ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-139/201972-350/19 от 07.10.2019 Курганского областного суда (Курганская область)

Дело № 12-139/201972-350/2019РЕШЕНИЕ

г. Курган 7 октября 2019 г.

Судья Курганского областного суда Волосников С.В., рассмотрев жалобу защитника Камшилова А.А. – Камшилова И.А. на решение судьи Кетовского районного суда Курганской области от 23 августа 2019 г. по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

постановлением начальника отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области (далее – Управление Россельхознадзора по Курганской области) Извекова С.В. от 7 мая 2019 г., оставленным без изменения решением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Курганской области Захарова А.О. от 5 июля 2019 г., Камшилов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному штрафу в размере 20000 руб.

Решением судьи Кетовского районного суда Курганской области от 23 августа 2019 г. постановление и решение должностных лиц Управления Россельхознадзора по Курганской области оставлены без изменения.

В жалобе в Курганский областной суд защитник ФИО1 – Камщилов И.А. просит решение судьи отменить, жалобу об отмене постановления и решения должностных лиц удовлетворить. Указывает, что в 2018 г. земельный участок использовался в соответствии с его целевым назначением, проводились обязательные мероприятия, направленные на предотвращение зарастания земельного участка сорной растительностью, проводился выкос травы, однако в связи с поздней и теплой осенью земельный участок зарос вновь травой, в связи с чем обработка участка предполагалась весной 2019 г. Вместе с тем и в апреле 2019 г. обработать земельный участок не удалось, так как выпал снег. Считает, что имеющиеся фотографии не позволяют установить, в какие сроки появилась сорная трава. Кроме того, никаких доказательств, что земельный участок не использовался в 2017 г., в деле не имеется, и административным органом не представлено. Признаков ветровой, водной эрозии на земельном участке нет. Также не имеется доказательств иного негативного воздействия на окружающую среду, нарушения плодородия почвы.

ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен. Его защитник – Камшилов И.А. в ходе судебного разбирательства на доводах жалобы настаивал, просил производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Полагаю возможным рассмотреть дело без участия ФИО1, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, так как оснований для признания обязательным его участия при рассмотрении дела не имеется.

Заслушав пояснения защитника, проверив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет административную ответственность.

В силу пункта 3 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе, по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Понятие земель сельскохозяйственного назначения содержится в статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с частью 1 которой землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 18 марта 2019 г. Управлением Россельхознадзора по Курганской области проведена плановая выездная проверка по соблюдению законодательства Российской Федерации в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения на земельном участке с кадастровым номером <...>, общей площадью 7,8 га, принадлежащем на праве собственности ФИО1

Проверка земельного участка проведена с участием ФИО1, по ее результатам составлен акт -ф от 17 апреля 2019 г.

По результатам проверки установлено, что ФИО1 не использует земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственного производства, более 1 года, не осуществляет производство сельскохозяйственной продукции. Следы какой-либо сельскохозяйственной деятельности на земельном участке отсутствуют (стерня культурных растений, сенокошение, выпас скота). Все это привело к зарастанию земельного участка многолетней сорной растительностью.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы факт совершения ФИО1 административного правонарушения, выразившегося в нарушении земельного законодательства, подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе объяснениями самого ФИО1, из которых следует, что он не использует земельный участок с 2017 г., и в настоящее время решает вопрос о сдаче его в аренду, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Не доверять представленным в материалы дела доказательствам, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, поводов нет, поскольку они последовательны, согласуются между собой и дополняют друг друга, получены с соблюдением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом следует учесть, что материалами дела подтверждается факт несоблюдения ФИО1 действующего земельного законодательства. Ухудшение характеристики земельного участка юридического значения в данном случае не имеет, поскольку административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеет формальный состав, в связи с чем наступление последствий в виде ухудшения качества земельного участка не является обязательным условием для привлечения виновного лица к административной ответственности.

Таким образом, действия ФИО1 квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы в целом по существу сводятся к переоценке установленных должностным лицом и судьей районного суда обстоятельств и доказательств. Аналогичные доводы были предметом проверки судьи, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующем судебном акте, не ставят под сомнение наличие в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также законность и обоснованность обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи районного суда.

Обстоятельств, которые в силу статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления должностного лица и решения суда, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

постановление начальника отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области от 7 мая 2019 г., решение заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области от 5 июля 2019 г., решение судьи Кетовского районного суда Курганской области от 23 августа 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу его защитника – без удовлетворения.

Решение может быть пересмотрено председателем Седьмого кассационного суда общей юрисдикции по жалобам лиц, участвующих в деле либо по протесту прокурора Курганской области или его заместителей.

Судья С.В. Волосников