ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-138 от 13.08.2019 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья: Мидошина И.Е. Дело № 12-138

РЕШЕНИЕ

13 августа 2019 года город Саратов

Судья Саратовского областного суда Литвинова М.В., при секретаре Февралевой А.И., рассмотрев жалобу Павлова Д.В. на постановление судьи Саратовского районного суда Саратовской области от 25 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, в отношении главы Воскресенского муниципального района Саратовской области Павлова Д.В.,

установил:

постановлением судьи Саратовского районного суда Саратовской области от 25 июня 2019 года глава Воскресенского муниципального района Саратовской области Павлов Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

В поданной в Саратовский областной суд жалобе и дополнениях к жалобе Павлов Д.В. просит отменить постановление судьи, ссылаясь на совершения всех необходимых действия для исполнения требования прокурора, полагает, что вина должностного лица и сам факт административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, отсутствуют.

Прокурор Воскресенского района Саратовской области подал возражения на жалобу, просил оставить постановление судьи от 25 июня 2019 года без изменения.

В судебном заседании Павлов Д.В. поддержал доводы жалобы, просил отменить постановление судьи, поскольку требования прокурора исполнялись, ответы на предписания, в том числе от 06 мая 2019 года, в прокуратуру района предоставлялись, умысла на непредоставление каких-либо сведений относительно бесхозяйных объектов газоснабжения у него не было.

Представитель прокурора Воскресенского района Саратовской области Кирилина Е.В. возражала по доводам жалобы, указала, что информация предоставлена не 15 мая 2019 года, 16 мая 2019 года, кроме того, не содержала всех необходимых сведений относительно бесхозяйных объектов газоснабжения, что не позволило проверить полноту принимаемых администрацией района мер.

Проверив законность и обоснованность постановления должностного лица и решения судьи в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, заслушав лиц, участвующих по делу, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему выводу.

В соответствии со статьей 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет назначение административного наказания.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, постановлением прокурора Воскресенского района Саратовской области от 23 мая 2019 года в отношении главы Воскресенского муниципального района Саратовской области Павлова Д.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ.

Согласно данному постановлению прокуратурой Воскресенского района Саратовской области во исполнение поручения прокуратуры Саратовской области 12 декабря 2018 года внесено представление в адрес администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области об устранении нарушения действующего законодательства.

В представлении обращено внимание на непринятие мер к оформлению прав на бесхозяйные газопроводы, перечень которых доведен до сведения администрации муниципального района письмом заместителя генерального директора - главного инженера акционерного общества (далее - АО) «Газпром газораспределение Саратовская область» от 14 ноября 2018 года № 20-27/9221.

В ответ на представление 10 января 2019 года администрацией муниципального района сообщено о принятых органом местного самоуправления мерах по обращению в муниципальную собственность бесхозяйного имущества - газопроводов, однако из ответа не ясно, какая конкретно работа проделана администрацией муниципального района по каждому объекту.

В связи с этим 29 января 2019 года прокуратурой района направлено требование в администрацию муниципального района о необходимости представления более подробной информации по каждому газопроводу.

В ответе от 08 февраля 2019 года № 592 администрацией муниципального района сообщено о том, что будет создана комиссия для инвентаризации бесхозяйных сетей газораспределения природного газа, о проделанной работе будет сообщено дополнительно.

В дополнение к данному ответу письмом от 28 февраля 2019 года № 872 сообщено, что выявленные бесхозяйные объекты газового хозяйства и 5 ГРП (ШРП), указанные в перечне бесхозяйных сетей газораспределения природного газа будут включены в муниципальную программу «Оформление права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты на территории Воскресенского муниципального района на 2020-2022 годы».

10 апреля 2019 года в адрес главы Воскресенского муниципального района Саратовской области направлено требование о предоставлении в срок не позднее 18 апреля 2019 года информации отдельно по каждому бесхозяйному объекту сетей газораспределения природного газа, находящихся в зоне эксплуатационной ответственности газораспредлительной организации, с указанием сведений об оформлении их в муниципальную собственность, приложением соответствующих документов, указанием о проделанной работе по оформлению таких объектов в муниципальную собственность, в том числе о постановке их на государственный кадастровый учет, внесении сведений о бесхозяйных объектах в Единый государственный реестр недвижимости, о сроке, в который орган местного самоуправления намерен обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности, о причинах отсутствия намерения обращаться в суд с указанным заявлением; о проведении комиссионного обследования бесхозяйных объектов газоснабжения согласно списку, в том числе с участием представителей акционерного общества (далее - АО) «Газпром газораспределение Саратовской области», с представлением для обозрения соответствующей документации, с указанием фактического наличия объектов, о причинах непроведения комиссионного обследования; о расходах, предусмотренных бюджетом муниципального района на 2019 год, на проведение мероприятий, связанных с оформлением права муниципальной собственности на указанные выше объекты, размере финансирования и его достаточности для проведения необходимых работ, фактической потребности в финансировании, принятых мерах к изысканию денежных средств.

19 апреля 2019 года администрацией муниципального района представлен ответ, которой, по мнению прокуратуры, не содержал испрашиваемых сведений. Согласно данному ответу проведение инвентаризации в отношении газопроводов состоится 24 апреля 2019 года. Кроме того, администрацией муниципального района указано, что о результатах инвентаризации будет сообщено дополнительно, однако по состоянию на 07 мая 2019 года таких сведений не поступало.

06 мая 2019 года прокуратурой повторно направлено требование о предоставлении в срок не позднее 15 мая 2019 года информации по каждому бесхозяйному объекту сетей газораспределения природного газа, аналогичное по содержанию требованию от 19 апреля 2019 года, с разъяснением ответственности, предусмотренной статьей 17.7 КоАП РФ.

16 мая 2019 года администрацией района дан ответ, однако, по мнению прокурора, не указано, какая работа проделана по оформлению таких объектов в муниципальную собственность, в том числе о постановке их на государственный кадастровый учет и (или) о внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестре недвижимости, о намерении обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на указанные объекты, причинах отсутствия такого намерения.

На основании изложенного прокурор пришел к выводу о том, что в нарушение части 1 статьи 22, частей 1, 3 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» глава Воскресенкого муниципального района Саратовской области Павлов Д.В. не выполнил требования прокурора, вытекающие из его полномочий, установленных федеральным законом.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении Павлова Д.В., как должностного лица, дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, и последующего привлечения Павлова Д.В. к административной ответственности.

При рассмотрении дела об административном правонарушении судья исходил из того, что факт совершения и виновность главы Воскресенкого муниципального района Саратовской области Павлова Д.В. в противоправном деянии доказаны и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами.

Однако с таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в частности, наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Следовательно, требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения настоящего дела, судьей соблюдены не были.

Согласно пункту 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Пунктом 3 статьи 225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество (статья 236 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (Приложение № 1 к настоящему Порядку) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.

Согласно пункту 3 названного Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка; проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества (пункт 4 Порядка).

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона (пункт 9).

Изучение материалов дела об административном правонарушении показало, что на требования прокурора администрацией муниципального района сообщалось о том, что объекты согласно письму заместителя генерального директора - главного инженера АО «Газпром газораспределение Саратовская область» от 14 ноября 2018 года, в муниципальную собственность не оформлены, обследование (инвентаризация) бесхозяйных объектов - газопроводов органом местного самоуправления не проводилось.

При этом письмом от 19 апреля 2019 года администрацией Воскресенского муниципального района Саратовской области в ответ на требование прокурора от 10 апреля 2019 года сообщалось о том, что по результатам проведения инвентаризации по выявлению бесхозяйных газораспределительных объектов прокурор будет уведомлен дополнительно.

Согласно письму от 16 мая 2019 года комиссионное обследование (документарная проверка) по выявлению бесхозяйных сетей газораспределения, отраженных в указанном выше письме должностного лица АО «Газпром газораспределение Саратовская области» проведено только 12 мая 2019 года.

Так, Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей предусмотрена необходимость их постановки на кадастровый учет, а обращение в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь обусловлено истечением годичного срока со дня постановки такой вещи на учет.

Между тем из содержания ответов на требование прокурора усматривалось, что на момент предъявления таких требований сведения о постановке бесхозяйных недвижимых вещей - газопроводов на кадастровый учет, последующем внесении сведений об этих объектах в Единый государственный реестр недвижимости, как и возможность определить необходимые расходы муниципального района, а также возможность обращения в суд с требованиями о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, отсутствовали.

Изложенные обстоятельства не позволяют сделать вывод о том, что в ответ на требования прокурора Павловым Д.В. не были предоставлены испрашиваемые сведения, а также о наличии у него умысла на невыполнение требований прокурора.

Между тем привлечение к административной ответственности по данной норме возможно лишь в том случае, если невыполнение требования прокурора носит умышленный характер, то есть имеет место вина субъекта административного правонарушения в форме умысла.

При этом информация о намерении осуществить обследование бесхозяйных газопроводов до сведения прокурора доведена в письме от 19 апреля 2019 года, сообщение в письме от 16 мая 2019 года о проведении комиссионного обследования носит дополнительный характер. Кроме того, требование прокурора от 06 мая 2019 года о предоставлении информации в срок не позднее 15 мая 2019 года поступило в администрацию района 08 мая 2019 года, при этом 8, 9, 10 мая 2019 года являлись праздничными и выходными днями.

При таких обстоятельствах постановление судьи от 25 июня 2019 года, вынесенное в отношении главы Воскресенского муниципального района Саратовской области Павлова Д.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 30.1-30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление судьи Саратовского районного суда Саратовской области от 25 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, в отношении главы Воскресенского муниципального района Саратовской области Павлова Д.В. отменить, производство по делу - прекратить.

Судья М.В. Литвинова