ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-138 от 17.05.2018 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья: Анненкова Т.С. Дело № 12-138

РЕШЕНИЕ

17 мая 2018 года город Саратов

Судья Саратовского областного суда Полянина О.А. при секретаре Тепаевой Г.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 09 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении ФИО1,

установил:

16 марта 2018 года начальником ОИАЗ ОП № 6 в составе УМВД РФ по городу Саратову составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, в отношении ФИО1 правонарушение, по мнению должностного лица выразилось в следующем. В период времени с 11 часов 30 минут до 12 часов 30 минут 10 марта 2018 года С.Д.В. являющийся организатором публичного мероприятия, в нарушение требований Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетированиях» (далее - Закон № 54-ФЗ) организовал и провел публичное мероприятие у памятника им. Вавилова по адресу: <адрес> общее число участников которого составило 30 человек, во время проведения публичного мероприятия использованы 11 флагов с символикой политической партии «КПРФ» и плакат «Саратовская область за Грудинина». ФИО1, находясь рядом с организатором публичного мероприятия, использовал звукоусиливающую аппаратуру, публично высказывал свое мнение общественно-политического характера. На уведомление сотрудников полиции о том, что данный митинг является несанкционированным и проводится в нарушение положений закона № 54-ФЗ, ФИО1 не реагировал и игнорировал требования сотрудников полиции прекратить противоправные действия, при этом выполняя указания организатора митинга, продолжал публичное обращение общественно-политического характера к присутствующим. В связи с чем, указанными действиями ФИО1 нарушены требования пунктов 1, 2 части 3 статьи 6 Закона № 54-ФЗ.

Постановлением судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 09 апреля 2018 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе ФИО1 просит постановление судьи отменить и прекратить производство по делу. Ссылается на допущенные должностным лицом процессуальные нарушения, выразившиеся в составлении протокола по делу об административном правонарушении за пределами установленного статьей 28.5 КоАП РФ срока. Полагает, что указанный протокол не мог быть принят районным судом в качестве допустимого доказательства.

Проверив материалы дела в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующему.

В силу части 5 статьи 20.2 КоАП РФ нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

На обеспечение реализации установленного статьей 31 Конституции Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Закона № 54-ФЗ.

Пунктом 1 статьи 2 Закона № 54-ФЗ установлено, что публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

В силу статьи 3 Закона № 54-ФЗ одним из принципов, на которых основывается проведение публичного мероприятия, является принцип законности - соблюдения положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.

Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Закона № 54-ФЗ.

Частью 1 статьи 6 Закона № 54-ФЗ определено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

В силу части 3 статьи 6 Закона № 54-ФЗ во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: 1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации); 2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; 3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.

Таким образом, обязанности участника публичного мероприятия устанавливаются Законом № 54-ФЗ, являются обязательными для исполнения и не связываются законодателем с тем, принимало ли лицо участие в согласованном либо несогласованном с органами исполнительной власти публичном мероприятии. Вне зависимости от этого участник публичного мероприятия обязан соблюдать установленный Законом № 54-ФЗ порядок проведения публичного мероприятия в части, касающейся его обязанностей и не нарушать установленные для участников запреты.

Как усматривается из протокола об административном правонарушении 10 марта 2018 года в период времени с 11 часов 30 минут до 12 часов 30 минут ФИО1, находясь у памятника им. Вавилова по адресу: <адрес>, в составе группы граждан в количестве 30 человек принял участие в публичном мероприятии (митинге). Во время проведения несанкционированного мероприятия использованы 11 флагов с символикой политической партии «КПРФ» и плакат «Саратовская область за Грудинина». Являясь участником публичного мероприятия ФИО1, использовал звукоусиливающую аппаратуру, публично высказывал свое мнение общественно-политического характера. На уведомление сотрудников полиции о том, что данный митинг является несанкционированным и проводится в нарушение положений Закона № 54-ФЗ, ФИО1 не реагировал и игнорировал требования сотрудников полиции прекратить противоправные действия, при этом выполнял указания организатора митинга, и продолжал публичное обращение общественно-политического характера к присутствующим.

Таким образом, ФИО1, как участник публичного мероприятия, в нарушение приведенных выше требований Федерального закона № 54-ФЗ, не соблюдал общественный порядок, регламент проведения публичного мероприятия и обязанности участника публичного мероприятия, предусмотренные статьей 6 Закона № 54-ФЗ.

Митинг в обозначенном месте по адресу: <адрес> (район памятника Вавилову) 10 марта 2018 года запланирован в иной период времени с 12 часов 30 минут до 14 часов 00 минут. Проведение публичного мероприятия ранее вышеуказанного времени органом исполнительной власти не согласовывалось.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для составления начальником ОИАЗ ОП № 6 в составе УМВД РФ по городу Саратову 16 марта 2018 года в отношении ФИО1 протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого судьей районного суда ФИО1 привлечен к административной ответственности с назначением наказания в виде административного штрафа.

Утверждение автора жалобы о том, что протокол об административном правонарушении, является недопустимыми доказательствами по делу ввиду нарушения сроков его составления, не может служить основанием к отмене обжалуемого постановления судьи.

В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Исходя из положений статьи 26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, наделен правом оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ определено, что в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора, в том числе, указанные в настоящей статье должностные лица органов внутренних дел (полиции) - об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 20.2 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении в отношении ФИО1 составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены, в том числе, событие, время и место совершения правонарушения, лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а потому он обоснованно признан судом в качестве допустимого доказательства по делу.

При этом ссылка на нарушение установленного срока составления протокола об административном правонарушении, не влечет отмену состоявшего по делу постановления суда, поскольку в соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24 марта 2005 года № 5, нарушение установленного срока составления протокола об административном правонарушении не является пресекательным и не препятствует рассмотрению дела об административном правонарушении.

Таким образом, протокол об административном правонарушении обоснованно признан судом первой инстанции допустимым доказательством по делу, оснований для переоценки данного вывода не имеется.

Факт совершения ФИО1 вменяемого ему административного правонарушения и его вина подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств. Противоречий представленные в материалах дела документы не имеют, соответствуют требованиям, предъявляемым к форме этих документов, составлены уполномоченными должностными лицами.

При таких обстоятельствах судья районного суда при рассмотрении дела пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ.

Выводы о виновности ФИО1 в совершении вмененного административного правонарушения основаны на положениях КоАП РФ, Закона № 54-ФЗ и совокупности собранных по делу доказательств.

Данный вывод правильно основан на доказательствах, всесторонне, полно и объективно исследованных в их совокупности и свидетельствующих о допущенном правонарушении. Всем представленным доказательствам судьей дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции части 5 статьи 20.2 КоАП РФ и в соответствии с требованиями статей 4.1-4.3 КоАП РФ с учетом характера совершенного правонарушения, личности, имущественного положения, обстоятельств, смягчающих отягчающих административную ответственность, отвечает принципу справедливости и целям административного наказания, является соразмерным содеянному.

Каких-либо существенных процессуальных нарушений судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.

С учетом вышеизложенного оснований к отмене или изменению обжалуемого постановления судьи не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1-30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 09 апреля 2018 года, вынесенное в отношении ФИО1, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Судья О.А. Полянина