К О П И Я
дело № 12-13/16
Р Е Ш Е Н И Е
город Салехард 03 февраля 2016 года
Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Мочалова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Департамента культуры по ЯНАО М. на постановление судьи Лабытнангского городского суда постоянное судебное присутствие в с. Аксарка Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, в отношении З.1, предусмотренном ч. 1 ст.7.15 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением судьи Лабытнангского городского суда постоянное судебное присутствие в с. Аксарка Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 декабря 2015 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.15 КоАП РФ, в отношении З.1, прекращено на основании ст. 4.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
С указанным постановлением не согласен представитель Департамента культуры ЯНАО М. в жалобе просил его отменить, дело вернуть на новое рассмотрение. Указал, что З.1 выполнил археографическую разведку в бассейне р. Собь Приуральского района ЯНАО без специального на то разрешения (открытого листа), т.е. совершил административное правонарушение по ч. 1 ст. 7.15 КоАП РФ. З.2 в 2011 году произвел археологические работы без открытого листа, департамент не знал и не мог знать о проведении указанных работ, о данном факте стало известно о правонарушении только 16 ноября 2015 году. Поэтому данное правонарушение следует рассматривать в соответствии с ч.2 ст. 4.5 КоАП РФ как длящееся, срок исчислять с момента выявления правонарушения.
З.1 в судебное заседание не явился, надлежаще уведомлен о месте и времени рассмотрения дела.
Представитель Департамента культуры ЯНАО М. в судебном заседании на доводах жалобы настаивал.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, заслушав явившихся лиц, прихожу к следующему.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела.
В силу ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объёме.
В соответствии с ч.1 ст. 7.15 КоАП РФ проведение археологических полевых работ без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.15 КоАП РФ, являются общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения сохранности культурного наследия народов РФ, включая памятники археологии.
Объективная сторона правонарушения состоит в нарушении установленного порядка проведения археологических разведок и раскопок, которое может в некоторых случаях сопровождаться повреждением или уничтожением объекта археологического наследия.
Согласно ч.1 ст. 45.1 от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов (далее - археологические полевые работы), проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год разрешения (открытого листа).
Положениями ч. 7 ст. 45.1 ФЗ № 73 определены виды археологических полевых работ:
1) археологические разведки - проведение на поверхности земли или под водой научных исследований объектов археологического наследия без осуществления земляных работ либо с осуществлением локальных земляных работ с общей площадью раскопов не более 20 квадратных метров на каждом объекте археологического наследия с исследованием культурного слоя путем заложения шурфов или без такового, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях выявления объектов археологического наследия, уточнения сведений о них или планирования мероприятий по обеспечению их сохранности;
2) археологические раскопки - проведение на поверхности земли, в земле или под водой научных исследований объектов археологического наследия посредством земляных и связанных с ними работ, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях изучения и сохранения объектов археологического наследия;
3) археологические наблюдения - проведение научных исследований объектов археологического наследия на поврежденных участках территорий объектов археологического наследия в целях выявления на них археологических предметов и сохранившихся участков культурного слоя и (или) исследуемых методами археологических раскопок конструктивных составляющих объектов археологического наследия.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 07декабря 2015 года №11-15 НП «Этнографическое бюро» в лице археолога З.1 в соответствии с заключенным 14.06.2011 года с ГБУ «Ямало-Ненецкий научный центр изучения Арктики» государственным контрактом № 44 провело в июне-июле 2011 года археологические полевые работы в бассейне р. Собь Приуральского района ЯНАО.Согласно коллекционной описи обнаружено 1317 археологических предметов, 1310 единиц из которых в соответствии со справкой ГБУ ЯНАО «Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. Ш.» от 29.10.2015 № 333 сданы на постоянное хранение (л.д. 161-164).
В материалах дела имеется копия письма Министерства культуры РФ №2035-05-05 от 17 сентября 2012 года, которым З.1 было отказано в выдаче разрешения (открытого листа) на выполнение археологических полевых работ (л.д.9).
НП «Этнографическое бюро» в лице археолога З.1 в нарушении, действующего Федерального закона №73 выполнило археографическую разведку в бассейне р. Собь Приуральского района ЯНАО без специального на то разрешения (открытого листа), то есть совершил правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 7.15 КоАП РФ.
Судьей сделан правильный вывод об истечении срока привлечения физического лица к административной ответственности в силу следующего.
Согласно материалам дела объективная сторона административного правонарушения З.1 выполнена в июле 2011 года, а именно по окончанию выполнения археологических полевых работ без разрешения.
В соответствии с ч. 1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации составляет 1 год.
Кроме того, эта же норма в редакции КоАП РФ, действующей на момент совершения правонарушения, предусматривала срок давности привлечения к административной ответственности: постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Таким образом, правонарушение является оконченным, а не длящимся, следовательно, вывод судьи в постановлении об истечении давности срока привлечения к административной ответственности является верным.
При этом постановление не требует изменения, поскольку судьей правильно применена ст. 24.5 КоАП РФ, согласно которой производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
Доводы жалобы, основанные на субъективном толковании закона и утверждениях, не подтвержденных материалами дела, подлежат отклонению.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление судьи Лабытнангского городского суда постоянное судебное присутствие в с. Аксарка Приуральского района ЯНАО от 14 декабря 2015 года по делу по ч. 1 ст. 7.15 КоАП в отношении З.1 оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Судья суда ЯНАО (подпись) Н.В. Мочалова