Дело № 12-138/2019
РЕШЕНИЕ
г. Губаха 17 сентября 2019 года
Судья Губахинского городского суда Пермского края Зюзиков А.А.,
с участием защитника Андреева П.А., должностного лица К.Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Губаха жалобу защитника Андреева П.А. на постановление заместителя главного государственного инспектора Губахинского, Кизеловского городских округов и Александровского муниципального района по пожарному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Защитнику разъяснены права в соответствии со ст. 25.4 КоАП РФ.
Заявлений, ходатайств, отводов, в том числе о ведении протокола судебного заседания, защитником не представлено.
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Губахинского, Кизеловского городских округов и Александровского муниципального района по пожарному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – глава Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края Л.Н.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно им как должностным лицом:
1. не реализуются мероприятия по пожарной безопасности по включению в планы, программы развития территории в части сноса заброшенных строений по <адрес>.
Кроме того, в ходе проведения проверки выполнения противопожарных мероприятий органом местного самоуправления установлено, что :
2. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения в <адрес>;
3. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения в <адрес>;
4. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения в дачном поселке <адрес>;
5. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения в дачном поселке <адрес>;
6. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения в дачном поселке <адрес>;
7. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения в дачном поселке <адрес>;
8. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;
9. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;
10. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;
11. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;
12. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;
13. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;
14. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;
15. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;
16. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;
17. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;
18. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;
19. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;
20. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;
21. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;
22. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;
23. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;
24. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;
25. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;
26. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;
27. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;
28. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;
29. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;
30. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;
31. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;
32. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;
33. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;
34. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;
35. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;
36. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;
37. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;
38. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;
39. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;
40. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;
41. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;
42. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;
43. неисправен пожарный гидрант по <адрес>;
44. неисправен пожарный гидрант по <адрес>;
45. неисправен пожарный гидрант по <адрес>;
46. неисправен пожарный гидрант по <адрес>;
47. неисправен пожарный гидрант на перекрестке <адрес>;
48. неисправен пожарный гидрант по <адрес>;
49. неисправен пожарный гидрант по <адрес>;
50. неисправен пожарный гидрант по <адрес>;
51. неисправен пожарный гидрант по <адрес>;
52. неисправен пожарный гидрант по <адрес>;
53. неисправен пожарный гидрант по <адрес>;
54. отсутствует проезд для пожарной техники к <адрес>;
55. отсутствует проезд для пожарной техники к <адрес>;
56. неисправен пожарный водоем по <адрес>;
57. неисправен пожарный водоем по <адрес>.
Главе Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края Л.Н.В. было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Защитник Андреев П.А. обжаловал данное постановление, считает его необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Главой города – Главой Администрации городского округа «Город Губаха» осуществляются все необходимые мероприятия, направленные на соблюдение всех необходимых мероприятий на территории городского округа по соблюдению мер пожарной безопасности. Так, постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены правила содержания и эксплуатации источников противопожарного водоснабжения в границах городского округа, и в настоящее время никем не оспорено. Администрацией городского округа «Город Губаха» Пермского края постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено создание муниципального казенного учреждения «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям городского округа «Город Губаха», обязанностью которого и является проведение первичных мер пожарной безопасности. В ходе осуществления своих полномочий МКУ «Управлением по делам ГО и ЧС» проводятся мероприятия по содержания источников противопожарного водоснабжения на территории городского округа «Город Губаха», так в частности Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о выделении денежных средств на ремонт пожарных гидрантов, Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ выделены денежные средства из резервного фонда на выполнение ремонтных работ, по восстановлению противопожарных гидрантов. В рамках договора поставки № работы осуществлены в полном объеме. Постановлением № по делу об административном правонарушении в вину администрации городского округа «Город Губаха» указаны следующие нарушения:
Пункт 4 «Отсутствуют источники противопожарного водоснабжения в дачном поселке <адрес>;
Пункт 5 «Отсутствуют источники противопожарного водоснабжения в дачном поселке <адрес>;
Пункт 6 «Отсутствуют источники противопожарного водоснабжения в дачном поселке <адрес>;
Пункт 7 «Отсутствуют источники противопожарного водоснабжения в дачном поселке <адрес>.
Считает, что Глава города – Глава Администрация городского округа Город Губаха Л.Н.В. является не надлежащим лицом по данному факту, поскольку Садовые товарищества: <адрес>, являются самостоятельными юридическими лицами. Пункты 54, 55 Постановления № по делу об административном правонарушении содержат нарушения в части отсутствии проезда для пожарной техники к поселку <адрес>. Администрация городского округа «Город Губаха» Пермского края осуществляет мероприятия по содержанию дорог, и благоустройству улично-дорожной сети населенных пунктов городского округа, поскольку структурным подразделением, управление строительства и ЖКХ администрации городского органа «Город Губаха» было составлено и утверждено муниципальное задание для МБУ «Комбинат благоустройства» (в т.ч. и в части обслуживания улично-дорожной сети) следовательно, все мероприятия связанные с организацией обслуживания уличной дорожной сети, обеспечивавшие доступ и проезд техники были осуществлены в полном объеме. Просит постановление отменить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании защитник Андреев П.А. поддержал доводы жалобы.
Судья, исследовав материалы дела, считает жалобу заявителя обоснованной и подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, руководители организаций, должностные лица в пределах их компетенции.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
К первичным мерам пожарной безопасности, относящимся к полномочиям органов местного самоуправления, относится, в числе прочих, и обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения (ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Согласно п. 2 ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
Аналогичные термины закреплены в постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, которое принято Администрацией г. Губаха.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, помимо собственников имущества, в том числе, руководители муниципальных учреждений.
Согласно ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Объективную сторону административного правонарушения составляют действия или бездействие указанных в ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ субъектов административной ответственности, состоящие в невыполнении обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности, возложенных на них соответствующими правовыми нормами.
Привлекая к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП должностное лицо – главу Администрации городского округа «Город Губаха» Л.Н.В., заместитель главного государственного инспектора Губахинского, Кизеловского городских округов и Александровского муниципального района по пожарному надзору Ш.Е.В. в своем постановлении не указал, в чем выразилось неисполнение либо ненадлежащее исполнение ФИО1 своих служебных обязанностей.
Содержащиеся в протоколе и в постановлении по делу перечни выявленных нарушений и ссылки на нормативно-правовую базу не свидетельствуют о доказанности вины в совершении административного правонарушения именно Главы администрации городского округа «город Губаха» Л.Н.В. Материалы рассматриваемого дела об административном правонарушении также не содержат доказательств, подтверждающих вину Л.Н.В.
В соответствии с действующими нормативными документами в области обеспечения пожарной безопасности, в частности, статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям органа местного самоуправления относятся вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности.
Согласно п.п. 5 п. 4 ст. 36 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В судебном заседании не нашло свое подтверждение нарушение главой администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края Л.Н.В. требований ст. ст. 62, 63 Федерального закона от 28.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Как следует из материалов дела, администрацией городского округа «Город Губаха» постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено создание муниципального казенного учреждения «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям городского округа «Город Губаха», основной деятельностью которого является практическая реализация полномочий органов местного самоуправления, в том числе, обеспечения пожарной безопасности. Следовательно, по мнению судьи, на руководство данного учреждения может быть возложена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством
Кроме того, согласно представленным защитником доказательствам, Главой города принимаются меры организационного – правового характера, например, как указано выше, создано уполномоченное учреждение, приняты нормативные акты: постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены правила содержания и эксплуатации источников противопожарного водоснабжения в границах городского округа «Город Губаха» Пермского края.
Из представленного протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которых выделены денежные средства из резервного фонда на выполнение ремонтных работ, по восстановлению противопожарных гидрантов, следует, что Глава администрации, в том числе, решает вопросы финансового обеспечения первичных мер пожарной безопасности. В рамках договора поставки № работы осуществлены в полном объеме. Кроме того, из представленных доказательств следует, что уполномоченным бюджетным учреждением МБУ «Комбинат благоустройства» заключены договора на снос многоквартирных домов с ООО «Демонтаж-Строй» по <адрес>, что опровергает доводы должностных лиц пожарного надзора о том, что не реализуются мероприятия по пожарной безопасности по включению в планы, программы развития территории в части сноса заброшенных строений. Судья учитывает, что законодательство не содержит термин «заброшенное строение».
Судьей при исследовании представленных доказательств установлено, что в рамках полномочий Главы приняты: муниципальное задание № на ДД.ММ.ГГГГ по содержанию автомобильных дорог местного значения, улиц, входящих в состав территории «Губахинского городского округа», на нормативное содержание дорог выделены соответствующие бюджетные средства, что также подтверждает решение финансового обеспечения вопросов местного значения. Так же судьей принято во внимание, что в настоящее время из-за горного рельефа фактически не предусмотрено наличие автомобильного сообщения с населенными пунктами <адрес>, с данными населенными пунктами установлено лишь железнодорожное сообщение.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, судья приходит к выводу, что постановление вынесено должностным лицом при отсутствии относимых, достоверных и достаточных доказательств вины непосредственно Главы города Губаха, что является основанием к его отмене и прекращении производства по делу на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу защитника Андреева П.А. на постановление заместителя главного государственного инспектора Губахинского, Кизеловского городских округов и Александровского муниципального района по пожарному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ – удовлетворить.
Постановление заместителя главного государственного инспектора Губахинского, Кизеловского городских округов и Александровского муниципального района по пожарному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ – отменить, производство по делу в отношении должностного лица – главы Администрации городского округа «Город Губаха» Л.Н.В. по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ – прекратить.
Судья: А.А. Зюзиков