ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-137/2022 от 25.10.2022 Ахтубинского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении № 12-137/2022

25 октября 2022 года г. Ахтубинск

Астраханская область

Судья Ахтубинского районного суда Астраханской области Бочарников П.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кебедовой Д.Г., с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1, прокурора Дьякова В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ахтубинске в помещении Ахтубинского районного суда Астраханской области в порядке пересмотра жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО2 на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Ахтубинского района Астраханской области от 20 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 5.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Ахтубинского района Астраханской области от 20 сентября 2022 года ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с постановлением мирового судьи, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО2 обратился в Ахтубинский районный суд Астраханской области с жалобой, в которой просил его отменить.

В обоснование привел следующие доводы.

10.06.2022 территориальная избирательная комиссия Ахтубинского района направила в адрес администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» расчет необходимых денежных средств, связанных с подготовкой и проведением дополнительных выборов депутатов Совета муниципального образования «Город Ахтубинск» расчет необходимых денежных средств, связанных с подготовкой и проведением дополнительных выборов депутатов Совета муниципального образования «Город Ахтубинск» по многомандатным избирательным округам , , в единый день голосования 11.09.2022, где сумма расходов на проведение муниципальных выборов составила 1305390 рублей.

24.06.2022 администрация муниципального образования «Город Ахтубинск» направила территориальной избирательной комиссии Ахтубинского района письмо о том, что на проведение дополнительных выборов депутатов Совета муниципального образования «Город Ахтубинск» утверждено 700 000 рублей.

24.06.2022 территориальная избирательная комиссия Ахтубинского района направила в администрацию МО «Город Ахтубинск» уточненный расчет сметы расходов на проведение дополнительных выборов, из которого следует, что сумма расходов на проведение муниципальных выборов составляет 1069 980 рублей, в том числе расходы на изготовление печатной продукции 68 000 рублей, канцелярские расходы 12 100 рублей, выплаты гражданам, привлекаемым к работе в комиссиях по гражданско-правовым договорам 73400 рублей, дополнительная оплата труда (вознаграждение) членам территориальной избирательной комиссии Ахтубинского района 916 480 рублей.

Территориальной избирательной комиссией Астраханской области постановление об утверждении сметы расходов на подготовку и проведение дополнительных выборов депутатов МО «Город Ахтубинск» по многомандатным избирательным округам , , в единый день голосования 11 сентября 2022 г. в сумме 1069980 рублей не принималось.

В свою очередь, Решением Совета МО «Город Ахтубинск» от 15.12.2021 «О бюджете муниципального образования «Город Ахтубинск» на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 гг. , а также от 25.12.2022 «О внесении дополнений и изменений в решение Совета муниципального образования «Город Ахтубинск» от 15.12.2021 «О бюджете муниципального образования «Город Ахтубинск» на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 гг.» утверждены основные характеристики городского бюджета на 2022 г., в числе которых на проведение выборов в законодательные (представительные) органы местного самоуправления сумма не определялась.

20.06.2022 главой муниципального образования «Город Ахтубинск» принято распоряжение -р о выделении денежных средств в размере 700 000 рублей на подготовку и проведение дополнительных выборов Совета МО «Город Ахтубинск» по коду бюджетной классификации

27.12.2022 и.о. начальника финансового отдела администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» произведена передвижка лимитов бюджетных обязательств согласно кодов бюджетной классификации.

Финансирование указанных расходов осуществлено в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета от 09.08.2022.

Следует учитывать тот факт, что направление актом исполнительно-распорядительного органа бюджетных средств на исполнение публичных нормативных обязательств за счет сокращения бюджетных ассигнований, предусмотренных на покрытие других бюджетных обязательств муниципального образования, предполагало бы возможность произвольного придания соответствующим обязательствам приоритета в структуре расходов местного бюджета и ставило под сомнение материально-финансовые возможности решения органами местного самоуправления всего комплекса вопросов местного значения в интересах населения, создавало бы угрозу сбалансированности бюджета. Так, размер бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью муниципального образования «Город Ахтубинск» на 2022 финансовый год, не предусматривал конкретную сумму для исполнения обязательств по проведению выборов в законодательные (представительные) органы местного самоуправления. А действующее бюджетное законодательство не предусматривает права главы муниципального образования единолично направить денежные средства, предусмотренные иными целевыми статьями расходов, на иные цели.

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 57 Федерального закона № 67-ФЗ, части 2 статьи 65 Закона Астраханской области №9/2009-ОЗ, календарному плану мероприятий по подготовке и проведению дополнительных выборов депутатов Совета муниципального образования «Город Ахтубинск» четвертого созыва 11.09.2022, утвержденному постановлением территориальной избирательной комиссии Ахтубинского района Астраханской области от 22.06.2022 финансирование расходов, связанных с подготовкой и проведением дополнительных выборов депутатов Совета МО «Город Ахтубинск» четвертого созыва, администрацией МО «Город Ахтубинск» должно было быть произведено не позднее 01.07.2022.

Таким образом, учитывая данное обстоятельство произвести финансирование, связанное с подготовкой и проведением дополнительных выборов депутатов Совета муниципального образования четвертого созыва в срок не позднее 01.07.2022 не представлялось возможным.

При изложенных обстоятельствах в совокупности, полагает, что со стороны администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» предпринимались все необходимые действия, направленные на своевременное исполнение публичных нормативных обязательств и в действиях ФИО2 отсутствует состав инкриминируемого административного правонарушения.

Просят, постановление мирового судьи судебного участка №1 Ахтубинского района Астраханской области от 20.09.2022 по делу об административном правонарушении в отношении ФИО2 по статье 5.21 КРФ об АП отменить.

Представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО2 - ФИО1, в судебном заседании поддержала апелляционную жалобу по изложенным ней доводам, просила постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью, поскольку в силу произошедшей технической ошибки часть денежных средств, а именно 200 000 рублей перечисленных 20.07.2022 на счёт избирательной комиссии на следующий день были возвращены и 27.07.2022 перечислены на счёт избирательной комиссии. Кроме того, запланированных денежных средств на проведение выборов в бюджете МО «город Ахтубинск» оказалось недостаточно, а передвижки лимитов бюджетных обязательств согласно кодов бюджетной классификации недопустимы.

Прокурор Дьяков В.А. просил в удовлетворении жалобы отказать.

Выслушав представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, прокурора, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях регламентирован главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пункту 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Установление виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствие со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с п. 1 ст. 57 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; ч.ч. 1, 2 ст. 65 Закона Астраханской области от 02.03.2009 № 9/2009-03 «О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области» расходы, связанные с подготовкой и проведением соответствующих муниципальных выборов, производятся за счет средств, выделяемых из местного - бюджета. Средства на подготовку и проведение муниципальных выборов поступают на счет соответствующей избирательной комиссии, организующей выборы, в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.

Согласно ч. 2 ст. 66 Закона Астраханской области от 02.03.2009 № 9/2009-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области» за счет средств местного бюджета финансируются следующие расходы избирательных комиссий: на дополнительную оплату труда (вознаграждение) членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, на выплату компенсаций членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на период подготовки и проведения выборов, а также на выплаты гражданам, работающим в избирательных комиссиях по гражданско - правовым договорам, на изготовление печатной продукции; 3) на приобретение, доставку и установку оборудования (в том числе технологического), канцелярских товаров, других материальных ценностей, необходимых для подготовки и проведения выборов, обеспечения деятельности избирательных комиссий; на транспортные расходы; на доставку, хранение избирательной документации, подготовку ее к передаче в архив и на уничтожение; на эксплуатацию средств автоматизации, повышение правовой культуры избирателей и обучение организаторов выборов; на другие цели, связанные с подготовкой и проведением выборов и обеспечением деятельности избирательных комиссий. При этом, сроки работы избирательных комиссий, число членов комиссий и режим их работы установлены законодательно.

Статья 5.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за неперечисление, а равно перечисление с нарушением установленных законом сроков органом исполнительной власти, органом местного самоуправления, наделенными соответствующими полномочиями по перечислению средств, кредитной организацией, отделением связи средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов и, в частности, с их финансированием.

Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов и референдума предусматривает, прежде всего, финансовое обеспечение деятельности избирательных комиссий (комиссий референдума), для чего в бюджетах всех уровней отдельной строкой выделяются средства не позднее чем в десятидневный срок со дня опубликования решения о назначении выборов и производится их перечисление и перераспределение по иерархии от вышестоящих комиссий к нижестоящим.

Объективную сторону указанного правонарушения составляет бездействие (действие) уполномоченного должностного лица, которое не осуществляет или осуществляет с опозданием (без уважительной причины) перечисление денежных средств, поступающих избирательным комиссиям (комиссиям референдума), а также кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума из различных источников.

С субъективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Субъектами правонарушения по ст. 5.21 КоАП РФ выступают должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, наделенные соответствующими полномочиями по перечислению средств (при исполнении соответствующих бюджетов, перечисляющих денежные средства соответствующим уровню выборов и референдумов избирательным комиссиям, комиссиям референдума).

В судебном заседании установлено, что Ахтубинской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации о выборах, по результатам которой выявлены нарушения.

Решением Совета муниципального образования «Город Ахтубинск» от 17.06.2022 назначены дополнительные выборы депутатов Совета муниципального образования «Город Ахтубинск» четвертого созыва по Северному многомандатному избирательному округу , 3-му Центральному многомандатному избирательному округу , Заречному многомандатному избирательному округу . Решение Совета МО «Город Ахтубинск» от 17.06.2022 опубликовано в газете «Испытатель» от 22.06.2022 года (1313).

Согласно исходящего от 10.06.2022 Избирательной комиссией Ахтубинского района в адрес администрации МО «Город Ахтубинск» направлен расчет необходимых денежных средств, связанных с подготовкой и проведением дополнительных выборов депутатов Совета МО «Город Ахтубинск» по многомандатным избирательным округам , , в единый день голосования 11.09.2022, согласно которому общая сумма расходов на проведение муниципальных выборов составила 1 305 390 рублей.

Обращением от 24.06.2022 общая сумма расходов уточнена - не менее 1 069 980 рублей.

Согласно календарному плану мероприятий по подготовке и проведению дополнительных выборов депутатов Совета муниципального образования «Город Ахтубинск» четвертого созыва 11.09.2022 финансирование расходов, связанных с подготовкой и проведением выборов дополнительных выборов депутатов Совета муниципального образования «Город Ахтубинск» четвертого созыва, администрацией МО «Город Ахтубинск» должно было быть произведено не позднее 01.07.2022.

Согласно исходящего от 24.06.2022г. администрацией МО «Город Ахтубинск» сообщено о выделении на проведение дополнительных выборов депутатов Совета МО «Город Ахтубинск» 700 000 руб., которые не были своевременно направлены на счет Избирательной комиссии муниципального образования «город Ахтубинск».

04.07.2022 необходимые для перечисления реквизиты Избирательной комиссией муниципального образования «город Ахтубинск» направлены в администрацию МО «Город Ахтубинск»,

По состоянию на 08.08.2022 на счет территориальной избирательной комиссии Ахтубинского района денежные средства не поступили.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Исходя из п. 5 ч.2 ст. 44 Устава муниципального образования «Город Ахтубинск» глава города как глава муниципального образования осуществляет функции распорядителя бюджетных средств при исполнении местного бюджета.

На основании протокола избирательной комиссии муниципального образования «Город Ахтубинск» от 20 сентября 2021 года ФИО2 признан избранным главой муниципального образования «Город Ахтубинск», замещает указанную должность по настоящее время, поэтому мировой судья пришел к правильному выводу о том, что тот является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.21 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Ахтубинского района Астраханской области от 20 сентября 2022 года ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Проанализировав в совокупности постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 09.08.2022 в отношении главы администрации МО «Город Ахтубинск», обращение территориальной избирательной комиссией Ахтубинского района Астраханской области на имя Ахтубинского городского прокурора от 07.07.2022, решение совета муниципального образования «Город Ахтубинск» от 17 июня 2022 года, сведения газеты «Испытатель» от 22 июня 2022 года, постановление избирательной комиссией Астраханской области от 19 мая 2022 года, постановление избирательной комиссией Астраханской области от 14 декабря 2015 года «О формировании территориальной избирательной комиссии Ахтубинского района Астраханской области» и все материалы дела в их совокупности, прихожу к выводу о том, что вина ФИО2, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.21 Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях», нашла свое подтверждение, и квалификация его действий по статье 5.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правильная.

Доводы представителя ФИО2 об отсутствии достаточных средств на счете для финансирования расходов, связанных с подготовкой и проведением выборов несостоятельна, указанное финансирование подлежит внесению в бюджет при его разработке, кроме того согласно имеющихся в материалах дела сведений в бюджете на данной статье на момент 08.09.2022, предусмотренные лимиты бюджетных средств в сумме 700 000 рублей, которые не были перечислены на счет территориальной избирательной комиссии Ахтубинского района Астраханской области в установленный законом срок.

Все доказательства, имеющиеся в деле, были непосредственно исследованы мировым судьей при рассмотрении дела и оценены по правилам ст. 26.11 КоАП РФ. Оснований не согласиться с вышеуказанной оценкой не имеется.

Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны толковаться в пользу ФИО2, по делу не усматривается.

При назначении наказания мировой судья в полной мере учел данные о личности ФИО2, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, характер совершенного правонарушения.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено ФИО2 в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 3.8, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ст.5.21 КоАП РФ.

Представителем ФИО2 – ФИО1 заявлено ходатайство о применении ст. 2.9 КоАП РФ и прекращении дела в связи с малозначительностью, в силу того, что денежные средства на счетах отсутствовали и были предприняты все необходимые меры чтобы перечислены на счет территориальной избирательной комиссии Ахтубинского района Астраханской области.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В силу абзаца 5 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания, в связи с чем оснований для применения малозначительности не имеется.

В связи с изложенным, считаю, что оснований для удовлетворении жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка № 1 Ахтубинского района Астраханской области от 20 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 5.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2, оставить без изменения, а жалобу ФИО2,- без удовлетворения.

Судья П.В. Бочарников