ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-138/2022 от 12.08.2022 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

Судья Согданова Е.Е. № 7-131/2022г.

№ 12-138/2022г.

Р Е Ш Е Н И Е

12 августа 2022 г. г. Элиста

Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Кутланова Л.М.,

при секретаре Манжиковой А.Э.,

с участием ФИО1, защитника Петровой А.Д.,

представителя Инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия ФИО2,

рассмотрев в судебном заседании жалобу начальника Инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия <Данные изъяты> на решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 1 июля 2022 года, вынесенное по жалобе на постановление временно исполняющего обязанности начальника Инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия <Данные изъяты> от 14 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Хамдан» ФИО1

у с т а н о в и л:

постановлением временно исполняющего обязанности начальника Инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия <Данные изъяты> от 14 декабря 2021 года генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Хамдан» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Решением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 1 июля 2022г. указанное постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, начальник Инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия <Данные изъяты> просит решение судьи отменить, оставить без изменения постановление должностного лица от 14 декабря 2021 года. Ссылаясь на пункты 2,7,14 приказа Минстроя России от 25 декабря 2015 г. № 938пр «Об утверждении порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ», указывает, что действующим законодательством предусмотрена строгая процедура внесения изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Решение общего собрания собственников помещений о выборе способа управления многоквартирным домом и договор управления многоквартирным домом являются основанием для обращения в орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. В материалах дела решение, предусмотренное п.п. «а» п.7 Приказа № 938 о внесении изменений в реестр, отсутствует. ООО «УК «Хамдан» получило лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами только 26 марта 2021 г. Следовательно, вывод суда о наличии у ООО «УК «Хамдан» оснований для управления многоквартирным домом № <Данные изъяты> в <Данные изъяты> микрорайоне г.Элисты и выставления счетов для оплаты противоречит нормам действующего законодательства

В судебном заседании представитель Инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия ФИО2 доводы жалобы поддержал.

ФИО1, защитник Петрова А.Д. жалобу не признали, просили оспариваемое решение судьи оставить без изменения.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обозрев дело об административном правонарушении № 148/2021-ЛК и материал производства по жалобе №12-138/2022, прихожу к следующим выводам.

В силу части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 названного кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Объективная сторона административного правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом с нарушением лицензионных требований.

Согласно постановлению должностного лица, в период декабрь 2020 г.-апрель 2021 г. ООО «УК «Хамдан», генеральным директором которого является ФИО1, в нарушение требований части 2.3 статьи 161, части 7 статьи 162 Жилищного кодекса РФ, осуществляло деятельность по управлению многоквартирным домом №<Данные изъяты> в <Данные изъяты> микрорайоне г.Элисты без внесения изменений в Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом на территории Республики Калмыкия, выставляя к оплате собственникам помещений платежные документы на оплату услуг за содержание и ремонт жилого помещения. На основании постановления Администрации города Элисты от 26 июня 2020 г. № 908 и внесенных 1 июля 2020 г. изменений в Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Калмыкия в период с 1 декабря 2020 г. по 30 апреля 2021 г. многоквартирный дом №<Данные изъяты> в <Данные изъяты> микрорайоне г.Элисты обслуживало ООО «УК «Наш город», которое имело право производить начисления по плате за содержание и ремонт жилого помещения.

По результатам рассмотрения жалобы, поданной на указанное постановление в порядке, предусмотренном статьями 30.1-30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья городского суда с выводами должностного лица не согласился, принял решение об отмене постановления и прекращении производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Принимая данное решение судья городского суда исходил из того, что ООО «УК «Хамдан» на законных основаниях выполняло работы по обслуживанию многоквартирного жилого дома и взиманию с собственников жилых помещений дома №<Данные изъяты> в <Данные изъяты> микрорайоне г. Элисты платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Приведенные выводы судьи городского суда являются правильными и сомнений не вызывают.

Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (dom.gosuslugi.ru), ООО «УК «Хамдан» (ОГРН <Данные изъяты> ИНН<Данные изъяты> КПП <Данные изъяты>) на основании приказа Инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия от 13 мая 2019 г. № 35-пр выдана лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами № <Данные изъяты> от 13 мая 2019 г.

Судом установлено, что внеочередным общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <Данные изъяты>, оформленным протоколом от 19 ноября 2020 г., выбран способ управления многоквартирным домом - управляющей организацией ООО «Управляющая компания «Хамдан». Этим же протоколом утвержден размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 7 (семь) рублей, в том числе платы за управление многоквартирным домом от размера начисленной платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома.

На основании решения общего собрания, оформленного протоколом от 19 ноября 2020 г., 1 декабря 2020 г. между управляющей организацией ООО «УК «Хамдан» и собственниками помещений многоквартирного дома заключен договор управления МКД, расположенным по адресу: <Данные изъяты>. По условиям договора управления многоквартирным домом управляющая организация приняла на себя обязательства в течение согласованного срока за плату по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений многоквартирного дома и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлению иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности. Договор действует с момента его подписания и заключен сроком на 1 год.

Установлено, что в декабре 2020 г., январе-апреле 2021 г. собственники вносили плату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в соответствии с произведенными управляющей компанией начислениями, что подтверждается расчетами, копиями счетов на оплату, квитанциями.

В соответствии с частью 4 статьи 198 Жилищного кодекса РФ лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению конкретным многоквартирным домом при условии заключения договора управления таким домом и выполнения требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации, а также внесения органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, отражающих изменения в перечне многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат.

Согласно части 2 статьи 195 Жилищного кодекса РФ реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.

По правилам части 7 статьи 162 Жилищного кодекса РФ управляющая организация обязана приступить к управлению многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.

В лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами не отражаются сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.

Из системного толкования приведенных норм следует, что отсутствие в реестре лицензий сведений о многоквартирном доме, фактическую деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, само по себе не означает недействительность ранее выданной лицензии или осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем такой деятельности без лицензии.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформулированной в абзаце 2 пункта 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных доказательств следует, что наниматели (собственники) помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети, в связи с чем управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг (пункт 1 статьи 162 Гражданского кодекса РФ).

С учетом изложенного, право на взимание платы вытекает из условий договора управления при наличии четко выраженной воли собственников на заключение договора с управляющей компанией, которая фактически предоставляла им коммунальные услуги.

В подтверждение выполнения ООО «УК «Хамдан» обязательств по договору управления многоквартирным домом от 1 декабря 2020 г. по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества представлены гражданско-правовые договоры с <Данные изъяты> по уборке внутридомовой и придомовой территории многоквартирного дома по адресу: <Данные изъяты>; дополнительное соглашение с <Данные изъяты> на выполнение работ по обслуживанию многоквартирного дома по адресу: <Данные изъяты>; реестры о перечислении ООО «УК «Хамдан» заработной платы, акты выполненных ООО «УК «Хамдан» работ, принятые жильцами многоквартирного дома по адресу: <Данные изъяты> (л.д. 27-50).

Таким образом, судом установлен факт исполнения ООО «УК «Хамдан» в спорный период (декабрь 2020г.-апрель 2021 г.) условий заключенного с собственниками договора управления многоквартирным домом по адресу: <Данные изъяты>, в связи с чем, у управляющей организации возникло право производить начисления и получать денежные средства по статье «содержание и ремонт жилого помещения» от собственников помещений указанного многоквартирного дома, так как выставление платежных документов для оплаты являлось следствием фактически оказанных услуг.

Кроме того, генеральным директором ООО «УК «Хамдан» ФИО1 своевременно было подано заявление в Инспекцию государственного жилищного надзора Республики Калмыкия о внесении изменений в Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Калмыкия в связи с заключением договора управления многоквартирным домом №06/2020.

Решением врио начальника Инспекции от 3 декабря 2020 г. во внесении изменений в Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Калмыкия было отказано.

Между тем, поскольку ООО «УК «Хамдан», имеющим ранее выданную и действующую лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, фактически осуществлялась деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: <Данные изъяты> в соответствии с договором управления, отсутствие в Реестре лицензий сведений о многоквартирном доме само по себе не означает недействительность ранее выданной лицензии.

Наличие действующей лицензии при осуществлении ООО «УК «Хамдан» предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами исключает ответственность ФИО1 по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах судья правильно пришел к выводу о незаконности постановления должностного лица, об отмене постановления и прекращении производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Таким образом, ссылка в жалобе на отсутствие решения, предусмотренного п.п. «а» п.7 Приказа Минстроя России от 25 декабря 2015 г. № 938пр «Об утверждении порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ» о внесении изменений в реестр, не может быть принята во внимание.

Доводы жалобы о том, что ООО «УК «Хамдан» получило лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами только 26 марта 2021 г. не свидетельствуют о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения.

Из материалов дела следует, что Обществу с ограниченной ответственностью «ГарантАликСтрой» органом регионального государственного жилищного надзора Республики Калмыкия предоставлена лицензия № <Данные изъяты> от 13 мая 2019 г. на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Настоящая лицензия предоставлена бессрочно и действует на территории Республики Калмыкия сроком на 5 лет. Настоящая лицензия предоставлена на основании решения Лицензионной комиссии Республики Калмыкия от 13 мая 2019 г. № 7 и приказа органа государственного жилищного надзора Республики Калмыкия от 13 мая 2019 г. № 35-п.

5 июня 2019 г. между <Данные изъяты> (продавец) и ФИО1 (покупатель) заключен договор купли-продажи доли в уставном капитале общества, согласно которому продавец (правообладатель доли в уставном капитале Общества 100 %) продал всю принадлежащую ему долю в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью «ГарантАликСтрой».

Решением ФИО1, являвшегося единственным участником ООО «ГарантАликСтрой», от 23 июня 2020 г. № 1 изменено полное наименование Общества с ограниченной ответственностью «ГарантАликСтрой» на Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Хамдан».

Пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 - 2022 годах» установлено, что в отношении лицензий, разрешений, перечисленных в части 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также видов деятельности, разрешений, предусмотренных приложениями № 1 и № 2 к настоящему постановлению, в случае изменения наименования юридического лица или его реорганизации в форме преобразования, слияния или присоединения, переоформления лицензии, разрешения не требуется.

Лицензии, разрешения, которые не переоформлялись в соответствии с настоящим постановлением в 2020 году, должны быть переоформлены в срок до 1 июля 2021 г., за исключением случаев, когда такое переоформление не требуется в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, а также в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 7(1) постановления Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 440).

Приказом врио начальника Инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия <Данные изъяты> от 26 марта 2021 г. № 50-п переоформлена лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами <Данные изъяты> от 13 мая 2019 г., выданная органом регионального государственного жилищного надзора Республики Калмыкия ООО «ГарантАликСтрой» на основании приказа органа регионального государственного жилищного надзора Республики Калмыкия от 13 мая 2019 г. №35-п в связи с изменением наименования ООО «ГарантАликСтрой» на ООО «УК «Хамдан» за <Данные изъяты> от 26 марта 2021 г.

Принимая во внимание, что решения об аннулировании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами <Данные изъяты> от 13 мая 2019 г. общества, об исключении указанной лицензии из реестра не принимались, ООО «УК «Хамдан», имея действующую лицензию, имело право осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: <Данные изъяты> на основании договора управления.

При указанных обстоятельствах оснований для пересмотра или отмены решения судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 1 июля 2022 г. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 1 июля 2022 года, вынесенное по жалобе на постановление временно исполняющего обязанности начальника Инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия <Данные изъяты> от 14 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Хамдан» ФИО1 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья Л.М. Кутланова