ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-139/2016 от 18.10.2016 Белебеевского городского суда (Республика Башкортостан)

Дело № 12-139/2016

РЕШЕНИЕ

город Белебей,

Республика Башкортостан 18 октября 2016 года

Судья Белебеевского городского суда Республики Башкортостан Харисов М.Ф., с участием представителя юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, ФИО1, должностного лица государственного органа Маас Н.А., представителя государственного органа ФИО2,

рассмотрев по жалобе ОАО «Белебеевский ордена «Знак почета» молочный комбинат» в порядке пересмотра постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан, начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ.10ю, в соответствии с которым ОАО «Белебеевский ордена «Знак почета» молочный комбинат» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), а также материалы дела об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Оспариваемым постановлением ОАО «Белебеевский ордена «Знак почета» молочный комбинат» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ (выборочная (внепроектная) отработка месторождений полезных ископаемых, приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья).

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ОАО «Белебеевский ордена «Знак почета» молочный комбинат» обжаловало его в районный суд. Жалоба мотивирована тем, что на момент проведения проверки ОАО «Белебеевский ордена «Знак почета» молочный комбинат» имело технический проект и необходимую проектную документацию на эксплуатируемый ими водозаборный участок, ссылка на которые содержит выданная предприятию лицензия. Лицензия выдана предприятию для эксплуатации водозабора, и не содержит условий о разработке нового технического проекта. При проведении проверки, имеющееся техническая и проектная документация, на которую идет ссылка в лицензионном соглашении, представителями Управления не изучалась. С учетом рекомендаций лицензируемого органа, указанных в протоколе совещания предприятие произвело подсчет запасов, разработало и согласовало в установленном порядке проект водозабора. В этой связи просит постановление контролирующего органа отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава правонарушения.

В ходе судебного пересмотра представителю ОАО «Белебеевский ордена «Знак почета» молочный комбинат» ФИО3 разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, положения ст. 24.4 и ч. 2 ст. 24.2 КоАП РФ, а также ст. 51 Конституции РФ, жалобу на постановление поддержала в полном объеме, просил ее удовлетворить, постановление отменить.

Должностное лицо Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан Маас Н.А., представитель ФИО2 полагали постановление от ДД.ММ.ГГГГ является законным, предлагали оставить его без изменения.

Выслушав присутствующих лиц, изучив жалобу, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся доказательства, прихожу к следующему.

Согласно части 1 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выборочная (внепроектная) отработка месторождений полезных ископаемых, приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 800 000 до 1 000 000 рублей.

Исходя из статьи 11, пунктов 1, 2, 10 части 2 статьи 22, пункта 2 статьи 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" недропользователь обязан осуществлять деятельность по добыче полезных ископаемых в соответствии с предоставленной ему лицензией и требованиями технических проектов, планов и схем развития горных работ, не допуская при этом сверхнормативных потерь либо иного нерационального использования полезных ископаемых.

В соответствии со статьей 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в том числе, обеспечение рационального комплексного использования и охраны недр; обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.

Из материалов дела следует, что Управлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан проведена плановая выездная проверка ОАО «Белебеевский ордена «Знак почета» молочный комбинат» на предмет соблюдения пользователем недр, коим является данное предприятие, обязательных требований по геологическому изучению рациональному использованию и охране недр, согласно приказа Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан от 18.02.2016г. №0261-П «О проведении проверки», приказа от 18.02.2016г. № 0491-П «О внесении изменений в приказ №0261-П от 18.02.2016г.».

По результатам проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ в отношении ОАО «Белебеевский ордена «Знак почета» молочный комбинат» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ данное Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Из вынесенного Управлением постановления усматривается, что ОАО «Белебеевский ордена «Знак почета» молочный комбинат» осуществляет свою деятельность по добыче подземных вод на участках водозаборных скважин для хозяйственно-питьевого водоснабжения предприятия на основании лицензии УФА ВЭ, сроком действия до 31.12.2019г.

В соответствии с подпунктом 5.5 пункта 5 лицензионного соглашения к лицензии УФА 00706 ВЭ ОАО «Белебеевский ордена «Знак почета» молочный комбинат» имеет право осуществлять водозабор из скважин в количестве 1300 куб.м. в сутки (474 тыс. куб. м. в год). Исходя из данных журнала учета водопотребления средствами изменений, Управление делает вывод о том, что потребление воды осуществляется более 100 кубических метров в сутки. Далее, указывает, что разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в отсутствии утвержденного технического проекта, без соблюдения требований по рациональному использованию недр при добыче подземных вод, поскольку технический проект водозабора направлен на согласование в Башнедра письмом за исх. от 20.04.2016г.

Из материалов дела суд установил, что ОАО «Белебеевский ордена «Знак почета» молочный комбинат» в установленном законом порядке получил 22.12.2003г. за № УФА 00706 ВЭ лицензию на право пользования недрами.

Из содержания представленного лицензионного соглашения об условиях пользования недрами ОАО «Белебеевский ордена «Знак почета» молочный комбинат» к лицензии на право пользования недрами УФА ВЭ, усматривается, что оно не содержит обязательств по подготовке нового технического проекта.

Пунктом 2.3 лицензионного соглашения определено, что лицензия выдана с целью добычи подземных вод на водозаборе предприятия для хозяйственно-питьевого и производственно-технического водоснабжения, строительство водозаборных скважин произведено по проектам в 1961-1980г.г. за счет средств госбюджета.

В материалы дела представлен протокол совещания № 67-КЗ от 29.10.2014г. Федерального агентства по недропользованию Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (Приволжскнедра), в котором утверждено заключение экспертной комиссии Пермского филиала ФБУ «ГКЗ» от 21.10.2014г. по материалам отчета «Гидрогеологические исследования по оценке и подсчету запасов подземных вод водозабора ОАО «Белебеевский ордена «Знак почета» молочный комбинат», присвоено водозаборному участку наименование «Восточнобелебеевское месторождение подземных вод», и рекомендовано разработать и согласовать в установленном порядке проект водозабора, проведение мониторинга подземных вод для рациональной эксплуатации месторождения.

На обозрение суда и в материалы дела представлена техническая и проектная документация по водозабору ОАО «Белебеевский ордена «Знак почета» молочный комбинат», которая разрабатывалась и утверждалась в период, начиная с 1961-1980 годах, а также новый утвержденный проект водозабора «Восточнобелебеевское месторождение подземных вод», разработанный на основании рекомендаций лицензирующего органа согласно протоколу совещания № 67-КЗ от 29.10.2014г.

Также в материалы дела представлены запросы ОАО «Белебеевский ордена «Знак почета» молочный комбинат», направленные в адрес в Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в Федеральное агентство по недропользованию (РОСНЕДРА), в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (РОСПРИРОДНАДЗОР). На запросы получены ответы, в которых дается разъяснение по вопросу разработки и согласования проекта водозабора.

В ответе на запрос за исх. № 11-47/20871 от 16.08.2016г. Министерство природных ресурсов Российской Федерации, ссылаясь на Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010г. № 118, сообщает, что вышеназванное постановление распространяет свое действие на подготовку, согласование и утверждение проектной документации и внесение в нее изменений и дополнений, которые осуществляются после вступления указанного постановления в силу. Отмечает, что выданная ОАО «Белебеевский ордена «Знак почета» молочный комбинат» лицензия и лицензионное соглашение не предусматривает обязательств по подготовке нового технического проекта. Между тем, считает, что если эксплуатация водозабора производится с отклонениями от проектной документации, то следует подготовить изменения в проектную документацию и согласовать их в соответствии с Положением. Позиция Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, как отмечено в ответе на запрос от 09.09.2016г. за исх. № 11-02-01-32/18467 не может противоречить позиции Минприроды России.

В соответствии с ответом заместителя руководителя Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) от 17.08.2016 № ОК-03-31/9686, по вопросу необходимости разработки нового проекта действующего водозабора, сроки действия лицензии и сроки начала работ – согласно ст. 12 Закона РФ «О недрах», условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

Лицензионным соглашением об условиях пользования недрами в целях добычи подземных вод к лицензии УФА 00706 ВЭ, выданной ОАО «Белебеевский ордена «Знак почета» молочный комбинат», не предусмотрено обязательств по подготовке новых технических проектов.

В случае, если проект водозабора был утверждён в установленном порядке до выхода постановления Правительства РФ от 03.03.2010 № 118 «Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользование участками недр, по видами полезных ископаемых и видам пользования недрами» ив него не вносились дополнения и изменения, разработка нового проекта не требуется.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, административным правонарушением, признается нарушение требований по рациональному использованию недр, которое может быть выражена в выборочной (внепроектной) отработке месторождений полезных ископаемых, приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья.

Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере рационального использования и охраны земных недр.

При добыче полезных ископаемых главной обязанностью, возложенной российским законодательством на лиц, занимающихся разработкой недр, является наиболее полное и комплексное извлечение полезных ископаемых из недр, недопущение сверхнормативных потерь и выборочной отработки богатых месторождений и пластов.

Сверхнормативные потери полезных ископаемых определяются как разность между фактическими и нормативными потерями. Объем фактических потерь определяется маркшейдерской, геологической и технологическими службами предприятий не менее одного раза в год. При отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.

Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения составляют действия по осуществлению разработки земных недр и добыче полезных ископаемых, при которых виновным лицом не соблюдаются установленные действующим законодательством требования к рациональности использования недр, допускаются сверхнормативные потери, выборочная отработка богатых залежей и т.п.

Одним из главных требований по рациональному использованию и охране недр в соответствии со ст. 23 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» является обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов полезных ископаемых, охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку.

В соответствии со статьей 2.3. Закона РФ от 21.02.1992г. № 2395-1«О недрах» участки недр местного значения являются участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи, которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.

Согласно статье 7 вышеуказанного Закона, предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.

В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Закона в содержании лицензии на пользование недрами обязательно должны быть указаны сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу).

Согласно статье 19.1. Закона, пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с настоящим Законом горных отводов и (или) геологических отводов имеют право на основании утвержденного технического проекта для собственных производственных и технологических нужд осуществлять добычу подземных вод в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр.

Согласно статьи 22 Закона, пользователь недр имеет право использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии или в соглашении о разделе продукции с соблюдением требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых (пункт 2).

Разработка месторождений полезных ископаемых согласно статьи 23.2 настоящего Закона (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.

Согласно пункта 8.3.3 Инструкции по применению «Положения о порядке лицензирования пользования недрами» к участкам недр, предоставляемым для добычи подземных вод, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, утвержденной Председателем Комитета РФ по геологии и использованию недр 14.04.1994г., зарегистрировано в Минюсте РФ 26.05.1994г. за № 583, указано, что в случаях, когда действующие водозаборные сооружения эксплуатируются при отсутствии необходимых согласований и (или) проекта водозаборного сооружения, без организации зон санитарной охраны и осуществления необходимых наблюдений за режимом подземных вод и других компонентов природной среды, в лицензии определяется состав мероприятий, которые следует выполнить водопользователю, и сроки их реализации.

В соответствии с пунктом 2.6. «Временных рекомендаций по подготовке и рассмотрению материалов при предоставлении лицензий на право пользования участками недр для целей геологического изучения и добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности», утв. приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 12.09.2002г. № 575, лицензия на пользование недрами с целью добычи подземных вод для питьевого водоснабжения населения и технологического обеспечения водой объектов промышленности выдается в соответствии с п. 14.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами в два этапа. На первом этапе в установленный лицензией срок ведется разработка проекта освоения участка недр, на втором - реализация проекта. При добыче подземных вод на участках недр, запасы по которым не имеют заключения государственной экспертизы или с момента проведения государственной экспертизы произошли существенные изменения водохозяйственной обстановки и экологических условий, в соответствии с п. 14.2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами недропользователю в виде дополнительного условия к проекту освоения участка недр устанавливается срок, в течение которого предусматривается проведение соответствующих исследований, позволяющих выполнить оценку (переоценку) запасов подземных вод и провести их государственную экспертизу.

Согласно пункта 14.1. Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 года № 3314-1 «О порядке введения в действие положения о порядке лицензирования пользования недрами», пользования недрами для добычи подземных вод и захоронения вредных веществ, отходов и сброса сточных вод осуществляется в два этапа в соответствии с пунктом 13 данного постановления.

Согласно пункта 13.1. вышеуказанного постановления, пользование недрами предусматривается в два этапа. На первом этапе в установленный в лицензии срок ее владелец ведет подготовку проекта использования недр и его согласование с соответствующими органами с целью определения соответствия разработанного проекта требованиям по безопасному ведению работ и требованиям экологической безопасности. При необходимости производится уточнение границ горного отвода и земельного участка. На втором этапе осуществляется реализация согласованного проекта в соответствии с условиями лицензии. Проведение работ, связанных с пользованием недрами, до согласования проекта запрещается.

Исследовав материалы дела, представленные доказательства, оценив доводы и возражения сторон, прихожу к выводу о том, что в действиях юридического лица ОАО «Белебеевский ордена «Знак почета» молочный комбинат» отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи 8.10 КоАП РФ. На основании выданной ОАО «Белебеевский ордена «Знак почета» молочный комбинат» лицензии предоставлено право пользования недрами, с осуществлением водозабора в количестве, определенном в п/п 5.5 пункта 5 лицензионного соглашения. Исходя из материалов проверки установлено, что водозабор осуществлялся предприятием в пределах, установленных лицензией норм. Лицензия выдана предприятию для эксплуатации водозабора, указаний о разработке нового технического проекта, в том числе с указанием сроков разработки и согласования, лицензия и лицензионное соглашение к нему не содержат. В соответствии с условиями лицензионного соглашения, лицензия выдана предприятию для эксплуатации водозабора, то есть для реализации разработанного и согласованного технического проекта. На момент проверки, проводимой Управлением, у предприятия имелась техническая и проектная документация по водозабору ОАО «Белебеевский ордена «Знак почета» молочный комбинат». Проект водозабора «Восточнобелебеевское месторождение подземных вод», разработанный на основании рекомендаций лицензирующего органа находился на согласовании в Башнедра.

Суд приходит к убежденному выводу о том, вина организации в совершении инкриминированного органом административного преследования правонарушении не доказана, не подтверждается имеющимися по делу доказательствами, наоборот, исходя из материалов, у предприятия имеются все разрешительные документы на пользование недрами, факт нарушений законодательства о недрах не подтверждён. При этом принимается во внимание, что, в соответствии с требованиями КоАП РФ, лицо, в отношении которого осуществляется производство по делу, не должно доказывать свою невиновность.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья при рассмотрении жалобы не связан с изложенными в ней доводами и проверяет дело об административном правонарушении в полном объеме.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В данном случае порядок привлечения ОАО «Белебеевский ордена «Знак почета» молочный комбинат» к административной ответственности был нарушен.

Так, в силу ст. 28.5 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 КоАП РФ.

Исходя из акта, проверка деятельности ОАО «Белебеевский ордена «Знак почета» молочный комбинат», проведенная органом государственного контроля, была окончена 15.04.2016.

Вместе с тем с тем, в нарушение вышеизложенных требований закона, протокол по делу в отношении юридического лица был составлен лишь 26.04.2016, при этом административное расследование по делу не проводилось.

В силу ч. 3 ст. 30.7 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, оно подлежит отмене, а производство по делу прекращению.

Согласно п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

С учетом изложенного, постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан от 07 июня 2016 года не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, а производство по делу – прекращению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Жалобу ОАО «Белебеевский ордена «Знак почета» молочный комбинат» удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан, начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым ОАО «Белебеевский ордена «Знак почета» молочный комбинат» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья М.Ф. Харисов