Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Тюмень 25 декабря 2017 года
Судья Ленинского районного суда г. Тюмени Осипов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 12-1386/2017 по жалобе директора ГБУ ТО «Объединение автовокзалов и автостанций» ФИО1 на постановление УФАС по Тюменской области № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области № от ДД.ММ.ГГГГ директор Государственного бюджетного учреждения Тюменской области «Объединение автовокзалов и автостанций» (далее – ГБУ ТО «Объединение автовокзалов и автостанций») ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратился с жалобой, в которой просит отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ.
Свою жалобу мотивирует тем, что ГБУ ТО «Объединение автовокзалов и автостанций» является государственной некоммерческой организацией, учредителем которой выступает Тюменская область в лице Государственного управления строительства Тюменской области. Оказание услуг автотранспортным предприятиям не относится к основанной деятельности учреждения, а является приносящей доход деятельностью и в условиях отсутствия субсидий из бюджета обеспечивается самофинансированием. Законодательство Российской Федерации не содержит запрета на установление автовокзалами вознаграждения в относительной величине, в процентах, от выручки предприятия. Изменение существующего порядка расчетов возможно только при наличии иного методического и нормативного оформленного механизма ценообразования на услуги автовокзала. «Методикой Формирования тарифов на услуги перевозки пассажиров автомобильным транспортом в разрезе маршрутов», утвержденной Постановлением Правительства Тюменской области от 20.09.2010 №271-п расходы (далее – Методика), связанные с отчислениями на услуги автовокзалов и автостанций по междугородным и пригородным маршрутам включены в состав прочих расходов. Доля расходов на услуги автовокзалов и автостанций в составе прочих расходов в среднем составляет 20,5%, то есть процент вознаграждения ГБУ ТО «Объединение автовокзалов и автостанций» уже изначально заложен в стоимость тарифа. Департаментом тарифной и ценовой политики Тюменской области был разработан проект изменений Методики, однако проект нормативного акта не предусматривает его распространение на 2017 год, так как его применение будет возможно только после утверждения областного бюджета на 2018 год. На сегодняшний день, в отсутствие законодательно – установленных требований по формированию стоимости цен/тарифов на услуги автовокзалов с учетом конкретных составляющих были приняты все меры по соблюдению антимонопольного законодательства и установлен единый для всех автопредприятий размер вознаграждения за услуги автовокзала – 19,5%.
Заявитель директор ГБУ ТО «Объединение автовокзалов и автостанций» ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, сведений и доказательств уважительности причин неявки суду не представлено, дело рассмотрено в его отсутствии.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании просила оставить жалобу без удовлетворения, постановление от ДД.ММ.ГГГГ без изменения.
Из отзыва Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области на жалобу заявителя следует, что занимая доминирующее положение на рынке услуг автовокзалов, и имея возможность в одностороннем порядке определять условия обращения товара на рынке, ГБУ ТО «Объединение автовокзалов и автостанций» создает неравные условия реализации услуги, которые для части покупателей являются дискриминационными. Применение метода ценообразования в процентном соотношении от стоимости перевозки не основано на экономических, технологических и иных особенностях предоставления услуг ГБУ ТО «Объединение автовокзалов и автостанций» различным перевозчикам. ФИО1 являясь должностным лицом ГБУ ТО «Объединение автовокзалов и автостанций» допустил нарушение установленного Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрета на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением и не предпринял всех зависящих от него мер по его соблюдению.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы административного дела, находит жалобу не обоснованной и не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
ДД.ММ.ГГГГ специалистом – экспертом отдела контроля за монополистической деятельностью Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменской УФАС России) ФИО2 в отношении должностного лица – директора ГБУ ТО «Объединение автовокзалов и автостанций» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, за то, что он в нарушении п.8 ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, допустил злоупотребление доминирующим положением на рынке услуг автовокзала на территории муниципальных образований Тюменской области (без автономных округов) за исключением территории г.Тобольска, Тобольского, Сладковского, Аромашевского и Уватского районов, путём создания дискриминационных условий для отдельных автоперевозчиков.
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области № от ДД.ММ.ГГГГ директор ГБУ ТО «Объединение автовокзалов и автостанций» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В соответствии с подпунктом 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия (бездействия) лиц, занимающих доминирующее положение, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе, создание дискриминационных условий.
Материалами дела подтверждено, что в рамках договорных отношений с перевозчиками, ГБУ ТО «Объединение автовокзалов и автостанций» оказывает комплекс услуг по организации автомобильных перевозок пассажиров и багажа на междугородных и пригородных маршрутах (услуги автовокзалов, автостанций, кассовых пунктов на определенных объектах), а перевозчики оплачивают эти услуги.
ГБУ ТО «Объединение автовокзалов и автостанций» реализует билеты на осуществляемые автотранспортными предприятиями перевозки пассажиров и багажа по межмуниципальным и межрегиональным маршрутам. Средства, получаемые от реализации билетов, образуют выручку автотранспортных предприятий за перевозку пассажиров (багажа), часть которой ГБУ ТО «Объединение автовокзалов и автостанций» удерживает в виде платы за оказываемые перевозчикам услуги.
Таким образом, за оказываемые услуги по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа ГБУ ТО «Объединение автовокзалов и автостанций» устанавливает и взимает плату, которая зависит от размера выручки автотранспортных предприятий, получаемой от реализации билетов, а также от суммы компенсации, которую автопредприятие получает из бюджета за перевозку пассажиров, пользующихся бесплатным проездом по действующим льготам.
Антимонопольным органом сделан верный вывод о том, что применение автовокзалом доли расходов автотранспортных предприятий на услуги ГБУ ТО «Объединение автовокзалов и автостанций» в качестве ценообразуюшего показателя при формировании цен (тарифов) на услуги по организации перевозок пассажиров и багажа, оказываемых перевозчикам, является безосновательным.
Полученные данные о выручке ГБУ ТО «Объединение автовокзалов и автостанций» подтверждают, что суммы, удерживаемые автовокзалом из выручки автотранспортных предприятий в качестве оплаты за оказанные услуги, существенно различаются, т.к. зависят от размера выручки, получаемой перевозчиком от реализации билетов.
Так, выручка автотранспортных предприятий определяется количеством и ценой проданных билетов на перевозку пассажира и провоз багажа. При этом стоимость билетов находится в прямой зависимости от дальности маршрута.
Стоимость услуги ГБУ ТО «Объединение автовокзалов и автостанций» определяется хозяйствующим субъектом не затратным методом, а в виде относительного показателя, устанавливающего зависимость величины оплаты за оказание услуги от получаемой перевозчиком выручки, уровень которой обусловлен, в том числе, дальностью совершаемых рейсов и другими критериями, формирующих в конечном итоге стоимость билета.
Учитывая, что перевозчики осуществляют деятельность на маршрутах разной удалённости от начального пункта, стоимость билета увеличивается пропорционально дальности следования. В связи с чем, увеличивается сумма отчислений от реализации одинакового количества билетов и, как следствие сумма, подлежащая оплате за услуги автовокзала.
Таким образом, выручка автотранспортных предприятий от продажи одинакового количества билетов, зависит от протяженности осуществляемого ими маршрута.
При реализации одинакового количества билетов на проезд пассажиров и провоз багажа, автобусами разных перевозчиков, ГБУ ТО «Объединение автовокзалов и автостанций» фактически удерживает из выручки автотранспортных предприятий (или из компенсационных выплат) различную сумму.
Таким образом, приобретая одинаковую услугу автовокзала, автоперевозчики несут различные расходы, размер которых напрямую зависит от суммы выручки, полученной перевозчиком от продажи билетов.
При сопоставлении полученной информации и данных, антимонопольным органом установлено, что при осуществлении перевозок по пригородным и межмуниципальным маршрутам расходы автотранспортных предприятий, понесенные на приобретение услуги ГБУ ТО «Объединение автовокзалов и автостанций» (продажа одного билета) имеют в стоимостном выражении разный уровень.
Материалы делы содержат доказательства, подтверждающие различия в уровне платы, удержанной ГБУ ТО «Объединение автовокзалов и автостанций» из выручки перевозчика, полученной им от продажи одного билета на проезд пассажиров в 2015 году.
Имеющиеся доказательства свидетельствуют о том, что при установлении автовокзалом разной стоимости за одинаковую услугу, перевозчик в конечном итоге оплачивает разную цену за оказание услуги по продаже билета.
Судом установлено, что при осуществлении перевозки пассажиров и багажа по определённому маршруту, перевозчик устанавливает на билеты разные цены (в зависимости от комфортности автобуса, времени совершения рейса и др. критериев).
Поскольку выручка, полученная перевозчиком зависит от установленной им стоимости билета на конкретный рейс, соответственно, сумма удержания (плата за услугу) для одного и того же перевозчика за продажу билетов на разные рейсы, совершаемые им по одному маршруту, является неодинаковой.
Таким образом, стоимостное выражение аналогичных по содержанию услуг, оказанных ГБУ ТО «Объединение автовокзалов и автостанций» конкретному перевозчику, значительно разнится. Диапазон, взимаемой ГБУ ТО «Объединение автовокзалов и автостанций» платы за оказанную перевозчикам услугу, составляет от 36 до 679 рублей.
Применение метода ценообразования в процентном соотношении от стоимости перевозки не основано на экономических, технологических и иных особенностях предоставления услуг автовокзала различным перевозчикам.
Такая система ценообразования на услуги ГБУ ТО «Объединение автовокзалов и автостанций» приводит к дискриминационному перераспределению финансовой нагрузки по содержанию автовокзала на перевозчиков, осуществляющих перевозку пассажиров и багажа на дальние расстояния. Оказывая перевозчикам единый комплекс услуг, ГБУ ТО «Объединение автовокзалов и автостанций» фактически устанавливает для перевозчиков различные цены (тарифы).
Доказательств, подтверждающих экономическую обоснованность установленных размеров платы за оказываемые услуги, ГБУ ТО «Объединение автовокзалов и автостанций» в материалы дела не представлено.
Материалами дела подтверждено, что ГБУ ТО «Объединение автовокзалов и автостанций», занимая доминирующее положение на рынке услуг автовокзала (автостанции), злоупотребляет своим доминирующим положением путем установления различных уровней цен на оказываемые услуги автовокзала (кассового пункта) при отсутствии какого-либо экономического обоснования имеющейся разницы.
Действия ГБУ ТО «Объединение автовокзалов и автостанций» по установлению стоимости оказываемых услуг в относительной величине (в процентах от выручки автотранспортных предприятий) носят дискриминационный характер, а равно не соответствуют положениям антимонопольного и иного законодательства.
Применяемая ГБУ ТО «Объединение автовокзалов и автостанций» система ценообразования на оказываемые услуги автовокзала, создаёт условия, при которых одному потребителю услуга предоставляется по более высокой цене, чем другому, по той причине, что перевозчиком получена выручка от реализации билетов в большем объеме, чем другим. Разница в расходах на приобретение услуги автовокзала приводит к ущемлению интересов той части автотранспортных предприятий, стоимость приобретения услуг автовокзала для которых по сравнению с другими является выше.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Доводы заявителя о том, что применение Методики возможно только с 2018 года не принимается судом, поскольку вина ГБУ ТО «Объединение автовокзалов и автостанций» заключается в нарушении установленного Законом о защите конкуренции запрета на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением и непринятии мер по его соблюдению, что образует объективную сторону состава административного правонарушения части 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений, влекущих в силу ст.30.7 ч.1 п.4 КоАП РФ отмену постановления, судом не установлено, наказание назначено в пределах санкции ч.1 ст.14.31 КоАП РФ, с учетом личности правонарушителя.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.
Руководствуясь ст.ст.30.1-30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление УФАС по Тюменской области № № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ - оставить без изменения, жалобу директора ГБУ ТО «Объединение автовокзалов и автостанций» ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.В. Осипов