Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 12-6/2017
10 января 2017 года, в г. Усть-Куте,
Судья Усть-Кутского городского суда Иркутской области Ещенко А.Н.,
с участием должностного лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении, - первого заместителя мэра УКМО, председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности администрации Усть-Кутского муниципального образования Барса М.А.,
рассмотрев жалобу заместителя начальника Главного управления - начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Иркутской области П. на постановление мирового судьи судебного участка № 61 по г. Усть-Куту Иркутской области от 17 ноября 2016 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении должностного лица, - первого заместителя мэра УКМО, председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности администрации Усть-Кутского муниципального образования Барса М.А..
Выслушав объяснения Барса М.А., исследовав материалы дела об административном правонарушении,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 61 по г. Усть-Куту Иркутской области от 17 февраля 2016 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении должностного лица, - первого заместителя мэра Усть-Кутского муниципального образования, председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности администрации Усть-Кутского муниципального образования Барса М.А.
Не согласившись с постановлением мирового судьи судебного участка № 61 по г. Усть-Куту Иркутской области от 17 ноября 2016 года, заместитель начальника Главного управления – начальник управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Иркутской области П. обжаловал данное постановление в Усть-Кутский городской суд, указывая в жалобе, что постановление вынесено необоснованно и подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение по следующим основаниям:
Барс М.А., являясь председателем комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Усть-Кутского района (далее КЧС и ПБ), не выполняет возложенные законодательством РФ на КЧС и ПБ обязанности.
Так, в нарушение п. 9, 28 Положения о единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 года № 794 (далее Положение об РСЧС) КЧС и ПБ Усть-Кутского района
- не организована работа по ликвидации чрезвычайной ситуации и всестороннее обеспечение действий сил и средств единой системы, а также привлечению в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайной ситуации (по итогам заседаний комиссий обсуждаются вопросы профилактических мероприятий, устанавливается ряд запретов), в свою очередь перечень проводимых мероприятий, направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации, а также вопросы по ее ликвидации, достаточности сил и средств, направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации, на заседаниях комиссии не обсуждаются;
- не осуществляется координация деятельности органов управления и сил единой системы (в ходе заседаний комиссии не обсуждаются вопросы о проблемных очагах пожаров, которые только указываются в информации представителя территориального отдела министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству, не рассматриваются вопросы о возможности и необходимости привлечения дополнительных сил и средств УКМО на тушение лесных пожаров);
- не обеспечена согласованность действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Иркутской области, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности (согласно информации, отраженной в решениях отсутствует согласованность действий между администрацией Усть-Кутского муниципального района и территориальным отделом министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству, а также с организациями-арендаторами лесного фонда);
- не рассматриваются вопросы об организации оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях (ни в одном из проанализированных решений нет сведений о том, как организовано оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях).
Указанные обязанности должны выполняться с 20 часов 17 сентября 2016 года, после введения постановлением администрации УКМО от 17 сентября 2016 года № 692-п режима функционирования «чрезвычайная ситуация» на территории УКМО до полной ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, обусловленной возникновением лесных пожаров и сильной задымленности. Однако, по мнению заявителя жалобы, таковые действия не были выполнены КЧС и ОПБ, бездействие председателя КЧС и ОПБ и ненадлежащее исполнение его функциональных обязанностей, по состоянию на 27 сентября 2016 года, фактически не привели к ликвидации чрезвычайной ситуации, к улучшению прогноза по ликвидации чрезвычайной ситуации, сложившейся на территории Усть-Кутского района.
По мнению П., в материалах дела достаточно доказательств наличия в действиях председателя КЧС и ОПБ Барса М.А. события и состава вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, и оснований для прекращения производства по делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ у мирового судьи 61 судебного участка по г. Усть-Куту не имелось.
Просит постановление мирового судьи судебного участка № 61 по г. Усть-Куту Иркутской области от 17 ноября 2016 года отменить, дело возвратить на новое рассмотрение.
Извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, начальник управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Иркутской области П. в судебное заседание не явился, ходатайства об отложении рассмотрения жалобы не заявил. Неявка должностного лица в судебное заседание не препятствует рассмотрению жалобы и не является основанием для отложения судебного разбирательства.
Должностное лицо, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении, - первый заместитель мэра УКМО, председатель комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности администрации Усть-Кутского муниципального образования Барс М.А. просил жалобу оставить без удовлетворения, а обжалуемое постановление без изменений, поскольку он как до введения чрезвычайной ситуации, так и во время действия чрезвычайной ситуации с 17 сентября по 3 октября 2016 года выполнял предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территории Усть-Кутского муниципального образования от лесных пожаров, и принял все зависящие от него меры по их тушению, представил суду выписку из плана тушения лесных пожаров на территории территориального отдела АЛХ Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству на период пожароопасного сезона 2016 года, а также ответ заместителя министра лесного комплекса Иркутской области С. от 25 ноября 2016 года на его обращение об анализе причин возникновения лесных пожаров на территории Усть-Кутского района в 2016 году, принятых мерах по их ликвидации, а также о реализации предложений по изменению системы работы Усть-Кутского лесничества в пожароопасные периоды года.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Часть 1 статьи 20.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
В отношении Барса М.А., как должностного лица, отвечающего за выполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.
Из содержания протокола следует, что в связи с ухудшением лесопожарной обстановки на территории УКМО в связи с возобновлением горения ранее ликвидированных пожаров с 20 часов 17 сентября 2016 года по постановлению администрации Усть-Кутского муниципального образования № 692-п введен режим «чрезвычайная ситуация» на территории Усть-Кутского муниципального образования для муниципального звена территориальный подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В указанном постановлении № 692-п указан ряд мероприятий, которые необходимо провести с целью недопущения ухудшения сложившейся обстановки с лесными пожарами, а также максимально быстрой ликвидации лесных пожаров.
Контроль за исполнением постановления № 692-п возложен на первого заместителя мэра Усть-Кутского муниципального образования Барса М.А., который в установленном порядке назначен председателем Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее КЧС и ОПБ). В связи с ухудшением пожарной обстановки в г. Усть-Куте в сентябре 2016 года КЧС и ОПБ во главе с ФИО1 проводила неоднократные заседания по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации УКМО. Из протоколов заседаний Комиссии следует, что КЧС и ПБ Усть-Кутского района не выполняет все возложенные законодательством РФ на нее задачи и функции, в частности
- не организована работа по ликвидации чрезвычайной ситуации и всестороннее обеспечение действий сил и средств единой системы, а также привлечению в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайной ситуации (по итогам заседаний комиссий обсуждаются вопросы профилактических мероприятий, устанавливается ряд запретов), в свою очередь перечень проводимых мероприятий, направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации, а также вопросы по ее ликвидации, достаточности сил и средств, направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации, на заседаниях комиссии не обсуждаются;
- не осуществляется координация деятельности органов управления и сил единой системы (в ходе заседаний комиссии не обсуждаются вопросы о проблемных очагах пожаров, которые только указываются в информации представителя территориального отдела министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству, не рассматриваются вопросы о возможности и необходимости привлечения дополнительных сил и средств УКМО на тушение лесных пожаров);
- не обеспечена согласованность действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Иркутской области, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности (согласно информации, отраженной в решениях отсутствует согласованность действий между администрацией Усть-Кутского муниципального района и территориальным отделом министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству, а также с организациями-арендаторами лесного фонда);
- не рассматриваются вопросы об организации оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях (ни в одном из проанализированных решений нет сведений о том, как организовано оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях).
Принятые решения по результатам заседания Комиссии от 17 сентября 2016 года, от 24 сентября 2016 года, от 25 сентября 2016 года фактически относились к повседневной деятельности территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в свою очередь вопросы достаточности сил и средств на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, обусловленных лесными пожарами и сильной задымленности по Усть-Кутскому району, не рассматривались.
По состоянию на 17 часов 27 сентября 2016 года действия органов управления сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального уровня не привели к улучшению ситуации на территории Усть-Кутского района. В связи с этим должностное лицо, составившее протокол, приходит к выводу, что ФИО1 не выполнены предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера, за что частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Из содержания протокола не понятно, что явилось поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении первого заместителя мэра Усть-Кутского муниципального образования Барса М.А..
Как следует из материалов дела, 29 сентября 2016 года заместителем начальника Главного управления - начальником управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС Росси по Иркутской области П. без проведения проверки и административного расследования был составлен протокол №2-18-5 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ в отношении должностного лица, - первого заместителя мэра Усть-Кутского муниципального образования, - председателя комиссии по предупреждению и обеспечению пожарной безопасности администрации Усть-Кутского муниципального образования Барса М.А., из которого следует, что указанное должностное лицо Барс М.А. 27 сентября 2016 года, в помещении администрации Усть-Кутского муниципального образования, расположенном в г. Усть-Кут по адресу ул. Халтурина 52, не выполнил предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера (на территории Усть-Кутского района), перечень которых изложен в протоколе.
В обоснование составленного протокола об административном правонарушении от 29 сентября 2016 года №2-18-5 приложены:
копия постановления администрации Усть-Кутского муниципального образования от 15 октября 2015 года №1039-п, которым утверждено Положение о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
копия постановления администрации Усть-Кутского муниципального образования от 17 сентября 2016 года №692-п «О введении режима «Чрезвычайная ситуация» на территории Усть-Кутского муниципального образования», копия постановления администрации Усть-Кутского муниципального образования от 25 сентября 2016 года №708-п «О внесении изменений в постановление администрации Усть-Кутского муниципального образования от 17 сентября 2016 года №692-п «О введении режима «Чрезвычайная ситуация» на территории Усть-Кутского муниципального образования»;
протоколы заседаний комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Усть-Кутского муниципального образования: №18, - от 17 сентября 2016 года, №19, - от 24 сентября 2016 года, №20, - от 25 сентября 2016 года, №21, - от 26 сентября 2016 года;
информация управления образования УКМО от 27 сентября 2016 года №1478;
информация Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области по вопросам соблюдения санитарно-эпидемиологических требований от 26 сентября 2016 года №16-11-1242;
функциональные обязанности председателя КЧС и ОПБ, утвержденные мэром УКМО 7 октября 2012 года;
постановление администрации УКМО от 5 июня 2016 года №415;
справка о зарегистрированных лесных пожарах на территории Усть-Кутского района Иркутской области в период с 8 сентября 2016 года по 27 сентября 2016 года.
При рассмотрении дела об административном правонарушении лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Барс М.А., кроме представленных в дело протоколов заседаний комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Усть-Кутского муниципального образования: №18, - от 17 сентября 2016 года, №19, - от 24 сентября 2016 года, №20, - от 25 сентября 2016 года, №21, - от 26 сентября 2016 года,
представил также и протоколы заседания этой комиссии: №17 от 11 сентября 2016 года, №22 от 27 сентября 2016 года (время проведения 10 часов), №23 от 27 сентября 2016 года (время проведения 19 часов), №24 от 28 сентября 2016 года (время проведения 10 часов), №25 от 28 сентября 2016 года, а также протоколы заседания оперативного штаба комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности администрации УКМО под руководством первого заместителя мэра УКМО Барса М.А.: №5, - от 29 сентября 2016 года, №6 от 30 сентября 2016 года, №26 от 3 октября 2016 года (л.д. 42-43, л.д. 52-65).
Кроме этого в качестве доказательств отсутствия события административного правонарушения Барс М.А. представил в судебном заседании у мирового судьи свои письменные обращения со сводками о лесных пожарах:
в адрес прокурора г. Усть-Кута о принятии мер прокурорского реагирования в отношении должностных лиц территориального отдела агентства лесного хозяйства по Усть-Кутскому лесничеству от 16 июня 2016 года (л.д. 66-74), от 20 июня 2016 года (л.д. 75-76);
в адрес председателя Думы Усть-Кутского муниципального образования от 1 июля 2016 года о направлении в адрес прокуратуры г. Усть-Кута, МО МВД России «Усть-Кутский», территориальный отдел министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству, отдела надзорной деятельности по г. Усть-Куту и Усть-Кутскому району, Ростехнадзора депутатского запроса о предоставлении информации для проведения анализа правовой работы этих ведомств по предотвращению лесных пожаров и борьбы с ними (л.д. 81-85);
информацию от 4 июля 2016 года по осуществлению контроля за исполнением распоряжения администрации УКМО о введении режима «повышенная готовность», направленную в адрес старшего межведомственной оперативной группы ГУ МЧС России по Иркутской области (л.д. 86-87);
обращение заместителя мэра УКМО Д. к генеральному директору ООО «Байкаллес» о выделении специализированной техники для тушения лесных пожаров от 21 июня 2016 года (л.д. 77);
ответы руководителей предприятий, - арендаторов лесных участков в Усть-Кутском районе на обращения первого заместителя мэра УКМО Барса М.А. о привлечении сил и средств для тушения лесных пожаров:
ООО «Янтальлес» от 28 июня 2016 года №64 (л.д. 79-80);
ООО «Иркутская нефтяная компания» от 29 июня 2016 года №1350;
ответы прокурора г. Усть-Кута на обращения первого заместителя мэра г. Усть-Кута Барса М.А.:
о принятии мер прокурорского реагирования в отношении должностных лиц территориального отдела Министерства лесного комплекса Иркутской области от 19 июля 2016 года по результатам проверки деятельности ТО МЛК Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству(л.д. 89);
о принятии мер прокурорского реагирования в отношении сотрудников территориального отдела Министерства лесного комплекса Иркутской области по факту захламления территории лесного фонда в районе п. Янталь от 20 июля 2016 года (л.д. 90);
о принятии мер прокурорского реагирования по поводу нахождения граждан и транспортных средств на территории участков лесного фонда вблизи Янтальского муниципального образования в период действия ограничения нахождения в лесах в отношении территориального отдела Министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству от 4 августа 2016 года (л.д. 91);
об отсутствии правовых оснований привлечения к ответственности организаций, не выделяющих сил и средств, необходимых для тушения лесных пожаров в режиме «Чрезвычайная ситуация» от 4 августа 2016 года (л.д. 92-93);
ответы министра лесного комплекса Иркутской области Ш. на обращения ИО мэра УКМО Барса М.А. от 5 сентября 2016 года, от 18 июля 2016 года, от 22 июня 2016 года по поводу служебной проверки в отношении начальника территориального отдела Министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству К., о правилах нахождения на борту воздушного судна служебных пассажиров при облетах территорий лесных пожаров (л.д. 94-96).
Кроме этого Барс М.А. представил в качестве доказательств свое письмо от 19 сентября 2016 года «О принятии мер по тушению лесных пожаров», направленное руководителям предприятий, организаций всех форм собственности, расположенных на территории Усть-Кутского муниципального образования, в котором сообщалось о проведении совместного совещания 19 сентября 2016 года, в 15 часов, в малом зале администрации, по вопросу принятия дополнительных мер по тушению лесных пожаров (л.д. 101), постановление мэра УКМО №723-п от 3 октября 2016 года об отмене режима «Чрезвычайная ситуация» на территории Усть-Кутского муниципального образования (л.д. 100), эфирную справку муниципального предприятия «Телерадиокомпания «Диалог» о представлении первым заместителем мура УКМО ФИО1 оперативной информации о проводимых мероприятиях во время действия чрезвычайной ситуации в связи с лесными пожарами на территории Усть-Кутского района в сюжетах информационных программ, в выпусках программ «Актуальное интервью» на телеканале «Диалог», в эфире «Радио «Лена ФМ», а также о публикациях в газете «Диалог ТВ» материалов «Жаркая осень на холодном Севере» в №39 от 30 сентября 2016 года, «Лесные пожары. Хроника ликвидации катастрофы» в №40 от 7 октября 2016 года (л.д. 128).
Из протокола рассмотрения дела об административном правонарушении от 17 ноября 2016 года мировым судьей 61 судебного участка видно, что лицо, в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении, - Барс М.А. дал подробные объяснения по обстоятельствам введения чрезвычайной ситуации в Усть-Кутском районе в связи с лесными пожарами и своих действиях во время чрезвычайной ситуации на территории в Усть-Кутского района с 17 сентября 2016 года до её отмены, и доводы об отсутствии события административного правонарушения подтвердил письменными доказательствами.
Доводы Барса М.А. в его объяснениях подтверждаются материалами дела об административном правонарушении.
Из анализа содержания протоколов заседаний комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Усть-Кутского муниципального образования видно, что в режиме чрезвычайной ситуации согласно п.28 «в» Положения "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 №794 этот муниципальный координационный орган приступил к осуществлению своих задач со дня введения чрезвычайной ситуации на территории Усть-Кутского муниципального образования.
Так, из протокола №18 заседания комиссии от 17 сентября 2016 года следует, что в его заседании приняли участие все руководители администраций муниципальных образований Усть-Кутского района, представители территориального отдела Министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству, прокурор г. Усть-Кута, заместитель начальника МО МВД России «Усть-Кутский», начальник территориального отдела по г. Усть-Куту и Усть-Кутскому району Управления Роспотребнадзора по Иркутской области, начальник ФГУ 30-ПЧ «8 ОФПС» по Иркутской области.
На этом заседании были приняты решения по запрету посещения гражданами лесов, разведению костров и выжигания сухой растительности и хвороста на всей территории Усть-Кутского района, по организации круглосуточного дежурства на всех уровнях муниципальных органов самоуправления, по подготовке для возможного использования в тушении пожаров имеющуюся пожарную, водовозную и землеройную технику, о проведении разъяснительной работы с гражданами о мерах пожарной безопасности и действиях при пожаре, проведении сходов граждан (при необходимости).
Согласно п.7 решения комиссии от 17 сентября 2016 года руководителям организаций, - арендаторам лесного фонда предложено обеспечить направление необходимых сил и средств на тушение лесных пожаров в соответствии с требованиями Территориального отдела Министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству, ввести дежурство должностных лиц из числа руководящего состава, осуществлять непрерывный контроль за состоянием лесопожарной обстановки, прогнозирования её развития, обеспечить непрерывный сбор, анализ и обмен информацией о лесопожарной обстановке, ходе тушения лесных пожаров, осуществлении непрерывного взаимодействия с Администрацией Усть-Кутского муниципального образования, Территориальным отделом Министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству, другими организациями, задействованными в Планах тушения лесных пожаров.
Территориальному отделу Министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству предложено обеспечить выполнение комплекса мероприятий и их полноту в соответствии с установленным режимом функционирования «Чрезвычайная ситуация», и поручено взять на особый контроль работу постов по запрещению доступа населения и автотранспорта в лесную зону, к местам пожаров и прилегающие к ним территории, провести работу по привлечению дополнительных сил и средств организаций, - арендаторов лесных участков к тушению лесных пожаров, ежедневно предоставлять сведения в МКУ «ЕДДС» УКМО о достаточности сил и средств, задействованных в ликвидации лесных пожаров (пункт 8.1-8.4 решения Комиссии).
Согласно п. 10.1-10.2 решения комиссии от 17 сентября 2016 года отделу надзорной деятельности МЧС России по Усть-Кутскому и Нижнеилимскому районам предложено обеспечить выполнение комплекса мероприятий и их полноту в соответствии с установленным режимом функционирования «Чрезвычайная ситуация», применять все предусмотренные действующим законодательством меры к руководителям предприятий и организаций независимо от форм собственности, а также к физическим лицам, не выполняющих требования противопожарных норм и правил, используя в полном объеме предоставленные отделу надзорной деятельности права.
В этом же решении содержится указание ФГУ ПЧ-30 «8 ОФПС Иркутской области» об обеспечении выполнения комплекса мероприятий и их полноте в соответствии с установленным режимом функционирования «Чрезвычайная ситуация», готовности подчиненных сил и средств для защиты населенных пунктов в случае перехода на них лесных пожаров (пункт 11).
Территориальному отделу по г. Усть-Куту и Усть-Кутскому району Управления Роспотребнадзора по Иркутской области предложено ежедневно проводить замеры содержания ПДК вредных веществ в воздухе в г. Усть-Куте и предоставлять сведения в МКУ «ЕДДС» УКМО (пункт 12).
В этом же решении Территориальному отделу Министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству, отделу надзорной деятельности МЧС России по Усть-Кутскому и Нижнеилимскому районам предложено через местные средства массовой информации оперативно доводить до населения информацию о складывающейся противопожарной обстановке (пункт 13).
В протоколе заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации УКМО №19 от 24 сентября 2016 года содержатся решения по вопросам непрерывного контроля за состоянием окружающей среды, мониторинг и прогнозирование развития возникших лесных пожаров (пункты 2, 4, 5), проведению мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (п.3), информирования населения о пожарной ситуации в лесах на территории Усть-Кутского района (п.6).
25 сентября 2016 года комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации УКМО приняла решения о приостановлении до отмены режима чрезвычайная ситуация лесозаготовительной деятельности организаций всех форм собственности в лесах, в том числе связанную с вывозом ранее заготовленной древесины, а также древесных отходов, о запрете любых посещений гражданами лесов на территории Усть-Кутского муниципального образования, не связанных с выполнением работ по обеспечению пожарной безопасности (пункты 1, 2), а также решения, связанные с координацией действий органов местного самоуправления, Территориального отдела Министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству, Ленского линейного отдела полиции Восточно-Сибирского управления на транспорте МВД России, Усть-Кутского инспекторского участка ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области», Усть-Кутского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства Российской Федерации по рыболовству, ОГИБДД МО МВД России «Усть-Кутский» по организации стационарных постов на территории Усть-Кутского района, в том числе по акватории реки Лена, и на автомобильных дорогах (пункты 3, 4, 6, 7.1, 7.2 протокола №20 от 25 сентября 2016 года).
Из протокола заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации УКМО №21 от 26 сентября 2016 года видно, что в режиме чрезвычайной ситуации, связанной с лесными пожарами, производится непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне лесных пожаров, о ходе проведения работ по ликвидации лесных пожаров, осуществляется организация работ по ликвидации лесного пожара №60 в районе р. Микган, о подаче заявки в Авиалесохрану о выделении дополнительных сил на тушение незарегистрированных очагов пожара), обеспечение тушения лесных пожаров необходимыми силами и средствами (вводная часть протокола, пункты 2.3, 3, 4 протокола), организация проведения сходов граждан, подворовых обходов по разъяснению населению режима чрезвычайной ситуации, принятие мер по распространению наглядной агитации на противопожарную тематику (пункты 10.3, 11), принимаются решения по вопросам организации оповещения и информирования населения о складывающейся противопожарной обстановке и доведения такой информации до населения (пункты 5, 6, 7).
Осуществляется и дальнейшая координация деятельности органов управления и сил единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в режиме чрезвычайной ситуации по ликвидации лесных пожаров на территории УКМО и проведение мероприятий по защите населения и территории Усть-Кутского муниципального образования от лесных пожаров (пункты 4, 6, 7,8, 9).
О проведении мероприятий по защите населения и территории УКМО от лесных пожаров, непрерывном сборе, анализе информации об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации свидетельствуют данные о результатах контроля качества атмосферного воздуха, осуществляемого территориальным отделом по г. Усть-Куту и Усть-Кутскому району Управления Роспотребнадзора по Иркутской области с 14 сентября 2016 года, согласно которым было установлено превышение ПДК вредных веществ в атмосферном воздухе в районе г. Усть-Кута 16 сентября 2016 г., 22 сентября 2016 года в микрорайоне «Мостоотряд», 25 сентября 2016 года, - в микрорайоне «Старый Усть-Кут» и на улице Кирова (информация начальника территориального отдела по г. Усть-Куту и Усть-Кутскому району Управления Роспотребнадзора по Иркутской области от 26 сентября 2016 года, направленная в адрес мэра УКМО Т. и главы УКМО (гп) В.), в связи с чем с 27 по 30 сентября 2016 года был приостановлен учебный процесс во всех школах Усть-Кутского муниципального образования (л.д. 24-25).
Из представленных ФИО1 в судебное заседание протоколов №22, №23 от 27 сентября 2016 года следует, что в заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации УКМО наряду с членами комиссии принимали участие руководители предприятий различных форм собственности, - ОГУЭП «Облкомунэнерго», АО «Осетровский речной порт», ОАО «Аэропорт Усть-Кут», ООО «Усть-Кутский ЛДК», филиала АО «Иркутскнефтепродукт», ФКУ КП №20 ГУФСИН России по иркутской области, ООО «ТСЛК», ООО «Байкаллес».
На этих заседаниях комиссии анализировались организация работ по тушению лесных пожаров, причина задержки тушения лесного пожара №60, выполнению ранее принятых решений по организации непрерывного контроля за состоянием окружающей среды, мониторинга лесных пожаров, проведения мероприятий по защите населения и территории УКМО от лесных пожаров (вводные части протоколов), и принимались решения по организации работ по ликвидации лесных пожаров №60, 61, 62, а также о привлечении дополнительных сил и средств для ликвидации этих пожаров, в том числе из Республики Хакассия, Республики Бурятия, Иркутской авиабазы по авиационной охране лесов.
28 сентября 2016 года на двух заседаниях комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации УКМО наряду с членами комиссии принимали участие руководители предприятий различных форм собственности, - ООО ЛЗПК Лена-Лес», ООО «Леналес», ООО «Ирклеспром», ООО «Ленская лесная компания», ООО «Леналессервис», ЗАО «Велес», ООО ЛП «Ангара», ООО «Лес Сибири», ООО «ТСЛК», ООО «Байкаллес».
Проводил оба заседания начальник ГУ МЧС России по Иркутской области Н. при участии заместителя начальника ГУ МЧС России по Иркутской области – начальника управления надзорной деятельности П..
На этих заседаниях обсуждались вопросы выполнения решений комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации УКМО по протоколу №23 от 27 сентября 2016 года, и приняты решения по перевозке людей для ликвидации лесного пожара №60, о ликвидации пожара №62, принятии мер по локализации пожара №60.
На заседании комиссии 28 сентября 2016 года в 19 часов было принято решение о создании оперативного штаба при комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности УКМО, определены его задачи, персональный состав, а также рассмотрены вопросы обеспечения дизельным топливом и его доставки к местам тушения лесных пожаров.
На заседании оперативного штаба при комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций 29 сентября 2016 года приняты решения по реализации обеспечения дизельным топливом и его доставки к местам тушения лесных пожаров, в том числе и по финансированию этих мероприятий.
30 сентября 2016 года на заседании оперативного штаба при комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций принято решение о передислокации сил из города Братска для усиления группировки, задействованной на тушении лесных пожаров №64 и №66, обеспечении ГСМ бульдозеров, работающих на ликвидации пожара №62.
Из протокола заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 3 октября 2016 года следует, что режим «Чрезвычайная ситуация» для муниципального звена территориальной подсистемы Иркутской области Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций отменен с 11 часов местного времени 3 октября 2016 года.
Содержащиеся в этих документах сведения опровергают как данные протокола об административном правонарушении №2-18-5 от 29 сентября 2016 года, так и доводы жалобы о том, что Барс М.А. как первый заместитель и председатель комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности не выполнил предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации природного характера на территории Усть-Кутского района Иркутской области, а именно требования пунктов 9, п.п. «г» пункта 28 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года №794 и соответствующих этим нормам Положения «О комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности», утвержденного постановлениями администрации Усть-Кутского муниципального образования от 15 октября 2015 года №1039-п, от 8 июня 2016 года №415-п.
Напротив, данные этих документов свидетельствуют о выполнении ФИО1 в полной мере требований указанных норм в режиме чрезвычайной ситуации.
Указания в протоколе об административном правонарушении о том, что своевременное введение полного запрета на проведение работ в лесах Усть-Кутского муниципального образования позволило бы значительно снизить как количество вновь возникающих лесных пожаров, так и уровень задымленности на территории района, не основано на материалах дела и доказательств этому не представлено.
Между тем, согласно представленного ФИО1 ответа на его обращение в Министерство лесного комплекса Иркутской области по поводу причин возникновения лесных пожаров в 2016 года на территории Усть-Кутского района заместитель Министра С. указал, что с начала пожароопасного периода на территории Усть-Кутского лесничества было зарегистрировано 69 лесных пожаров, из которых 59 возникли из-за гроз, а 10 лесных пожаров возникли по вине местного населения, то есть ни один из всего количества зарегистрированных пожаров на территории Усть-Кутского лесничества не возник по причине хозяйственной деятельности лесозаготовительных предприятий.
Мировой судья при рассмотрении дела об административном правонарушении не установил наличие события административного правонарушения, указав при этом, что из представленных в суд материалов дела не усматривается, какие конкретно меры и когда именно такие меры должен был принять Барс М.А., и какое именно бездействие им было допущено, и в чем это бездействие конкретно выразилось.
При этом из объяснений Барса М.А., и представленных им в суд материалов видно, что он, как первый заместитель мэра Усть-Кутского муниципального образования, председатель комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности администрации Усть-Кутского муниципального образования совершал активные действия по осуществлению своих полномочий в режиме чрезвычайной ситуации, предусмотренных действующим законодательством, в том числе
по организации работы по ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению действий сил и средств единой системы, их привлечению к ликвидации возникших лесных пожаров;
осуществлению координации деятельности органов управления и сил единой системы тушения лесных пожаров, в том числе и о возможности и необходимости привлечения дополнительных сил и средств предприятий и организаций при отсутст- вии в муниципальном образовании достаточных сил? средств и специальной техники для тушения лесных пожаров, обеспечивая при этом согласованность действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Иркутской области, администрации УКМО при тушении лесных пожаров, о чем свидетельствует и предложение первого заместителя мэра УКМО Барса М.А. губернатору Иркутской области Л. о введении на территории Усть-Кутского района чрезвычайной ситуации, которое было одобрено губернатором, в связи с чем 17 сентября чрезвычайная ситуация была и введена на территории Усть-Кутского района до принятия аналогичного решения губернатором Иркутской области 18 сентября 2016 года;
по непрерывному контролю за состоянием окружающей среды, мониторингу и прогнозированию развития возникших лесных пожаров, а также и оценке социально-экономических последствий этих пожаров;
по оповещению руководителей органов исполнительной власти Иркутской области, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о противопожарной ситуации;
проведению мероприятий по защите населения и территории Усть-Кутского района от лесных пожаров;
поддержанию общественного порядка в ходе тушения лесных пожаров, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших лесных пожаров;
непрерывному сбору, анализу и обмену информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации лесных пожаров;
проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в условиях лесных пожаров.
Об этом же свидетельствуют и многочисленные обращения Барса М.А. в прокуратуру г. Усть-Кута, Думу Усть-Кутского муниципального образования, Министерство лесного комплекса Иркутской области, предприятия и организации, осуществляющих деятельность на территории Усть-Кутского муниципального образования по поводу борьбы с лесными пожарами, выделения сил и средств на тушение лесных пожаров, привлечения виновных лиц к ответственности за незаконное бездействие при тушении лесных пожаров, реформирования системы профилактики лесных пожаров и их ликвидации.
Представленная ФИО1 эфирная справка ТРК «Диалог», как и содержание протоколов заседаний комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, опровергают доводы жалобы о том, что не было организовано оповещение и информирование населения о чрезвычайной ситуации в Усть-Кутском районе в связи с лесными пожарами.
Такие действия были совершены ФИО1 как до введения чрезвычайной ситуации, так во время её действия. Об эффективности деятельности Барса М.А. во время чрезвычайной ситуации свидетельствует и то, что уже 3 октября 2016 года режим чрезвычайной ситуации на территории Усть-Кутского муниципального образования был отменен в связи с ликвидацией лесных пожаров.
Вопреки доводам жалобы мировой судья всесторонне, полно и объективно и выяснил обстоятельства данного дела, и разрешил его в соответствии с законом, исследовав как доказательства, представленные в обоснование составленного протокола, так и представленные лицом, в отношении которого было возбуждено производство по делу об административном правонарушении, и дал им правильную оценку.
При этом поданная жалоба каких-либо новых обстоятельств по данному делу не содержит, а все доводы жалобы направлены на переоценку доказательств.
Выводы мирового судьи при принятии решения о прекращении производства по делу за отсутствием события административного правонарушения соответствуют материалам дела и требованиям п.2 ч. 1, п. 1 ч.1.1 ст. 29.9, п.1 ч.1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, в том числе и норм ст. 26.11 КоАП РФ, что не позволило бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не имеется.
При таких обстоятельствах по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении согласно п.1 ч.1 ст. 30.7 Кодекса об административных правонарушениях выносится решение об оставлении обжалуемого постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья
решил:
постановление мирового судьи судебного участка №61 по г. Усть-Куту Иркутской области от 17 ноября 2016 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено на основании п.1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу заместителя начальника Главного управления – начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Иркутской области П., - без удовлетворения.
Решение и обжалуемое постановление вступают в законную силу с момента его провозглашения.
Законность и обоснованность принятого решения, постановления мирового судьи могут быть проверены согласно статей 30.12 – 30.14 КоАП РФ путем подачи жалобы в Иркутский областной суд.
Судья А.Н. Ещенко.