ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-139/2013 от 17.01.2014 Павловского городского суда (Нижегородская область)

Дело № 12-139/2013

Р Е Ш Е Н И Е

17 января 2014 года г. Павлово

<адрес>

Судья Павловского городского суда <адрес> Шкин А.В., (<адрес>), рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе должностного лица Бубнов В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., место рождения <адрес>, состоящего на регистрационном учете и проживающего по адресу: <адрес>, работающего в должности директора в МУП «Жилсервис», на Постановление и.о. начальника МРИ ФНС России № по <адрес>, советника государственной гражданской службы РФ 2 класса Спорышевой Н.И. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении предусмотренном ч.2 ст.15.1 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности начальника МРИ ФНС России № по <адрес> было вынесено постановление № о привлечении директора муниципального унитарного предприятия «Жилсервис» Бубнов В.А. к административной ответственности и назначении ему административного штрафа в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей 00 копеек. Данное постановление было вынесено по результатам проведения проверки от ДД.ММ.ГГГГ на основании поручения заместителя начальника МРИ ФНС № по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.

Считая вынесенное постановление незаконным, Бубнов В.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит вышеуказанное постановление отменить. В обоснование жалобы указано следующее.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. То есть, для признания виновным в совершении административного правонарушения необходимо наличие лица, совершившего административное правонарушение, противоправных действий, установленную и доказанную вину лица, а также общественные отношения, которым причиняется вред.

В соответствии с частью 1 статьи 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

В оспариваемом случае, между МУП «Сосновский РКЦ» и МУП «Жилсервис» заключен договор на информационно-расчетные услуги. В свою очередь, у МУП «Сосновский РКЦ» заключен договор со Сбербанком России на перевод денежных средств.

Фактически, ни МУП «Сосновский РКЦ», ни МУП «Жилсервис» не являются субъектами отношений, которые регулирует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», в части 1 статьи 3 которого указано, что под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе, внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

МУП «Сосновский РКЦ» и МУП «Жилсервис» не осуществляют прием наличных денежных средств от населения. Соответственно, эти организации не подпадают под действие закона о платежных агентах, а значит и отсутствует событие административного правонарушения, указанного в постановление о назначении административного наказания за № от ДД.ММ.ГГГГ года.

Постановление МРИ ФНС России №7 по Нижегородской области вынесено на основании Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» №103-ФЗ от 03.06.2009 года (далее по тексту - «ФЗ № ЮЗ-ФЗ»).

По смыслу пункта 4 части 2 статьи 1 ФЗ № 103-ФЗ, положения указанного закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов в безналичном порядке, то есть, действие данного нормативно-правового акта распространяется исключительно на отношения связанные с наличными денежными средствами.

Между тем, кредитная организация (ОАО «Сбербанк России»), принимая наличные платежи от физических лиц, фактически выполняет операции по приему денежных средств, в целях осуществления их безналичного перевода получателю. Таким образом, операция перевода денежных средств является банковской и не подпадает под действие ФЗ №103-ФЗ.

В соответствии с письмом Центрального банка Российской Федерации «По вопросам применения законодательства о национальной платежной системе» № 166-Т от 21.11.2011 года, кредитные организации вправе осуществлять банковскую операцию по переводу денежных средств, получателем средств по которому может являться поставщик или управомоченное им лицо, в том числе, платежный агент, при условии указания физическим лицом в распоряжении о переводе денежных средств поставщика или управомоченного им лица в качестве получателя средств. Указанный перевод денежных средств осуществляется кредитный организацией, как при наличии договора с поставщиком или управомоченным лицом, так и при отсутствии указанного договора, на банковский счет поставщика или его управомоченного лица, не являющегося специальным банковским счетом.

Руководствуясь вышеперечисленным, можно сделать вывод о том, что ФЗ № 103-ФЗ регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных действующим законодательством Российской Федерации, и распространяет свое действие на отношения, связанные только с наличной формой оплаты платежей.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждают, что в отношении Бубнов В.А. незаконно составлен протокол об административном правонарушении № 1/0134, поскольку отсутствует событие административного правонарушения.

Просит отменить постановление о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ года.

Бубнов В.А., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился. В материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, позицию, изложенную в жалобе, поддерживает в полном объеме.

Представитель МРИ ФНС России № по <адрес> Ундалова Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с доводами, изложенными в жалобе Бубнов В.А. не согласилась, указав следующее. В МРИ ФНС России № по <адрес>, поступила апелляционная жалоба директора МУП «Жилсервис» Бубнов В.А. на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении директора МУП «Жилсервис» Бубнов В.А. к административной ответственности по ст.15.1 ч.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 4 000 рублей. В своем заявлении директор МУП «Жилсервис» Бубнов В.А. указывает, что: МУП «Сосновский РКЦ» и МУП «Жилсервис» заключили между собой договор на информационно-расчетные услуги. МУП «Сосновский РКЦ» заключил договор со Сбербанком России на перевод денежных средств. Фактически, ни МУП «Сосновский РКЦ», ни МУП «Жилсервис» не являются субъектами отношений, которые регулируются ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О деятельности по приему платежей физических лип, осуществляемой платежными агентами», в части 1 ст. 3 которого указано, что под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком. Ни МУП «Сосновский РКЦ», ни МУП «Жилсервис» не осуществляют прием наличных денежных средств от населения. Соответственно, эти организации не подпадают под действие закона о платежных агентах, а значит и отсутствует событие административного правонарушения № от ДД.ММ.ГГГГ года. Директор МУП «Жилсервис» Бубнов В.А. просит отменить постановления о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ и прекратить производство по делу на основании ст.24.5 ч.1 КоАП РФ. Правовым отделом МРИ ФНС России № по <адрес> установлено, что, в соответствии со ст.7 п.4. ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», контроль за соблюдением платежными агентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей осуществляют налоговые органы Российской Федерации. Налоговым органом, на основании Поручения № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданного заместителем начальника МРИ ФНС РФ № по <адрес> Спорышевой Н.И., о проведении проверки за соблюдением платежными агентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей осуществляющего деятельность в соответствии с ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», была проведена проверка в отношении МУП «Жилсервис» (ИНН 5231004795) далее по тексту общество. В ходе проведения ДД.ММ.ГГГГ проверки общества, расположенного по адресу: 606185, <адрес>, было установлено, что общество осуществляет деятельность по предоставлению услуг жилищно-коммунального хозяйства (далее ЖКХ), жильцам обслуживаемого фонда, по содержанию общего имущества, теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению, являясь для жильцов обслуживаемого фонда поставщиком услуг ЖКХ.

В соответствии со ст.2 п.1 ФЗ №103 от 03.06.2009 года, поставщик — юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги), в соответствии с ФЗ № 103, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством РФ. По результатам данной проверки общества было установлено, что МУП «Жилсервис» не принимает платежи от населения за оказанные услуги. С целью приема платежей за оказанные услуги населению между МУП «Жилсервис» и МУП «Сосновский РКЦ» заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которому, МУП «Сосновский РКЦ» осуществляет ведение лицевых счетов граждан, оформление единых квитанций, а также прием денежных средств населения, поступивших в безналичном порядке в пользу МУП «Жилсервис», оператором по приему платежей (платежным агентом) в смысле ФЗ №103 от 03.06.2009 года «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Для осуществления расчетов с поставщиками и платежными субагентами МУП «Сосновское РКЦ» имеет открытый специальный счет № 40821810042360001012, в то время, как МУП «Жилсервис» не имеет открытых специальных банковских счетов в банках для осуществления расчетов с оператором по приему платежей (платежным агентом). Однако, согласно выписки со счета № 40702810742360101205, МУП «Жилсервис» ДД.ММ.ГГГГ получило на свой расчетный счет 50 000 рублей за оказанные населению услуги ЖКХ от МУП «Сосновский РКЦ». Денежные средства за, оказанные поставщиком, услуги ЖКХ МУП «Жилсервис» были переведены со специального счета МУП «Сосновский РКЦ», на расчетный счет МУП «Жилсервис» № не являющимся специальным. По результатам данной проверки был составлен Акт № от ДД.ММ.ГГГГ проверки использования специального банковского счета платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами, получены объяснения от ДД.ММ.ГГГГ Бубнов В.А., составлен протокол № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении директора МУП «Жилсервис» по ст.15.1 ч.2 КоАП РФ, протокол № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении МУП «Жилсервис» по ст.15.1 ч.2 КоАПРФ. Протоколы об административном правонарушении № 1/0134, № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении директора МУП «Жилсервис» Бубнов В.А. и МУП «Жилсервис» были составлены с участием директора МУП «Жилсервис» Бубнов В.А., которому были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст.24.2, ст.25.1, ст.30.1 КоАП РФ. Данные протоколы были вручены директору МУП «Жилсервис» Бубнов В.А. ДД.ММ.ГГГГ под роспись, с данными протоколами директор МУП «Жилсервис» Бубнов В.А. был согласен, замечания на протоколы не поступали. В объяснении директор МУП «Жилсервис» Бубнов В.А. пояснил, что расчеты, проводимые между поставщиком и агентом не подпадают под действие ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Рассмотрение материалов административного производства по ст.15.1 ч.2 КоАП РФ в отношении директора МУП «Жилсервис» Бубнов В.А. и МУП «Жилсервис» было назначено на ДД.ММ.ГГГГ года. ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника МРИ ФНС России № по <адрес> были вынесены постановления о привлечении к административной ответственности по ст.15.1 ч.2 КоАП РФ директора МУП «Жилсервис» Бубнов В.А. и МУП «Жилсервис» в виде штрафа в размере 4 000 рублей, и 40 000 рублей соответственно. Постановления № и № от ДД.ММ.ГГГГ были направлены директору МУП «Жилсервис» Бубнов В.А. почтой ДД.ММ.ГГГГ года. С постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ директор МУП «Жилсервис» Бубнов В.А. не согласен, просит отменить данное постановление на основании того, что, в соответствии со ст.24.5 ч.1 КоАП РФ, в его действиях отсутствует события административного правонарушения. МУП «Жилсервис», на основании ст.155 п.15 ЖК РФ, ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», является поставщиком жилищно-коммунальных услуг и иных услуг населению. На основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между МУП «Сосновский расчетно-кассовый центр» и МУП «Жилсервис», МУП «Сосновский расчетно-кассовый центр» принимает денежные средства от платежных агентов (ОАО СБ РФ и Почта России и др.), поступившие за оплату жилищно-коммунальных услуг населением. Денежные средства, полученные МУП «Сосновский расчетно-кассовый центр» от платежных агентов, перечисляются поставщику жилищно-коммунальных услуг МУП «Жилсервис» за минусом вознаграждения за оказанные услуги на основании договора №№ от ДД.ММ.ГГГГ года. На основании ст.4 п.18 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», поставщик, в данном случае МУП «Жилсервис», при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик МУП «Жилсервис» не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами. Таким образом, на момент проведения проверки МУП «Жилсервис» на основании Поручения № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданного заместителем начальника МРИ ФНС РФ № по <адрес> Спорышевой Н.И., о проведении проверки за соблюдением платежными агентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей осуществляющего деятельность, в соответствии с ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», специальный банковский счет предназначенный для расчета с физическими лицами у МУП «Жилсервис» отсутствовал. Денежные средства, полученные МУП «Сосновский РКЦ» от платежных агентов за услуги ЖКХ от физических лиц, перечислялись МУП «Сосновский РКЦ» на расчетный счет МУП «Жилсервис». При вынесении Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности директора МУП «Жилсервис» Бубнов В.А. по ст.15.1 ч.2 КоАП РФ должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение административного материала учитывает, смягчающие и отягчающие обстоятельства по административному делу и налагает минимальную санкцию суммы штрафа по данной статье КоАП РФ. Таким образом, Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении директора МУП «Жилсервис» Бубнов В.А. к административной ответственности по ст.15.1 ч.2 КоАП РФ в размере 4 000 рублей является правомерным.

Государственный налоговый инспектор отдела выездных проверок № МРИ ФНС РФ № по <адрес> Зайцев А.В., как лицо, составившее протокол об административном правонарушении, в судебном заседании с доводами, изложенными в жалобе Бубнов В.А., также не согласился, поддержав позицию, изложенную представителем МРИ ФНС РФ № по <адрес> Ундалова Н.В., а также указав следующее. ДД.ММ.ГГГГ им, на основании Поручения № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданного заместителем начальника МРИ ФНС РФ № по <адрес> Спорышевой Н.И., была проведена проверка МУП «Жилсервис» на предмет использования специального банковского счета агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами. В ходе проверки были выявлены, указанные выше нарушения. Доказательствами совершения данных нарушений являются акт № от ДД.ММ.ГГГГ года, выписка по счету МУП «Жилсервис» №40702810742360101205, копия договора № от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного между МУП «Жилсервис» и МУП «Сосновский РКЦ». На основании указанных данных он пришел к выводу о том, что директор МУП «Жилсервис» совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.15.1 КоАП РФ.

Заслушав пояснения представителя МРИ ФНС РФ № по <адрес> Ундалова Н.В., действующей на основании доверенности, лицо, составившее протокол об административном правонарушении государственного налогового инспектора отдела выездных проверок № МРИ ФНС РФ № по <адрес> Зайцев А.В., исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии со ст.30.6 ч.3 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии со статьей 30.3 КоАП РФ, 1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

2. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Как следует из материалов дела, постановление должностного лица о привлечении Бубнов В.А. к административной ответственности по ст. 15.1 ч. 2 КоАП РФ было вынесено ДД.ММ.ГГГГ года, и получено привлекаемым лицом ДД.ММ.ГГГГ года, о чем имеется копия почтового конверта (л.д. 8). Жалоба на указанное постановление была подана привлекаемым лицом Бубнов В.А. ДД.ММ.ГГГГ года, о чем имеется отметка на почтовом конверте (л.д. 9). Таким образом, суд считает, что срок на обжалование постановления Бубнов В.А. не пропущен.

В силу ч. 2 ст.26.2 КоАП РФ, доказательства устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно ст.26.11 КоАП РФ, судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Нормой ч. 2 ст.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года №103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.

Согласно статье 2 Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемых платежными агентами" от 03.06.2009 N 103:

Поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации;

Платежный агент - это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельности по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.

Платежный субагент - платежный агент - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным Кодексом РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Согласно положениям ч.14 ст.4 Федерального закона от 27.06.2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" деятельность по приему платежей физических лиц, осуществляется платежными агентами. Платежный агент обязан, в том числе, при приеме платежей использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.

Со дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 162-ФЗ прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в части 14 статьи 4 (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 162-ФЗ), а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 данного документа (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 162-ФЗ), не допускаются. Действие положений части 14 статьи 4 (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 162-ФЗ) распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (пункты 8 и 9 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 162-ФЗ).

Пунктом 18 статьи 4 Федерального закона №103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" установлено, что Поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.

В соответствии с информационным письмом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ №АС-4-2/6601@ "Об использовании специальных банковских счетов", изложена позиция ФНС России по вопросу привлечения к административной ответственности платежного агента, банковского платежного агента (субагента) и поставщика за нарушение требований об использовании специальных банковских счетов, предусмотренной частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Федеральными законами от ДД.ММ.ГГГГ №161-ФЗ "О национальной платежной системе" и № 162-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе" установлена обязанность банковских платежных агентов (субагентов), осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ, а также платежных агентов и поставщиков, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", использовать специальный банковский счет.

Специальный банковский счет должен использоваться платежными агентами, банковскими платежными агентами (субагентами) для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств и осуществления расчетов, поставщиком - для зачисления денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента, и списания денежных средств на банковские счета.

Законодатель связывает использование специального банковского счета для платежных агентов и поставщиков только при условии осуществления деятельности по приему платежей физических лиц в соответствии с Федеральным законом №103-ФЗ, а для банковских платежных агентов (субагентов) - при осуществлении деятельности в соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ.

Нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом № 103-ФЗ, банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ, обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов влекут в соответствии с частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, и на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

Как видно из материалов дела, налоговым органом, на основании Поручения № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданного заместителем начальника МРИ ФНС РФ № по <адрес> Спорышевой Н.И., о проведении проверки за соблюдением платежными агентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей осуществляющего деятельность в соответствии с ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», была проведена проверка в отношении МУП «Жилсервис».

В ходе проведения ДД.ММ.ГГГГ проверки общества, расположенного по адресу: 606185, <адрес>, было установлено, что общество осуществляет деятельность по предоставлению услуг жилищно-коммунального хозяйства (далее ЖКХ), жильцам обслуживаемого фонда, по содержанию общего имущества, теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению, являясь для жильцов обслуживаемого фонда поставщиком услуг ЖКХ.

МУП «Жилсервис» зарегистрировано в качестве юридического лица в МРИ ФНС РФ № по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ года; поставлен на учет МРИ ФНС РФ № по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ года. Вид деятельности - управление и эксплуатация жилого фонда.

Поэтому суд считает, что МУП «Жилсервис» по смыслу Федерального закона № 103-ФЗ, является Поставщиком услуг ЖКХ.

При этом, МУП «Жилсервис», при осуществлении деятельности в качестве поставщика, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", получало денежные средства, принятые от физических лиц платежным агентом – МУП «Сосновский РКЦ» в качестве платежей за оказанные услуги ЖКХ, на банковский счет №40702810742360101205, не являющийся специальным банковским счетом, то есть, без использования специального банковского счета поставщика.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", с целью приема платежей за оказанные услуги населению между МУП «Жилсервис» и МУП «Сосновский РКЦ» заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которому, МУП «Сосновский РКЦ» осуществляет ведение лицевых счетов граждан, оформление единых квитанций, а также прием денежных средств населения, поступивших в безналичном порядке в пользу МУП «Жилсервис», то есть, является оператором по приему платежей (платежным агентом, субагентом) в смысле ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

В результате анализа представленного к проверке договора № от ДД.ММ.ГГГГ установлено: сторонами по договору являются МУП «Сосновский РКЦ» и МУП «Жилсервис». Предметом договора, в соответствии с п.1.1, является обязанность МУП «Сосновский РКЦ» за вознаграждение совершать юридические и иные действия, направленные на обеспечение информационного технологического взаимодействия между плательщиками и МУП «Жилсервис» при приеме коммунальных платежей в пользу МУП «Жилсервис». Из п.2.1.5 договора следует, что МУП «Сосновский РКЦ» обязано ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за расчетным, предоставлять МУП «Жилсервис» отчет о суммах, начисленных потребителям и полученных с потребителей в оплату услуг, оказываемых МУП «Жилсервис». В соответствии с п.4.1 договора, вознаграждение, выплачиваемое МУП «Жилсервис» за оказанные услуги МУП «Сосновский РКЦ» состоит из 2% от сумм, фактически оплаченных потребителями по тарифам за оказанные услуги, в счет компенсации комиссионных сборов, выплаченных «Центром» Банку РФ и ФГУП «Почта России» за обслуживание финансовых операций, а также 3% от сумм, начисленных (до момента предоставления льгот) потребителям по тарифам, утвержденным <адрес>, в том числе, НДС 18% вознаграждение «Центра» за оказанные услуги по договору.

Как было указано выше деятельность по приему платежей физических лиц, осуществляется платежными агентами. Платежный агент обязан, в том числе, при приеме платежей использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.

При проверке МУП «Жилсервис», проведенной ДД.ММ.ГГГГ года, выявлены нарушения требований п.18 ст.4 №103-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", выразившееся в осуществлении деятельности по приему платежей от физических лиц, принятых от МУП «Сосновский РКЦ» в качестве платежей за ЖКУ плательщиками (физическими лицами), без использования специального банковского счета.

Так, в ходе проверки установлено, что для осуществления расчетов с поставщиками и платежными субагентами МУП «Сосновское РКЦ» имеет открытый специальный счет №40821810042360001012, в то время, как МУП «Жилсервис» не имеет открытых специальных банковских счетов в банках для осуществления расчетов с оператором по приему платежей (платежным агентом). Однако, согласно выписки со счета №40702810742360101205, МУП «Жилсервис» ДД.ММ.ГГГГ получило на свой расчетный счет 50 000 рублей за оказанные населению услуги ЖКХ от МУП «Сосновский РКЦ». Денежные средства за, оказанные поставщиком, услуги ЖКХ МУП «Жилсервис» были переведены со специального счета МУП «Сосновский РКЦ», на расчетный счет МУП «Жилсервис» № не являющимся специальным.

Согласно выписке по операциям на счете организации МУП «Жилсервис» регулярно получало от МУП «Сосновский РКЦ» денежные средства в счет оплаты по договору № от ДД.ММ.ГГГГ года.

Так, согласно указанной выписке, МУП «Жилсервис» ДД.ММ.ГГГГ получило на свой расчетный счет 50 000 рублей. Денежные средства за оказанные поставщиком услуги ЖКХ МУП «Жилсервис» были переведены со специального счета МУП «Сосновский РКЦ» на расчетный счет МУП «Жилсервис» №40702810742360101205, не являющийся специальным.

Налоговая инспекция приняла постановление от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении директора МУП «Жилсервис» Бубнов В.А. к административной ответственности по статье 15.1 ч.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которым ему назначено наказание в виде штрафа в размере 4 000 рублей.

Виновность Бубнов В.А. в совершении вышеуказанного административного правонарушения подтверждена исследованными судом доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает: протоколом № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; актом МРИ ФНС РФ № по <адрес> за 0010 от ДД.ММ.ГГГГ года; поручением № МРИ ФНС РФ № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года; договором о приеме платежей № от ДД.ММ.ГГГГ года.

Доказательств, свидетельствующих о принятии Бубнов В.А., как должностным лицом, необходимых и достаточных мер по исполнению публично-правовых обязательств по открытию специального банковского счета, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, заявителем не представлено.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что и.о. начальника МРИ ФНС России № по <адрес>, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Спорышевой Н.И. правомерно признала Бубнов В.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.1 КоАП РФ.

При назначении наказания должностное лицо, уполномоченное рассматривать данный административный материал, учел, что директор МУП «Жилсервис» Бубнов В.А. впервые совершил административное правонарушение, что относится к смягчающим административную ответственность обстоятельствам. Отягчающих административную ответственность обстоятельств по делу не установлено. Административное наказание в виде штрафа назначено в соответствии с требованиями ст., ст. 3.1, 3.8, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч.2 ст.15.1 КоАП РФ. Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.

Доводы Бубнов В.А. о том, что фактически, ни МУП «Сосновский РКЦ», ни МУП «Жилсервис» не являются субъектами отношений, которые регулирует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», а также о том, что МУП «Сосновский РКЦ» и МУП «Жилсервис» не осуществляют прием наличных денежных средств от населения, а, соответственно, эти организации не подпадают под действие закона о платежных агентах, а значит и отсутствует событие административного правонарушения, указанного в постановление о назначении административного наказания за № от ДД.ММ.ГГГГ года, по мнению суда, являются несостоятельными, поскольку из существа договора за № от ДД.ММ.ГГГГ установлена обязанность МУП «Сосновский РКЦ» за вознаграждение совершать юридические и иные действия, направленные на обеспечение информационного технологического взаимодействия между плательщиком и МУП «Жилсервис» при приеме коммунальных платежей в пользу МУП «Жилсервис», перечислять на расчетный счет МУП «Жилсервис» все суммы принятых платежей для данного МУП, представлять МУП «Жилсервис» отчет о суммах, начисленных потребителям и полученных с потребителей в оплату услуг, оказываемых МУП «Жилсервис».

Кроме того, суд считает, что доводы апелляционной жалобы, о том, что действие Федерального закона N 103-ФЗ от ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", которым вменяется в обязанность платежным агентам и поставщикам использовать специальный банковский счет при приеме платежей за жилищно-коммунальные услуги, не применяются к отношениям сторон МУП «Сосновский РКЦ» и МУП «Жилсервис», связанным с деятельностью по проведению расчетов в безналичном порядке, т.к. кредитная организация ОАО Сбербанк России, принимая наличные платежи от физических лиц, фактически выполняет операции по приему денежных средств, в целях осуществления их безналичного перевода получателю, являются ошибочными и свидетельствуют о неправильном толковании норм материального права.

В соответствии с частью 21 статьи 4 Федерального закона N 103-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", кредитные организации не вправе выступать операторами по приему платежей или платежными субагентами, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации МУП «Сосновский РКЦ» - является платежным агентом, у которого в ОАО «Сбербанк России» открыт специальный банковский счет, для получения наличных платежей от граждан, а МУП «Жилсервис» выполняет функции поставщика услуг, в связи с чем, полученные МУП «Сосновский РКЦ» в качестве платежного агента денежные средства, должны переводиться на специальный банковский счет поставщика услуг ЖКХ, т.е. МУП «Жилсервис».

Кроме того, к сфере регулирования комментируемого Закона не относятся платежи, осуществляемые в безналичном порядке (п. 4 ч. 2 ст. 1 Закона N 103-ФЗ). Согласно ст. 862 ГК РФ к числу таких форм относятся расчеты:

- платежными поручениями;

- по аккредитиву;

- чеками;

- расчеты с использованием пластиковых карт;

- расчеты по инкассо;

- расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Суд, считает, что привлекаемым лицом, было неверно истолковано применение п. 4 ч. 2 ст. 1 Закона N 103-ФЗ, к отношениям сторон с участием ОАО «Сбербанка России».

Остальные доводы жалобы направлены на иную, субъективную оценку обстоятельств происшедшего и представленных доказательств.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть данное дело, судом не установлено.

В соответствии с п.п. ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

При изложенных выше обстоятельствах, постановление и.о. начальника МРИ ФНС России № по <адрес>, советника государственной гражданской службы РФ 2 класса Спорышевой Н.И. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Бубнов В.А. к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.15.1 КоАП РФ, является законным и обоснованным, отмене и изменению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление и.о. начальника МРИ ФНС России № по <адрес>, советника государственной гражданской службы РФ 2 класса Спорышевой Н.И. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица Бубнов В.А. к административной ответственности по ч.2 ст.15.1 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу Бубнов В.А. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Павловский городской суд <адрес> в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: Шкин А.В.