Дело № 12-138/2019
Решение
10 сентября 2019 г. г. Астрахань
Трусовский районный суд г. Астрахани в составе: председательствующего судьи Спицыной В.А. рассмотрев жалобу генерального директора ООО «Велес» ФИО1 на постановление № 04-29/19 от 31.07.2019г. врио начальника Астраханского отдела госнадзора ЮМТУ ФА по техническому регулированию и метрологии в лице Территориального отдела (инспекция) государственного надзора по Астраханской области о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
УСТАНОВИЛ:
Постановлением 04-29/19 от 31.07.2019г. врио начальника Астраханского отдела госнадзора ЮМТУ ФА по техническому регулированию и метрологии в лице Территориального отдела (инспекция) государственного надзора по астраханской области директор ООО «Велес» ФИО1 признана виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ФИО1 подала жалобу, в котором просила постановление отменить, производство по делу прекратить.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился.
Выслушав директора ООО «Велес» ФИО1, представителя ФИО2 поддержавшую доводы жалобы, проверив материалы дела, полагаю, что постановление подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу статей 24.1, 30.6, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из Федерального закона "О техническом регулировании", принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Пунктом 1 статьи 46 названного федерального закона определено, что со дня вступления в силу данного федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
До дня вступления в силу соответствующих технических регламентов Правительство Российской Федерации утверждает и ежегодно уточняет единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации (пункт 3 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании").
Технический регламент в отношении цемента в Российской Федерации не принят. В то же время Правительство Российской Федерации постановлением от 1 декабря 2009 г. N 982 утвердило единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, который на основании постановления Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2015 г. N 930 дополнен разделом 2523 (Цемент). К числу продукции, подлежащей обязательной сертификации, отнесен цемент: портландцемент, цемент глиноземистый, цемент шлаковый, цемент суперсульфатный и аналогичные гидравлические цементы, неокрашенные или окрашенные, готовые или в форме клинкеров.
Проведение обязательной сертификации в отношении продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, осуществляется в соответствии с Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 10 мая 2000 г. N 26, пунктом 2.6 которых установлено, что обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации; к нормативным документам, используемым при обязательной сертификации, относятся законы Российской Федерации, государственные стандарты (в том числе принятые в Российской Федерации межгосударственные и международные стандарты), санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила, нормы по безопасности, а также другие документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к продукции.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982 Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии размещена на своем официальном сайте www.gost.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информация о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (в форме обязательной сертификации), с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования.
В графе 3 раздела "(5730, 5740) 2523 Цемент" этой информации перечислены национальные стандарты Российской Федерации, межгосударственные стандарты и государственные стандарты Союза ССР, требованиям которых должны отвечать цементы, включенные в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации.
В их число входят национальные стандарты Российской Федерации ГОСТ Р 56836-2016 "Оценка соответствия. Правила сертификации цементов", ГОСТ Р 55224-2012 "Цементы для транспортного строительства. Технические условия" и ГОСТ Р 56727-2015 "Цементы напрягающие. Технические условия"; межгосударственные стандарты ГОСТ 1581-96 "Портландцементы тампонажные. Технические условия", ГОСТ 30515-2013 "Цементы. Общие технические условия", ГОСТ 31108-2016 "Цементы общестроительные. Технические условия", ГОСТ 33174-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Цемент. Технические требования", ГОСТ 22266-2013 "Цементы сульфатостойкие. Технические условия"; государственные стандарты Союза ССР ГОСТ 965-89 (СТ СЭВ 6086-87) "Портландцементы белые. Технические условия", ГОСТ 15825-80 "Портландцемент цветной. Технические условия", ГОСТ 25328-82 "Цемент для строительных растворов. Технические условия", ГОСТ 10178-85 (СТ СЭВ 5683-86) "Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия", ГОСТ 969-91 (СТ СЭВ 6826-89) "Цементы глиноземистые и высокоглиноземистые. Технические условия", ГОСТ 11052-74 "Цемент гипсоглиноземистый расширяющийся".
Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объективная сторона указанного правонарушения заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции, либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, а именно: изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец соответствующей продукции.
Материалами дела установлено, что на основании приказа ЮМТУ Госстандарта от 24.05.2019 года N 01-30/612 должностными лицами Астраханского отдела госнадзора ЮМТУ Госстандарта проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Велес". Согласно акту отбора образцов ЮМТУ Госстандарта от 29.05.2019 года у ООО "Велес" отобраны образцы продукции - цемент.
Проведены лабораторные испытания указанной продукции на соответствие требованиям ГОСТ 31108-2016. По результатам лабораторных испытаний пробы цемента, отобранной в ООО "Велес", установлено, что представленная проба цементной продукции и идентифицированная согласно представленным документам как портландцемент СЕМ I 42,5N поставляемая по EN 197-1:2011 произведена "FIRUZ KUH CEMENT CO", N 8, ТЕГЕРАН, И.Р. ИРАН не соответствует обязательному требованию ГОСТ 31108-2016, ГОСТ 30515-2013, ГОСТ Р 56836-2016.
Факт совершения вмененного директору ООО «Велес» ФИО1 в вину правонарушения подтверждается собранными и исследованными по делу доказательствами.
Вместе с тем, не смотря на доказанность материалами дела вины ФИО1 в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом обстоятельств дела можно признать малозначительность совершенного деяния по следующим основаниям.
Согласно п. 21 Постановления Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения, размера и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, при этом, судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения может иметь место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Таким образом, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Эта оценка должна базироваться на совокупности и взаимной связи конкретных обстоятельств дела, исследуемой ситуации и имеющихся доказательств.
Из материалов дела следует, что данный цемент находится на складских помещениях принадлежащих ООО «Велес» к продаже не предъявлялся, складированием не допущено существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Таким образом, действия директора ООО «Велес» ФИО1 хотя формально и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но с учетом характера совершенного правонарушения, роли ФИО1 в возможности устранения данного правонарушения, не наступления никаких последствий, не наносят существенного ущерба охраняемым законом общественным отношениям, то есть являются малозначительным административным правонарушением.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9 и 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
Постановление врио начальника Астраханского отдела госнадзора ЮМТУ ФА по техническому регулированию и метрологии в лице Территориального отдела (инспекция) государственного надзора по Астраханской области о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора ООО «Велес» ФИО1 отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ ввиду малозначительности совершенного деяния, объявив ФИО1 устное замечание.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда через Трусовский районный суд в течение десяти дней с момента вынесения.
Судья В.А. Спицына