Судья – Шабарина О.В. Дело №12-137/2021–7-342К
УИД 53RS0002-01-2021-001697-59
Р Е Ш Е Н И Е
14 декабря 2021 года судья Новгородского областного суда (Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 55, стр. 1) ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке пересмотра жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Экспо-Лес» ФИО2 на решение судьи Боровичского районного суда Новгородской области от 1 ноября 2021 года, которым оставлено без изменения постановление заместителя главного государственного инспектора Боровичского и Любытинского районов по пожарному надзору ФИО3 от 30 августа 2021 года № 126 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Экспо-Лес» к административной ответственности по части 2 статьи 20.4 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Прокуратурой Новгородской области с участием сотрудника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Боровичскому и Любытинскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Новгородской области в отношении ООО «Экспо-Лес» проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности на объекте защиты по адресу: Новгородская область, Боровичский район д. Скреплева Горушка. По результатам проведенной проверки 20 июля 2021 года государственным инспектором Боровичского и Любытинского районов по пожарному надзору ФИО4 в отношении ООО «Экспо-Лес» составлен протокол № 174 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Боровичского и Любытинского районов по пожарному надзору ФИО3 от 30 августа 2021 года № 126 ООО «Экспо-Лес» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20. 4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
В поданной в порядке пересмотра в Новгородский областной суд жалобе ООО «Экспо-Лес» выражает несогласие с принятым по делу решением судьи, просит его изменить, уменьшив размер административного штрафа до 200000 рублей. Указано, что судом при вынесении решения не учтено добровольное устранение ООО «Экспо-Лес» ряда выявленных нарушений, что должно быть признано обстоятельством, смягчающим административную ответственность.
Срок обжалования судебного решения соблюден.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела директор ООО «Экспо-Лес» ФИО2, защитник ООО «Экспо-Лес» - адвокат Пешко К.А., заместитель главного государственного инспектора Боровичского и Любытинского районов Новгородской области по пожарному надзору ФИО3, представитель Боровичской межрайонной прокуратуры Новгородской области в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, в связи с чем судьей дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела в полном объеме (часть 3 статьи 30.6 КоАП РФ), изучив доводы, изложенные в жалобе, судья приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 20.4 КоАП РФ те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Согласно положениям статей 37, 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, которая включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
В соответствии с пунктом 1 Распоряжения Правительства Новгородской области от 21 мая 2021 года № 127-рг «Об установлении особого противопожарного режима на территории Новгородской области», особый противопожарный режим установлен на территории Новгородской области с 26 мая 2021 года, без разграничения по территориальности, так же данным Постановлением установлены дополнительные требования пожарной безопасности.
Из материалов дела установлено, что прокуратурой Новгородской области с участием сотрудника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Боровичскому и Любытинскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Новгородской области на основании запроса заместителя прокурора Новгородской области Мостовщикова Е.А. в отношении ООО «Экспо-Лес» проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности на объекте защиты по адресу: Новгородская область, Боровичский район д. Скреплева Горушка.
В ходе проверки 3 июня 2021 года были выявлены нарушения статей 6, 54, 62, 63, 68, 83, 88, 89, 91, 205 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», пунктов 2, 3, 9, 11, 12, 23, 30, 36, 35, 37, 48, 54, 60, 67, 68, 69, 71, 73, 74, 75, 121, 132, 154, 287, 294, 299, 304, Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479, а также пунктов 32, 31-36, 39, 40, 41-50 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных Приказом МЧС РФ от 12 декабря 2007 года №645; Сводов правил: СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»; СП 52.13130.2016 "Естественное и искусственное освещение"», СП 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности», СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности» а именно:
общее по объекту:
- не ведется журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;
- не разработаны для каждого здания инструкции о мерах пожарной безопасности;
- на объекте защиты не организовано проведение обучения пожарно-техническому минимуму руководителей, специалистов и работников, не связанных с взрывопожароопасным производством, с периодичностью не реже одного раза в три года после последнего обучения, а руководителей, специалистов и работников, связанных с взрывопожароопасным производством, с периодичностью не реже одного раза в год после последнего обучения;
- в организации не создана квалификационная комиссия для проверки знаний работников, прошедших обучение пожарно-техническому минимуму в организации без отрыва от производства, приказом (распоряжением) руководителя организации не создана квалификационная комиссия в составе не менее трех человек, прошедших обучение и проверку знаний требований пожарной безопасности в установленном;
- не разработаны и не утверждены в установленном порядке специальные программы пожарно-технического минимума);
- на объекте защиты лица допущены к работе без прохождения пожарно-технического минимума;
- руководитель организации не обеспечил проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок по эвакуации людей;
- технологические процессы проводятся не в соответствии с регламентом, правилами технической эксплуатации и другой утвержденной в установленном порядке технической и эксплуатационной документацией, а оборудование, предназначенное для использования пожароопасных и пожаровзырывоопасных веществ и материалов, должно не соответствует технической документации изготовителя (фактически сведения отсутствуют);
- руководитель организации не обеспечил объект защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями);
здания, сооружения, помещения:
- в административных, производственных и складских зданиях не предусмотрено эвакуационное освещение в соответствии с требованиями норм;
- в производственных и складских помещениях допущена эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями);
- в главном цеху не организовано проведение работ по очистке стен, потолков, пола, конструкций и оборудования помещений от пыли, стружек и горючих отходов;
- руководитель организации не обеспечил категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" помещений (пожарных отсеков) производственного и складского назначения и наружных установок с обозначением их категорий (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны и на установках в зоне их обслуживания на видном месте;
- здание административно-бытового назначения не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации в соответствии с требованиями норм (основное здание);
- здание административно-бытового назначения не оборудовано системой оповещения людей о пожаре в соответствии с требованиями норм (основное здание);
- здание административно-бытового назначения не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации в соответствии с требованиями норм (здание сторожки (проходной));
- здание административно-бытового назначения не оборудовано системой оповещения людей о пожаре в соответствии с требованиями норм (здание сторожки (проходной);
территория:
- руководитель организации не обеспечил размещение на объекте защиты знаков пожарной безопасности "Курение и пользование открытым огнем запрещено";
- руководитель организации не обеспечил очистку объекта защиты от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности;
- на территориях общего пользования (в поле) устроена свалка горючих отходов (опилки, древесные остатки и т.п.);
- на территории общего пользования вокруг объекта не произведены своевременная уборка мусора, сухой растительности и покос травы;
- руководитель организации допустил хранение горючих материалов с повышением допустимой в 300 кв. метров, площади одной секции (штабеля), а также с противопожарными расстояниями между штабелями менее 8 метров;
- места, отведенные под штабели, не очищены до грунта от травяного покрова, горючего мусора и отходов и не покрыты слоем песка, земли или гравия толщиной не менее 15 сантиметров;
- при укладке и разборке штабелей пиломатериалов транспортные пакеты установлены не только по одной стороне проезда;
- на открытом складу баллоны с горючими газами, емкости с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями не защищены от солнечного и иного теплового воздействия;
- объект защиты не имеют 2-х источников наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности (фактически имеется один водоем, документы отсутствуют);
- не предусмотрен подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12x12м к водоему, из которого производится забор воды для целей пожаротушения для установки пожарных автомобилей в любое время года;
- у водоема, а также по направлению движения к нему отсутствуют соответствующие указатели со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения;
- не обеспечено надлежащее техническое содержание (в любое время года) проезда к водоему;
- не обеспечена исправность источника наружного противопожарного водоснабжения - пожарного водоема (требуется очистка);
- объем пожарного водоема не обеспечивает требуемой продолжительности тушения пожара.
По результатам проведенной проверки 20 июля 2021 года государственным инспектором Боровичского и Любытинского районов по пожарному надзору ФИО4 в отношении ООО «Экспо-Лес» составлен протокол № 174 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ.
30 августа 2021 года постановлением № 126 ООО «Экспо-Лес» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Приведенные обстоятельства по фактам выявленных нарушений послужили основанием для привлечения ООО «Экспо-Лес» к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Факт нарушения требований пожарной безопасности подтверждается собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод должностных лиц и судьи районного суда о наличии в действиях ООО «Экспо-Лес» состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела, имеющимся доказательствам и в настоящей жалобе не оспаривается.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем, ООО «Экспо-Лес» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований норм пожарной безопасности, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Деяние ООО «Экспо-Лес» квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства о пожарной безопасности.
Основания для снижения назначенного ООО «Экспо-Лес» административного штрафа до 200 000 руб., о чем в жалобе просит директор общества, отсутствуют, так как каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, не установлено.
Допущенные нарушения требований пожарной безопасности, как по отдельности, так и в их совокупности, являются существенными, поскольку выражаются в нарушении правил и норм, несоблюдение которых могло повлечь возникновение пожара, его распространение, повлиять на возможность его тушения, создать угрозу для жизни и здоровья людей, повлечь причинение имущественного ущерба.
Юридическому лицу назначено наказание в пределах санкции части 2 статьи 20.4 КоАП РФ, не является максимальным, при назначении наказания должностным лицом учтен характер совершенного обществом административного правонарушения, объем выявленных нарушений, а также обстоятельства, смягчающие административную ответственность, а именно то, что ранее юридическое лицо к административной ответственности за однородное административное правонарушение не привлекалось.
Доказательств того, что с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела административный штраф в размере 300 000 рублей является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица, в материалах дела нет и заявителем не представлено.
Доводы жалобы о частичном добровольном устранении ООО «Экспо-Лес» выявленных нарушений (очистка пожарных водоемов, установка огнетушителей, заключение договоров на вывоз опилок) при значительном объеме выявленных в ходе проверки и не устраненных обществом нарушений основанием для изменения постановления по делу об административном правонарушении, решения, принятого по жалобе на данное постановление, служить не могут.
По существу, доводы рассматриваемой жалобы повторяют доводы, являвшиеся предметом проверки в суде первой инстанции, они отклонены по убедительным мотивам, приведенным в обжалуемом судебном акте, с которыми нет оснований не согласиться.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Решение судьи Боровичского районного суда Новгородской области от 1 ноября 2021 года, вынесенное в отношении ООО «Экспо-Лес» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу ООО «Экспо-Лес» – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ, прокурором принесен протест, в суд кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 30.12-20.14 КоАП РФ.
Судья Новгородского
областного суда ФИО1