РЕШЕНИЕ
14 августа 2019 года г. Тайшет
Судья Тайшетского городского суда Иркутской области Абрамчик И.М., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес>ФИО4 на постановление мирового судьи судебного участка № по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № по <адрес> и <адрес>ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении в отношении заведующей МКДОУ «Пуляевский детский сад» ФИО2 прекращено, в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ.
Заместитель начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес>ФИО4 обратилась в суд с жалобой на постановление мирового судьи, считая его незаконным и необоснованным, поскольку указанные мировым судьей основания не являются достаточными для освобождения от административной ответственности.
В судебное заседание должностное лицо УПФР в <адрес> не явилось, о дате и времени судебного заседания извещено надлежащим образом.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО2, защитник Щепечёнок О.В., просили жалобу должностного лица оставить без удовлетворения, постановление мирового судьи без изменения. В случае отмены состоявшегося судебного решения просили назначить административное наказание в виде предупреждения.
Выслушав объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, изучив материалы административного производства, прихожу к следующему.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливаются Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) установлено, что страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 данной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 данной статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Согласно пункту 2.2 указанной статьи страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии со статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
В пункте 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 766н, воспроизведены положения указанной статьи.
Из материалов дела следует, что заведующая МКДОУ «Пуляевский детский сад» ФИО2 в нарушение пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ не представила в полном объеме в установленный данной нормой срок (не позднее ДД.ММ.ГГГГ) в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> за отчетный период – ноябрь 2018 года сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, ДД.ММ.ГГГГ направила в форме электронного документа по телекоммуникационным каналам связи по форме СЗВ-М с типом "дополняющие" сведения за указанный отчетный период на одно застрахованное лицо, которые в ранее представленных ДД.ММ.ГГГГ формах отсутствовали.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении мировой судья пришёл к выводам, что поскольку дополняющая форма представлена заведующей МКДОУ «Пуляевский детский сад» ФИО2 самостоятельно, указанное обстоятельство исключает привлечение к административной ответственности.
С указанным постановлением согласиться нельзя в связи со следующим.
Учитывая формальность состава административного правонарушения, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании должностным лицом требований страхового законодательства Российской Федерации и невыполнении своих публично-правовых обязанностей, предусмотренных законодателем в целях совершенствования порядка исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов и укрепление платежной дисциплины при осуществлении расчетов.
Самостоятельное выявление ошибки до ее обнаружения ПФР (дополнительное представление сведений СЗВ-М в отношении застрахованных лиц, которые не были представлены первоначально) допускает возможность не применять к организации финансовые санкции, предусмотренные ст. 17 Закона N 27-ФЗ (п. 38 Обзора, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018, Определение Верховного Суда РФ от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702). Указанные разъяснения касаются привлечения страхователя к финансовым санкциям, предусмотренным ст. 17 Закона N 27-ФЗ, а не вопроса привлечения к административной ответственности в соответствии с положениями стати 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответственно ссылка мирового судьи на разъяснения, изложенные в п. 38 Обзора, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018 являются необоснованными.
П. 39 Приказа Минтруда России от 21 декабря 2016 года N 766н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ. В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Вместе с тем приведенные нормы регламентируют возможность неприменения в таком случае к страхователю финансовых санкций, предусмотренных ст. 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Однако, п. 41 Приказа Минтруда России от 21 декабря 2016 года N 766н указывает, что за непредставление в установленный Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке индивидуальных сведений, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде страхователь несет административную ответственность в соответствии со ст. 15.33.2 КоАП РФ.
Выводы мирового судьи об отсутствии в действиях ФИО2 состава административного правонарушения ввиду того, что учреждением самостоятельно была выявлена ошибка и включена достоверная информация в формы отчетности, представляемые в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес>, до обнаружения ошибки указанным территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, не может быть признан обоснованным, поскольку из материалов дела видно, что, подавая в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ дополняющую форму на застрахованное лицо ФИО1, сведения о котором отсутствовали в ранее представленной отчетности по форме СВЗ-М, МКДОУ «Пуляевский детский сад» не дополняло и не уточняло ранее представленную отчетность, а первично представило сведения в отношении одного застрахованного лица по истечении установленного срока.
При таких обстоятельствах, представление уточненных сведений страхователем самостоятельно не является основанием для освобождения от административной ответственности, предусмотренной ст. 15.33.2 КоАП РФ.
Однако, указанные обстоятельства не были учтены мировым судьей при принятии решения о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
На основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ суд вправе отменить постановление по делу об административном правонарушении и направить дело на новое рассмотрение в случае, если при рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении будет установлено, что при вынесении постановления по делу об административном правонарушении были допущены нарушения процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Установив при пересмотре постановления мирового судьи данные обстоятельства, прихожу к выводу о наличии в данном случае оснований для возвращения дела на новое рассмотрение, поскольку допущенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, являются существенными и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушения страхового законодательства Российской Федерации правонарушитель может быть привлечен к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.
Таким образом, срок давности привлечения заведующей МКДОУ «Пуляевский детский сад» ФИО2 к административной ответственности за вмененное ей в вину правонарушение до настоящего времени еще не истек.
Доводы защитника Щепечёнок О.В. о возможности применения за допущенное правонарушение наказания в виде предупреждения не могут быть предметом оценки настоящего судебного разбирательства, подлежат учету при новом рассмотрении дела мировым судьей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
жалобу заместителя начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес>ФИО4 удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка N 87 по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 КоАП РФ, в отношении заведующей МКДОУ «Пуляевский детский сад» ФИО2 отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка N 87 по <адрес> и <адрес>.
Решение вступает в законную силу немедленно, но может быть обжаловано и опротестовано в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.19 КоАП РФ.
Судья: Абрамчик И.М.