ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-13/13 от 11.02.2013 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

11 февраля 2013 года г. Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд ХМАО-Югры Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Сосновской О.А.,

с участием:

представителя лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО3, действующей на основании доверенности серии от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Охлопкова А.А. на постановление заместителя руководителя РО ФСФР России в УрФО ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, которым должностное лицо – президент <адрес> негосударственного пенсионного фонда Охлопков ФИО6 привлечен к административной ответственности по ч.12 ст.15.29 КоАП РФ к наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя РО ФСФР России в УрФО ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – президент <адрес> негосударственного пенсионного фонда Охлопков ФИО7 привлечен к административной ответственности по ч.12 ст.15.29 КоАП РФ к наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Считая данное постановление незаконным и необоснованным, Охлопков А.А. обратился в суд с жалобой об его отмене, с прекращением производства по делу за отсутствием состава правонарушения. Доводы жалобы мотивированы тем, что при вынесении постановления сделаны неправомерные выводы, которые не основаны на нормах действующего законодательства; не оценены доказательства, представленные Фондом при рассмотрении дела, в частности документы бухгалтерского учета, подтверждающие, что источником совершения расходов по оплате услуг банка явилось имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности Фонда, а не средства пенсионных накоплений; средства пенсионных резервов в результате безакцептного списания средств с р/с не уменьшались.

В судебное заседание не явились заявитель Охлопков А.А. и представитель Регионального отделения в УрФО Федеральной службы по финансовым рынкам, будучи надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного заседания. Ходатайств об отложении разбирательства не поступало. Уважительной причины неявки судом не установлено. В связи с чем, в соответствии со ст.30.6 КоАП РФ, суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании представитель Охлопкова А.А. – ФИО5 обоснования и требования жалобы поддержала в полном объёме, просила постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить, указав, что не доказан факт расходования Фондом пенсионных накоплений. Списание денежных средств со счета не привело к уменьшению средств пенсионных накоплений, поскольку на данном счете в течение ДД.ММ.ГГГГ года находились иные поступления, не являющиеся средствами пенсионных накоплений, сумма которых превышает сумму списанных денежных средств. Кроме того, указала, что Охлопков А.А. был назначен на должность президента Фонда лишь в ДД.ММ.ГГГГ году, в связи с чем, не может нести ответственность за действия, имевшие место в ДД.ММ.ГГГГ году. При наличии состава правонарушения, считает, что возможно признать его малозначительным. Также на вопрос суда пояснила, что банковский счет был открыт и предназначался для аккумулирования пенсионных накоплений.

К материалам дела по ходатайству ФИО3 приобщены копии бухгалтерских документов, протокола , приказа .

Суд, заслушав мнение представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, изучив доводы жалобы и исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему.

Постановлением заместителя руководителя РО ФСФР России в УрФО ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – президент <адрес> негосударственного пенсионного фонда Охлопков А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.12 ст.15.29 с назначением ему наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей, за нарушение требований, предусмотренных п.16.1 Страховых правил <адрес> негосударственного пенсионного фонда, п.4 ст.8 и п.1 ст.14 Федерального Закона от 07.05.1998г. №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Административная ответственность по ч.12 ст.15.29 КоАП РФ предусмотрена за нарушение профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, лицом, осуществляющим функции центрального контрагента, акционерным инвестиционным фондом, негосударственным пенсионным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда при осуществлении ими соответствующих видов деятельности установленных законодательством требований к этим видам деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частями 1-11 настоящей статьи, статьями 13.25, 15.18-15.20, 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.30 и 19.7.3 настоящего Кодекса, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Суд приходит к выводу, что Охлопков А.А. обоснованно привлечен к административной ответственности по ч.12 ст.15.29 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.05.1998 №75 - ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» негосударственный пенсионный фонд - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения: деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании; деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона N75-ФЗ фонд в соответствии с уставом выполняет, в том числе следующие функции: аккумулирует пенсионные взносы и средства пенсионных накоплений; формирует имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности, и инвестирует составляющие его активы; формирует пенсионные резервы, организует размещение средств пенсионных резервов и размещает пенсионные резервы; организует инвестирование средств пенсионных накоплений.

Часть 4 ст. 8 вышеуказанного закона закрепляет принцип разделения оплаты расходов фонда в зависимости от типов произведенных расходов. Оплата расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности фонда, производится из имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, за исключением расходов, связанных с размещением средств пенсионных резервов и инвестированием средств пенсионных накоплений. Оплата расходов, связанных с размещением средств пенсионных резервов и инвестированием средств пенсионных накоплений, производится соответственно из средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений.

Примерами расходов, подлежащих оплате за счет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, являются оплаты по договорам об оказании услуг по организационному, информационному и техническому обеспечению деятельности фонда, об оказании услуг по ведению пенсионных счетов.

В соответствии со ст.16 Федерального закона от 07.05.1998 №75 - ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» собственное имущество фонда подразделяется на имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, а также пенсионные резервы и пенсионные накопления.

Согласно ст.17 Федерального закона от 07.05.1998 №75 - ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, образуется за счет: совокупного вклада учредителей (вклада учредителя); целевых взносов вкладчиков, части дохода фонда от размещения пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений; части сумм пенсионных взносов, если право фонда на направление части соответствующих взносов на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, и покрытие административных расходов предусмотрено правилами фонда и соответствующим договором; дохода фонда от использования, в том числе размещения имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда; благотворительных взносов и других законных поступлений.

В соответствии с пунктом 16.1 Страховых правил <адрес> негосударственного пенсионного фонда (с изменениями и дополнениями, утвержденными Советом Фонда от ДД.ММ.ГГГГ) оплата расходов, связанных с осуществлением уставной деятельности фонда в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, производится из имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, за исключением расходов, связанных с инвестированием средств пенсионных накоплений.

В соответствии с Уставом <адрес> негосударственного пенсионного фонда оперативное управление текущей деятельностью фонда осуществляется президентом фонда Охлопковым А.А., назначенным на должность решением внеочередного заочного заседания Совета Фонда от ДД.ММ.ГГГГ (протоколы заседания Совета Фонда ).

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании Фондом для аккумулирования и передачи средств пенсионных накоплений управляющим компаниям для их инвестирования, в ОАО «<адрес> банк» открыт банковский счет (договор банковского счета от ДД.ММ.ГГГГ).

За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по данному банковскому счету неоднократно производилось безакцептное списание средств пенсионных накоплений по оплате услуг за ведение банковского счета:

- в соответствии с банковским ордером от ДД.ММ.ГГГГ со счета списаны денежные средства в размере 500 рублей в качестве комиссии за техническое обслуживание систем ДБО;

- в соответствии с банковским ордером от ДД.ММ.ГГГГ со счета списаны денежные средства в размере 30 рублей в качестве комиссии за перечисление средств по расчетному документу клиента согласно тарифам банка;

- в соответствии с банковским ордером от ДД.ММ.ГГГГ со счета списаны денежные средства в размере 180 рублей в качестве комиссии за перечисление средств по расчетному документу клиента согласно тарифам банка;

- в соответствии с банковским ордером от ДД.ММ.ГГГГ со счета списаны денежные средства в размере 500 рублей в качестве комиссии за техническое обслуживание систем ДБО.

В соответствии со справкой-разъяснением, представленной <адрес> негосударственным пенсионным фондом, за период с ДД.ММ.ГГГГ годы ОАО «<адрес> банк» в безакцептном порядке списал с банковского счета денежные средства в размере 56 700 рублей в качестве комиссии за обслуживание счета, в том числе в ДД.ММ.ГГГГ году – 8 760 рублей, в ДД.ММ.ГГГГ году – 16380 рублей, в ДД.ММ.ГГГГ году – 31 560 рублей.

Таким образом, расходы <адрес> негосударственного пенсионного фонда, не связанные с инвестированием средств пенсионных накоплений, покрывались за счет средств пенсионных накоплений.

Доводы заявителя суд находит несостоятельными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункта 4 ст.36.19 Федерального закона от 07.05.1998 №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» Фонд обязан вести обособленный учет операций, связанных с пенсионными накоплениями для финансирования накопительной части трудовой пенсии. Для осуществления операций со средствами пенсионных накоплений фонд открывает отдельные банковские счета в кредитной организации, удовлетворяющей требованиям Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 3 ст.13 Федерального закона от 24.07.2002 №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии Российской Федерации» субъекты отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, другие лица, вовлеченные в процесс инвестирования средств пенсионных накоплений, не вправе зачислять на отдельный банковский счет (счета) для осуществления операций со средствами пенсионных накоплений денежные средства, не являющиеся пенсионными накоплениями.

Согласно материалам дела банковский счет № был открыт Фондом в ОАО «<адрес> банк» для аккумулирования и передачи средств пенсионных накоплений управляющим компаниям для их инвестирования. И с данного счета в ДД.ММ.ГГГГ года происходило безакцептное списание денежных средств на оплату услуг по обслуживанию счета, то есть расходов, связанных с осуществлением уставной деятельности Фонда. Так, в ДД.ММ.ГГГГ году списано 16 380 рублей, в ДД.ММ.ГГГГ году – 31 560 рублей, которые были возвращены на счет как ошибочно перечисленные только ДД.ММ.ГГГГ на основании платежных поручений , после проведенной проверки Счетной палатой. Таким образом, с момента списания до ДД.ММ.ГГГГ указанные денежные средства были исключены из общего объема средств, подлежащих инвестированию.

Правовая природа безналичных денежных средств не свидетельствует о том, что Негосударственный пенсионный фонд вправе использовать данные денежные средства, составляющие пенсионные резервы и пенсионные накопления, для оплаты расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности Фонда.

Тот факт, что на данный счет ошибочно поступали денежные средства, не составляющие пенсионные накопления, не дает Фонду правовых оснований для списания денежных средств с данного счета на уставную деятельность.

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно протокола от ДД.ММ.ГГГГ и приказа от ДД.ММ.ГГГГ Охлопков А.А. с ДД.ММ.ГГГГ вступил в должность президента <адрес> негосударственного пенсионного Фонда.

Согласно обжалуемого постановления Охлопкову А.А. вменяется совершение правонарушения в период ДД.ММ.ГГГГ года, тогда как обязанности президента Фонда он исполняет с ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, суд полагает необходимым исключить из его виновных действий период совершения правонарушения – ДД.ММ.ГГГГ год. Между тем, указанное не влияет на квалификацию действий Охлопкова А.А., на размер назначенного ему наказания, которое является минимальным согласно санкции ч.12 ст.15.29 КоАП РФ.

В силу вышеизложенного суд приходит к выводу, что Охлопковым А.А., как должностным лицом <адрес> негосударственного пенсионного фонда, нарушены требования, предусмотренные п.16.1 Страховых правил <адрес> негосударственного пенсионного фонда (с изменениями и дополнениями, утвержденными Советом Фонда от ДД.ММ.ГГГГ), п.4 ст.8 и п.1 ст.14 Федерального Закона от 07.05.1998г. №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», в связи с чем, он обоснованно привлечен к административной ответственности по ч.12 ст.15.29 КоАП РФ.

Виновность Охлопкова А.А. доказана и подтверждается материалами дела.

Процессуальных нарушений при составлении административного материала и его рассмотрении судом не установлено.

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении Охлопкова А.А., соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ.

Оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ суд не находит.

По смыслу закона, административное правонарушение может быть признано малозначительным, если оно, во-первых, не причинило вреда и, во-вторых, не создало угрозы причинения вреда личности, обществу или государству.

В данном случае, совершенное Охлопковым А.А. правонарушение создало угрозу причинения вреда общественным отношениям, регулируемым и охраняемым нормами административного права, федерального законодательства, проявилось в создании условий для наступления вредных последствий.

То обстоятельство, что в последующем были приняты меры к устранению нарушения, также не является основанием для признания совершенного правонарушения малозначительным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя РО ФСФР России в УрФО ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, которым должностное лицо – президент Ханты-Мансийского негосударственного пенсионного фонда Охлопков ФИО8 привлечен к административной ответственности по ч.12 ст.15.29 КоАП РФ к наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей, – оставить без изменения, жалобу Охлопкова А.А. – без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд в течение 10 дней с момента получения копии решения.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда О.А.Сосновская