дело № 12-88/2020
РЕШЕНИЕ
г. Краснодар 29 января 2020 г.
Октябрьский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего Верхогляда А.С.,
при секретаре Непсо М.А.,
с участием представителей заявителя Зайцевой О.К.,
действующей на основании доверенности ФИО7
представителя заинтересованного лица Уланова Р.А.,
действующего на основании доверенности от 08.11.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя генерального директора по развитию и технологическому присоединению ПАО «Кубаньэнерго» Костецкого В.Ю. на постановление заместителя руководителя региональной энергетической комиссии – департамент цен и тарифов Краснодарского края Негреба Д.В. от 28.05.2019 по делу об административном правонарушении,
установил:
Заместитель генерального директора по развитию и технологическому присоединению ПАО «Кубаньэнерго» Костецкий В.Ю. обратился в суд с жалобой на постановление заместителя руководителя региональной энергетической комиссии – департамент цен и тарифов Краснодарского края Негреба Д.В. от 28.05.2019 по делу об административном правонарушении о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
В обоснование жалобы указано, что согласно обжалуемого постановления, допущенным со стороны заместителя генерального директора по развитию и технологическому присоединению ПАО «Кубаньэнерго» Костецкого В.Ю. правонарушением является нарушение положений пп. 3 п. 7 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных Приказом ФАС России от 29.08.2017 № 1135/17.
Объективная сторона вменяемого правонарушения, по мнению регулирующего органа, состоит в том, что должностным лицом сетевой организации была самостоятельно определена плата за технологическое присоединение, подготовлен и подписан Договор от 04.03.2019 № 21200-19- 00484930-5.
При этом, должностное лицо ПАО «Кубаньэнерго» в адрес РЭК ДЦиТ КК с заявлением об установлении платы за технологическое присоединение объекта по производству электрической энергии ОАО «Новоросцемент» не обращалось.
Таким образом, обжалуемым постановлением Костецкому В.Ю. вменяется нарушение п. 7 Методических указаний в части осуществления расчета платы по стандартизированной ставке, а не на основании оплаты, индивидуально установленной регулятором по обращению ПАО «Кубаньэнерго».
Костецкий В.Ю. не согласен с вменяемым правонарушением, и считает его необоснованным и противоречащим нормам действующего законодательства.
В судебном заседании представитель заявителя Зайцева О.К. поддержала доводы жалобы, настаивала на ее удовлетворении.
Представитель заинтересованного лица Уланов Р.А. возражал против удовлетворения жалобы.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами жалобы и возражениями на нее, выслушав мнения участников процесса, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ административным правонарушением признается занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, выражается в начислении и взимании за оказанные потребителю услуги платы, установленной с нарушением порядка ценообразования, то есть с нарушением установленного порядка формирования цены, в том числе некорректного применения установленных цен, применения неустановленных цен (тарифов).
В судебном заседании установлено, что основанием для привлечения должностного лица Костецкого В.Ю. к административной ответственности послужили материалы внеплановой проверки проведенной РЭК ДЦТ КК на основании обращения открытого акционерного общества «Новоросцемент» г. Новороссийска Краснодарского края о соблюдении установленного порядка ценообразования при определении платы за технологическое присоединение объекта по производству электрической энергии к электрическим сетям.
В ходе анализа представленных ОАО «Новоросцемент» материалов РЭК ДЦТ КК было установлено, что в отсутствие соответствующего приказа органа исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, определяющего плату за технологическое присоединение объекта по производству электрической энергии между юридическими лицами ОАО «Новоросцемент» и ПАО «Кубаньэнерго» была самостоятельно определена плата, подготовлен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №21200-19-00484930-5 и проект договорных отношений направлен 18.01.2019 исх. № КЭ/005/133 для подписания в ОАО «Новоросцемент».
При расчете платы за технологическое присоединение по договору об осуществлении технологического присоединения ПАО «Кубаньэнерго» применило стандартизированную ставку, утвержденную приказом РЭК - ДЦТ Краснодарского края от 28.12.2018 № 91/2018-э «Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций на территории Краснодарского края и Республики Адыгея».
Плата за технологическое присоединение за мероприятия по подготовке, выдаче и проверке выполнения технических условий рассчитана, как произведение установленной мощности объекта по производству электрической энергии в размере 17 600 кВт и стандартизированной ставки ClmaxN, равной 647,66 руб. /кВт без НДС, и составила 11 398 816 рублей без НДС. При этом, ПАО «Кубаньэнерго» в адрес РЭК ДЦТ КК об установлении платы за технологическое присоединение объекта по производству электрической энергии ОАО «Новоросцемент» не обращалось.
Таким образом, по мнению представителя РЭК ДЦТ КК, в нарушение положений Основ ценообразования и п. 7 Методических указаний заместитель ПАО «Кубаньэнерго» был осуществлен расчет платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным электрическим сетям объектов по производству электрической энергии и предприняты меры по взиманию данной платы.
Документы от имени ПАО «Кубаньэнерго» подписаны заместителем генерального директора по развитию и технологическому присоединению ПАО «Кубаньэнерго» - Костецким В.Ю.
Данные обстоятельства явились основанием для вынесения 28.05.2019 заместителем руководителя РЭК ДЦТ КК постановления о привлечении заместителя генерального директора по развитию и технологическому присоединению ПАО «Кубаньэнерго» Костецкого В.Ю. к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из текста обжалуемого постановления, допущенным со стороны заместителя генерального директора ПАО «Кубаньэнерго» правонарушением является нарушение положений пп. 3 п. 7 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение электрическим сетям, утвержденных Приказом ФАС России от 29.08.2017 №1135/17.
Объективная сторона вменяемого правонарушения, по мнению регулирующего органа, состоит в том, что должностным лицом сетевой организации была самостоятельно определена плата за технологическое присоединение, подготовлен и подписан Договор от 04.03.2019 №21200-19- 00484930-5.
При этом, должностное лицо ПАО «Кубаньэнерго» в адрес РЭК ДЦТ КК с заявлением об установлении платы за технологическое присоединение объекта по производству электрической энергии ОАО «Новоросцемент» не обращалось.
Таким образом, обжалуемым постановлением Костецкому В.Ю. вменяется нарушение п. 7 Методических указаний в части осуществления расчета платы по стандартизированной ставке, а не на основании платы, индивидуально установленной регулятором по обращению ПАО «Кубаньэнерго».
15.11.2018 в адрес ПАО «Кубаньэнерго» от ОАО Новоросцемент» поступила заявка об осуществлении технологического присоединения объекта «Энергоцентр», расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, Сухумское шоссе, 60, на максимальную мощность объектов по производству электрической энергии без выдачи мощности в электрическую сеть - 17 600 кВт, с уровнем напряжения 110 кВ в точке присоединения.
С учетом поступившей в ПАО «Кубаньэнерго» от ОАО «Новоросцемент» заявки, сетевой организацией разработаны технические условия №ИА-11/0035-18 с точкой присоединения: гирлянды зажимов натяжных изоляторов на линейном портале РУ-110 кВ ПС 110 кВ «Пролетарий» ВЛ-110 кВ «Кирилловская - Восточная» с отпайками и ВЛ 110 кВ «Кирилловская - Пенайская». Порядок мероприятий технических условий утвержден АО «СО ЕЭС» Кубанское РДУ.
Выполнение мероприятий по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства со стороны ПАО «Кубаньэнерго», в соответствии с ТУ не требовалось.
Согласно ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-Ф3 «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 23.2 Закона №35-Ф3 от 26.03.2003г, плата за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в том числе посредством применения стандартизированных тарифных ставок.
Плата за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций по индивидуальному проекту устанавливается только при наличии оснований, предусмотренных главой III Правил № 86.
Иных условий, при которых ПАО «Кубаньэнерго» (его должностное лицо) было вправе (либо обязано) обратиться в РЭК ДЦТ КК в Правилах №861 от 27.12.2004г. не содержится.
Таким образом, законодатель при установлении порядка платы за технологическое присоединение предусмотрел первоочередное применение стандартизированных тарифных ставок. Порядок осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, регулируется исключительно Правилами №861 от 27.12.2004 и иноготолкования не имеет.
Кроме того, в соответствии с позицией РЭК ДЦТ КК, изложенной в п. 7 протокола заседания правления от 01.11.2017 №46, в условиях наличия технической возможности технологического присоединения плата за технологическое присоединение по индивидуальному проекту не может быть установлена РЭК ДЦТ КК. Применению подлежат утвержденные стандартизированные ставки.
Приказом УЭК ДЦТ КК от 28.12.18 №91/2018-э утверждены стандартизированные тарифные ставки (руб. за одно присоединение) и (руб./кВт). При этом, ограничений для их применения по уровню напряжения или объему запрашиваемой мощности этот приказ не содержит.
На стадии разработки ТУ и проекта Договора в ПАО «Кубаньэнерго» от ОАО «Новоросцемент» поступило обращение от 27.12.2018 №01/3468 о применении для расчета стоимости договора стандартизированной тарифной ставки «руб. за одно присоединение».
В соответствии с п. 7 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных Приказом ФАС России №1135/17 от 29.08.2017, лицо, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям, вправе самостоятельно выбрать вид ставки платы за технологическое присоединение при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВт включительно, необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет менее 10 км, и максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств составляет менее 670 кВт.
С учетом заявленной максимальной мощности присоединяемых энергопринимающих устройств в объеме - 17 600 кВт, ОАО «Новоросцемент» не вправе самостоятельно выбрать вид ставки платы за технологическое присоединение.
Таким образом, с учетом требований действующего законодательства, а именно п. 2 ст. 23.2 Закона, п. 30 Правил №861, размер платы за технологическое присоединение по договору был рассчитан в соответствии с действовавшим на дату разработки проекта договора Приказом РЭК ДЦТ КК от 28.12.18 № 91/2018-э исходя из ставки платы (руб.кВт) и составил - 11 398 816,00 руб., кроме того НДС 20 % 2279763,20 руб., всего: 13 678 579,20 рублей.
04.03.2019 между ПАО «Кубаньэнерго» и ОАО «Новоросцемент» заключен договор об осуществлении технологического присоединения №21200-19-00484930-5. Указанный договор подписан сторонами без разногласий в части размера платы за технологическое присоединение, и 29.03.2019, в рамках исполнения заключенного договора, заявителем произведён платёж в размере 2 000 000 руб.
Таким образом, основополагающий принцип гражданского законодательства - принцип свободы договора, закрепленный в ст. 421 ГК РФ, сторонами соблюден.
На основании вышеизложенного судья не может согласиться с выводами РЭК ДЦТ КК о наличии в действиях должностного лица ПАО «Кубаньэнерго» по установлению цены в рамках заключенного с ОАО «Новоросцемент» договора от 04.03.2019 №21200-19-00484930-5 наличие состава административного правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Стоит учесть, что предметом рассмотрения данного административного дела является цена по договору об осуществлении технологического присоединения от 04.03.2019 №21200-19-00484930-5, заключенному между ПАО «Кубаньэнерго» и ОАО «Новоросцемент».
Порядок осуществления технологического присоединения и установления оплаты за такое присоединение регулируется исключительно Правилами №861 и иного толкования не имеет.
Размер стоимости по договору, который явился предметом рассмотрения дела об административном правонарушении, по результатам которого вынесено обжалуемое постановление, определён обществом в строгом соответствии с законом, а именно: п. 2 ст. 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», п. 30 Правил №861.
Кроме того, в обоснование своей позиции РЭК ДЦиТ КК ссылается на пп. 3 п. 7 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных Приказом ФАС России от 29.08.2017 №1135/17, в соответствии с которым предусмотрена обязанность регулятора утвердить на основании обращения сетевой организации, плату за технологическое присоединение к территориальным распределительным электрическим сетям объектов по производству электрической энергии.
Однако, указанная норма не подлежала применению при рассмотрении данного административного дела в виду следующего.
Единственным, предусмотренным Правилами №861 основанием для обращения ПАО «Кубаньэнерго» в адрес регулятора за установлением платы по договору - является отсутствие технической возможности. Соответственно, при наличии таковой - плата по договорам об осуществлении технологического присоединения для заявителей, в том числе имеющих статус генерирующей компании, рассчитывается на основании утвержденных регулятором стандартизированных ставок.
Таким образом, механизм (порядок) обращения ПАО «Кубаньэнерго» в адрес регулятора за установлением в индивидуальном порядке платы за технологическое присоединение объекта генерации, в Правилах №861 отсутствует.
В данной ситуации, со стороны РЭК ДЦТ КК имеет место неверное толкование норм действующего законодательства, что послужило основанием к принятию необоснованного постановления.
Как следует из материалов дела, у ПАО «Кубаньэнерго» не имелось правовых оснований для обращения в РЭК ДЦиТ КК за установлением платы для ОАО «Новоросцемент».
Исходя из изложенного законные права и интересы ОАО «Новоросцемент» действиями Костецкого B.IO. нарушены не были, соответственно, действиями должностного лица ПАО «Кубаньэнерго» не причинен вред общественным отношениям, складывающимся в сфере государственного регулирования стоимости технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии отсутствие состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, суд полагает оспариваемое постановление региональной энергетической комиссии – департамент цен и тарифов Краснодарского края от 28.05.2019 о привлечении к административной ответственности Костецкого В.Ю. незаконным и необоснованным, в связи с чем, суд приходит к выводу о необходимости в удовлетворении заявленной жалобы и прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, в отношении должностного лица – заместителя генерального директора по развитию и технологическому присоединению ПАО «Кубаньэнерго» Костецкого В.Ю. за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, суд
решил:
Жалобу заместителя генерального директора по развитию и технологическому присоединению ПАО «Кубаньэнерго» Костецкого В.Ю. на постановление заместителя руководителя региональной энергетической комиссии – департамент цен и тарифов Краснодарского края Негреба Д.В. от 28.05.2019 по делу об административном правонарушении, удовлетворить.
Постановление заместителя руководителя региональной энергетической комиссии – департамент цен и тарифов Краснодарского края Негреба Д.В. от 28.05.2019 по делу об административном правонарушении о привлечении должностного лица – заместителя генерального директора по развитию и технологическому присоединению ПАО «Кубаньэнерго» Костецкого В.Ю. к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, в отношении должностного лица – заместителя генерального директора по развитию и технологическому присоединению ПАО «Кубаньэнерго» Костецкого В.Ю. – прекратить, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский Краевой суд через Октябрьский районный суд г. Краснодара в течение 10 дней.
Судья – подпись А.С. Верхогляд
Копия верна