ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-13/11 от 04.05.2011 Увельского районного суда (Челябинская область)

Р Е Ш Е Н И Е

«04» мая 2011 года

Увельский районный суд Челябинской области в составе:

судьи Сердюковой С.С.,

с участием помощника прокурора Увельского района Шашковой Т.А.

при секретаре Лейба Т.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе администрации Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области на постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 2 Увельского района Челябинской области Черепановой О.Ю. от «10» марта 2011 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 2 Увельского района Челябинской области Черепановой О.Ю. от «10» марта 2011 г. администрация Хомутининского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

В жалобе Глава администрации Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области Быков А.М. просит постановление отменить, производство по делу прекратить, указывая на то, что судом неправильно применена ч. 4 ст. 12 Закона РФ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ, Постановление № 171 Главы администрации Увельского муниципального района Челябинской области «Об утверждении Перечня должностей муниципальной службы Увельского муниципального района Челябинской области, в наибольшей степени подверженных риску коррупции (коррупциогенных должностей)» от 17.03.2010 г. В соответствии с ч. 4 ст. 12 Закона РФ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 272-ФЗ «работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации». Лапаев А.В. был принят на должность директора Муниципального унитарного предприятия «Хуторское ЖКХ» на основании распоряжения Главы Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области от 18.03.2010 г. с 19.03.2010 г. На момент принятия Лапаева А.В. на работу и заключения с ним трудового договора указанные нормативные акты Российской Федерации приняты не были. Только спустя более четырех месяцев был принят Указ Президента РФ «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» от 21.07.2010 г. № 925, пунктом 4 которого рекомендовано органам местного самоуправления в 2-месячный срок разработать, руководствуясь настоящим Указом, и утвердить перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и перечни должностей муниципальной службы, предусмотренные ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ. Перечень должностей муниципальной службы Увельского муниципального района Челябинской области в наибольшей степени подверженных риску коррупции (коррупциогннных должностей), утвержденный Постановлением № 171 Главы администрации Увельского муниципального района Челябинской области от 17.03.2010 г., принят не в соответствии с ч. 4 ст. 12 Закона РФ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ. Кроме того, Постановление Правительства РФ «О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации» от 08.09.2010 г. № 700 вступило в силу только 22.09.2010 г. По вопросу, касающемуся применения ч. 4 ст. 12 Закона РФ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ было направлено письмо Минздравсоцразвития РФ от 24.04.2009 г. № 3854-17. Таким образом, у администрации Хомутининского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области не возникла обязанность в десятидневный срок сообщать о заключении трудового договора.

В судебное заседание Глава администрации Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области Быков А.М. не явился, о месте и времени судебного заседания извещен.

Защитник Блиндин С.С. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен.

Защитник Пищальников С.Н. в судебном заседании жалобу поддержал, дополнительно указал, что Постановление № 171 Главы администрации Увельского муниципального района Челябинской области «Об утверждении Перечня должностей муниципальной службы Увельского муниципального района Челябинской области, в наибольшей степени подверженных риску коррупции (коррупциогенных должностей)» от 17.03.2010 г. было принято не во исполнение ч. 4 ст. 12 Закона РФ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 272-ФЗ, а во исполнение Постановления № 264 администрации Увельского муниципального района Челябинской области от «14» апреля 2010 г. «Об утверждении Положения «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими Увельского муниципального района, и соблюдения муниципальными служащими Увельского муниципального района требований к служебному поведению» от «14» апреля 2010 г. Согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов Увельского муниципального района Челябинской области на заключение трудового договора с Лапаевым А.В. при приеме на работу в качестве директора Муниципального унитарного предприятия «Хуторское ЖКХ» не требовалось, так как в должностные обязанности Лапаева А.В. при замещении должности начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Увельского муниципального района Челябинской области функции управления Муниципальным унитарным предприятием «Хуторское ЖКХ» не входили. Учредителем данного предприятия является администрация Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области, а не администрация Увельского муниципального района Челябинской области. Распоряжения Лапаева А.В., как начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Увельского муниципального района Челябинской области, в отношении Муниципального унитарного предприятия «Хуторское ЖКХ» были бы незаконны, и Лапаев А.В. такие распоряжения их не издавал. Координация и управленческая деятельность – разные вещи.

Прокурор Шашкова Т.А. против удовлетворения жалобы возражала, указав на то, что Лапаев А.В. замещал муниципальную должность начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Увельского муниципального района Челябинской области с «17» марта 2008 г. по «31» марта 2010 г. Согласно Перечню должностей муниципальной службы Увельского района Челябинской области в наибольшей степени подверженных риску коррупции, утвержденному Постановлением № 171 Главы Увельского муниципального района Челябинской области от «17» марта 2010 г., указанная должность является коррупциогенной должностью. В соответствии с Положением «Об управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации Увельского муниципального района Челябинской области, утвержденным Постановлением № 402 Главы Увельского муниципального района Челябинской области от «02» августа 2006 г., руководство управлением осуществляет начальник управления, основными задачами деятельности которого является решение вопросов, связанных с координацией деятельности городских жилищно-коммунальных служб. Распоряжением № 10 Главы Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области от «18» марта 2010 г. Лапаев А.В. с «19» марта 2010 г. был принят на должность директора Муниципального унитарного предприятия «Хуторское ЖКХ», которое находится под контролем Увельского муниципального района Челябинской области. Лапаев А.В., как начальник Муниципального унитарного предприятия Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Увельского муниципального района Челябинской области, имел возможность координировать деятельность Муниципального унитарного предприятия «Хуторское ЖКХ». Согласно ч. 1 ст. 12 Закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 272-ФЗ Лапаев А.В. имел право замещать должность начальника Муниципального унитарного предприятия «Хуторское ЖКХ» только с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов Увельского муниципального района Челябинской области. Такое согласие получено не было. Перечень должностей муниципальной службы Увельского муниципального района Челябинской области, в наибольшей степени подверженных риску коррупции (коррупциогенных должностей)» был утвержден Постановлением № 171 Главы администрации Увельского муниципального района Челябинской области от 17.03.2010 г. Данный перечень соответствует требованиям Закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 272-ФЗ. Указание защитника Пищальникова С.Н. на то, что данный перечень распространяется лишь на случаи проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими Увельского муниципального района, необоснованна, не содержит ссылок на действующее законодательство. По аналогии закона данный перечень подлежит распространению на все направления деятельности, и подлежит учету при применении ст. 12 Закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 272-ФЗ. На момент принятия Лапаева А.В. на должность начальника Муниципального унитарного предприятия Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Увельского муниципального района Челябинской области Постановление № 171 Главы администрации Увельского муниципального района Челябинской области «Об утверждении Перечня должностей муниципальной службы Увельского муниципального района Челябинской области, в наибольшей степени подверженных риску коррупции (коррупциогенных должностей)» от 17.03.2010 г. уже было принято. Указом Президента РФ «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» от 21.07.2010 г. № 925, муниципальным образованиям было рекомендовано разработать указанные перечни. То, что администрацией Увельского муниципального района Челябинской области Перечень должностей муниципальной службы Увельского муниципального района Челябинской области, в наибольшей степени подверженных риску коррупции (коррупциогенных должностей) был утвержден ранее, не свидетельствует о его недействительности. Администрация Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области, заключая договор с Лапаевым А.В. о принятии его на должность начальника Муниципального унитарного предприятия «Хуторское ЖКХ» в соответствии ч. 4 ст. 12 Закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 272-ФЗ, обязана была сообщить работодателю по последнему месту работы Лапаева А.В. - в администрацию Увельского муниципального района Челябинской области о заключении такого трудового договора. Однако, достоверно установлено, что этого сделано не было. Письмо Минстерства здравоохранения и социального развития РФ «О реализации отдельных положений законодательства о противодействии коррупции» от 24.04.2009 г. № 3854-17, на которое содержится ссылка в жалобе, действие Закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 272-ФЗ не приостанавливает.

Проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, заслушав защитника Блиндина С.С., прокурора Шашкову Т.А., суд оснований к отмене постановления не усматривает.

Мировым судьей установлено, что администрация Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области «25» марта 2010 г. привлекла к трудовой деятельности бывшего муниципального служащего Лапаева А.В., замещавшего должность начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Увельского муниципального района Челябинской области с «17» сентября 2008 г. по «31» марта 2010 г., включенную в Перечень должностей муниципальной службы Увельского муниципального района Челябинской области, в наибольшей степени подверженных риску коррупции, утвержденного Постановлением № 171 Главы администрации Увельского муниципального района Челябинской области от «17» марта 2010 г., с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом РФ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ.

Изложенные в жалобе доводы о невиновности администрации Хомутининского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области проверялись в судебном заседании, своего подтверждения не нашли.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона РФ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 272-ФЗ «гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Согласно ч. 4 указанной статьи «работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации».

В силу ч. 5 данной статьи «неисполнение работодателем обязанности, установленной ч. 4 настоящей статьи, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Мировым судьей установлено, что Лапаев А.В. замещал муниципальную должность начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Увельского муниципального района Челябинской области с «17» марта 2008 г. по «31» марта 2010 г. Согласно Перечню должностей муниципальной службы Увельского района Челябинской области в наибольшей степени подверженных риску коррупции, утвержденному Постановлением № 171 Главы Увельского муниципального района Челябинской области от «17» марта 2010 г. № 171, указанная должность является коррупциогенной должностью. В соответствии с п. 34, 36 Положения «Об управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации Увельского муниципального района Челябинской области, утвержденного Постановлением № 402 Главы Увельского муниципального района Челябинской области от «02» августа 2006 г., руководство управлением осуществляет начальник управления, основными задачами деятельности которого является решение вопросов, связанных с координацией деятельности городских жилищно-коммунальных служб. Согласно ст. 15 данного Положения основными функциями управления являются координация деятельности предприятий, работающих в сфере жилищно-коммунального хозяйства и осуществление управления бюджетными ресурсами, выделенными на обеспечение деятельности коммунального хозяйства. Распоряжением № 10 Главы Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области Овсяник Т.А. от «18» марта 2010 г. Лапаев А.В. с «19» марта 2010 г. был принят на должность директора Муниципального унитарного предприятия «Хуторское ЖКХ», которое является коммерческой организацией. Решением № 15 избирательной комиссии Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области от «22» марта 2010 г. Главой Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области зарегистрирован Быков А.М. «25» марта 2010 г. администрацией Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области в лице Быкова А.М. заключен трудовой договор с Лапаевым А.В. о работе в должности директора Муниципального унитарного предприятия «Хуторское ЖКХ» с «25» марта 2010 г. Лапаев А.В. согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов Увельского муниципального района Челябинской области на заключение трудового договора на работу в качестве директора Муниципального унитарного предприятия «Хуторское ЖКХ» не получал. Администрация Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области работодателю по последнему месту работы Лапаева А.В. в администрацию Увельского муниципального района Челябинской области о заключении трудового договора с бывшим муниципальным служащим Лапаевым А.В. не сообщила.

Указанные обстоятельства были установлены мировым судьей на основе совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, в числе которых: объяснения законного представителя Быкова А.М., данные в постановлении о возбуждении дела об административных правонарушении, копия трудовой книжки Лапаева А.В., копия распоряжения № 10 Главы Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области «О принятии Лапаева А.В. на должность директора Муниципального унитарного предприятия «Хуторское ЖКХ» от «18» марта 2010 г., копия трудового договора Лапаева А.В. от «25» марта 2010 г., копия Положения «Об управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации Увельского муниципального района Челябинской области, утвержденного Постановлением № 402 Главы Увельского муниципального района Челябинской области от «02» августа 2006 г., другие материалы дела.

Установив данные обстоятельства, мировой судья пришел к обоснованному выводу о совершении администрацией Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» - «привлечение к трудовой деятельности государственного или муниципального служащего (бывшего государственного или муниципального служащего), замещающего (замещавшего) должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом Федеральным законом РФ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ.

Квалификация содеянного администрацией Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области по ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях соответствует фактическим обстоятельствам дела и сомнений не вызывает. Оснований для прекращения производства по делу нет.

Указание защитника Пищальникова С.Н. на то, что Постановление № 171 Главы администрации Увельского муниципального района Челябинской области «Об утверждении Перечня должностей муниципальной службы Увельского муниципального района Челябинской области, в наибольшей степени подверженных риску коррупции (коррупциогенных должностей)» от 17.03.2010 г. было принято не во исполнение ч. 4 ст. 12 Закона РФ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 272-ФЗ, а во исполнение Постановления № 264 администрации Увельского муниципального района Челябинской области от «14» апреля 2010 г. «Об утверждении Положения «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими Увельского муниципального района, и соблюдения муниципальными служащими Увельского муниципального района требований к служебному поведению» от «14» апреля 2010 г. несостоятельно, так как Постановление № 171 Главы администрации Увельского муниципального района Челябинской области «Об утверждении Перечня должностей муниципальной службы Увельского муниципального района Челябинской области, в наибольшей степени подверженных риску коррупции (коррупциогенных должностей)» от 17.03.2010 г. принято ранее Постановления № 264 администрации Увельского муниципального района Челябинской области от «14» апреля 2010 г. «Об утверждении Положения «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими Увельского муниципального района, и соблюдения муниципальными служащими Увельского муниципального района требований к служебному поведению» от «14» апреля 2010 г., из содержания Постановления № 171 Главы администрации Увельского муниципального района Челябинской области «Об утверждении Перечня должностей муниципальной службы Увельского муниципального района Челябинской области», в наибольшей степени подверженных риску коррупции (коррупционных должностей)» от 17.03.2010 г. следует, что оно было принято в рамках проведения мероприятий по противодействию коррупции в Увельском муниципальном районе Челябинской области. Разработка и утверждение указанного перечня ст. 12 Закона РФ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ не противоречит.

Доводы жалобы о том, что на момент принятия Лапаева В.А. на должность директора Муниципального унитарного предприятия «Хуторское ЖКХ» - «18» марта 2010 г., нормативные акты Российской Федерации, устанавливающие порядок сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальной службы, о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы, приняты не были, об отсутствии в действиях администрации Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области указанного состава административного правонарушения не свидетельствуют, так как отсутствие указанных нормативных актов от исполнения обязанности, предусмотренной ч. 4 ст. 12 вступившего в силу Закона РФ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ, работодателя не освобождало.

Постановлением Правительства РФ «О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации» от 08.09.2010 г. № 400 фактически была утверждена лишь единая форма письма по направлению указанных сведений.

Письмо Министерства здравоохранения и социального развития «О реализации отдельных положений законодательства о противодействии коррупции» от 24.04.2009 г. № 3854-17, на которое содержится ссылка в жалобе, нормативного характера не носит, опубликовано не было.

Наказание, назначенное мировым судьей, по виду и размеру в полной мере отвечает тяжести содеянного, смягчающим обстоятельством, является справедливым, соразмерным содеянному.

Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л :

Постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 2 Увельского района Челябинской области Черепановой О.Ю. от «10» марта 2011 г. по делу об административном правонарушении в отношении администрации Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области оставить без изменения, жалобу администрации Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области – без удовлетворения.

Судья: (подпись)