ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-139/2021 от 10.02.2021 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело №12-139/2021

УИД 41RS0001-01-2021-000222-84

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

КАМЧАТСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

«10» февраля 2021 года г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лобановская Евгения Александровна, при секретаре Головиной А.В., рассмотрев жалобу Зимовца Сергея Владимировича на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю № 23-08/2020-5 от 18 декабря 2020 года, которым должностное лицо – временно исполняющий обязанности начальника федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел по Камчатскому краю» Зимовец Сергей Владимирович привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 15000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю (далее по тексту – должностное лицо) № 23-08/2020-5 от 18 декабря 2020 года, должностное лицо – временно исполняющий обязанности начальника федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел по Камчатскому краю» Зимовец Сергей Владимирович (далее по тексту Зимовец С.В.) привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15000 рублей.

Не согласившись с постановлением должностного лица № 23-08/2020-5 от 18 декабря 2020 года, Зимовец С.В. обратился в Петропавловск-Камчатский городской суд с жалобой, в которой просил постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава вменяемого правонарушения.

В обоснование жалобы со ссылками на ч. 3 ст. 28.8, п. 3 ст. 29.1, п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, указал, что не согласен, с обжалуемым постановление и считает его незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям:

Ему в вину вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которой была установлена административная ответственность за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Причиной занижения показателя по строке «030200840330049221» счета 30234 сведений по состоянию на 01 января 2019 года по виду задолженности «кредиторская» на сумму 2 362 750 рублей 61 копейка явилось неисполнение условий государственного контракта ООО «РН-Востокнефтепродукт», указанные закупки, осуществлялась в рамках исполнения государственного оборонного заказа, в связи с чем, для оплаты оказанных услуг, ООО «РН-Востокнефтепродукт» необходимо было открыть лицевые счета в УФК по Камчатскому краю, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». Дополнительные соглашения № 2 с ООО «РН-Востокнефтепродукт» с реквизитами открытого лицевого счета в УФК по Камчатскому краю подписано сторонами лишь 28 февраля 2019 года. Следствием искажения бюджетной отчетности послужило несвоевременное предоставления платежных (финансовых) документов ООО «РН-Карт» по государственному контракту от 29 сентября 2018 года в адрес ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Камчатскому краю».

Полагал, что в данном случае необходимо принять во внимание, что искажение бюджетной отчетности ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Камчатскому краю» допущено в результате ненадлежащего исполнения контрагентами ООО «РН-Востокнефтепродукт» и ООО «РН-Карт» государственных контрактов, в следствии чего, вина и умысел в действиях Зимовца С.В. отсутствует.

Устранение данных недостатков на данной стадии рассмотрения дела об административном правонарушении невозможно, поскольку указанные сведения, как относящиеся к субъективной стороне административного правонарушения, подлежали отражению в протоколе об административном правонарушении, пересоставление которого возможно только до его принятия к своему производству уполномоченным лицом. В связи с чем, вынесенное УФК по Камчатскому краю постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Зимовец С.В. о времени и месте рассмотрения жалобы извещен, в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении жалобы в свое отсутствие.

Защитник Скаредов П.А. в суд не явился, извещен надлежащим образом.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы и обстоятельства дела об административном правонарушении, не нахожу оснований для отмены обжалуемого постановления.

Согласно положениям под.п. 5 п. 1 ст. 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета).

В соответствии с п. 1 ст. 13, ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений (п. 1 ст. 13). Экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни (ч. 1 ст. 19).

В соответствии с абз.абз. 3, 8, 9 п. 3 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01 декабря 2010 года № 157н бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций (абз. 3 п. 3). Информация в денежном выражении о состоянии активов, обязательств, иного имущества, об операциях, их изменяющих, и финансовых результатах указанных операций (доходах, расходах, источниках финансирования деятельности экономического субъекта), отражаемая на соответствующих счетах, в том числе на забалансовых, рабочего плана счетов субъекта учета, должна быть полной с учетом существенности ее влияния на экономические (финансовые) решения учредителей учреждения (заинтересованных пользователей информации) и существенности затрат на ее формирование (абз. 8 п. 3). Информация об имуществе, обязательствах, и операциях их изменяющих, а также о результатах исполнения бюджета и (или) хозяйственной деятельности субъекта учета, формируется субъектом учета на соответствующих счетах бухгалтерского учета с обеспечением аналитического учета (аналитики), в объеме показателей, предусмотренных для представления внешним пользователям (опубликования в средствах массовой информации) согласно законодательству Российской Федерации (абз. 9 п. 3).

Согласно абз.абз. 3, 5 п. 16, п. 18 Федерального стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Минфина России от 31 декабря 2016 года № 256н ведение бухгалтерского учета объектов бухгалтерского учета осуществляется в денежном измерении (стоимостном выражении) с использованием принципа равномерности признания доходов и расходов и допущения временной определенности фактов хозяйственной жизни (абз. 3 п. 16). Допущение временной определенности фактов хозяйственной жизни для целей бухгалтерского учета означает, что объекты бухгалтерского учета признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором имели место факты хозяйственной жизни, приведшие к возникновению и (или) изменению соответствующих активов, обязательств, доходов и (или) расходов, иных объектов бухгалтерского учета, вне зависимости от поступления или выбытия денежных средств (или их эквивалентов) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций (абз. 5 п. 16). При ведении бухгалтерского учета субъект учета обеспечивает формирование достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых им обязательствах, полученных финансовых результатах, иной информации, необходимой пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности для осуществления ими полномочий по внутреннему и внешнему финансовому контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении субъектом учета фактов хозяйственной жизни и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами (п. 18).

Порядок составления бюджетной отчетности установлен Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 года № 191н.

В состав бюджетной отчетности входит форма - Пояснительная записка (ф. 0503160), которая включает, в том числе форму Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169).

В соответствии с п. 167 указанной Инструкции № 191н сведения содержат обобщенные за отчетный период данные о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности субъекта бюджетной отчетности в разрезе видов расчетов.

В графе 1 указываются номера соответствующих аналитических счетов, по которым на начало, на конец отчетного периода, на конец аналогичного периода прошлого финансового года отражены остатки и (или) отражены обороты по увеличению (уменьшению) задолженности в отчетном периоде: по дебиторской задолженности - в том числе счета 020600000 «Расчеты по выданным авансам», 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам».

Административная ответственность по ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Согласно п 4 Примечания к указанной статье под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается: 1) искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате: более чем на 10 процентов; не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей; 2) искажение показателя бюджетной отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению показателя результата исполнения бюджета; 3) занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов на сумму, превышающую один миллион рублей, вследствие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности; 4) включение в бюджетную или бухгалтерскую (финансовую) отчетность показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета и не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета и (или) первичными учетными документами; 5) регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета; 6) ведение счетов бюджетного (бухгалтерского) учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета; 7) отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

В ходе рассмотрения настоящей жалобы было установлено, что Зимовец С.В. в нарушение требований п. 1 ст. 13 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», абз.абз. 8, 9 п. 3 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01 декабря 2010 года № 157н, п. 18 Федерального стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Минфина России от 31 декабря 2016 года № 256н, п. 167 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 года № 191н, допустил искажение бюджетной (бухгалтерской) отчетности на сумму 2 362 750 рублей 61 копейка - занижен показатель по строке «03 02 00840390049 221» счета 30234 графе 9 «на конец отчетного периода» Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (форма 0503169) (далее - Сведения) по состоянию на 01 января 2019 года по виду задолженности «кредиторская» на сумму 2 362 750 рублей 61 копейка.

Виновность Зимовца С.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установлена должностным лицом на основании исследованных при рассмотрении дела доказательств: протокола об административном правонарушении № 23-08/2020-5 от 26 ноября 2020 года; копий: приказа УФК по Камчатскому краю от 08 сентября 2020 года № 333 «О назначении плановой камеральной проверки Федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю»; письма о направлении бюджетной отчетности за 2018 год; пояснительной записки на 01 января 2019 года; сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (кредиторская); выписки из приказа о возложении временного исполнения обязанностей; Устава; государственного контракта; акта приемки товаров (работ, услуг); государственного контракта; акта приемки товаров (работ, услуг).

Содержание доказательств приведены в постановлении должностного лица № 23-08/2020-5 от 18 декабря 2020 года.

Определение круга доказательств, их содержание, анализ и оценка, произведенные в соответствии с требованиями ст.ст. 26.1, 26.7, 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, позволили должностному лицу верно установить фактические обстоятельства дела и прийти к правильному выводу о виновности Зимовца С.В. в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Оснований не согласиться с произведенной должностным лицом оценкой доказательств по делу не усматриваю.

При этом доводы жалобы Зимовца С.В. о том, что в данном случае необходимо принять во внимание, что искажение бюджетной отчетности ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Камчатскому краю» допущено в результате ненадлежащего исполнения контрагентами «РН-Востокнефтепродукт» и ООО «РН-Карт» государственных контрактов, в следствии чего, вина и умысел в действиях Зимовца С.В. отсутствует, не являются основанием для отмены обжалуемого постановления, так как по смыслу ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление и решение по делу об административном правонарушении выносятся исключительно в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, и они не могут содержать выводов о виновности иных лиц, производство по делу в отношении которых не осуществлялось.

Таким образом, доводы о ненадлежащем исполнении контрагентами «РН-Востокнефтепродукт» и ООО «РН-Карт» государственных контрактов, рассмотрению не подлежат, поскольку данный вопрос выходит за рамки установленного ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предмета доказывания. Кроме того, как указывалось выше, по данному делу именно Зимовцом С.В. были занижены показатели по строке «030200840390049221» счета 30234 сведений по состоянию на 01 января 2019 года по виду задолженности «кредиторская» на сумму 2 362 750 рублей 61 копейка.

Каких-либо иных доводов, влекущих отмену или изменение постановления, жалоба не содержит.

Обжалуемое постановление достаточно мотивировано, выводы о виновности Зимовца С.В. в совершении правонарушения предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях основаны на имеющихся материалах дела.

Несогласие Заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом норм Кодекса РФ об административных правонарушениях и бюджетного законодательства, не свидетельствует о том, что должностным лицом допущены нарушения норм материального права и предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В соответствии со ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Как установлено ч. 1 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно примечанию к ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Временное исполнение обязанностей начальника федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел по Камчатскому краю» возложено на Зимовца С.В. приказом начальника Управления Министерства внутренних дел по Камчатскому краю № 26-лс от 18 января 2019 года.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ведение бухгалтерского учета организуется руководителем экономического субъекта.

Как установлено п. 28.1 Устава Учреждения, утвержденного приказом МВД России от 30 марта 2012 года № 232 начальник Учреждения несет ответственность за выполнение возложенных на Учреждение функций.

В соответствии с п. 28.5 Устава начальник Учреждения несет ответственность за соблюдение законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России о бюджетном учете и отчетности.

Таким образом, Зимовец С.В. являясь руководителем ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел по Камчатскому краю», вступая в регулируемые бюджетным законодательством правоотношения и допустил искажение бюджетной (бухгалтерской) отчетности, чем не обеспечил исполнение своих публично-правовых обязанностей, не проявил должную степень заботливости и осмотрительности и не предпринял всех зависящих от него мер для соблюдения требований бюджетного законодательства.

При таких обстоятельствах, действия (бездействие) Зимовца С.В. правильно квалифицированы по ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Административное наказание Зимовцу С.В. назначено в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, в минимальном размере, установленном санкцией ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за фактически содеянное, в связи с чем, оснований считать его незаконным не имеется.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, должностным лицом не допущено, в связи с чем, жалоба Зимовца С.В. удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю № 23-08/2020-5 от 18 декабря 2020 года, вынесенного в отношении должностного лица – временно исполняющего обязанности начальника федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел по Камчатскому краю» Зимовца Сергея Владимировича по ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Зимовца Сергея Владимировича, без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Е.А. Лобановская