ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-139/2018 от 06.02.2018 Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

Дело № 12-139/2018

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

06 февраля 2018 года г. Чебоксары

Судья Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики Архипова Н.В.,

рассмотрев жалобу исполнительного директора Общества с ограниченной ответственностью «КЕРАМИКА» ФИО1 на постановление № 06-50 от 25 декабря 2017 г. об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике ФИО2 в отношении исполнительного директора юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «КЕРАМИКА» ФИО1,

установил:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике ФИО2 от 25 декабря 2017 г. № 06-50 ------ Общество с ограниченной ответственностью «КЕРАМИКА» (далее ООО «КЕРАМИКА») ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб. 00 коп.

Не согласившись с данным постановлением ------ ООО «КЕРАМИКА» ФИО1 подал на него жалобу, в которой просит уменьшить размер штрафа по следующим основаниям. Во исполнение требований экологического законодательства Российской Федерации, в соответствии со ст.ст.22, 23 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьями 12, 30 Федерального закона от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» Обществом к разработке Проектов предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух было привлечено на основании договора ООО 1 и далее получены разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: по ООО «Керамика» по адресу: адрес проект ПДВ утвержден в 2017 г., получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 16 августа 2017 г. № ВР.062.17; по филиалу ООО «Керамика» по адресу: адрес, и Обособленному подразделению ООО «Керамика» по адресу: адрес, проект ПДВ утвержден в 2015 г., получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 19 октября 2015 г. № ВР.073.15. До получения Разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух Проекты предельно-допустимых выбросов прошли все необходимые согласования, а именно: в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашии» получено экспертное заключение о соответствии Проекта предельно-допустимых выбросов действующим требованиям законодательства; в Управлении Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии получено санитарно-эпидемиологическое заключение на Проекты предельно-допустимых выбросов, в котором говорится, что Проекты соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам; в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике – Чувашии согласованы проекты ПДВ и Управление выдало разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. На всех этапах согласования ни одна из указанных организаций не выдала замечаний об отсутствии в Проектах ПДВ стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а именно: ГРПШ, ГРУ, ГРП и очистных сооружений. Нормативы ПДВ устанавливаются на 5 лет или обновляются в случае изменений технологического процесса, при внедрении новых технологий. Обществом при наступлении указанных обстоятельств проводится пересмотр Проектов нормативов ПДВ в соответствии с требованиями законодательства. Предыдущий проект нормативов предельно-допустимых (ПДВ) выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по ООО «КЕРАМИКА» по адресу: адрес был утвержден в 2012 г. По производственным площадкам ООО «КЕРАМИКА» в адрес предыдущие Проекты нормативов предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по филиалу ООО «КЕРАМИКА» в адрес, и Обособленному подразделению ООО «КЕРАМИКА» в адрес, утверждены в 2014 г., в 2015 г. Проекты были обновлены в связи с изменением технологического процесса. Все предыдущие Проекты также прошли согласования. Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике – Чувашии выдало ООО «КЕРАМИКА» разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. На момент разработки, утверждения и согласования как действующих в настоящий момент, так и предыдущих Проектов нормативов предельно-допустимых (ПДВ) выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, Методика по нормированию и определению выбросов вредных веществ в атмосферу, Инструкция по расчету и нормированию выбросов ГРС (АГРС, ГРП), ГИС, СТО Газпром 2-1.19-058-2006, утв. 14 декабря 2005 г., являлись действующими нормативными документами. Однако требований по включению ГРПШ, ГРУ, ГРП и очистных сооружений в качестве источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в Проекты нормативов ПДВ ни от одной из организаций, проводивших согласование проектов нормативов ПДВ, не поступало. В 2010 г. на основании приказа руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике – Чувашии ФИО5 от 10 сентября 2010 г. № 195 в отношении ООО «Керамика» была проведена проверка. В рамках указанной проверки был осуществлен контроль соблюдения требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха. Никаких замечаний (предписаний) о необходимости включения ГРПШ, ГРУ, ГРП и очистных сооружений в качестве источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в проекты нормативов ПДВ не вынесено, хотя ГРПШ, ГРУ, ГРП и очистные сооружения на ООО «КЕРАМИКА» уже на тот момент имелись. Нормативная документация на момент указанной выше проверки (2010 г.) также действовала, и только по итогам проверки в текущем году Управление сформулировало нарушения со стороны Общества. Все проверки Проектов нормативов ПДВ, как действующих, так и предыдущих, проводились высококвалифицированными специалистами, обладающими специальными знаниями в данной области. Никаких нарушений в части отсутствия ГРПШ, ГРУ, ГРП и очистных сооружений в качестве источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в Проектах предельно-допустимых выбросов ни Разработчиками проекта, ни согласующими организациями, установлено не было. Однако в настоящий момент по итогам плановой проверки Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике Обществом ведется работа по внесению изменений в Проекты предельно-допустимых выбросов в части включения в Проекты ПДВ таких источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, как: Газорегуляторный пункт шкафной, расположенный на производственной площадке по адресу: Чувашская Республика, адрес Газорегуляторный пункт (ГРП) расположенный на производственной площадке по адресу: адрес Газорегуляторная установка (ГРУ) и Газорегуляторный пункт шкафной (ГРПШ), расположенные на производственной площадке по адресу: адрес, а также очистных сооружений. Внесение указанных изменений в Проекты ПДВ будет осуществлять ООО 1 на основании Договоров от 06 декабря 2017 г. №№ 427-В/17 и 428-В/17. В жалобе содержится просьба учесть, что ООО «КЕРАМИКА» не привлекалось к административной ответственности по данному основанию, в настоящее время Общество работает над исполнением Предписания Управления от 15 ноября 2017 г. и устраняет выявленные нарушения. Обществом будет произведена оплата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух из неучтенных источников выбросов ГРПШ, ГРУ, ГРП и очистных сооружений. Кроме того, в действиях Общества не было умысла по не включению спорных источников загрязнений в Проекты ПДВ и Общество добросовестно заблуждалось в ситуации по вопросу необходимости включения данных источников загрязнений в Проекты ПДВ. На основании изложенного и с учетом п.3.2 ст.4.1 КоАП РФ просит снизить размер административного штрафа до менее минимального размера по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ.

Защитник должностного лица ФИО1 – ФИО3, действующая на основании доверенности б/н от 25 декабря 2017 г., в судебном заседании поддержала жалобу по основаниям, изложенным в ней, вновь привела их суду, просила удовлетворить жалобу, уменьшить размер штрафа, мотивировав тем, что должностное лицо ранее к административной ответственности не привлекалось, вину признает, после выявления правонарушения предприняты меры для его устранения.

Представители Управления Росприроднадзора ФИО4, ФИО2 просили отказать в удовлетворении жалобы, постановление оставить без изменения.

Выслушав ФИО3, ФИО4, ФИО2, изучив доводы жалобы, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Федеральный закон от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" установил правовые основы охраны воздуха, определил требования по сохранению в чистоте и улучшению его состояния, отвечающие темпам и масштабам развития промышленного производства, условиям воздействия человеческой деятельности на воздушную среду.

Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 июля 2015 г. № 1316-р.

Согласно ст.1 Федерального закона от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» стационарным источником является источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижения источника.

В целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него (ч.1 ст.11 Федерального закона от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).

В соответствии с п.4 ст.23 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Частью 1 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из материалов дела следует, что по результатам плановой выездной проверки ООО «Керамика» установлено следующее.

Основным видом деятельности Общества является производство керамических санитарно-технических изделий.

В 2017 г. ООО «КЕРАМИКА» проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников Общества, расположенных по адресу: адрес от 16 августа 2017 г. № ВР.062.17 со сроком действия по 13 июля 2022 г.

Основными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух являются автотранспортный цех, склад хранения сырья, участок производства санитарно-керамических изделий, участок дробления, участок массозаготовительный, участок шаровых мельниц, участок гипсомодельный, участок ручного литья и литейных машин, склад готовой продукции, котельные, компрессорная и т.д.

В 2015 г. Обществом проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработан проект нормативов ПДВ и получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников Общества, расположенных на производственных территориях по адресам: Чувашская Республика, адрес; адрес, от 19 октября 2015 г. № ВР.073.15 со сроком действия по 02 сентября 2020 г.

Основными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух являются цех по производству сантехнических изделий, склад готовой продукции, склад сырья, участок дробления брака обжига, массозаготовительный участок, участок глазурования, участок обжига, литейный участок, участок оправы, сушильный участок, гипсомодельный участок, котельная, транспортный участок и т.д.

Поступление природного газа, используемого в производственном процессе, осуществляется путем его понижения до потребительской нормы через пункты редуцирования газа (ПРГ):

- по производственной площадке адрес А – газорегуляторный пункт шкафной (ГРПШ);

- по производственной площадке адрес – газорегуляторный пункт (ГРП);

- по производственной площадке адрес – газорегуляторная установка (ГРУ), газорегуляторный пункт шкафной (ГРПШ).

Согласно актам проданного-принятого газа ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» за период с 01 октября 2016 г. по 31 августа 2017 г. стационарными источниками Общества потреблено 6612519 куб.м. природного газа.

Согласно СТО Газпром 2-1.19-058-2006 «Инструкция по расчету и нормированию выбросов ГРС (АГРС, ГРП), ГИС» от технологического оборудования ГРПШ, ГРУ, ГРП осуществляются выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: метан, одорант СПМ (смесь природных меркаптанов).

Факт осуществления выброса загрязняющих веществ от технологического оборудования ПРГ подтверждается актами выполненных работ АО «Газпром межрегионгаз Чебоксары».

Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников: ГРПШ, расположенного на производственной площадке по адресу: адрес ГРП, расположенного на производственной площадке по адресу: адрес ГРУ и ГРПШ, расположенных на производственной площадке по адресу: адрес у Общества отсутствует.

Поверхностные сточные (ливневые) воды, образующиеся на производственных территориях ООО «Керамика», поступают на очистку в очистные сооружения, расположенные на каждой производственной площадке.

Согласно декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 г. сброс загрязняющих веществ от производственной площадки, расположенной по адресу: адрес составил: взвешенные вещества – 0,064 т, БПК полн. – 0,011 т, аммоний ион – 0,001 т, минеральный состав – 0,446 т, нитраты – 0,004 т, нитриты – 0,0001 т, нефтепродукты – 0,00017 т, сульфаты – 0,075 т, хлориды – 0,048 т.

Факт наличия нефтепродуктов в сточных (ливневых) водах по производственной площадке, расположенной по адресу: адрес, подтверждается протоколами количественно-химического анализа воды от 08 ноября 2017 г. и 13 ноября 2017 г.

Согласно Методике по нормированию и определению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на предприятиях нефтепродуктообеспечения ОАО «НК «Роснефть», при наличии в сточных водах нефтепродуктов, от очистных сооружений в атмосферный воздух выбрасываются загрязняющие вещества: углеводороды С1-С5, углеводороды С6-С10, бензол, толуол, ксилол, сероводород.

Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от данных стационарных источников у Общества отсутствует.

Таким образом, в ходе проведения плановой выездной проверки соблюдения ООО «КЕРАМИКА» обязательных требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с охраной окружающей среды, выявлено, что ООО «КЕРАМИКА» осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников (газорегуляторный пункт шкафной, газорегуляторная установка).

Руководство текущей деятельностью ООО «КЕРАМИКА» осуществляется исполнительным директором ФИО1

По данному факту 14 декабря 2017 г. государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике ФИО2 в отношении исполнительного директора ООО «КЕРАМИКА» ФИО1 составлен протокол ----- об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.21 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения подтвержден актом проверки ----- от 15 ноября 2017 г.; протоколом ----- от 14 декабря 2017 г. об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.21 КоАП РФ; и другими доказательствами, имеющимися в материалах дела об административном правонарушении, не оспаривается ФИО1 в жалобе.

Перечисленные доказательства учтены и надлежащим образом оценены должностным лицом при принятии оспариваемого постановления с соблюдением правил, установленных ст.26.11 КоАП РФ.

Таким образом, в постановлении ----- от 25 декабря 2017 г. должностным лицом сделан обоснованный вывод о виновности исполнительного директора ООО «КЕРАМИКА» ФИО1 и его действия правильно квалифицированы по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в области охраны окружающей среды, возникающие при вредных воздействиях на атмосферный воздух.

Субъектами ответственности по частям 1 и 2 ст.8.21 КоАП РФ являются граждане и должностные лица предприятий и организаций, а также индивидуальные предприниматели (по ч.1) и юридические лица, по вине которых могут совершаться выбросы вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него в отсутствие специального разрешения либо в нарушение его условий.

Нарушений процессуальных норм в ходе производства по делу не допущено.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывались характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение должностного лица, смягчающие и отягчающие обстоятельства. ФИО1 назначено наказание в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ.

Вопрос о малозначительности правонарушения был предметом рассмотрения должностного лица. Выводы должностного лица об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным основаны на материалах дела и требованиях закона, мотивированы в постановлении и с ними следует согласиться.

Согласно ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 2.3 ст.4.1 КоАП РФ).

В данном случае, правовых оснований для применения положений ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ, для снижения назначенного наказания менее минимального размера, не имеется, поскольку санкцией ч.1 ст.8.21 КоАП РФ предусмотрен минимальный размер административного штрафа менее 50 000 рублей для должностных лиц.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике ФИО2 ----- от 25 декабря 2017 г., которым должностное лицо – исполнительный директор Общества с ограниченной ответственностью «КЕРАМИКА» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. 00 коп. - оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Верховный Суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики.

Судья Н.В. Архипова

Мотивированное решение составлено 06 февраля 2018 г.