ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-139/2021 от 09.09.2021 Красноармейского районного суда (Челябинская область)

Дело № 12-139/2021

Р Е Ш Е Н И Е

С. Миасское 9 сентября 2021 г.

Судья Красноармейского районного суда Челябинской области Новиков Е.М. при секретаре Кузмичёвой Е.В. с участием подателя жалобы ФИО1, его защитника Ковалевой Н.В. рассмотрел в судебном заседании дело по жалобе ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное 29 июня 2021 г. зам. руководителя Государственного казенного учреждения «Управление лесничествами Челябинской области» (далее – ГКУ «Управление лесничествами Челябинской области»), зам. старшего государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках Челябинской области ФИО2, которым

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, проживающий в г. Копейске по адресу: <адрес>А, <адрес>, пенсионер

привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) за нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Проверив материалы дела и доводы жалобы,

У С Т А Н О В И Л :

В вину ФИО1 вменяется то, что он в нарушение п. 10 «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. № 1614 (далее – Правила пожарной безопасности в лесах) не очистил территорию принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером 74:12:1407002:4, прилегающую к землям лесного фонда, от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе не менее 10 м от границ территории и (или) леса, не отделил свой участок от леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м или иным противопожарным барьером. Это привело к тому, что с его земельного участка имел место переход огня на земли лесного фонда в квартале 6 выделах 118, 129, 130 Севастьяновского участкового лесничества Красноармейского лесничества, в результате чего 20 апреля 2021 г. произошел пожар на указанных землях лесного фонда.

В жалобе, поданной в Красноармейский районный суд Челябинской области, ФИО1 просит оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава вменяемого ему административного правонарушения.

В обоснование заявленных требований податель жалобы сослался на то, что обстоятельства совершения им вменяемого ему правонарушения не доказаны. Материалы дела не содержат информации о наличии на его участке сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов. Протокол осмотра места происшествия от 21 апреля 2021 г. не содержит таких данных, как и пояснения лесничего М.й С.В.. Отсутствие минерализованной полосы не является достаточным признаком данного правонарушения, поскольку сооружение ее в соответствии с указанной нормой Правил пожарной безопасности в лесах является альтернативным мероприятием очистке земельного участка на ширину 10 м от леса. Указанный земельный участок он ежегодно использует для сенокошения, поэтому сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на его участке не имеется. Ни один из документов, имеющихся в материалах дела, не содержит информации об очаге пожара, поэтому не исключено, что пожар возник на землях лесного фонда либо на чужом земельном участке. То есть имеющиеся в материалах дела доказательства не содержат информации о том, что лесной пожар возник по вине ФИО1. Также материалы дела содержат противоречивую информацию.

Кроме того административным органом допущены процессуальные нарушения при производстве по делу. Так во вводной части протокола об административном правонарушении указано, что протокол составлен государственным лесным инспектором ФИО3. В графе «Подпись должностного лица, составившего протокол» в конце протокола указана Б.а Н.Н.. В административном деле имеются определения о возбуждении дела об административном правонарушении, о продлении срока административного расследования. Однако о данных определениях он как заинтересованное лицо не знал, копии ему не направлялись, поэтому он лишен был возможности принять участие в осмотрах, представить мотивированные возражения, какие-то доказательства в свою защиту. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении выносилось одним лицом, ходатайство о продлении срока административного расследования и протокол об административном правонарушении – другим. Ходатайство содержит просьбу о продлении срока административного расследования до 9 июня 2021 г., продляется данный срок определением должностного лица до 20 июня 2021 г.. В протоколе осмотра места происшествия по факту лесного пожара не указано время проведения осмотра, сведения об участии прокурора внесены другим лицом, чернилами другого цвета. Имеющаяся в материалах дела фототаблица не содержит сведений к какому документу она относится. В заголовке фототаблицы указаны 4 выдела, однако фотографий только 2.

В судебном заседании по рассмотрению жалобы ФИО1 и его защитник К.а Н.В. жалобу поддержали по изложенным в ней основаниям.

Представитель ГКУ «Управление лесничествами Челябинской области» в судебном заседании участия не принял, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие, полагая, что оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении должностного лица – законное и обоснованное.

Заслушав пояснения участников, показания свидетеля, исследовав материалы административного дела, полагаю, что имеются основания для удовлетворения жалобы.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Лесного кодекса Российской Федерации (ЛК РФ) граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах.

Согласно си. 53 ЛК РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: 1) предупреждение лесных пожаров; 2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; 3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;4) иные меры пожарной безопасности в лесах. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 99 ЛК РФ).

В соответствии с п. 10 «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. № 1614 со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.

Согласно выписке из ЕГРН ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 74:12:1407002:4 площадью 578359 кв. м с местоположением: Челябинская область, р-н Красноармейский, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения сельскохозяйственного производства (л.д. об административном правонарушении 8-10).

Данный земельный участок граничит с землями лесного фонда.

Согласно акту № 2/2 о лесном пожаре, составленном начальником территориального отдела «Красноармейское лесничество» А.а А.В. 20 апреля 2021 г. в 12час. 00 мин. был обнаружен лесной пожар в квартале 6 выделах 100, 118, 119, 129, 130 Севастьяновского участкового лесничества Красноармейского лесничества, в 3,2 км от п. Березово. При этом потери в результате пожара составили 552 куб. м заготовленной лесопродукции на сумму 1 724 254 рублей (л.д.19-22).

Согласно расчету ущерб в указанном размере наступил от повреждения от лесного пожара на площади 5 га 552 куб. м лесных насаждений (л.д.25-27).

Поскольку указанный выше земельный участок ФИО1 граничит с указанными землями лесного фонда, должностными лицами ГКУ «Управление лесничествами Челябинской области» был сделан вывод, что лесной пожар возник в результате перехода огня с земельного участка ФИО1, поэтому последний привлечен к указанной административной ответственности.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении наряду с другим подлежит доказыванию наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения. Допустимые доказательства, используемые в административном процессе, перечислены в ст. 26.2 КоАП РФ.

Обязанность доказывания совершенного правонарушения лежит на органе, возбудившем административное дело. В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения в его виновности толкуются в пользу этого лица.

Из представленных в суд материалов административного дела усмат-

ривается, что в качестве доказательств в деле имеются протокол об административном правонарушении (л.д.5-7), выписка из ЕГРН на земельный участок ФИО1 (л.д.8-10), извещение гос. лесного инспектора Б.а Н.Н. от 20 мая 2021 г. на имя ФИО1 о предложении последнему явиться в контору лесничества для составления протокола (л.д.12), определение от 20 апреля 2021 г. о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д.15-16), определение от 20 мая 2021 г. о продлении срока административного расследования (л.д.14), определение от 20 апреля 2021 г. об истребовании дополнительных необходимых материалов (л.д.17), ходатайство от 20 мая 2021 г. о продлении срока административного расследования (л.д.18), акт о лесном пожаре от 20 апреля 2021 г. (л.д.19-22), объяснения руководителя тушения лесного пожара Б.а А.А. от 20 апреля 2021 г. (л.д.23-24), расчет причиненного вреда (л.д.25-27), заключение начальника территориального отдела «Красноармейское лесничество» А.а А.В. от 22 апреля 2021 г. (л.д.28), карточка учета лесного пожара (л.д.29), рапорт дознавателя (л.д.31), протокол осмотра места происшествия, произведенного ст. дознавателем ОНДиПР по г. Копейску и Красноармейскому району С.м Н.В. от 21 апреля 2021 г. (л.д.32-33), объяснение лесничего М.й С.В. от 21 апреля 2021 г., фотоматериал (2 фотографии лесных участков) (л.д.36).

Исследовав данные доказательства прихожу к следующему.

Протокол об административном правонарушении является одним из доказательств, предусмотренных ст. 26.2 КоАП РФ, однако он подлежит оценке наряду с другими доказательствами и в случае непризнания вины один протокол, без других доказательств, не может являться достаточным и бесспорным доказательством совершенного правонарушения.

В данном случае юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию, являются:

- наличие на конкретном участке с кадастровым номером 74:12:14070 02:4, принадлежащем ФИО1 и прилегающем к землям лесного фонда, сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе не менее 10 м от границ территории и (или) леса;

- отсутствие на данном участке противопожарной минерализованной полосы шириной не менее 1,4 м или иного противопожарного барьера к лесному массиву;

- наличие очага возгорания именно на земельном участке ФИО1 перехода его на земли лесного фонда.

Однако из представленных доказательств данные обстоятельства не установлены.

Выписка из ЕГРН на земельный участок ФИО1 о причинах лесного пожара не свидетельствует, факт того, что данный земельный участок принадлежит ему, не оспаривается.

Извещение гос. лесного инспектора Б.а Н.Н. от 20 мая 2021 г. на имя ФИО1 о предложении последнему явиться в контору лесничества для составления протокола содержит информацию о том, что пожар возник вследствие перехода огня с земельного участка последнего на земли лесного фонда, однако эта информация является умозаключением данного должностного лица, ссылки на какие-либо подтверждения не содержит.

Определение от 20 апреля 2021 г. о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, определение от 20 мая 2021 г. о продлении срока административного расследования, определение от 20 апреля 2021 г. об истребовании дополнительных необходимых материалов, ходатайство от 20 мая 2021 г. о продлении срока административного расследования являются процессуальными документами дела об административном правонарушении, как таковыми доказательствами совершенного правонарушения не являются.

Акт о лесном пожаре от 20 апреля 2021 г. содержит информацию о том, что пожар возник вследствие перехода огня с земельного участка с кадастровым номером 74:12:1407002:4 на земли лесного фонда, однако эта информация также на уровне умозаключения должностного лица А.а А.В., ссылки на какие-либо доказательства этого, очаг возгорания не содержит. Кроме того данный акт противоречит другим доказательствам, поскольку содержит информацию, что уничтожена не древесина на корню, а заготовленная лесопродукция.

Объяснение руководителя тушения лесного пожара Б.а А.А. от 20 апреля 2021 г. о причине возникновения пожара носит предположительный характер со ссылкой на нарушение п. 10 Правил пожарной безопасности в лесах без указания на место возникновения пожара.

Расчет причиненного вреда указанные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства и виновность ФИО1 также не подтверждает, размер ущерба для решения вопроса о квалификации содеянного и виновности последнего правового значения не имеет.

Заключение начальника территориального отдела «Красноармейское лесничество» А.а А.В. от 22 апреля 2021 г. содержит информацию о размере причиненного ущерба. Предполагаемая причина пожара уже указана другая – неосторожное обращение с огнем неизвестными лицами, с земель иных категорий.

Карточка учета лесного пожара также содержит информацию, что причина возникновения пожара – неосторожное обращение с огнем, при этом виновные не выявлены.

Рапорт дознавателя, составленный им протокол осмотра места происшествия, объяснение лесничего М.й С.В. от 21 апреля 2021 г., фотоматериал (2 фотографии лесных участков) информации о причинах пожара не содержат, виновность ФИО1 не подтверждают.

Исходя из изложенного имеются основания согласиться с доводами ФИО1 и его защитника К.а Н.В., что доказательств того, что на его участке имелись сухая травянистая растительность, пожнивные остатки, валежник, порубочные остатки, отходы производства и потребления и другие горючие материалы на полосе шириной не менее 10 метров от границы с лесом нет. Это подтвердил и допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля С.н С.В., который косит сено на данном участке.

Отсутствие же противопожарной минерализованной полосы шириной не менее 1,4 метра или иного противопожарного барьера, что не оспаривается, не является достаточным обстоятельством вменяемого ФИО1 правонарушения.

Таким образом прихожу к выводу, что в данном случае налицо предусмотренная п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ недоказанность обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, поэтому оспариваемое постановление подлежит отмене, а дело – прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л :

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное 29 июня 2021 г. зам. руководителя Государственного казенного учреждения «Управление лесничествами Челябинской области», зам. старшего государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках Челябинской области Ч.а В.А., которым ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.32 КОАП РФ отменить, производство по делу об административном правонарушении по факту совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ, прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление о привлечения к административной ответственности.

Постановление по делу об административном правонарушении и решение по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в Челябинский областной суд в течение десяти дней со дня получения копии настоящего решения.

Судья