ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1390/2015 от 13.01.2016 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

13 января 2016 года г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края ФИО1, при секретаре ФИО3, рассмотрев жалобу заместителя начальника Управления-главного бухгалтера Управления Судебного департамента в Камчатском крае ФИО2 на постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении заместителя начальника Управления-главного бухгалтера Управления Судебного департамента в Камчатском крае ФИО2,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае от ДД.ММ.ГГГГ заместитель начальника Управления - главный бухгалтер Управления Судебного департамента в Камчатском крае (далее- УСД в Камчатском крае, Управление) ФИО2 признана виновной в том, что она в нарушение требований статей 38, 162 Бюджетного кодекса РФ, Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год, утв. Приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн (далее- Указания 171н), за счет лимитов бюджетных обязательств по разделу (подразделу) 0105 «Судебная система», целевой статье (далее –ЦС) 0011500 «Территориальные органы» виду расходов (далее –ВР) 122 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда», коду классификации операций сектора государственного управления (далее- КОСГУ) 222 «Транспортные услуги», санкционировала перечисление средств федерального бюджета ООО Компания «Солнечный ветер» за авиа- и железнодорожные билеты, приобретенные для проезда к месту командирования и обратно государственных гражданских служащих по заявке на кассовый расход от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 92 616 рублей 24 копейки, тогда как расходы по приобретению транспортных услуг, в соответствии с Указаниями 171н, не подлежали отражению по ВР 122 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда». По данному факту ФИО2 привлечена к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ФИО2 обратилась в Петропавловск-Камчатский городской суд с жалобой, в которой просила, постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование указала, что перечисленные в 2013 году на соответствующую статью расходов денежные средства были израсходованы по целевому назначению, то есть для оплаты проезда и провоза багажа судьям и членам их семей, государственным гражданским служащим аппаратов судов и Управления. Целевое назначение каждого платежа подтверждается первичными бухгалтерскими документами, авансовыми отчетами лиц, приобретавшим авиа- и железнодорожные билеты. Оплата счетов по соответствующим государственным контрактам принималась Управлением Федерального Казначейства, являющимся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, правоприменительные функции по предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета, без замечаний. Приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год» указано, что оплата приобретения билетов для проезда к месту командировки относится к расходам 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд». Однако, в 2013 году денежные средства в Управление на указанные цели не поступали. В Указаниях н не содержится прямого распоряжения на отнесение расходов на приобретение проездных документов в отпуск и обратно по видам расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд». Указанные расходы Управлением в 2013 году осуществлялись в соответствии с бюджетной сметой и именно на цели, предусмотренные бюджетной сметой 2013 года. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств не нарушен, лимиты бюджетных средств использованы для достижения конкретных целей. Полагала, что событие административного правонарушения отсутствует.

Заявитель о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, причин неявки не сообщила, что не является препятствием для рассмотрения жалобы по существу.

Изучив доводы жалобы, дополнения к ней, материалы дела, судья приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, приказом -л/с от ДД.ММ.ГГГГФИО2 назначена на должность заместителя Управления- главного бухгалтера Управления Судебного департамента в Камчатском крае с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9).

При проведении ревизии использования средств федерального бюджета в 2013-2014 годах в Управлении Судебного департамента в Камчатском крае установлено, что между УСД в Камчатском крае (Государственный заказчик) и ООО «Компания «Солнечный ветер» (Исполнитель) заключен государственный контракт о предоставлении услуг по оформлению авиационных пассажирских билетов для судей и работников аппаратов районных (городских) судов Камчатского края, 35 гарнизонного военного суда, работников Управления Судебного департамента в Камчатском крае, направляемых в служебные командировки в 2013 году от ДД.ММ.ГГГГ/АГ, согласно которому Государственный заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по предоставлению услуг по оформлению авиабилетов для судей и работников аппаратов районных (городских) судов Камчатского края, 35 гарнизонного военного суда, работников Управления Судебного департамента в Камчатском крае, направляемых в служебные командировки. Государственный заказчик обязуется принять и оплатить оказанные Исполнителем услуги по оформлению авиационных пассажирских билетов в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Государственным контрактом. Срок действия настоящего контракта до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-18).

Из совокупности представленных документов следует, что ООО «Компания «Солнечный ветер» в адрес УСД в Камчатском крае предъявлен счет от ДД.ММ.ГГГГ за авиабилеты на сумму 92 616 рублей 24 копейки (л.д. 19).

Перечисление денежных средств УСД в Камчатском крае на оплату проезда в командировку по ВР 122 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда» санкционировано руководителем УСД в Камчатском крае ФИО4 и главным бухгалтером ФИО5, что подтверждается заявкой на кассовые расходы от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22).

Согласно заявке на кассовый расходы от ДД.ММ.ГГГГ, выписке из лицевого счета за ДД.ММ.ГГГГ, денежная сумма в размере 92 616 рублей 24 копейки для оплаты проезда в командировку по счету от ДД.ММ.ГГГГ, Гос.контракту /АГ от ДД.ММ.ГГГГ была списана со счета УСД в Камчатском крае по разделу (подразделу) 0105, целевой статье 0011500, виду расходов 122 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда», КОСГУ 222 (л.д. 22,20-21,19).

Согласно ст. 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

В силу ст. 162 БК РФ одним из бюджетных полномочий получателя бюджетных средств является обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В соответствии с подп.3.3.1, 3.3.2 пункта 3 раздела III Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ N 171н (далее - Указания 171н), существенными требованиями утвержденной структуры видов расходов, необходимыми к соблюдению, являются отражение расходов, связанных с командированием работников (служащих) казенных учреждений (в том числе государственных органов), в следующем порядке:

-выдача командируемым работникам наличных денежных средств (или перечисление на банковскую карту) под отчет для приобретения проездных билетов и (или) оплаты найма жилых помещений, осуществления расходов протокольного характера, а также компенсация работникам понесенных ими за счет собственных средств расходов по оплате проезда к месту командирования и обратно, найма жилых помещений - по соответствующим элементам видов расходов группы 100 «Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами», предназначенным для отражения расходов на иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда (денежного довольствия) - 112, 122, 134 и 142;

-оплата приобретения билетов для проезда к месту командировки и обратно и (или) найма жилых помещений для командируемых работников по договорам (контрактам)- по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд».

В силу ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Таким образом, организация, финансируемая из бюджета, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств, определенных соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств. Использование бюджетных средств можно расценивать как нецелевое в случае использования их на цели, не соответствующие условиям получения.

При этом, как указано выше, в соответствии с п. 2 ст. 18 БК РФ определение принципов назначения, структуры, порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с настоящим Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации.

Указанные полномочия были реализованы Министерством финансов РФ посредством утверждения Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, действовавших на момент совершения вменяемого ФИО2 административного правонарушения, которые подлежали неукоснительному соблюдению получателями бюджетных средств.

Использование денежных средств по иному виду расходов является использованием указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения.

При таких обстоятельствах судья приходит к выводу о том, использование бюджетных средств по виду расходов 122 на оплату услуг, относящихся к категории предусмотренных кодом вида расходов 244, является нецелевым использованием бюджетных средств.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Как следует из должностного регламента заместителя начальника управления –главного бухгалтера Управления Судебного департамента в Камчатском крае, должность заместителя начальника управления -главного бухгалтера в соответствии в Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы относится к ведущей группе должностей федеральной государственной гражданской службы категории «руководители». В основные обязанности заместителя начальника Управления -главного бухгалтера входит, в том числе осуществлять текущий контроль расходования бюджетных средств; своевременно информировать начальника Управления о несоответствии отдельных хозяйственных операций требованиям бюджетного законодательства; эффективно и правомерно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением. Заместитель начальника Управления - главный бухгалтер несет персональную ответственность за нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств в соответствии с утвержденной сметой расходов (л.д. 1-8).

В соответствии с требованием приложения к Порядку кассового обслуживания исполнения Федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов (утв. приказом Федерального казначейства от ДД.ММ.ГГГГ N 8н) заявка на кассовый расход должна быть подписана руководителем учреждения и главным бухгалтером.

Таким образом, должностными лицами, ответственными за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, являются руководитель учреждения и главный бухгалтер.

Как видно из представленной заявки на кассовый расход от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22), она подписана руководителем УСД в Камчатском крае ФИО4 и главным бухгалтером ФИО2

С учетом изложенного, довод жалобы о том, что содеянное не образует события административного правонарушения, несостоятелен.

Вместе с тем, при вынесении обжалуемого постановления должностным лицом не было учтено следующее.

В силу ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Разграничение компетенции между органами государственного контроля и надзора при осуществлении государственного финансового контроля в отношении судебной системы Российской Федерации, должно осуществляться также с учетом конституционных и законодательных принципов функционирования судебной системы в правовом государстве.

Федеральный конституционный закон от ДД.ММ.ГГГГ-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» к числу принципов судебной системы относит самостоятельность судебной власти, ее независимость от законодательной и исполнительной властей (ст. 1), самостоятельность судов и независимость судей, недопустимость вмешательства в деятельность суда (ст. 5).

Статья 124 Конституции РФ предусматривает, что финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районных, городских и межрайонных судов, окружных (флотских) военных судов, гарнизонных военных судов, специализированных федеральных судов, органов судейского сообщества, финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей.

Предметом контрольного мероприятия Счетной палаты Российской Федерации является процесс формирования и использования, в частности, средств федерального бюджета, деятельность объектов контрольного мероприятия по формированию и использованию государственных средств (пункт 2.2 Стандарта внешнего государственного аудита (контроля) СГА 101 «Общие правила проведения контрольного мероприятия», утвержденного Коллегией Счетной Палаты Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ).

Приведенное правовое регулирование позволяет сделать вывод о том, что контроль в отношении федерального государственного органа, осуществляющего организационное обеспечение и финансирование деятельности судов - Судебного департамента, по вопросам формирования, управления, использования и распоряжения средствами федерального бюджета, федеральной собственностью, осуществляется Счетной палатой Российской Федерации в силу предоставленных ей названным Федеральным законом полномочий.

Учитывая, что в соответствии со ст. 33 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия, следовательно, контрольные функции Росфиннадзора по отношению к Судебному департаменту и судам не могут рассматриваться как внутренний аудит (ст. 269.2 БК РФ).

Учитывая, что Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, а суды являются органами судебной власти, положения БК РФ не могут применяться без учета положений статей 10 и 120 Конституции РФ о разделении властей, самостоятельности органов исполнительной и судебной власти, независимости судей при осуществлении правосудия.

С учетом изложенного у Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае отсутствовали полномочия на проведение проверки правомерности использования средств федерального бюджета Управлением Судебного департамента в Камчатском крае, и, как следствие, на составление протокола об административном правонарушении и вынесение постановления по делу об административном правонарушении. Данным правом в соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ во взаимосвязи с положениями Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» наделены инспекторы Счетной палаты Российской Федерации.

Вышеизложенные обстоятельства должностным лицом при принятии дела к рассмотрению оставлены без внимания и надлежащей оценки.

В силу п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ руководителю Территориального управления при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении надлежало выяснить, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

Согласно положениям ст.ст. 29.4, 29.9 КоАП РФ и разъяснениям, данным Пленумом Верховного Суда РФ в абз. 4 и 5 п. 4 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 5, возможность возвращения неправильно оформленного протокола и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми он составлен, имеется только при подготовке дела к рассмотрению.

Указанный вопрос при подготовке дела не разрешался, руководителем Территориального управления дело рассмотрено с вынесением постановления, в то время как следовало вернуть протокол должностному лицу его составившему, по причине отсутствия у этого должностного лица полномочий на его составление. При рассмотрении жалобы на постановление руководителя Территориального управления у судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края отсутствуют правовые основания для возвращения протокола должностному лицу его составившему.

Принимая во внимание, что при составлении протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ руководителем Территориального управления допущены нарушения Кодекса РФ об административных правонарушениях и судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края не может устранить выявленные нарушения, указанный недостаток протокола является существенным, в связи с чем постановление руководителя Территориального управления от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении заместителя начальника Управления -главного бухгалтера УСД в Камчатском крае ФИО2 нельзя признать законным, и оно подлежит отмене.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ составляет два года.

Из материалов дела усматривается, что административное правонарушение, вменяемое в вину ФИО2, совершено ДД.ММ.ГГГГ. В связи с этим срок давности привлечения к административной ответственности истек ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

С учетом того, что на день рассмотрения жалобы истек срок давности привлечения заместителя начальника Управления -главного бухгалтера УСД в Камчатском крае ФИО2 к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, в связи с чем, производство по делу подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Жалобу заместителя начальника Управления – главного бухгалтера Управления Судебного департамента в Камчатском крае ФИО2 удовлетворить частично.

Постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае от ДД.ММ.ГГГГ в отношении заместителя начальника Управления – главного бухгалтера Управления Судебного департамента в Камчатском крае ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ в отношении заместителя начальника Управления – главного бухгалтера Управления Судебного департамента в Камчатском крае ФИО2 прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья подпись ФИО1