ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-138/2013 от 04.07.2013 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

РЕШЕНИЕ

04 июля 2013 года город Ставрополь

Ленинский районный суд города Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Кононовой Л.И.,

при секретаре Илларионовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу ФИО1 на постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в <адрес обезличен> о назначении административного наказания <номер обезличен> от <дата обезличена> и прекращении производства по делу,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в <адрес обезличен> о назначении административного наказания <номер обезличен> от <дата обезличена>, главный бухгалтер Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Пятигорску ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.15.14 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Не согласившись с постановлением, ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просит протокол об административном правонарушении от <дата обезличена> и постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в <адрес обезличен> отменить и прекратить производство по делу.

В обоснование своей жалобы ФИО1 указала, что <дата обезличена> главным контролером - ревизором Территориального управления Росфиннадзора в <адрес обезличен> ФИО2 в помещении Отдела МВД России по <адрес обезличен> составлен протокол о том, что при осуществлении проверки в Отделе МВД России по <адрес обезличен> за период с <дата обезличена> по <дата обезличена> установлен факт нецелевого использования бюджетных средств в сумме 48035,91 рублей допущенных <дата обезличена> главным бухгалтером Отдела МВД России по <адрес обезличен> ФИО1 На основании данного протокола <дата обезличена> она привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере 4000 рублей. Отдел МВД России по <адрес обезличен>, исходя из формы его государственной регистрации в качестве юридического лица - учреждение, а также статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, есть некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления возложенных на него задач по охране общественного порядка. Понятие нецелевого использования бюджетных средств дано в ст. 289 БК РФ, под ним понимается использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным, утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Отдел МВД России по <адрес обезличен> является получателем средств Федерального бюджета, до которого доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств в соответствии с утвержденной сметой расходов. Условиями получения денежных средств является утвержденная ГУ МВД России по <адрес обезличен> смета расходов. Кассовые расходы осуществляются в пределах доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств в соответствии со сметой доходов и расходов. Ведение учета кассы по целевым статьям (подстатьям) КОСГУ не предусмотрено ни одним правовым актом. Перераспределение денежных средств, полученных в кассу по одной статье (подстатье) КОСГУ на возмещение расходов, финансирование которых предусмотрено по другой статье (подстатье) КОСГУ является вынужденной необходимостью для обеспечения задач, поставленных перед Отделом МВД России по <адрес обезличен>, что невозможно без несения расходов, какие не могут быть запланированы таким образом, какой обеспечивал бы наличие в кассе достаточных денежных средств, полученных по необходимой статье КОСГУ. Расходы, какие были произведены Отделом МВД России по <адрес обезличен> за счет средств, предназначенных для финансирования расходов по иной статье КОСГУ, во-первых, также были предусмотрены бюджетной сметой, во-вторых, заимствованные бюджетные средства восстановлены в непродолжительный период времени по соответствующему КБК, а бюджетная смета выполнена по каждой статье (подстатье) кода КОСГУ в соответствии с ней, что смыслу статьи 289 БК РФ означает соблюдение заявителем использование бюджетных средств в соответствии с условиями их получения. Исходя из анализа статей 12, 34, 161, 162 БК РФ совершенные действия по расходованию денежных средств, полученных в кассу по одной статье (подстатье) КОСГУ на покрытие расходов финансируемых по другой статье (подстатье) КОСГУ произведённая в пределах сумм, утвержденных бюджетной сметой и выражающееся в этом перераспределении денежных средств не образуют нецелевого использования денежных средств. Письмо Минфина РФ от <дата обезличена> <номер обезличен> доводит до сведения, что в соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Исходя из данной нормы осуществление кассовых расходов получателями средств федерального бюджета не подпадает под понятие нецелевого использования, если производятся в пределах доведенных до них в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств и в соответствии со сметой доходов и расходов.

В судебном заседании ФИО1 жалобу поддержала, просила суд ее удовлетворить, отменить Постановление Территориального управления Росфиннадзора в <адрес обезличен> о назначении ей административного наказания <номер обезличен> от <дата обезличена>, отменить протокол об административном правонарушении от <дата обезличена> и прекратить производство по делу.

Представители ТУ Росфиннадзора в <адрес обезличен> по доверенностям ФИО3 и ФИО4 возражали против удовлетворения жалобы. В обоснование пояснили, что по результатам проведенной проверки установлен факт нарушения статьи 38, статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от <дата обезличена> <номер обезличен>н, выразившиеся в несанкционированном перераспределении бюджетных средств по кодам бюджетной классификации расходов в сумме 48035,91 рублей, что в соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием бюджетных средств. Данный вывод сделан по итогам проверки первичных кассовых документов (приходных и расходных кассовых ордеров), которые являются основанием для совершения платежно-расчетной операций. Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно - целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством. Из анализа указанных норм следует, что организация, финансируемая из федерального бюджета обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств (в размере кодов (статей) экономической классификации), определенных соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств, что и подразумевает использование средств федерального бюджета, в том числе находящихся в кассе, в строгом соответствие с их целевым назначением. Однако, остаток средств федерального бюджета в кассе по состоянию на <дата обезличена> на сумму 141956,50 рублей, полученных по главе 188 «Министерство внутренних дел», разделу 0300 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», подразделу 0302 «Органы внутренних дел», целевой статье 2020000 «Воинские формирования (органы, подразделения)», программе 6700 «Функционирование Вооруженных Сил Российской Федерации, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, войск и иных воинских формирований», виду расходов 134 «Иные выплаты персоналу, за исключением денежного довольствия», по подстатье КОСГУ 212 «Прочие выплаты» использован по главе 188 «Министерство внутренних дел», разделу 0300 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», подразделу 0302 «Органы внутренних дел», целевой статье 2020000 «Воинские формирования», программе 6700 «Функционирование Вооруженных Сил РФ, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, войск и иных воинских формирований», виду расходов 134 «Иные выплаты персоналу, за исключением денежного довольствования», по подстатье КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» для осуществления выплаты в сумме 48035, 91 рублей по расходным кассовым ордерам от <дата обезличена> <номер обезличен>, 584 на сумму 132300 рублей, то есть произведено несанкционированное перераспределение бюджетных средств в сумме 48035,91 рублей. Датой совершения нецелевого расходования денежных средств в сумме 48035,91 рублей главным бухгалтером Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Пятигорску ФИО1 является <дата обезличена> Произведенное несанкционированное перемещение бюджетных средств по кодам расходов бюджетов Российской Федерации на сумму 48035,91 рублей согласно ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации квалифицируется как нецелевое использование бюджетных средств. В своей жалобе заявитель подтверждает нецелевое использование средств федерального бюджета - перераспределение денежных средств, полученных в кассу по одной статье (подстатье) КОСГУ на возмещение расходов, финансирование которых предусмотрено по другой статье (подстатье) КОСГУ, объясняя такое использование вынужденной необходимостью. Статьи 12, 34, 161, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на которые ссылается заявитель в жалобе, регламентируют продолжительность финансового года, принцип эффективности использования бюджетных средств, особенности правового положения казенных учреждений, бюджетные полномочия получателя бюджетных средств и не содержат нормы, санкционирующие самостоятельное перераспределения бюджетных средств. В то же время ни Бюджетный кодекс Российской Федерации, ни Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержат положений, позволяющих рассматривать наличие либо отсутствие состава правонарушения по итогам финансового года. Письмо Минфина России от <дата обезличена> <номер обезличен> регламентирует действия главных распорядителей (распорядителей) средств федерального бюджета по выплатам ассигнований на цели, не соответствующие условиям их получения в кассу учреждения, в то время как распорядителем средств для проверенной организации является Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес обезличен>. Распоряжений Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес обезличен> о перераспределении бюджетных средств, идущих в разрез с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от <дата обезличена> <номер обезличен>н, в ходе проверки не представлено. Согласно п. 2.5.3 приказа Федерального казначейства от <дата обезличена> <номер обезличен>н «О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов» получатель бюджетных средств, вправе в пределах текущего финансового года уточнить операции по кассовым выплатам или коды бюджетной классификации, по которым данные операции были отражены на лицевом счете клиента. Для уточнения указанных операций и кодов бюджетной классификации по операциям клиент представляет в территориальный орган Федерального казначейства уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа, согласно установленной формы. Таким образом, при перераспределении бюджетных средств по лицевому счету с одного кода бюджетной классификации на другой возможно внесение уточнений в установленном порядке. Однако, внесение изменений в учетные записи по произведенным кассовым выплатам действующим законодательством не предусмотрено. В соответствии с ч. 2 статьи 7 Федерального закона от <дата обезличена> № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Пунктом 3.3 должностной инструкции, утвержденной <дата обезличена> начальником Отдела МВД России по <адрес обезличен> полковником полиции ФИО5, на главного бухгалтера бухгалтерии Отдела МВД России по <адрес обезличен> майора внутренней службы ФИО1 возложено осуществление контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных ассигнований, планированием расходов на денежное довольствие, пособия и компенсации. Административная ответственность за использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно - наказуемого деяния, предусмотрена ч. 1 ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановлением заместителя руководителя ТУ Росфиннадзора в <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен> главный бухгалтер Отдела МВД России по <адрес обезличен> ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст.15.14 ч.1 КоАП РФ главным бухгалтером Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Пятигорску ФИО1 нарушен порядок использования бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получениям указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно-наказуемого деяния.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в направлении и использовании бюджетных средств на цели не соответствующие условиям получения указанных средств, субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

В соответствии со ст. 38 Бюджетного кодекса РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Под бюджетными средствами понимаются денежные средства, предназначенные для финансового обеспечения задач и функций государства в различных сферах социально-экономической и политической жизни.

Согласно ст. 289 Бюджетного кодекса РФ нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно - целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов.

Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.

Из вышеизложенного следует, что организация, финансируемая из федерального бюджета обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств (в размере кодов (статей) экономической классификации), определенных соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств.

Пунктом 2 Инструкции о порядке применения органами Федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства от <дата обезличена> <номер обезличен>н2, определено нецелевое использование средств федерального бюджета как направление и использование средств федерального бюджета на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год, бюджетной росписью федерального бюджета, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен> «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора», приказом Министерства финансов Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен>н «Об утверждении Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора», централизованным заданием Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от <дата обезличена> <номер обезличен>, от <дата обезличена> <номер обезличен>, на основании удостоверения на проведение проверки от <дата обезличена> <номер обезличен>рп ревизионной группой ТУ Росфиннадзора в <адрес обезличен> в период с <дата обезличена> по <дата обезличена> проведена проверка правомерного и эффективного использования средств федерального бюджета, направленных на оплату труда и текущих расходов в рамках реформирования Министерства внутренних дел Российской Федерации Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Пятигорску за 2011 - 2012 годы.

По результатам проведенной проверки установлен факт нарушения статьи 38, статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от <дата обезличена> <номер обезличен>н, выразившиеся в несанкционированном перераспределении бюджетных средств по кодам бюджетной классификации расходов в сумме 48035,91 рублей, что в соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием бюджетных средств.

<дата обезличена> главным контролером-ревизором Территориального управления Росфиннадзора в <адрес обезличен> ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении в отношении главного бухгалтера Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Пятигорску ФИО1.

Нецелевое использование федеральных денежных средств главным бухгалтером Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Пятигорску ФИО1 подтверждается следующим.

Проверкой движения средств федерального бюджета в кассе Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Пятигорску установлено, что остаток средств федерального бюджета в кассе по состоянию на <дата обезличена> на сумму 141956,50 рублей, полученных по главе 188 «Министерство внутренних дел», разделу 0300 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», подразделу 0302 «Органы внутренних дел», целевой статье 2020000 «Воинские формирования (органы, подразделения)», программе 6700 «Функционирование Вооруженных Сил Российской Федерации, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, войск и иных воинских формирований», виду расходов 134 «Иные выплаты персоналу, за исключением денежного довольствия», по подстатье КОСГУ 212 «Прочие выплаты» использован по главе 188 «Министерство внутренних дел», разделу 0300 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», подразделу 0302 «Органы внутренних дел», целевой статье 2020000 «Воинские формирования», программе 6700 «Функционирование Вооруженных Сил РФ, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, войск и иных воинских формирований», виду расходов 134 «Иные выплаты персоналу, за исключением денежного довольствования», по подстатье КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» для осуществления выплаты в сумме 48035, 91 рублей по расходным кассовым ордерам от <дата обезличена> <номер обезличен>, 584 на сумму 132300 рублей, то есть произведено несанкционированное перераспределение бюджетных средств в сумме 48035,91 рублей.

В нарушение статьи 38, статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных приказом Министерства финансов РФ от <дата обезличена> <номер обезличен>н произведено несанкционированное перераспределение бюджетных средств в сумме 48035,91 рублей, что в соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.

Нецелевое расходование денежных средств в сумме 48035,91 рублей совершено главным бухгалтером Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Пятигорску ФИО1 <дата обезличена>, что подтверждается расходными кассовыми ордерами от <дата обезличена> <номер обезличен>, 584.

Постановлением о назначении административного наказания <номер обезличен> от <дата обезличена> главный бухгалтер Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Пятигорску ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения ответственность, за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.

Совершенное главным бухгалтером Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Пятигорску ФИО1 деяние образует состав административного правонарушения, которое считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) нарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения.

Состав правонарушения, предусмотренный ст. 15.14 КоАП РФ, является формальным, то есть правонарушение считается оконченным с момента совершения.

Согласно ч.3 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

Изучив оспариваемый ФИО1 протокол об административном правонарушении от <дата обезличена>, суд не находит оснований для признания его незаконным, нарушающим права заявителя.

Кроме того, в обжалуемом постановлении Территориального управления Росфиннадзора в <адрес обезличен> указано, что постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня его вручения или получения.

Обжалуемое постановление получено ФИО1 <дата обезличена>

Согласно ч. 3 ст. 4.8 КоАП РФ срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.

Окончанием срока обжалования постановления <номер обезличен> от <дата обезличена> считается <дата обезличена>, то есть нерабочий день, следовательно, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день, а именно - <дата обезличена>.

Согласно почтовому штемпелю на конверте, жалоба ФИО1 на постановление Территориального управления Росфиннадзора в <адрес обезличен> <номер обезличен> от <дата обезличена> была отправлена заявителем <дата обезличена>, что свидетельствует о пропуске ФИО1 срока обжалования указанного постановления.

При вышеизложенных обстоятельствах суд не усматривает оснований для признания незаконным оспариваемого постановления.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что постановление по делу об административном правонарушении <номер обезличен> от <дата обезличена>, вынесенное главным контролером - ревизором Территориального управления Росфиннадзора в <адрес обезличен> ФИО2 является законным, обоснованным не подлежит отмене.

Руководствуясь ст.ст. 15.14, 30.3, 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении жалобы главного бухгалтера Отдела МВД России по <адрес обезличен> ФИО1 об отмене постановления по делу об административном правонарушении <номер обезличен> от <дата обезличена>, и протокола об административном правонарушении от <дата обезличена>, прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях - отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес обезличен>вой суд в течение 10 дней со дня его вручения или получения.

Судья Л.И. Кононова