ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-138/2017 от 15.06.2017 Салаватского городского суда (Республика Башкортостан)

РЕШЕНИЕ

г. Салават 15 июня 2017 года

Судья Салаватского городского суда Республики Башкортостан Салимов Ирик Мансурович, рассмотрев в здании Салаватского городского суда по адресу: г. Салават, ул. Строителей, 19 а, жалобу государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РБ Васильевой А.В. на постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 1 по г. Салават РБ от 00.00.0000 о прекращении производства по делу об административном правонарушении предусмотренном ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ в отношении должностного лица ООО «Спецавтохозяйство» главного инженера Михольского И,

УСТАНОВИЛ:

постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 1 по г. Салават РБ от 00.00.0000 прекращено производство по делу об административном правонарушении предусмотренном ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ в отношении должностного лица ООО «Спецавтохозяйство» главного инженера Михольского И.А.

Не согласившись с данным постановлением, государственный инспектор Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РБ Васильева А.В. подала жалобу, в которой ссылается на незаконность и необоснованность постановления, просит постановление мирового судьи отменить, принять по делу новое решение.

На судебное заседание государственный инспектор Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РБ Васильева А.В. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена.

На основании ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие государственного инспектора Васильевой А.В.

В судебном заседании Михольский И.А. возражал против удовлетворения жалобы, просил решение и.о. мирового судьи судебного участка № 1 по г. Салават РБ оставить в силе, а жалобу инспектора Васильевой А.В. без удовлетворения.

Изучив доводы жалобы, выслушав Михольского И.А., проверив материал, прихожу к следующему.

Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Как установлено мировым судьей и усматривается из материалов дела по результатам плановой выездной проверки 00.00.0000 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РБ был составлен акт проверки ..., в котором, в том числе, было зафиксировано, что ООО «Спецавтохозяйство» осуществляет деятельность по размещению отходов IV класса опасности в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности (так, в период с 00.00.0000 года было размещено отходов IV класса опасности на полигоне твердых бытовых отходов г. Салават, расположенном по адресу: г. Салават, юго-западнее цеха № ... Открытого акционерного общества "Салаватнефтеоргсинтез", в количестве (данные изъяты) тонн).

Указанные обстоятельства были квалифицированы Управлением, как нарушение требований п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

По факту выявленных в ходе плановой выездной проверки нарушений 00.00.0000 должностным лицом управления в отношении Общества в присутствии его представителя Богданова Р.З., действовавшего на основании доверенности ... от 00.00.0000, был составлен протокол об административном правонарушении ... по признакам административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Статьей 1.2 КоАП РФ установлено, что задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Под административным правонарушением в соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006г. № 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, необходимо исходить из того, что в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 49 ГК РФ право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии).

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, является лицо, осуществляющее деятельность, подлежащую лицензированию, в отсутствие такой лицензии.

Субъективная сторона данного административного правонарушения может быть выражена как в форме умысла, так и неосторожности (для физических лиц) либо непринятии всех зависящих мер для соблюдения норм действующего законодательства (для юридических лиц).

Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в области предпринимательской деятельности.

Объективная сторона правонарушения выражается в занятии определенным лицом, не имеющим специальное разрешение (лицензию), видом предпринимательской деятельности, подлежащим лицензированию.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

На основании статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в числе прочего: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом

субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (часть 3).

Пленумом Верховного Суда Российской Федерации было разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица (пункт 13 постановления от 24.03.2005г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

Общество с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" зарегистрировано в качестве юридического лица 00.00.0000 за основным государственным регистрационным номером ...

Из абзаца 3 пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99- ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объекта культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

В соответствии с п. 30 ч.1 ст.12 Закона о лицензировании (редакция № 3 от 19 октября 2011 года) деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежала лицензированию.

В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании (редакция № 4 от 25 июня 2012 года) лицензированию подлежала деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

В соответствии с п. 30 ч. 1 ст.12 Закона о лицензировании (в редакции Федерального закона от 29.12.2014г. № 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации") деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Законом о лицензировании определено, что лицензионные требования - это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.На основании пункта 5 части 4 статьи 1 Закона о лицензировании особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление, в том числе, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I - IV классов опасности.

Как это следует из статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89- ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ) под "отходами производства и потребления" понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Законом № 89-ФЗ, под "сбором отходов" - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов, под "транспортированием отходов" - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах, под "обработкой отходов" - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку, под "утилизацией отходов" - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), под "обезвреживанием отходов" - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, под "размещением отходов" - хранение и захоронение отходов.

В соответствии с п.1 ст.9 Закона № 89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Законом о лицензировании с учетом положений Закона № 89-ФЗ.

Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на конкретном объекте по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности, если на этом объекте уже

осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности другим индивидуальным предпринимателем или другим юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность (пункт 2 статьи 9 Закона № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015г. № 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" было утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (далее - Положение).

Согласно пункту 1 Положения данный нормативный правовой акт устанавливает порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Деятельность в области обращения с отходами составляют работы согласно приложению.

Как следует из Приложения к Положению, в перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, входят сбор отходов I класса опасности (пункт 1), сбор отходов II класса опасности (пункт 2), сбор отходов III класса опасности (пункт 3), сбор отходов IV класса опасности (пункт 4), транспортирование отходов I класса опасности (пункт 5), транспортирование отходов II класса опасности (пункт 6), транспортирование отходов III класса опасности (пункт 7), транспортирование отходов IV класса опасности (пункт 8), обработка отходов I класса опасности (пункт 9), обработка отходов II класса опасности (пункт 10), обработка отходов III класса опасности (пункт 11), обработка отходов IV класса опасности (пункт 12), утилизация отходов I класса опасности (пункт 13), утилизация отходов II класса опасности (пункт 14), утилизация отходов III класса опасности (пункт 15), утилизация отходов IV класса опасности (пункт 16), обезвреживание отходов I класса опасности (пункт 17), обезвреживание отходов II класса опасности (пункт 18), обезвреживание отходов III класса опасности (пункт 19), обезвреживание отходов IV класса опасности (пункт 20), размещение отходов I класса опасности (пункт 21), размещение отходов II класса опасности (пункт 22), размещение отходов III класса опасности (пункт 23), размещение отходов IV класса опасности (пункт 24).

Управлением в ходе проведенной плановой выездной проверки, в период с 00.00.0000 Обществом было размещено отходов IV класса опасности на полигоне твердых бытовых отходов г. Салават, расположенном по адресу: г. Салават, юго-западнее цеха № ... Открытого акционерного общества "Салаватнефтеоргсинтез", в количестве (данные изъяты) тонн.

Из материалов дела следует, что 00.00.0000 Обществу была выдана лицензия серия ... на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности (т. (данные изъяты)). При этом в названной лицензии отражено, что она действует бессрочно.

Частью 4 статьи 22 Закона о лицензировании было предусмотрено, что предоставленные до дня вступления в силу Закона о лицензировании лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в порядке, установленном статьей 18 Закона о лицензировании, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности. Переоформленные лицензии действуют бессрочно.

Федеральным законом от 25.06.2012г. № 93-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 93-ФЗ) пункт 30 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании был изложен в следующей редакции: «деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности» (подпункт "б" пункта 2 статьи 35 Закона № 93-ФЗ).

Следовательно, со дня вступления в силу Закона № 93-ФЗ прекратилось лицензирование также таких указанных в лицензии видов деятельности как сбор и использование отходов I - IV класса опасности.

Вместе с тем, поскольку наименование лицензируемого вида деятельности было изменено Законом № 93-ФЗ после вступления в силу Закона № 99-ФЗ, а остальные виды деятельности, указанные в предоставленной Обществу лицензии (обезвреживание и размещение отходов I- IV классов опасности, не претерпели изменений), лицензия была выдана Обществу до вступления в законную силу положений Закона о лицензировании, то положения части 4 статьи 22 Закона № 99-ФЗ о необходимости переоформления лицензии на предоставленную Лицу, привлекаемому к административной ответственности, лицензию не распространяются.

Частью 3 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014г. № 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон № 458-ФЗ) срок действия лицензий на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданных до дня вступления в силу указанного Закона, был ограничен 30 июня 2015 года.

Статьей 3 Федерального закона № 203-ФЗ от 29.06.2015г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон № 203-ФЗ) срок действия лицензий на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, выданных до 01 июля 2015 года, был продлен до 01 января 2019 года.

Закон № 203-ФЗ вступил в силу с 30 июня 2015 года. Поскольку лицензия Общества на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности серия 002 № 0064Л от 26 декабря 2011 года была выдана до 01 июля 2015 года, то срок ее действия, как считает суд, был продлен Законом № 203-ФЗ до 01 января 2019 года. Следовательно, на момент проверки срок действия лицензии, выданной Обществу, не истек.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

На момент проведения Управлением плановой выездной проверки установленный Законом № 458-ФЗ срок действия лицензии Общества не истек.

Таким образом, учитывая положения части 3 статьи 22 Закона о лицензировании, части 3 статьи 23 Закона № 458-ФЗ, на момент проверки вышеуказанная лицензия Общества являлась действующей.

Учитывая требования ч.ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ, согласно которым лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, оснований полагать о доказанности наличия в действиях должностного лица ООО «Спецавтохозяйство» главного инженера Михольского И.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ, не имеется.

В силу ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Всем доказательствам по делу дана надлежащая оценка, оснований не согласиться с оценкой доказательств не имеется. При таких обстоятельствах мировой судья пришел к правильному выводу о том, что в действиях Михольского И.А. отсутствует состав административного правонарушения.

Оснований для отмены или изменения постановления по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 1 по г. Салават РБ от 00.00.0000 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ в отношении должностного лица ООО «Спецавтохозяйство» главного инженера Михольского И оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РБ Васильевой А.В. - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного суда Республики Башкортостан и его заместители.

Судья подпись Салимов И.М.

Копия верна: судья Салимов И.М.

Решение вступило в законную силу 15.06.2017.

Секретарь суда:_______________ Судья:______________

Подлинный документ подшит в дело мирового судьи № 5-149/2017 (12-138/2017) Салаватского городского суда Республики Башкортостан.