Судья Овчинников Е.Н. Дело № 21-300/2021
№ 12-139/2021
УИД 67RS0001-01-2021-003878-09
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
1 декабря 2021 года г. Смоленск
Судья Смоленского областного суда Штейнле А.Л., при секретаре Прозоровой Я.Б., рассмотрев жалобу главного инженера ФГКУ комбинат «Патриот» Росрезерва ФИО1 на постановление государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Смоленской области МТУ Ростехнадзора от 30 июня 2021 года и решение судьи Заднепровского районного суда г. Смоленска от 8 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении ФИО1,
установил:
постановлением государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Смоленской области МТУ Ростехнадзора от 30.06.2021 г. ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Решением судьи Заднепровского районного суда г. Смоленска от 8.10.2021 г. вышеуказанное постановление изменено в части: из вмененного ФИО1 состава административного правонарушения исключен п. 1 (Перечень газоопасных работ и инструкция, определяющая порядок подготовки и безопасность их проведения применительно к конкретным производственным условиям, а также перечень газоопасных работ, выполняемых без оформления наряда-допуска по производственным инструкциям, обеспечивающим их безопасное проведение разработан без учета требований приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 № 528 - в нарушение пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 133 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. № 531; пункта 14 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 528). В остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Смоленский областной суд, ФИО1 просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, ссылаясь на отсутствие события административного правонарушения, неправильную оценку представленных по делу доказательств, недоказанность его вины в совершении правонарушения, допущенные должностным лицом надзорного органа процессуальные нарушения.
Заслушав объяснения ФИО1, и его защитника Серегина В.В., поддержавших доводы жалобы, ознакомившись с жалобой, исследовав письменные материалы дела, судья Смоленского областного суда приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;
анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения МТУ Ростехнадзора от 29.01.2021 г. в отношении ФГКУ комбинат «Патриот» Росрезерва проведена проверка соблюдения юридическим лицом требований промышленной безопасности при осуществлении деятельности по эксплуатации опасных производственных объектов (сеть газопотребления ФГКУ комбинат «Патриот» Росрезерва, регистрационный № А04-20049-0001; аммиачно-холодильная установка, регистрационный № А04-20049-0002), по результатам которой согласно составленному акту проверки от 25.02.2021 г. № 5.2-РП-201-250-О-А/0016-2021 выявлены нарушения требований промышленной безопасности:
1. Перечень газоопасных работ и инструкция, определяющая порядок подготовки и безопасность их проведения применительно к конкретным производственным условиям, а также перечень газоопасных работ, выполняемых без оформления наряда-допуска по производственным инструкциям, обеспечивающим их безопасное проведение разработан без учета требований приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 № 528 - в нарушение пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 133 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. № 531; пункта 14 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 528;
2. Не обеспечен мониторинг сетей газопотребления, а именно: отсутствуют заглушки на продувочных газопроводах среднего давления от газоиспользующего оборудования, а также до и после прибора учета газа - в нарушение пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Ростехнадзора от № 531;
3. В целях обеспечения безопасности технологических процессов за уровнем вибрации и шума динамического оборудования систем холодоснабжения не установлен периодический или постоянный приборный контроль - в нарушение части 1 статьи 9, Федерального закона от 21.07.1997 № 16-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 590 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 07.12.2020 № 500;
4. Для проведения технического обслуживания и ремонта оборудования, установленного в машинном, аппаратном и конденсаторном отделениях (в которых установлено аммиачное оборудование) не имеется инструмента и приспособлений, выполненных из материалов, исключающих искрообразование при работе - в нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 719 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правил безопасности химически опасных производственных объектов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 07.12.2020 № 500.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения главного инженера ФГКУ Комбинат «Патриот» ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Рассматривая жалобу привлекаемого лица на постановление административного органа, суд первой инстанции исключил из обвинения ФИО1 указание на нарушение требований промышленной безопасности, указанных в пункте 1 акта проверки от 25.02.2021 г. и пришел к выводу о его виновности в нарушении данных требований, указанных в пунктах 2, 3, 4 акта проверки, что подтверждается протоколом об административном правонарушении от 03.03.2021 г., актом проверки от 25.02.2021 г., распоряжением от 29.01.2021 г. о проведении плановой выездной проверки ФГКУ «Патриот» Росрезерва, копией приказа № 14-ос от 25.01.2021 г. директора ФГКУ Комбинат «Патриот» и инструкции от 18.01.2021 г., согласно которым на главного инженера ФИО1 возложены обязанности за осуществление производственного контроля на комбинате.
Однако выводы суда о доказанности вины ФИО1 в нарушении требований промышленной безопасности, указанных в пунктах 2, 3, 4 постановления должностного лица от 30.06.2021 г., не могут быть признаны обоснованными.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе, событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должна быть указана статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения,
По второму пункту нарушений указано, что не обеспечен мониторинг сетей газопотребления, а именно: отсутствуют заглушки на продувочных газопроводах среднего давления от газоиспользующего оборудования, а также до и после прибора учета газа - в нарушение пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Ростехнадзора от № 531 (далее - Правила N 531).
Вместе с тем, в пункте 6 Правил № 531 указано, что организации, осуществляющие эксплуатацию сетей газораспределения и газопотребления, должны выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обеспечение сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии.
Конкретных норм, предусматривающих обязательное наличие заглушек на продувочных газопроводах среднего давления от газоиспользующего оборудования, а также до и после прибора учета газа, должностным лицом Ростехнадзора не приведено.
В соответствии с п. 34 Правил № 531 при отключении газоиспользующего оборудования сезонного действия должны быть установлены заглушки на газопроводах-отводах к ним.
Согласно пункту 37 Правил № 531 текущий ремонт газопроводов и технических устройств должен проводиться на отключенном оборудовании и газопроводах с установкой заглушек на границах отключаемого участка со стороны подачи газа.
Таким образом, установка заглушек предусмотрена при отключении газоиспользующего оборудования сезонного действия и при ремонте газопроводов и технических устройств.
Проверка в отношении ФГКУ комбинат «Патриот» Росрезерва проводилась в феврале 2021 года, то есть в период отопительного сезона. Доказательств того, что в этот момент на комбинате отключалось газоиспользующее оборудование либо проводился ремонт газопровода в материалах дела не имеется.
Таким образом, событие административного правонарушения должностным лицом надзорного органа указано не полно, конкретных норм закона, позволяющих сделать вывод о виновности главного инженера предприятия в данном нарушении, не приведено, судьей оценка вышеуказанным обстоятельствам также не дана, что свидетельствует о недоказанности нарушения главным инженером ФИО1 требований промышленной безопасности, указанных в пункте 2 постановления должностного лица.
По третьему пункту нарушений указано, что в целях обеспечения безопасности технологических процессов за уровнем вибрации и шума динамического оборудования систем холодоснабжения не установлен периодический или постоянный приборный контроль - в нарушение части 1 статьи 9, Федерального закона от 21.07.1997 № 16-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 590 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 07.12.2020 № 500 (далее – Правила № 500).
Как следует из п. 590 Правил № 500, в целях обеспечения безопасности технологических процессов за уровнем вибрации и шума динамичного оборудования систем холодоснабжения должен быть установлен периодический или постоянный приборный контроль.
Правила № 500 опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 23.12.2020 г., начало действия документа - 01.01.2021 г.
Согласно п. 5 Правил № 500 в целях приведения ХОПО (химически опасных производственных объектов) в соответствие с требованиями Правил организация, эксплуатирующая ХОПО, после вступления Правил в силу должна однократно провести комплексное обследование фактического состояния ХОПО, при выявлении отклонений разработать комплекс компенсационных мер по дальнейшей безопасной эксплуатации таких объектов, организовать внесение изменений в проектную документацию, документацию на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию ХОПО или ее разработку вновь. При этом срок проведения данных мероприятий в Правилах не определен.
Из представленных в Смоленский областной суд документов следует, что в целях приведения ХОПО в соответствие с требованиями Правил издано распоряжение директора ФГКУ комбинат «Патриот» Росрезерва от 14.01.2021 № 4-ОС «О проведении комплексного обследования фактического состояния ХОПО «Аммиачная холодильная установка». В период с 18 по 20 января 2021 года технической комиссией комбината проведено комплексное обследование фактического состояния ХОПО «Аммиачная холодильная установка» на соответствие объекта требованиям Правил № 500. По результатам работы комиссии выявлены отклонения от Правил, которые указаны в акте обследования от 20.01.2021 г. На комбинате разработан и 01.02.2021 г. утвержден План (Дорожная карта) мероприятий по приведению ХОПО «Аммиачная холодильная установка» в соответствие с требованиями Правил. Срок завершения выполнения всех мероприятий – 01.12.2022 г. В адрес проектных организаций направлены запросы о возможности разработки проектно-сметной документации проведения таких работ.
Таким образом, на комбинате предпринимались меры по выполнению требований вновь введенных нормативных документов в области промышленной безопасности, в частности, по приведению состояния ХОПО «Аммиачная холодильная установка» в соответствие с требованиями Правил № 500, для чего было необходимо время. Учитывая, что Правила № 500 опубликованы 23.12.2020 г. и вступили в силу 01.01.2021 г., а проверка в отношении комбината проведена в период с 11.02.2021 г. по 25.02.2021 г., выводы должностного лица и судьи о доказанности вины главного инженера ФИО1 в нарушении правил промышленной безопасности, указанных в пункте 3, не могут быть признаны обоснованными с учетом вышеприведенных обстоятельств и необходимости предоставления разумного периода времени для приведения объекта в соответствие с новыми требованиями закона.
По четвертому пункту нарушений указано, что для проведения технического обслуживания и ремонта оборудования, установленного в машинном, аппаратном и конденсаторном отделениях (в которых установлено аммиачное оборудование), не имеется инструмента и приспособлений, выполненных из материалов, исключающих искрообразование при работе - в нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 719 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правил безопасности химически опасных производственных объектов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 07.12.2020 № 500.
В соответствии с п. 719 Правил № 500 для проведения технического обслуживания и ремонта оборудования, установленного в машинном, аппаратном или конденсаторном отделениях, в технологических цехах (в которых установлено аммиачное оборудование), необходимо пользоваться инструментом и приспособлениями, выполненными из материалов, исключающих искрообразование при работе.
Данной нормой предусмотрена необходимость пользоваться указанными инструментами и приспособлениями при проведении технического обслуживания и ремонта оборудования, а в постановлении должностного лица указано на их отсутствие, что не является тождественным, слова «использование» и «отсутствие» имеют разное смысловое значение.
В ходе проведения проверки не установлен факт проведения на комбинате технического обслуживания и ремонта оборудования, установленного в машинном, аппаратном или конденсаторном отделениях, в технологических цехах (в которых установлено аммиачное оборудование), а также факт использования ненадлежащего инструмента при их проведении, при этом вменяемое нарушение (отсутствие инструмента) не соответствует требованиям пункта 719 Правил № 500, что свидетельствует о недоказанности нарушения главным инженером ФИО1 требований промышленной безопасности, указанных в пункте 4 постановления должностного лица.
При рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая изложенные обстоятельства, постановление должностного лица и решение судьи в части признания ФИО1 виновным в нарушении правил промышленной безопасности, указанных в пунктах 2, 3, 4 постановления от 30.06.2021г., подлежат отмене, а производство по делу в указанной части - прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.8 КоАП РФ, судья Смоленского областного суда
решил:
постановление государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Смоленской области МТУ Ростехнадзора от 30 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в отношении главного инженера ФГКУ комбинат «Патриот» Росрезерва ФИО1 и решение судьи Заднепровского районного суда г. Смоленска от 8 октября 2021 года в части признания ФИО1 виновным в нарушении правил промышленной безопасности, указанных в пунктах 2, 3, 4 постановления государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Смоленской области МТУ Ростехнадзора от 30 июня 2021 года, отменить.
В остальной части решение судьи Заднепровского районного суда г. Смоленска от 8 октября 2021 года оставить без изменения.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Судья А.Л. Штейнле