ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1396/2022 от 21.07.2022 Первомайского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело №12-1396/2022

УИД 18RS0002-01-2022-003642-62

публиковать

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

21.07.2022 года г. Ижевск

Судья Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики Дергачева Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ефимова Р,В. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по УР от 15.02.2022 №018/04/7.30-16/2022 о привлечении должностного лица – члена конкурсной комиссии ГКУ УР «Региональный центр закупок Удмуртской Республики» Ефимова Романа Валерьевича к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.30 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

15.02.2022 года постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по УР Анголенко А.В №018/04/7.30-16/2022 должностное лицо – член конкурсной комиссии ГКУ УР «Региональный центр закупок Удмуртской Республики» Ефимов Р.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.30 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Ефимов Р.В. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, указывая, что с данным постановлением не согласен по следующим основаниям. Участник конкурса ООО «РТК» подтвердил свой статус СМП или СОНКО, предоставив декларацию, в соответствии с. 3 ст. 54.7 Закона о контрактной системе. В связи с чем, Ефимовым Р.В. Р.В. принято решение о соответствии заявки участника ООО «РТК» требованиям, установленным Конкурсной документацией. Положения части 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе не устанавливают обязанности конкурсной комиссии проверять участника конкурса по единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства либо по каким-нибудь другим источникам информации. Также Закон о контрактной системе не содержит определения понятия «недостоверная информация», способы установления «недостоверной информации», в связи с чем Ефимов Р.В. признает информацию и документы недостоверными, если такие информация и документы, представленные участником конкурса в составе заявки на участие в конкурсе, содержат противоречивые сведения об участнике конкурса. Представленные участником ООО «РТК» в составе заявки на участие в Конкурсе документы и информация не содержали противоречивых сведений, следовательно, не послужили основанием для признания сведений декларации о принадлежности к субъектам малого предпринимательства недостоверными. Наличие декларации являлось необходимым и достаточным условием для признания заявки участника Конкурса соответствующей требованиям Конкурсной документации. Таким образом, основания для отклонения заявки участника ООО «РТК» отсутствовали, а, следовательно, в действиях Ефимова Р.В. отсутствует нарушение части 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе. Для Ефимова Р.В. имел значение вывод, сделанный ФАС России в указанном обзоре подготовленном Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, июнь 2020, что «документом, подтверждающим принадлежность участника закупки к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям, является декларация», а также то, что конкурсная комиссия может быть признана ФАС России нарушившей Закон о контрактной системе в связи с отклонением заявки участника конкурса после проверки по единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства. Просит постановление № 018/04/7.30-16/2022 от 15 февраля 2022 года и решение от 24 мая 2022 года по жалобе на постановление о назначении административного наказания от 15 февраля 2022 года по делу № 018/04/7.30-16/2022 в отношении Ефимова Р,В., признать незаконными и отменить, производство по делу № 018/04/7.30-16/2022 прекратить.

Защитник заявителя Бушмелев К.Ю., действующий на основании доверенности, жалобу поддержал в полном объеме по основаниям в ней изложенным.

Представитель УФАС по Удмуртской Республике Вихляева Е.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании указала, что считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, вынесенным с учетом фактических обстоятельств по делу, доводы жалобы полагает необоснованными.

Жалоба рассмотрена в отсутствие Ефимова Р.В., о дате и времени судебного заседания извещенного надлежащим образом. В соответствии с ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 30.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

18.02.2021 ГКУ УР «Региональный центр закупок Удмуртской Республики» (далее - Уполномоченное учреждение) разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - БИС) извещение и конкурсную документацию Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 7 408 020,00 рублей.

16.03.2021 - дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе.

Согласно протоколу подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 16.03.2021 на участие в Конкурсе поступило три заявки (ООО Республиканская тепловая компания», ООО «Газ-Сервис», ООО «ФПК «НЭСТ»), признанные соответствующими требованиям Конкурсной документации.

27.03.2021 по итогам проведения Конкурса между Администрацией муниципального образования «Воткинский район» (далее - Заказчик) и ООО Республиканская тепловая компания» заключен муниципальный контракт (далее - Контракт).

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе, заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

В соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе, при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 статьи 30 Закона, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Согласно п. 7 ч. 6 ст. 54.4 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, в том числе, декларацию о принадлежности участника открытого конкурса в электронной форме к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки)

В соответствии с ч. 3 ст. 54.7 Закона о контрактной системе, конкурсной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок, документов и информации, предусмотренных частью И статьи 24.1 Закона, принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 54.7 Закона.

Согласно п. 2 ч. 4 ст. 54.7 Закона о контрактной системе, заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией, в том числе, в случае наличия в документах и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1, частями 4 и 6 статьи 54.4 Закона, недостоверной информации на дату и время рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком конкурсе.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса, установлено ограничение в отношении участников конкурса (часть 3 статьи 30 Закона о контрактной системе), которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

Аналогичное положение содержится в п. 4.1.1 Информационных карт Конкурсной документации.

Согласно п. 15.1.4 Информационных карт Конкурсной документации, вторая часть заявки на участие в Конкурсе должна содержать, в том числе, декларацию о принадлежности участника конкурса к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Таким образом, в извещении о проведении Конкурса и Конкурсной документации установлено требование о том, что участником Конкурса может быть только субъект малого предпринимательства или социально ориентированная некоммерческая организация.

Установлено, что в составе заявки ООО «Республиканская тепловая компания» содержалась декларация о принадлежности Общества к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным организациям.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон №209-ФЗ), субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом №209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона №209-ФЗ, к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 ст. 4 Закона №209-ФЗ, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства н индивидуальные предприниматели.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 Закона №209-ФЗ, сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Закона №209-ФЗ, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с статьей 4.1 Закона.

Таким образом, законодатель окончательно закрепил юридическое подтверждение статуса такого субъекта путем включения сведений о нем в реестр объектов малого и среднего предпринимательства.

С 2016 г. Федеральной налоговой службой ведется Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства на сайте https://ofd.nalog.ru/index.html, данный Реестр находится в открытом доступе, информация о субъектах предпринимательства, включенных в Реестр, предоставляется бесплатно.

Установлено, что в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства содержится информация о том, что ООО «Республиканская тепловая компания» находилось в данном Реестре в период с 10.09.2016 по 10.08.2017.

Согласно ч. 1 ст. 50 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон о некоммерческих организациях), некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Согласно ч. 2.1 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях, социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 Закона.

Перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций указаны в ч. 3 ст. 50 ГК РФ, при этом общество с ограниченной ответственностью не включено в этот перечень, следовательно, ООО «Республиканская тепловая компания» не может являться социально ориентированной некоммерческой организацией.

При таких обстоятельствах следует, что на дату рассмотрения второй части заявки ООО «Республиканская тепловая компания», Общество не было включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (с 11.08.2017 ООО «Республиканская тепловая компания» исключено из Реестра) и не являлось социально ориентированной организацией, в связи с чем, представленная Обществом в составе заявки на участие в Конкурсе декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным организациям фактически содержит недостоверную информацию.

В силу требований п. 2 ч. 4 ст. 54.7 Закона о контрактной системе на конкурсную комиссию возложена обязанность рассмотрения конкурсной заявки и входящих в неё документов и сведений в полном объёме, в том числе сведения о достоверности декларации о принадлежности к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированных организациям, вместе с тем в материалах дела имеются письменные пояснения членов конкурсной комиссии о том, что они не обязаны были проверять и поэтому не проверяли достоверность указанной декларации.

С учетом изложенного, следует, что конкурсная комиссия при рассмотрении заявки ООО «Республиканская тепловая компания» нарушила положение ч. 4 ст. 54.7 Закона о контрактной системе, т.к. фактически заявка ООО «Республиканская тепловая компания» не соответствует требованиям Закона о контрактной системе и конкурсной документации, поскольку содержит недостоверную информацию.

Нарушение ч. 4 ст. 54.7 Закона о контрактной системе образует событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией.

Таким образом, событием административного правонарушения является признание конкурсной комиссией заявки, поданной ООО «Республиканская тепловая компания» надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, когда участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие функции члена комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - ".32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

Протокол подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 16.03.2021 подписан членами конкурсной комиссии в составе: Бушмелев К.Ю., Тебеньков А.С., Ефимов Р.В.

Согласно трудовому договору от 22.01.2018 Ефимов Р.В. принят на должность руководителя в ГКУ УР «Региональный центр закупок Удмуртской Республики».

В декабре 2021 г. Ефимов Р.В. назначен исполняющим обязанности заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики. С 09.02.2022 назначен заместителем Председателя Правительства Удмуртской Республики.

Таким образом, на дату совершения правонарушения, Ефимов Р.В. осуществлял полномочия руководителя в ГКУ УР «Региональный центр закупок Удмуртской Республики».

Таким образом, указанные факты свидетельствуют о наличии в действиях должностного лица - члена конкурсной комиссии ГКУ УР «Региональный центр закупок Удмуртской Республики» Ефимова Р.В., признавшего заявку, поданную ООО «Республиканская тепловая компания» надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, когда участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Заявитель указывает в жалобе, что положения части 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе не устанавливают обязанности конкурсной комиссии проверять участника конкурса по единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства либо по каким-нибудь другим источникам информации. Также Закон о контрактной системе не содержит определения понятия «недостоверная информация», способы установления «недостоверной информации», в связи с чем Ефимов Р.В. признает информацию и документы недостоверными, если такие информация и документы, представленные участником конкурса в составе заявки на участие в конкурсе, содержат противоречивые сведения об участнике конкурса.

Данный довод является необоснованным на основании следующего.

В силу требований п. 2 ч. 4 ст. 54.7 Закона о контрактной системе на конкурсную комиссию возложена обязанность рассмотрения конкурсной заявки и входящих в неё документов и сведений в полном объёме, в том числе сведения о достоверности декларации о принадлежности к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированных организациям.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что конкурсная комиссия при рассмотрении заявки ООО «Республиканская тепловая компания» нарушила положение ч. 4 ст. 54.7 Закона о контрактной системе, т.к. фактически заявка ООО «Республиканская тепловая компания» не соответствовала требованиям Закона о контрактной системе и конкурсной документации, поскольку содержала недостоверную информацию.

Факт совершения Ефимовым Р.В. административного правонарушения по ч.2 ст.7.30 КоАП РФ подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, соответствующими требованиям статьи 26.2 КоАП РФ и оценивались должностным лицом УФАС по УР по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, судом не усматривается.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом УФАС по УР были правильно установлены юридически значимые обстоятельства, квалификация действий Ефимова Р.В. по ч.2 ст.7.30 КоАП РФ дана правильная, назначено минимально возможное административное наказание, предусмотренное санкцией статьи, с учетом обстоятельств дела.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену названного акта, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.

Постановление о привлечении Ефимова Р.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.30 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ч.2 ст.7.30 КоАП РФ.

С учетом изложенного, суд полагает, что оспариваемое постановление вынесено с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения, с соблюдением процессуальных норм. Вследствие чего, жалобу Ефимова Р.В. необходимо оставить без удовлетворения, постановление Управления Федеральной антимонопольной службы России по УР от от 15.02.2022 №018/04/7.30-16/2022 – без изменения. Жалоба Ефимова Р.В. удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.4- 30.8 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по УР от 15.02.2022 №018/04/7.30-16/2022 о привлечении Ефимова Р,В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.30 КоАП РФ – оставить без изменения, жалобу Ефимова Р.В. – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики (через Первомайский районный суд г. Ижевска) в течение 10 дней со дня получения копии решения.

Судья Н.В. Дергачева