Мировой судья Пустовойтова Н.В. № 12-2/2019 Р Е Ш Е Н И Е по делу об административном правонарушении г.Дальнегорск 14.01.2019 Судья Дальнегорского районного суда Приморского края Гуцалов И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу генерального директора ООО «Дальнегорский ГОК» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 40 судебного района г.Дальнегорска Приморского края от 22.10.2018 о привлечении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Дальнегорский ГОК» (юр.адрес: <...> Октября, 192/206) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.9.22 ч.1 КоАП РФ, У С Т А Н О В И Л: По постановлению мирового судьи судебного участка № 40 судебного района г.Дальнегорска Приморского края от 22.10.2018 (дело № 5-233/2018) юридическое лицо ООО «Дальнегорский ГОК» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.9.22 ч.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа с учётом ст.4.1 ч.3.2 КоАП РФ в размере 50 000 руб. Генеральный директор ООО «Дальнегорский ГОК» Рачков обратился в суд с жалобой, указав на незаконность данного постановления, поскольку вывод мирового судьи о наличии в действиях Общества события административного правонарушения не соответствует имеющимся в материалах дела доказательствам. Из текста протокола об административном правонарушении № ОЗП-39-0515 от 16.01.2018 Дальневосточного управления Ростехнадзора следует, что основанием для возбуждения дела об административном правонарушении является факт невыполнения требования АО «ДРСК» уведомления № 14-01-20/5854 от 20.11.2017 о самоограничении ООО «Дальнегорский ГОК» до уровня технологической брони 01.12.2017. Основанием для направления АО «ДРСК» в адрес ООО «Дальнегорский ГОК» требования о самоограничении потребления электроэнергии стало уведомление ПАО «ДЭК» от 16.11.2017 № 63-65/18-198 об одностороннем отказе с 01.12.2017 со стороны ПАО «ДЭК» от исполнения договора энергоснабжения №К7777 от 30.05.16. Однако в тексте протокола об административном правонарушении № ОЗП-39-0515 от 16.01.2018 указано, что «...протокол составлен по результатам рассмотрения документов, направленных в адрес Управления Ростехнадзора АО «ДРСК» и заключенного договора энергоснабжения с ООО «Дальнегорский ГОК» № К7777 от 30.05.2016 года...» То есть, Управление Ростехнадзора составляя протокол об административном правонарушении констатирует, что договор энергоснабжения № К7777 от 130.05.2016 между ПАО «ДЭК и ООО «Дальнегорский ГОК» заключен и продолжает действовать. Поскольку из протокола от 16.01.2017 следует, что обстоятельства, которые стали основанием для предъявления со стороны АО «ДРСК» к потребителю электрической энергии требования о самостоятельном ограничении режима потребления электрической энергии, на момент протокола отсутствовали (договор Управлением Ростехнадзора признан заключенным), то вывод суда о том, что материалами дела подтверждается факт совершения ООО «Дальнегорский ГОК» административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.22 КоАП РФ, является необоснованным. Кроме того, судом первой инстанции не была оценка доводу ООО «Дальнегорский ГОК» о том, что отказ ПАО «ДЭК» от договора энергоснабжения не соответствует действующему законодательству. Судом необоснованно не принят во внимание довод, что по состоянию на дату введения режима ограничения потребления электрической энергии, задолженность за потребленную электроэнергию составляла менее месячного платежа. В связи с чем оснований для введения режима ограничения потребления электрической энергии не имелось. По состоянию на 01.12.2017 - дату, указанную в уведомлении ПАО «ДЭК», как дату прекращения договора энергоснабжения - задолженность за потребленную электроэнергию составляла менее месячного платежа. В уведомлении ПАО «ДЭК» от 16.11.2017 № 6-65/5045 в качестве основания для отказа от договора в одностороннем порядке была указана задолженность в размере 87 296 865,92 руб. Указанная в уведомлении ПАО «ДЭК» задолженность на дату составления актов ограничения режима потребления электрической энергии задолженность – 01.12.2017, указанная в уведомлении № 63-65/18-882 была погашена в сумме 72 825 262,69 руб. Что подтверждается платёжными поручениями № 3512 от 13.09.2017 на сумму 11 083 349,92 руб., № 3708 от 29.09.2017 на сумму 3 400 000 руб., № 4232 от 07.11.2017 на сумму 6 130 010,78 руб., № 4332 от 16.11.2017 на сумму 22 000 000 руб. (в части суммы 16 789 537,40 руб.), № 4091 от 25.10.2017 на сумму 12 592 153,07 руб., № 172 от 30.11.2017 на сумму 7 608 011,40 руб., № 3238 от 29.09.2017 (в части суммы 5 222 200,12 руб.). Оставшаяся сумма задолженности по размеру составляла менее чем размер одного ежемесячного платежа за потреблённую электрическую энергию. В дальнейшем задолженность за электроэнергию за январь 2017 года была погашена в части суммы 17 000 000 руб., что подтверждается платёжным поручением № 4629 от 20.12.2017, платёжным поручением №758 от 13.03.2018. Соответственно, по состоянию на 16.01.2018 - дату составления протокола об административном правонарушении - задолженность по электроэнергии перед ПАО «ДЭК» составляло менее суммы платежа за один расчётный период (месяц). В связи с чем наличие задолженности в данном размере не может рассматриваться как существенное нарушение условий договора энергоснабжения № К7777 от 30.05.2016. Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", если односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий совершены тогда, когда это не предусмотрено законом, иным правовым актом или соглашением сторон или не соблюдены требования к их совершению, то по общему правилу такой односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не влекут юридических последствий, на которые они были направлены. В силу пункта 14 постановления Пленума N 54 при осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства или односторонний отказ от его исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны (пункт 3 статьи 307, пункт 4 статьи 450.1 ГК РФ). Судом необоснованно не учтён довод, что административным органом в подтверждение факта совершения административного правонарушения были представлены документы, оформленные с нарушением действующего законодательства. Из протокола от 16.01.2018 №№ 03П-39-0515 следует, что факт невыполнения ООО «Дальнегорский ГОК» режима ограничения потребления электрической энергии подтверждается актами ограничения режима потребления электрической энергии. Однако представленные в материалы дела акты №№ 14-01-20/5854-1 от 01.12.2017, 14-01-20/5854-2 от 01.12.2017 являются ненадлежащими доказательствами, поскольку при их составлении были нарушены нормы действующего законодательства. Согласно пункту 13 Порядка ограничения режима потребления по обстоятельствам, не связанным с необходимостью проведения ремонтных работ на объектах электроэнергетики или с возникновением (угрозой возникновения) аварийных электроэнергетических режимов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" акт о введении ограничения режима потребления, акт о необеспечении доступа и акт проверки введенного ограничения режима потребления составляются в 3 экземплярах (в 4 экземплярах - если введение ограничения режима потребления осуществляется субисполнителем). Соответствующий акт подписывается заинтересованными лицами, присутствующими при его составлении. В случае отказа потребителя от подписания акта, а также в случае отсутствия потребителя при составлении акта в акте делается запись об этом с указанием причин (при наличии такой информации). При этом акт составляется в присутствии 2 незаинтересованных лиц, которые своей подписью подтверждают достоверность информации, содержащейся в акте, о чем собственноручно выполняют соответствующую запись в акте. Учитывая, что от подписания актов ограничения режима потребления электрической энергии представитель ООО «Дальнегорский ГОК» отказался, то для составления акта ограничения режима потребления электрической энергии АО «ДРСК» должно было привлекать незаинтересованных лиц. Сведения о том, что для составления актов ограничения режима потребления электрической энергии привлекались незаинтересованные лица в материалы дела не представлены. При этом довод Управления Ростехнадзора о том, что акт ограничения режима потребления электрической энергии невозможно составить с участием незаинтересованных лиц является необоснованным и не соответствует указанным положениям Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии". Что подтверждается судебной практикой: Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 05.04.2018 по делу N АЗЗ-21008/2017. Соответственно, представленные в материалы дела акты №№ 14-01-20/5854-1 от 01.12.2017, 14-01-20/5854-2 от 01.12.2017 не являются надлежащим доказательством, отвечающим требованиям относимости и допустимости и на основании статьи 55 ГПК РФ не могут рассматриваться как подтверждение совершение ООО «Дальнегорский ГОК» административного правонарушения. Просит отменить постановление мирового судьи судебного участка № 40 судебного района г.Дальнегорска Приморского края от 22.10.2018 о привлечении ООО «Дальнегорский ГОК» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.22 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «Дальнегорский ГОК» прекратить на основании части 1 статьи 24.5 КоАП РФ. В судебном заседании представитель ООО «Дальнегорский ГОК» ФИО2 поддержала доводы жалобы в полном объёме. Изучив доводы жалобы, а также материалы административного дела, выслушав представителя привлекаемого лица, суд приходит к следующему выводу. На основании ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме. Административная ответственность по ст.9.22 ч.1 КоАП РФ наступает в случае нарушения потребителем электрической энергии введённого в отношении его полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения, невыполнение потребителем электрической энергии требования о самостоятельном ограничении режима потребления электрической энергии, предъявленного ему в соответствии с установленным законодательством об электроэнергетике порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, либо необеспечение потребителем электрической энергии в предусмотренных указанным порядком случаях доступа представителей сетевой организации или иного лица, обязанного осуществлять действия по введению ограничения режима потребления электрической энергии, к принадлежащим потребителю энергопринимающим устройствам и влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. По смыслу закона субъектом данного правонарушения выступает потребитель электрической энергии; объективная сторона такого правонарушения состоит в невыполнении потребителем электрической энергии требования о самостоятельном ограничении режима потребления электрической энергии; в необеспечении потребителем электрической энергии доступа представителей сетевой организации или иного лица, обязанного осуществлять действия по введению ограничения режима потребления электрической энергии, к принадлежащим потребителю энергопринимающим устройствам. Порядок и основания ограничения режима потребления электрической энергии путём сокращения объёмов или временного прекращения подачи энергии установлены пунктами 2 и 3 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми, перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан; о перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента; прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии. Согласно пункту 2 «Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, ограничение режима потребления электрической энергии вводится, в том числе в случае нарушения своих обязательств потребителем, выразившемся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа. На основании пп."а" пункта 4, пунктов 7, 15 Правил N 442, ограничение режима потребления в случае неисполнения обязательств по оплате вводится по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), перед которым не исполнены обязательства, с обязательным письменным уведомлением потребителя в котором указывается дата предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения уведомления потребителем; дат полного ограничения режима потребления, подлежащего введению в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в указанном в уведомлении размере после введения частичного ограничения. При этом пунктами 5 и 9 вышеназванных Правил определено, что ограничение режима потребления, инициированное в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, вводится сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в точке (точках) поставки потребителя, в отношении которого требуется введение ограничения режима потребления; частичное ограничение режима потребления производится потребителем самостоятельно. При невыполнении потребителем действий по самостоятельному частичному ограничению режима потребления в срок, установленный в уведомлении об ограничении режима потребления, такое ограничение осуществляется исполнителем (субисполнителем) при наличии технической возможности сокращения уровня потребления электрической энергии (мощности) потребителя с центров питания исполнителя (субисполнителя). Согласно абз.2 п.2 вышеназванных Правил, в случае если введение ограничения режима потребления в отношении лица, владеющего энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, к которым присоединены энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики иных потребителей, может привести к ограничению или прекращению подачи электрической энергии таким потребителям, это лицо обязано обеспечить переток электрической энергии таким потребителям в объеме их потребления. Из материалов дела следует, что по результатам рассмотрения документов, направленных в адрес Дальневосточного управления Ростехнадзора (входящий № А74-12543 от 05.12.2017) АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» филиал «Приморские электрические сети» (далее АО «ДРСК» «ПЭС») и заключённого договора энергоснабжения с ООО «Дальнегорский ГОК», осуществляющим свою деятельность по адресу: <...> (гараж, корпуса 1, 2, 4 цеха борной кислоты, обогатительная фабрика), <...> Октября дом 289 (Т-2, корпуса № 1,2,4, цеха борной кислоты, обогатительная фабрика), <...> Октября, дом 28 (мазутная насосная № 3), <...> Октября, дом 289 (карьер «Мономахово), <...> Октября, дом 289 (Хлораторная, 1) принадлежащим (находящимися в эксплуатации) ООО «Дальнегорский ГОК», выявлены нарушения обязательных норм и правил, обнаруженные 01.12.2017, а именно: Между гарантирующим поставщиком электроэнергии ПАО «ДЭК» и АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» филиал «Приморские электрические сети» заключён договор оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) от 09.12.2017 № 420. Указанным договором предусматривается обязанность сетевой организации осуществлять транспортировку электрической энергии потребителям гарантирующего поставщика. Между ООО «Дальнегорский ГОК» и ПАО «ДЭК» заключён договор энергоснабжения № К7777 от 30.05.2016 по условиям которого, предусмотрено право гарантирующего поставщика в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью, в случае если потребителем не исполняются или ненадлежащим образом исполняются обязательства по оплате потребленной электрической энергии. В адрес АО «ДРСК» «ПЭС» поступило уведомление ПАО «ДЭК» об одностороннем отказе от исполнения договора № К7777 от 30.05.2016, заключённого с ООО «Дальнегорский ГОК» от 16.11.2017 № 63-65/18-918. Учитывая техническую невозможность введения ограничения электроснабжения потребителя по сетям АО «ДРСК» без ущемления прав и интересов неопределённого круга лиц, прочих добросовестных плательщиков, в адрес ООО «Дальнегорский ГОК» было направлено уведомление № 14-01-20/5854 с требованием о самоограничении ООО «Дальнегорский ГОК» до уровня технологической брони 17,956 МВт с 12 часов 01.12.2017. ООО «Дальнегорский ГОК» ограничение электроснабжения не обеспечено, требование уведомления не выполнено, собственная нагрузка ООО «Дальнегорский ГОК» на 12.00 часов 01.12.2017 составила 19МВт, на 14.00 часов составила 19,6 МВт. Акты ограничения режима потребления электрической энергии составлены представителем филиала АО «ДРСК» «ПЭС» и ООО «Дальнегорский ГОК», представитель ООО «Дальнегорский ГОК» от подписи в обоих случаях отказался. Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении юридического лица ООО «Дальнегорский ГОК» дела об административном правонарушении и его привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст.9.22 ч.1 КоАП РФ. Фактические обстоятельства дела и виновность юридического лица ООО «Дальнегорский ГОК» в совершении указанного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, в частности, протоколом об административном правонарушении № ОЗП-39-0515 от 16.01.2018, заявлением от 05.12.2017 АО «ДРСК» «ПЭС», уведомлением от 16.11.2017 № 6-63/918 об одностороннем отказе от исполнения договора энергоснабжения № К7777 от 30.05.2016, письмом от 16.11.2017 РусГидро «Об одностороннем отказе от исполнения договора энергоснабжения», уведомлением от 20.11.2017 № 14-01- 20/5854 о введении ограничения режима потребления электрической энергии, актами ограничения режима потребления электрической энергии от 01.12.2017, уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, сведениями из ЕГРЮЛ, почтовым уведомлением, которым мировым судьёй судебного участка № 40 судебного района г.Дальнегорска Приморского края от 22.10.2018 в совокупности с другими материалами дела дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности. Оценив представленные доказательства всесторонне, полно и объективно в их совокупности, в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ мировой судья пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях юридического лица ООО «Дальнегорский ГОК» состава административного правонарушения, предусмотренного ст.9.22 ч.1 КоАП РФ, и его виновности в совершении данного правонарушения. Требования ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены. На основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ. Действия юридического лица ООО «Дальнегорский ГОК» правильно квалифицированы по ст.9.22 ч.1 КоАП РФ. Административное наказание назначено с применением ст.4.1 ч.3.2 КоАП РФ ниже низшего предела по санкции ч.1 ст.9.22 КоАП РФ для юридического лица, с учётом всех предусмотренных КоАП РФ обстоятельств. Каких либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со ст.1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу юридического лица ООО «Дальнегорский ГОК», судом апелляционной инстанции не усматривается. Оснований для прекращения производства по делу в связи с отсутствием в действиях юридического лица ООО «Дальнегорский ГОК» состава указанного правонарушения, а также события правонарушения не имеется. Также судом не установлено оснований для прекращения производства по делу и освобождения юридического лица ООО «Дальнегорский ГОК» от ответственности в связи с малозначительностью правонарушения. Порядок и срок давности привлечения юридического лица ООО «Дальнегорский ГОК» к административной ответственности в силу ч.1 ст.4.5 КоАП РФ не нарушены. Обстоятельств, влекущих отмену либо изменение постановления не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7, 30.8 КоАП РФ, суд Р Е Ш И Л: Постановление мирового судьи судебного участка № 40 судебного района г.Дальнегорска Приморского края от 22.10.2018 (дело № 5-233/2018) о привлечении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Дальнегорский ГОК» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.9.22 ч.1 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу генерального директора ООО «Дальнегорский ГОК» ФИО1 – без удовлетворения. Решение вступает в законную силу со дня его вынесения. Судья И.В. Гуцалов |