ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-139/19 от 16.04.2019 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 12-139/2019

РЕШЕНИЕ

16 апреля 2019 года г. Новосибирск

Центральный районный суд г. Новосибирска в составе:

председательствующего судьи Е.А. Певиной,

при секретаре Е.В. Макушиной,

рассмотрев жалобу Дубовицкого В. А. (ранее занимавшего должность руководителя Департамента лесного хозяйства Новосибирской области) на постановление мирового судьи 4-го судебного участка Центрального района г. Новосибирска от 04 февраля 2019 о привлечении к административной ответственности по ст. 15.15.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях

установил:

Постановлением мирового судьи 4-го судебного участка Центрального района г. Новосибирска от 04 февраля 2019 года Дубовицкий ВА признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.15.15 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в сумме 10 000 рублей.

Как следует из указанного постановления Дубовицкий ВА, занимая в 2017 году должность руководителя Департамента лесного хозяйства Новосибирской области, в нарушение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Новосибирской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 23 ноября 2015 года -п, в рамках утвержденного государственного задания ГАУ НСО «Новосибирская база авиационной охраны лесов» 27 января 2017 года и 14 февраля 2017 года заключил соглашение с указанным государственным автономным учреждением о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, при этом объем финансового обеспечения рассчитан только на основании нормативных затрат на выполнение работ и не включает затраты на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения, а также на содержание имущества, не используемого для выполнения государственного задания. Кроме того, при определении объема финансового обеспечения, в нарушение требований ч.3 ст. 19 Лесного кодекса РФ не учитывались доходы учреждения, получаемые в рамках выполнения государственного задания от продажи лесных насаждений для заготовки древесины.

Дубовицкий ВА с данным постановлением не согласен, в жалобе указывает, что, исходя из того обстоятельства, что бюджет Новосибирской области на 2017 год не содержал в себе расходную часть на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения, а также затрат на содержание имущества, не используемого учреждением для выполнения государственного задания, то, он, как руководитель департамента, не мог нарушать бюджетное законодательство и включать указанные затраты в перечень затрат на выполнение государственного задания. При сложившемся дефиците финансирования из областного бюджета, он руководствовался заложенным в бюджетном законодательства принципом эффективности использования бюджетных средств; мировым судьей не установлен размер затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения, а также размеры затрат на содержание имущества, не используемого для выполнения государственного задание, которые, согласно оспариваемому постановлению он должен был учесть в момент подписания соглашений о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания. В рамках выполнения государственного задания учреждение не получает плату от третьих лиц за работу по охране, защите, воспроизводству лесов, за исключением оплаты за свою работу, выполняемую в рамках государственного задания. В соответствии с положениями Лесного кодекса РФ учреждение является покупателем лесных насаждений, продавцом которых выступает Российская Федерация, как собственник лесного фонда, при этом, учреждение вносит плату за использование лесов в доход бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в соответствии со ставками платы, установленными ст. 76 Лесного кодекса РФ. Таким образом, в рамках ч.3 ст. 19 Лесного кодекса РФ выгодополучателем от такой купли-продажи является бюджетная система Российской Федерации, а не уполномоченное учреждение. Учреждение после покупки у государства лесных насаждений для заготовки, являясь собственником таких лесных насаждений, осуществляет самостоятельно или с привлечением подрядных организаций заготовку древесины, таким образом, доходы от продажи лесных насаждений идут в доход бюджета Российской Федерации, а не учреждения.

Кроме того, Дубовицкий ВА в жалобе указывает, что он не был надлежащим образом извещен мировым судьей о времени и месте судебного разбирательства. Составленный протокол об административном правонарушении не описывает вменяемое ему административное правонарушение, так как ни мировой судья, ни лицо, составившее протокол об административном правонарушении не установили суммы, которые должны быть учтены при определении финансирования на уплату налогов, а также на содержание имущества, не используемое при выполнении государственного задания, а также сумму дохода, полученного учреждением при выполнении государственного задания.

В судебном заседании Дубовицкий ВА поддержал доводы, изложенные в жалобе, представил суду дополнительные письменные пояснения.

Должностное лицо контрольно-счетной палаты Новосибирской области, составившее протокол об административном правонарушении, Самородова СК в судебном заседании просила суд постановление мирового судьи оставить без изменения, жалобу Дубовицкого ВА без удовлетворения.

Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 15.15.15 КоАП РФ административная ответственность наступает в случае нарушения порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания.

Согласно ч.2 ст. 4 Федерального закона от 03 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждения», п. «ж» ст. 20 Закона Новосибирской области от 06 декабря 2001 года № 198-ОЗ «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Новосибирской области» (в редакциях, действующих на 2017 год) областные исполнительные органы в отношении подведомственных им государственных учреждений формируют и утверждают государственные задания для бюджетных и автономных учреждений в порядке, установленном Правительством Новосибирской области.

В соответствии с п.1 Положения о департаменте лесного хозяйства Новосибирской области, утвержденного постановлением Правительства новосибирской области от 27 сентября 2016 года № 301-п, департамент лесного хозяйства Новосибирской области является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в сфере лесных отношений на территории Новосибирской области.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении приказом департамента лесного хозяйства Новосибирской области от 30 декабря 2016 года утверждено государственное задание ГАУ НСО «Новосибирская база авиационной охраны лесов» на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов на оказание государственных услуг (выполнение работ) по: предоставлению единым пунктом диспетчерского управления информационных сообщений по мониторингу пожарной опасности в лесах Новосибирской области в рамках проведении мониторинга пожарной опасности в лесах; выполнению мероприятий по охране и использованию особо охраняемой природной территории регионального значения Новосибирской области – памятника природы областного значения «Дендрологический парк»; выполнению мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных: на лесных участках …. (л.д.13-38).

Приказом департамента лесного хозяйства Новосибирской области о 10 апреля 2017 года внесены изменения в приказ от 30 декабря 2016 года (л.д.39-64).

Приказом департамента лесного хозяйства Новосибирской области от 30 декабря 2016 года утверждены нормативы финансовых затрат (стоимости) государственных услуг (работ) в сфере лесного хозяйства Новосибирской области, оказываемых (выполняемых) за счет средств областного бюджета Новосибирской области в 2017 году и плановом периоде 2018 и 2019 годов (л.д.65-70).

27 января 2017 года департамент лесного хозяйства Новосибирской области в лице руководителя Дубовицкого ВА и ГАУ НСО «Новосибирская база авиационной охраны лесов» заключили соглашение о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение выполнение государственного задания в сумме 8 827, 3 тыс. рублей за счет средств областного бюджета Новосибирской области (л.д.71-77).

14 февраля 2017 года между департаментом лесного хозяйства Новосибирской области в лице руководителя Дубовицкого ВА и ГАУ НСО «Новосибирская база авиационной охраны лесов» также заключено соглашение о предоставлении из областного бюджета Новосибирской области субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (с учетом дополнительных соглашений) на сумму 25 200,3 тыс. рублей (л.д.78-90).

Постановлением Правительства Новосибирской области от 23 ноября 2015 года № 406-п утвержден Порядок формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Новосибирской области и финансового обсечения выполнения государственного задания.

В соответствии с п. 24.1 указанного Порядка, в случае если государственное бюджетное или государственное автономное учреждение Новосибирской области осуществляет платную деятельность в рамках установленного государственного задания, по которому в соответствии с действующим законодательством предусмотрено взимание платы, объем финансового обеспечения выполнения государственного задания, рассчитанный на основе нормативных затрат, подлежит уменьшению на объем доходов от платной деятельности исходя из объема государственной услуги (работы), за оказание (выполнение) которой предусмотрено взимание платы, и размера платы (цены, тарифа), установленного в государственном задании, и рассчитанного в соответствии с методикой, утвержденной органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, с учетом положений, установленных действующим законодательством.

Согласно ст. 19 Лесного кодекса РФ мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ (часть 1).

Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что мероприятия по сохранению лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

При осуществлении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов государственными (муниципальными) учреждениями, указанными в части 2 настоящей статьи, одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в соответствии с настоящим Кодексом (ч.3 ст. 19 Лесного кодекса РФ).

Судом установлено, что 23 ноября 2017 года между Министерством природных ресурсов и экологии Новосибирской области (правопреемник Департамента лесного хозяйства Новосибирской области) – продавец и ГАУ НСО «Новосибирская база авиационной охраны лесов» - покупатель заключен договор купли-продажи лесных насаждений.

Согласно п.1 указанного договора, по настоящему договору, на основании государственного задания, доведенного до ГАУ НСО «Новосибирская авиабаза» приказом департамента от 30 декабря 2016 года продавец обязуется передать лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности, в собственность покупателю для заготовки древесины, а покупатель обязуется принять лесные насаждения и уплатить за них плату в соответствии с разделом 3 договора.

Размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определен ст. 76 Лесного кодекса РФ и устанавливается Правительством Российской Федерации.

Пунктом 5 договора предусмотрена форма вырубки – выборочная, вид рубки – выборочная санитарная рубка. Заготовке не подлежат не клемейнные деревья (п.6 договора).

Срок действия договора с 23 ноября 2017 года по декабря 2017 года.

Согласно платежным поручениям от 05 декабря 2017 года ГАУ НСО «Новосибирская база авиационной охраны лесов» осуществлена плата по указанному договору в сумме, предусмотренной договором – 2 034 рублей, из них: 1 453 рублей в федеральный бюджет; 581 рублей в бюджет субъекта Российской Федерации.

Таким образом, судом установлено, что в рамках выполнения государственного задания, в ходе выполнения мероприятий по сохранению лесов, в том числе работ по охране, защите, воспроизводству лесов ГАУ НСО «Новосибирская база авиационной охраны лесов» приобретает в собственность лесные насаждения.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении 24 января 2017 года между ГАУ НСО «Новосибирская база авиационной охраны лесов» (заказчик) и АО «Мирновский лесхоз» (подрядчик) заключен договор на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов.

Согласно п.1.4. договора, одновременно с выполнением работ, осуществляется продажа древесины, которая будет получена при выполнении работ, в результате вырубки лесных насаждений, в связи с чем, стороны обязуются заключить договор купли-продажи.

Срок действия договора с 24 января 2017 года по 31 декабря 2017 года.

Таким образом, суд приходит к выводу, что поскольку, в результате выполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов ГАУ НСО «Новосибирская база авиационной охраны лесов» распоряжается имуществом, принадлежащим учреждению на праве собственности (лесными насаждениями), то, соответственно, вывод мирового судьи о том, что ГАУ НСО «Новосибирская база авиационной охраны лесов» в рамках выполнения установленного государственного задания осуществляет деятельность, за которую, действующим законодательством предусмотрено взимание платы, в связи с чем, объем финансирования подлежал уменьшению на объем полученных доходов, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

То обстоятельство, что согласно отчету учреждения «Об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности» (ф.0503737) от продажи лесных насаждение учреждением получен доход за 2017 год в сумме 11072,2 тыс. рублей не свидетельствует о том, что данный доход получен учреждением за счет платной деятельности, выполняемой в рамках государственного задания, поскольку, как установлено судом, учреждение, выполняя работы в рамках государственного задания, в соответствии с положениями ст. 19 и главы 7 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании договора купли-продажи лесных насаждений, является собственником лесных насаждений, реализация которых, после их вырубки, осуществляется в рамках договора на оказание работ по охране, защите, воспроизводству лесов, заключенного с непосредственным исполнителем данных работ.

Согласно п. 7 Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Новосибирской области и финансового обсечения выполнения государственного задания, объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за государственным учреждением Новосибирской области областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Новосибирской области, или приобретенного государственным учреждением Новосибирской области за счет средств, выделенных ему органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование) (далее - имущество учреждения), а также затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения.

Как следует из материалов дела, а также оспариваемого постановления, объем финансового обеспечения ГАУ НСО «Новосибирская база авиационной охраны лесов» на выполнение государственного задания рассчитан только на основании нормативных затрат на выполнение работ и не включает: затраты на уплату налогов, в качестве объектов налогообложения по которым, признается имущество учреждения; затраты на содержание имущества, неиспользуемого для выполнения государственного задания.

Так, согласно бухгалтерской отчетности ГАУ НСО «Новосибирская база авиационной охраны лесов», учреждением за 2017 год уплачены налог на имущество организаций и земельный налог в сумме 119,7 тыс. рублей. Согласно балансу учреждения, остаточная стоимость основных средств на 01 января 2017 года составила 50 024, 5 тыс. рублей, в том числе, используемых в рамках деятельности по государственному заданию 48 281,3 тыс. рублей (или 96,5%). Согласно отчету учреждения за 2017 год «О финансовых результатах деятельности учреждения» (ф.0503721) учреждением начислены затраты на содержание имущества, неиспользуемого для выполнения государственного задания в сумме 322,8 тыс. рублей на оплату коммунальных услуг.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с п. 37 Положения о департаменте лесного хозяйства Новосибирской области руководитель департамента несет персональную ответственность за выполнение возложенных на департамент полномочий.

В должностные обязанности руководителя департамента входит формирование и финансовое обеспечение выполнения государственного задания уполномоченным учреждением.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие то обстоятельство, что при формировании объема финансового обеспечения выполнения государственного задания ГАУ НСО «Новосибирская база авиационной охраны лесов» у Дубовицкого ВА, как руководителя департамента лесного хозяйства Новосибирской области, отсутствовала возможность выполнить требовании п. 7 Порядка и учесть при определении объема финансового обеспечения расходы учреждения на уплату налога и содержание имущества, неиспользуемого при выполнении государственного задания.

Доводы жалобы в той части, что ни должностным лицом контрольно-счетной палаты Новосибирской области, ни мировым судьей не установлены размеры затрат на уплату налогов, а также размеры затрат на содержание имущества, неиспользуемого на выполнение государственного задания не могут быть приняты судом во внимание, поскольку опровергаются указанными выше сведениями о сумме исчисленного и уплачено налога, а также о сумме затрат на содержание имущества, более того, установление данных размеров не является юридически значимым обстоятельством, с установлением которого наступает административная ответственность по ст. 15.15.15 КоАП РФ, поскольку, как следует из диспозиции ст. 15.15.15 КоАП РФ административная ответственность за данное правонарушение наступает при установлении фактам нарушения порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного задания.

Нарушение данного порядка установлено мировым судьей в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении.

Согласно ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случае, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении Дубовицский ВА извещался о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении путем направления по месту его жительства судебной повестки (л.д.155), однако, почтовое отправление было возвращено в адрес мирового судьи по истечении срока хранения.

Согласно п. 6 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения.

При данных обстоятельствах суд приходит к выводу, что у мирового судьи имелись сведения о надлежащем извещении Дубовицкого ВА о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

Согласно ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения в области бюджетного законодательства составляет два года со дня совершения административного правонарушения.

Как установлено судом, соглашение о предоставлении из областного бюджета Новосибирской области субсидий ГАУ НСО «Новосибирская база авиационной охраны лесов» на финансовое обеспечение выполнения государственного задания было подписано Дубовицким ВА как 27 января 2017 года, так и 14 февраля 2017 года, постановление о привлечении к административной ответственности вынесено мировым судьей 04 февраля 2019 года, т.е. в течение двух лет с момента подписания последнего соглашения, таким образом, срок привлечения к административной ответственности не истек.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи сомнений в своей законности не вызывают, в целом является правильными и оснований для его отмены не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи 4-го судебного участка Центрального района г. Новосибирска от 04 февраля 2019 года о привлечении Дубовицкого В. А., замещающего должность руководителя департамента лесного хозяйства Новосибирской области к административной ответственности по ст. ст. 15.15.15 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Судья Е.А. Певина