бюджета субъекта (республиканского бюджета Республики Мордовия) в сумме <данные изъяты>.

Согласно отчету об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета Министерства строительства и архитектуры Республики Мордовия Республики Мордовия по состоянию на 01 января 2017 г. (ф. - 0503127) получил от финансового органа Республики Мордовия бюджетные ассигнования в размере <данные изъяты> в полном объёме, однако не распределил указанные бюджетные ассигнования для получателя бюджетных средств (ГОСУКС Республики Мордовия), чем свидетельствует расходное расписание № 81 от 16 ноября 2016 года.

Таким образом, в нарушение требований Правил и вопреки условиям Соглашения Министерством строительства и архитектуры Республики Мордовия не обеспечено финансирование доли расходов бюджета субъекта Российской Федерации в финансировании расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансируемого за счет субсидии в рамках Программы.

Согласно пункту 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств (подпункт 1); исполняет соответствующую часть бюджета (подпункт 5).

Согласно пункту 2 статьи 21 БК РФ перечень главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается законом о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

Согласно подпункту 4 пункта 12 Положения о Министерстве строительства и архитектуры Республики Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 26 сентября 2006 года № 425, Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство полномочий.

Министр осуществляет руководство Министерством на основе единоначалия (подпункт 1 пункта 12 Положения о Министерстве строительства и архитектуры Республики Мордовия) ответственность за нарушение условий софинансирования несет именно это должностное лицо.

Таким образом, должностным лицом - министром строительства и архитектуры Республики Мордовия ФИО4 не обеспечено соблюдение условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Республики Мордовия на строительство стадиона на 45000 зрительских мест, г. Саранск, в районе ул. Волгоградская. Сети теплоснабжения, то есть совершено административное правонарушение, ответственность за которое установлена статье 15.15.3 КоАП Российской Федерации.

Доводы жалоб сводятся к несогласию с квалификацией действий должностного лица, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, при этом в судебном заседании бесспорно установлен факт расходования должностным лицом федеральных бюджетных денежных средств без обеспечения дофинансирования республиканскими бюджетными денежными средствами, при этом, мотивы данных действий правового значения не имеют.

Нарушение процедуры привлечения ФИО4 к административной ответственности не допущено.

Административное наказание назначено в пределах санкции, установленной статьей 15.15.3 КоАП Российской Федерации.

В силу вышеизложенного оснований для отмены постановления и. о. руководителя Управления Федерального казначейства по Республики Мордовия № 4 от 29 марта 2017 года не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7. - 30.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, судья

решил:

постановление руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия ФИО5 от 29 марта 2017 года №4 о привлечении Заместителя Председателя Правительства – Министра строительства и архитектуры Республики Мордовия ФИО4 к административной ответственности по статье 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей, оставить без изменения, жалобу защитника Негодовой А.Н. - без удовлетворения.

На решение суда может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия ФИО3