Дело №
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
04 марта 2016 года город Борзя
Судья Борзинского городского суда Забайкальского края Слепцов И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Борзя ДД.ММ.ГГГГ жалобу Гусенцовой С.А. на постановление заместителя министра финансов Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении руководителя администрации муниципального района «Борзинский район» Гусенцовой С.А. к административной ответственности по ч. 1. ст. 15.15 КоАП РФ,
установил:
Согласно постановлению заместителя министра финансов Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ руководитель администрации муниципального района «Борзинский район» Гусенцова С.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1. ст. 15.15 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель Гусенцовой С.А. по доверенности Зарубина И.Г. подала на него жалобу, в которой просила постановление отменить, производство по делу прекратить. Ссылаясь на то, что должностным лицом, вынесшим постановление не в полной мере были исследованы обстоятельства дела, что привело к вынесению незаконного решения. Считает, что в данном случае отсутствует наличие вины должностного лица и умысла на совершение правонарушения, поскольку были приняты и принимаются все меры, направленные на возврат бюджетного кредита.
В ходе рассмотрения дела представитель должностного лица, привлекаемого к административной ответственности руководителя администрации муниципального района «<адрес>» Гусенцовой С.А. - Зарубина И.Г., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, оформленной надлежащим образом, доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.
В судебное заседание Гусенцова С.А. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, с участием ее представителя Зарубиной И.Г. Требования, изложенные в жалобе поддерживает в полном объеме.
Министерство финансов Забайкальского края, уведомленное о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, своего представителя в суд не направило.
Проверив с учетом требований ч. 3 ст. 30.6. КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав лиц участвующих в деле, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 93.2 Бюджетного кодекса РФ бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете, с учетом положений, установленных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
В соответствии с ч.2 ст. 93.2 Бюджетного кодекса РФ бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или соответствующими законами (решениями) о бюджете, и возвратности.
При утверждении бюджета устанавливаются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, бюджетные ассигнования для их предоставления на срок в пределах финансового года и на срок, выходящий за пределы финансового года, а также ограничения по получателям (заемщикам) бюджетных кредитов.
Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 100 Бюджетного кодекса долговые обязательства муниципального образования могут существовать в виде обязательств по бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.15 КоАП РФ невозврат бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№ установлено, что согласно служебной записке и подтверждающим документам отдела ИКиУГД Министерства финансов Забайкальского края (соглашение от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении бюджетного кредита» и реструктуризованное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ№) установлено, что срок возврата основного долга по предоставленному из краевого бюджета бюджетному кредиту муниципальному району «Борзинский район» предусмотрен не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Фактически бюджетный кредит муниципальным районом «Борзинский район» в краевой бюджет не возвращен, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.15 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что согласно, Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ№ заключенному между Министерством финансов Забайкальского края в лице министра финансов Забайкальского края С.А. Доробалюк и муниципальным районом «Борзинский район» в лице главы администрации муниципального района «Борзинский район» А.М. Федотова предоставлен кредит в сумме 46 000 000 руб. сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Так же ДД.ММ.ГГГГ между Министерством и муниципальным районом «Борзинский район» было заключено соглашение № об условиях предоставления бюджету муниципального района «Борзинский район» дополнительной финансовой помощи из бюджета Забайкальского края в виде бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита местного бюджета.
Согласно п. 3.2.2 Соглашения № заемщик (администрация муниципального района «Борзинский район») обязан обеспечить выполнение условий соглашения - направить средства бюджетного кредита для покупки имущественного комплекса по водоснабжению и водоотведению ООО «Мясо», реконструкции и модернизации водоснабжения и водоотведения городского поселения «Борзинское».
Соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении бюджетного кредиты» заключенного между Комитетом по финансам администрации муниципального районного «Борзинский район» и администрацией городского поселения «Борзинское», бюджетный кредит в сумме 46 000 000 рублей предоставлен городскому поселению «Борзинское» на вышеуказанные цели, сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ бюджетный кредит в сумме 46 000 000 рублей был зачислен на расчетный счет городского поселения «Борзинское» (распоряжение №, расходное расписание № от ДД.ММ.ГГГГ). Срок возврата основного долга по кредиту составлял до ДД.ММ.ГГГГ (п. 1.2 соглашения №).
Согласно Соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении реструктуризации задолженности по бюджетному кредиту, заключенного между Министерством финансов Забайкальского края и муниципальным районом «Борзинский район», срок возврата основного долга по предоставленному кредиту из краевого бюджета бюджетному кредиту муниципальному району «Борзинский район» предусмотрен не позднее ДД.ММ.ГГГГ, путем погашения задолженности ежегодно равными долями, согласно графику возврата бюджетного кредита (приложение № к соглашению). Аналогичное соглашение и на тех же условиях было заключено между Комитетом по финансам администрации муниципального района «Борзинский район» и городским поселением «Борзинское» (Соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ).
Установлено, что согласно имеющейся в материалах дела переписке между Комитетом по финансам администрации муниципального района «Борзинский район» и городским поселением «Борзинское», а так же Министерством финансов Забайкальского края (от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, претензия от ДД.ММ.ГГГГ), городское поселение «Борзинское» взятые на себя обязательства перед муниципальным районом по возврату суммы основного долга в срок до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 15 333 333 рубля, не выполнила, в связи с чем муниципальный район не смог возвратить бюджетный кредит в сумме 15 333 333 рубля в бюджет края. Администрацией муниципального района «Борзинский район» в Министерство финансов Забайкальского края направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ№ с просьбой о принятии мер административного воздействия в связи с неисполнением обязательств городским поселением «Борзинское».
В протоколе Совещания при Министерстве финансов Забайкальского края по проблемам исполнения консолидированного бюджета муниципального района «Борзинский район» от ДД.ММ.ГГГГ (п.3.3) принято решение о том, что в октябре 2015 года при наличии источников рассмотреть вопрос о предоставлении муниципальному району «Борзинский район» бюджетного кредита в размере 15 333,3 тыс. рублей для погашения задолженности по ранее полученному кредиту, средства которого направлены на приобретение имущественного комплекса по водоснабжению и водоотведению городского поселения «Борзинское».
Согласно положений статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Статья 15.15. часть 1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невозврат или несвоевременный возврат бюджетного кредита.
Согласно ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение совершается умышленно, если лицо сознает противоправный характер своего действия (бездействия), предвидит его вредные последствия и желает наступления таких последствий или сознательно их допускает либо относится к ним безразлично.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности их наступления, хотя должно было и могло их предвидеть.
Согласно положениям статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из примечания к рассматриваемой статье следует, что под должностным лицом в КоАП РФ понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15 КоАП РФ состоит в нарушении принципа возвратности предоставленного бюджетного кредита.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Судом установлено, что Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ№ о предоставлении кредита в сумме 46 000 000 руб. заключено между Министерством финансов Забайкальского края в лице министра финансов Забайкальского края С.А. Доробалюк и муниципальным районом «Борзинский район» в лице главы администрации муниципального района «Борзинский район» А.М. Федотова для городского поселения «Борзинское». П. 1.3. указанного соглашения предусматривает, что заемщик (муниципальный район «Борзинский район») гарантирует возврат бюджетного кредита и начисленных процентов за счет собственных доходов и отчислений от региональных налогов и сборов. Соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении реструктуризации задолженности по бюджетному кредиту, заключенного между Министерством финансов Забайкальского края и муниципальным районом «Борзинский район», со стороны муниципального района «Борзинский район» подписано руководителем администрации С.А. Гусенцовой, срок возврата основного долга по предоставленному кредиту из краевого бюджета бюджетному кредиту муниципальному району «Борзинский район» предусмотрен не позднее ДД.ММ.ГГГГ, путем погашения задолженности ежегодно равными долями, согласно графику возврата бюджетного кредита (приложение № к соглашению).
Таким образом, в данном случае невозврат бюджетного кредита в установленный срок установлен судом и подтверждается материалами дела, однако судья приходит к выводу, что привлечение главы администрации муниципального района «Борзинский район» Гусенцовой С.А. к административной ответственности по части 1 статьи 15.15 КоАП РФ должностным лицом не обоснованно, поскольку невозврат бюджетного кредита допущен не по вине руководителя администрации муниципального района «Борзинский район» С.А. Гусенцовой, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела представленные доказательства, в связи с чем в действиях Гусенцовой С.А. отсутствует состав административного правонарушения.
Кроме того, в целях предотвращения негативных последствий в случае невозврата бюджетного кредита Администрацией муниципального района «Борзинский район» и Комитетом по финансам муниципального района «Борзинский район» в адрес городского поселения «Борзинское» направлены запросы от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, претензия по возврату бюджетного кредита от ДД.ММ.ГГГГ, а также ДД.ММ.ГГГГ в Арбитражный суд Забайкальского края направлено исковое заявление к администрации городского поселения «Борзинское» о взыскании суммы долга и пени за несвоевременный возврат кредита.
С учетом изложенного, суд полагает, что в данном случае отсутствует наличие вины должностного лица и умысла на совершение правонарушения предусмотренного ст. 15.15 ч.1 КоАП РФ. Согласно условиям Соглашения № кредит был получен с целевым назначением для городского поселения «Борзинское». Городское поселение «Борзинское» своевременно не возвратило бюджетный кредит в связи, с чем муниципальным районом не был своевременно возвращен основной долг по кредиту в краевой бюджет. Обязательство заемщика (муниципального района «Борзинский район») в соглашении № о возврате задолженности по кредиту и начисленных процентов за счет собственных доходов и отчислений от региональных налогов и сборов, по мнению суда, в данном случае С.А. Гусенцовой, не свидетельствует о наличии у нее вины, поскольку данное соглашение заключено в целях реструктуризации ранее заключенного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№ о предоставлении кредита в сумме 46 000 000 руб. заключено между Министерством финансов Забайкальского края в лице министра финансов Забайкальского края С.А. Доробалюк и муниципальным районом «Борзинский район» в лице главы администрации муниципального района «Борзинский район» А.М. Федотова. Протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ не содержат сведений о не исполнении или ненадлежащем исполнении Гусенцовой С.А. как руководителем администрации муниципального района «Борзинский район» своих должностных обязанностей.
Статья 306.5 Бюджетного кодекса РФ предусматривает, что невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита финансовыми органами влечет бесспорное взыскание суммы непогашенного остатка бюджетного кредита и пеней за его несвоевременный возврат в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) бюджету, которому предоставлен бюджетный кредит, на сумму непогашенного остатка бюджетного кредита.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ судья
решил:
Жалобу Гусенцовой С.А. удовлетворить.
Постановление заместителя министра финансов Забайкальского края Малых М.Г. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Гусенцовой С.А. отменить.
Производство по данному делу об административных правонарушениях прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу с момента его оглашения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст. 30.10 КоАП РФ.
Судья Борзинского городского суда И.В. Слепцов