ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-138/2021 от 01.11.2021 Омутнинского районного суда (Кировская область)

Дело №12-138/2021

43RS0026-01-2021-001343-02

РЕШЕНИЕ

г.Омутнинск Кировской области 01 ноября 2021 года

Судья Омутнинского районного суда Кировской области Орлова И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Песковский коммунальник» Л. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Г. от 26.08.2021 № *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.46 КоАП РФ, в отношении директора МУП ЖКХ «Песковский коммунальник»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Г. от 26.08.2021 *** должностное лицо - директор МУП ЖКХ «Песковский коммунальник» Л. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.46 КоАП РФ. Согласно данному постановлению МУП ЖКХ «Песковский коммунальник» не выполнило обязанность по предоставлению сведений для актуализации учетных данных по объекту «Пром.площадка № 1 Очистные сооружения», расположенному по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, при постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Нарушение допущено по вине директора МУП ЖКХ «Песковский коммунальник» Л.

В постановлении указано, что согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности предприятия является «Распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)» ОКВЭД 35.30.3. Объект НВОС МУП ЖКХ «Песковский коммунальник» поставлен на учет как объект негативного воздействия на окружающую среду 30.12.2016 (свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 30.12.2016 № ***, код объекта ***, III категории). По данным заявки от 28.12.2016 на территории МУП ЖКХ «Песковский коммунальник» имеется 3 источника выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух: очистные сооружения (ИЗА ***); труба котельной на очистных сооружениях (ИЗА ***); иловые карты (ИЗА ***). Согласно инвентаризации источников выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проведенной в 2017 году, на «Пром.площадка *** Очистные сооружения» имеется 6 источников выброса вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а именно: труба котельной (ИЗА ***); песколовка (ИЗА ***); первичные отстойники (ИЗА ***); аэротенки (ИЗА ***); вторичные отстойники (ИЗА ***); иловые площадки (ИЗА ***). В программе производственного экологического контроля, утвержденной в январе 2020 года, отчете ПЭК за 2020 год, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду использованы результаты последней инвентаризации. Актуализация учетных сведений об объекте не проводилась.

От директора МУП ЖКХ «Песковский коммунальник» Л. поступила жалоба на постановление, в которой она просит данное постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, на основании ст.2.9 КоАП РФ. В обоснование жалобы указано, что заявка от 28.12.2016 о постановке на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, была направлена на основании Проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, утвержденного ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту», согласно которому у МУП ЖКХ «Песковский коммунальник» имеется 3 источника выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух: очистные сооружения (ИЗА ***), в том числе песколовка 100 м3, первичный отстойник 350 м3, вторичный отстойник 350 м3, аэротенки; труба котельной на очистных сооружениях (ИЗА ***); иловые карты (ИЗА ***). В 2017 году МУП ЖКХ «Песковский коммунальник» была проведена актуализация, инвентаризация источников выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, по результатам которой 3 ранее учтенных источника НВОС «Пром.площадка *** Очистные сооружения» разделены на 6 источников. Песколовка (ИЗА ***); первичные отстойники (ИЗА ***); вторичные отстойники (ИЗА ***) выделены как самостоятельные источники выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Таким образом, количество источников загрязнения окружающей среды МУП ЖКХ «Песковский коммунальник» фактически не изменилось, источники были и ранее учтены в проекте НВОС, на основании которого поставлены на государственный учет. На момент вынесения постановления правонарушение устранено. ДАТА ИЗЪЯТА получено свидетельство об актуализации сведений об объекте. Имеются основания применения ст.2.9 КоАП РФ.

Лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды, специалист-эксперт отдела государственного экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Г. в судебное заседании не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.

Л.. – директор МУП ЖКХ «Песковский коммунальник» в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении жалобы без ее участия.

Исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Г. от 26.08.2021 *** директор МУП ЖКХ «Песковский коммунальник» Л. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.46 КоАП РФ, за не выполнение обязанности по предоставлению сведений для актуализации учетных данных об объекте «Пром.площадка *** Очистные сооружения», расположенном по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 руб.

Статьей 8.46 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст.69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Согласно п. 6 ст. 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений: о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность; об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды; об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

В силу п.9 ст.69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на таком объекте, выдается свидетельство об актуализации учетных сведений.

Л. является директором МУП ЖУХ «Песковский коммунальник» с 24.08.2015 (л.д.6), как руководитель является единоличным исполнительным органом предприятия и самостоятельно решает все вопросы деятельности предприятия, за исключением вопросов, отнесенных законодательством РФ к ведению иных органов, руководитель несет ответственность в порядке и на условиях, установленных законодательством РФ.

Согласно свидетельству от 30.12.2016 № ***, выданному МУП ЖКХ «Песковский коммунальник», Промплощадка *** – Очистные сооружения (АДРЕС ИЗЪЯТ) поставлена на учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относится к III категории негативного воздействия, код объекта ***.

Заявка о постановке на государственный учет указанного объекта содержит сведения о трех стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, количестве и составе выбросов в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов (отдельно по каждому загрязняющему веществу от каждого источника): фактическая масса или объем выбросов вредного (загрязняющего) вещества (с указанием кода и наименования вредного (загрязняющего) вещества), т/год.

По данным инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для промплощадок МУП ЖКХ «Песковский коммунальник», утвержденной в 2017 году промплощадка *** (АДРЕС ИЗЪЯТ) имеет шесть источников выброса вредных (загрязняющих) веществ, а именно: труба котельной, песколовка, первичный отстойник, аэротенк, вторичный отстойник, иловые площадки.

В программе производственного экологического контроля МУП ЖКХ «Песковский коммунальник», утвержденной в 2020 году, по промплощадке ***, код объекта *** содержатся сведения об источниках загрязнения атмосферного воздуха на предприятии: котельная, песколовка, первичный отстойник, аэротенк, вторичный отстойник, иловые площадки, а также сведения о массе выбросов загрязняющих веществ отдельно по каждому загрязняющему веществу от каждого источника. В программе указано, что последняя инвентаризация выбросов загрязняющих веществ была выполнена в сентябре 2017 года.

Из акта проверки Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 29.06.2021 МУП ЖКХ «Песковский коммунальник» следует, что сведения об источниках загрязнения, указанных в заявке от 28.12.2016 при постановке на учет объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, не совпадают со сведениями об источниках загрязнения, имеющихся на территории предприятия, в инвентаризации 2017 года, а именно: по заявке - 1 выпуск сточных вод в р. Вятка; 3 источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (очистные сооружения, труба котельной, иловые карты), а по данным инвентаризации - 6 источников выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (труба котельной, песколовка, первичный отстойник, аэротенк, вторичный отстойник, иловые площадки) (л.д.63-75).

Таким образом, с 2017 года по дату проведения проверки МУП ЖКХ «Песковский коммунальник» не выполняло обязанность по предоставлению сведений для актуализации учетных данных об объекте «Промплощадка *** – очистные сооружения», код объекта ***, чем нарушило требования п.6 ст.69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Факт совершения директором МУП ЖКХ «Песковский коммунальник» Л. административного правонарушения, предусмотренного ст.8.46 КоАП РФ, и его вина подтверждены совокупностью доказательств.

Представленные в материалы дела доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, согласуются между собой, являются достоверными и допустимыми, и свидетельствуют о наличии в действиях директора МУП ЖКХ «Песковский коммунальник» состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.46 КоАП РФ, поскольку им не было предпринято всех зависящих от него мер в рамках выполнения обязанностей по соблюдению требований Федерального закона «Об охране окружающей среды», за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, предупреждению совершения административного правонарушения в отсутствие непреодолимых препятствий для соблюдения положений законодательства по предоставлению сведений для актуализации учетных данных об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

Процедура и срок давности привлечения к ответственности соблюдены.

Согласно Проекту нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу МУП ЖКХ «Песковский коммунальник», на Промплощадке *** по адресу: пгт.Песковка, АДРЕС ИЗЪЯТ, размещены источники выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух: труба котельной на очистных сооружениях (ИЗА ***), очистные сооружения (ИЗА ***), в том числе: песколовка, первичный отстойник, вторичный отстойник, аэротенки; иловые площадки очистных сооружений (ИЗА ***) (л.д. 16-21).

Таким образом, подтверждены доводы жалобы о том, что источники загрязнения окружающей среды были и ранее учтены в Проекте НВОС, на основании которого объект НВОС поставлен на государственный учет, и фактически новых источников на Промплощадке *** не появилось.

Из материалов административного дела следует, что сведения об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, МУП ЖКХ «Песковский коммунальник» актуализированы, получено свидетельство об актуализации от 20.07.2021 *** в отношении объекта «Промплощадка ***». В свидетельстве указано в качестве основания для актуализации – изменение характеристик источников загрязнения окружающей среды (л.д.23-24).

Сведений о том, что увеличилось количество вредных выбросов в атмосферный воздух, о неблагоприятных последствиях для окружающей среды материалы дела не содержат. Согласно акту проверки аварийных и залповых выбросов вредных (загрязняющих) веществ, а также ситуаций, приведших к загрязнению окружающей среды в 2018-2021 г.г., не возникало.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью его опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении следует установить не только формальное сходство содеянного с признаками состава того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния (наличии либо отсутствии угрозы для личности, общества или государства).

Согласно абз.2 п.21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Учитывая, характер совершенного правонарушения, устранение выявленного нарушения, отсутствие вредных последствий и существенных нарушений охраняемых общественных правоотношений суд приходит к выводу о наличии оснований, указанных в ст.2.9 КоАП РФ.

В данном случае устное замечание, как мера порицания за совершение инкриминируемого правонарушения с учетом установленных по делу конкретных обстоятельств, является достаточной для достижения задач законодательства об административной ответственности, указанных в статье 1.2 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в том числе об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.

На основании изложенного прихожу к выводу о наличии оснований к отмене оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении и прекращении производства по делу ввиду наличия обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Г. от 26.08.2021 *** в отношении должностного лица - директора МУП ЖКХ «Песковский коммунальник» Л. отменить, производство по делу прекратить.

Л. освободить от административной ответственности за совершенное административное правонарушение, предусмотренное ст.8.46 КоАП РФ, ввиду его малозначительности, с объявлением ей устного замечания.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии этого решения, с подачей жалобы через Омутнинский районный суд Кировской области.

Судья И.В.Орлова

Решение03.11.2021