ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-137/2021 от 17.02.2022 Новошахтинского районного суда (Ростовская область)

Дело № 12-8/2022

(УИД 61RS0023-01-2021-005392-77)

Р Е Ш Е Н И Е

17 февраля 2022 года г. Новошахтинск

Судья Новошахтинского районного суда Ростовской области Горбань И.А., рассмотрев дело по жалобе директора ООО «Мульти Медиа» ФИО1 на постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Ростовской области от 07.06.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в отношении директора <данные изъяты>ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника Межрайонной ИФНС России № 12 по Ростовской области от 07.06.2021 директор ООО «Мульти Медиа» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб.

ФИО1 обратился с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, согласно ходатайству просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Дело рассмотрено в отсутствие ФИО1 в порядке ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, судья Новошахтинского районного суда Ростовской области приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

В силу п.п. 6, 7 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», резиденты: физические лица, являющиеся гражданами РФ; постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ (в том числе профессиональные участники внешнеэкономической деятельности, включенные в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, утвержденный в порядке, установленном Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ), за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях»; нерезиденты: физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подп. «а» и «б» п. 6 настоящей части.

В соответствии положениями подп. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от дата № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», валютной операцией является приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента, либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком РФ, а также переводами электронных денежных средств.

В соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 14 Закона № 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами - резидентами через счета, открытые в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 25 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 11 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения, в том числе с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

Поскольку отношения по выплате физическим лицам - нерезидентам денежных средств в валюте Российской Федерации, включая выплаты заработной платы, урегулированы Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», к рассматриваемым правоотношениям должны применяться нормы специального законодательства.

Как установлено судьей и следует из постановления по делу об административном правонарушении от 07.06.2021, на основании поручения начальника Межрайонной ИФНС России № 12 по Ростовской области ФИО2 от 12.04.2021 специалистом инспекции была проведена документарная проверка соблюдения валютного законодательства в отношении <данные изъяты> за период с 01.01.2019 по 31.12.2019, в ходе которой установлено, что <данные изъяты> осуществляло выплату заработной платы в 2019 году гражданам Украины К.Н.В., М.В.А., М.Д.Э. наличными денежными средствами через кассу без использования счетов в уполномоченных банках.

Выплаты заработной платы иностранным гражданам осуществлялись <данные изъяты> наличными денежными средствами за 2019 год дважды в месяц в период с июня 2019 года по декабрь 2019 года, всего произведено 14 выплат.

В результате чего указанным постановлением генеральный директор <данные изъяты>ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, за выплату нерезидентам – гражданам Украины: К.Н.В. наличными денежными средствами через кассу организации по платежной ведомости от 09.08.2019 в сумме 2720,00 руб.; М.В.А. наличными денежными средствами через кассу организации по платежной ведомости от 09.08.2019 в сумме 2720,00 руб.; М.Д.Э. наличными денежными средствами через кассу организации по платежной ведомости от 09.08.2019 в сумме 2720,00 руб., в нарушение требований ч. 2 ст. 14 ФЗ № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Судьей также установлено, что в отношении должностного лица - генерального директора ООО «Мульти Медиа» ФИО1 налоговой инспекцией были составлены протоколы об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в отношении каждой даты выплаты заработной платы иностранным гражданам К.Н.В., М.В.А., М.Д.Э. за указанный выше период и вынесены отдельные постановления по каждому протоколу об административном правонарушении.

При этом указанные выше нарушения валютного законодательства совершены одним субъектом, нарушения выявлены в ходе проведения одной проверки, правонарушения являются однородными, выплата заработной платы производилась регулярно, систематически на постоянной основе.

В связи с чем раздельное рассмотрение дел об административных правонарушениях в отношении директора <данные изъяты>ФИО1 с вынесением постановлений по каждой выплате заработной платы К.Н.В., М.В.А., М.Д.Э. приводит к созданию искусственной множественности дел, что недопустимо.

Кроме того, у налогового органа не имелось оснований квалифицировать каждый из выявленных в рамках одной проверки эпизод как самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, и устанавливать за каждое из них административное наказание.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что законодательные механизмы, действующие в сфере административной ответственности, должны соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации, ее статей 17, 19, 46 и 55, и общих принципов права критериям справедливости, соразмерности и правовой безопасности, с тем, чтобы гарантировать эффективную защиту прав и свобод человека в качестве высшей ценности, в том числе посредством справедливого правосудия.

Действующее законодательство не устанавливает ограничений в отношении возможности указания в протоколе об административном правонарушении нескольких однородных деяний, квалифицируемых в рамках одного состава административного правонарушения.

Часть 5 статьи 4.1 КоАП РФ предусматривает, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Позиция налогового органа, с учетом размера санкций по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, фактически предполагает многократное применение существенного административного наказания за отдельные выплаты заработной платы одним и тем же работникам – нерезидентам. Такой подход, в частности, не соответствует предъявляемым к мерам административной ответственности требованиям соразмерности и справедливости. Данная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.11.2020 № 305-ЭС20-11431 по делу № А40-189755/2019.

С учетом изложенного, позиция налогового органа о необходимости привлечения генерального директора <данные изъяты>ФИО1 к ответственности за каждое аналогичное правонарушение, совершенное в тот же проверяемый период, является необоснованной.

Учитывая изложенное, судья Новошахтинского районного суда Ростовской области считает, что постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Ростовской области от 07.06.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в отношении директора <данные изъяты>ФИО1, подлежит отмене.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

С учетом того, что на момент рассмотрения жалобы ФИО1 двухгодичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ (2 года со дня совершения административного правонарушения) для данной категории дел истек, поскольку в рассматриваемом случае правонарушение имело место 18.06.2019, вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого ведется производство по делу, обсуждаться не может, возобновление производства и направление дела на новое рассмотрение недопустимо, то производство по настоящему делу в силу положений п. 6 ч. 1 ст. 24.5 названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление начальника Межрайонной ИФНС России № 12 по Ростовской области от 07.06.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в отношении директора <данные изъяты>ФИО1 - отменить, производство по делу прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 суток с момента вручения (получения) его копии в Ростовский областной суд путем подачи жалобы через Новошахтинский районный суд Ростовской области.

Судья И.А. Горбань