Дело 12-13/2018
Поступило в суд 10.05.2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Краснозерского районного суда Новосибирской области Силантьева Т.В.,
при секретаре Гавронине В.В.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – генерального директора ООО «Лотошанское» Порошкова В.В.,
рассмотрев жалобу генерального директора ООО «Лотошанское» Порошкова В.В. на постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Новосибирской области ФИО5 №07-05/07/1025 от 14 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Новосибирской области ФИО5 №07-05/07/1025 от 14 марта 2018 года генеральный директор ООО «Лотошанское» Порошков В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ и привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 50000 рублей.
С указанным постановлением не согласился генеральный директор ООО «Лотошанское» Порошков В.В. подал жалобу, просит признать результаты внеплановой выездной проверки на земельные участки недействительными, признать постановление незаконным и отменить по тем основаниям, что должностное лицо отсутствовало при проведении внеплановой проверки, на что указывает время проведение проверки каждого земельного участка – 30 минут, результаты фотосъемки проверяемых земельных участков, отсутствие на фотографиях информации о времени, дате, месяце и годе её проведения, отсутствие графического местоположения произведенной фотосъемки, не дает возможности идентифицировать место её проведения, погодные условия не соответствуют сведениям, отраженным в материалах проверки.
Протокол осмотра принадлежащего юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составлен инспектором ФИО3 – 03 ноября 2017 года, протокол административного правонарушения составлен 21 февраля 2018 года инспектором ФИО4, на основании протокола было вынесено постановление №07-05/07/1025 по делу об административном правонарушении от 14 марта 2018 года и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по делу об административном правонарушении №07-05/07/1025 от 14 марта 2018 года, что по мнению заявителя является грубым нарушением внеплановой выездной проверки.
В судебном заседании генеральный директор ООО «Лотошанское» Порошков В.В. доводы жалобы поддержал, просил результаты внеплановой выездной проверки на земельные участки с кадастровыми номерами №:№, №, №, №, №, №, №, 54:13:025303667 признать недействительными, вынесенные по результатам проверки постановление №07-05/07/1025 по делу об административном правонарушении от 14 марта 2018 года, представление от 14 марта 2018 года отменить.
В судебное заседание заместитель руководителя Управления Россельхознадзора по Новосибирской области ФИО5 и его представитель, не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новосибирской области, возражение на жалобу, из которого следует, что административным органом нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно, постановление от 14 марта 2018 года №07-05/07/1025 и представление от 14 марта 2018 года №07-05/07/1025 вынесенное Управлением Россельхознадзора по Новосибирской области соответствует закону и не нарушает права и законные интересы должностного лица. По доводам изложенным в возражении заместитель руководителя Управления просит вынесенные постановление и представление оставить в силе, жалобу заявителя без удовлетворения.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав доводы генерального директора ООО «Лотошанское» Порошкова В.В., свидетелей ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 прихожу к следующему выводу.
Согласно п.8 ч.1, ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Невыполнение землепользователями (владельцами), в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель, влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с п. 1 ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Постановлением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Новосибирской области от 14 марта 2018 года генеральный директор ООО «Лотошанское» Порошков В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу статей 26.1, 26.2 КоАП РФ обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, подтверждаются доказательствами, полученными исключительно с соблюдением предусмотренных законом требований.
В силу ч.3 ст.26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведённой в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок; права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов установлены Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В соответствии с подпунктом 4 пункта 10 Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», утверждённого приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 № 591, должностные лица Россельхознадзора и его территориальных органов при проведении проверок не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при её проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом «б» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ, а также предусмотренного подпунктом 11 пункта 8 настоящего Административного регламента.
Согласно статье 71 Земельного кодекса Российской Федерации, под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности (пункт 1 статьи 71).
При осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учётом особенностей, установленных настоящим Кодексом (пункт 4 статьи 71).
Пунктом 12 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ предусмотрено, что о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее, чем за три рабочих дня до начала её проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 9 Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», утверждённого приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 № 591, должностные лица Россельхознадзора и его территориальных органов при проведении проверок обязаны не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, представителю органа государственной власти, органу местного самоуправления, гражданину, его уполномоченному представителю, присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки.
В соответствии с подпунктом 13 пункта 9 Административного регламента должностные лица Россельхознадзора и его территориальных органов при проведении проверок обязаны осуществить запись о проведенной проверке в журнале учета проверок в случае его наличия у юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Как усматривается из материалов дела и следует из пояснения генерального директора ООО «Лотошанское» Порошкова В.В. о проведении внеплановой выездной проверки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области земельных отношений (в части, касающихся земель сельскохозяйственного назначения) 03 ноября 2017 года в 10 часов 00 минут по адресу: <адрес>, которую будет проводить государственный инспектор отдела государственного земельного надзора ФИО10 был уведомлен по средствам телефонной связи.
Как следует из пояснений свидетелей ФИО6, ФИО7, ФИО8, допрошенных в судебном заседании, генеральным директором ООО «Лотошанское» были предприняты необходимые меры для того, чтобы организовать своё присутствие при проведении проверки, однако в назначенное время государственный инспектор, по адресу проверки не прибыл и не уведомлял о своем местонахождении на территории ООО «Лотошанское», записи о проведенной проверке в журнале учета проверок, имеющемся в ООО «Лотошанское» не осуществил, оснований не доверять показаниям данных свидетелей у суду, не имеется.
Вместе с тем, в материалах административного дела №07-05/07/1025 от 14 марта 2018 года имеются протоколы осмотра от 03 ноября 2017 года, с приложенными к ним фототаблицами, из которых усматривается, что осмотр земельных участков с кадастровыми номерами №, № осуществлен в период времени с 10 часов 30 минут по 15 часов 00 минут 03 ноября 2017 года в присутствии двух понятых; в фототаблицах, являющихся приложением к протокам осмотра зафиксированы координаты точек зарастающих участков.
Из акта проверки №07-05/1025 от 20 ноября 2017 года следует, что земельные участки сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, с кадастровыми номерами №, общей площадью 950,8800 га, с местоположением: Новосибирская область, Краснозерский район, МО Лотошанский сельсовет, ориентир: 6,300 км на северо-запад от села Лотошное, принадлежащие на праве аренды ООО «Лотошанское». Зафиксировано зарастание земельных участков на всей площади однолетними и многолетними сорняками (осот полевой, клоповник мусорный, бодяк полевой, пырей ползучий).
Свидетель ФИО9, участвовавшая в осмотре земель в качестве понятой, в судебном заседании пояснила, что в её присутствии и в присутствии ФИО11, которая, как и она являются работниками администрации Лотошанского сельского совета Краснозерского района Новосибирской области, осматривалось два земельных участка. Выезд на осмотр земельных участков был осуществлен от здания администрации Лотошанского сельсовета Краснозерского района Новосибирсокй области, адрес местонахождения: <адрес>; осмотр был осуществлен не более чем за два часа, в ходе осмотра границы осматриваемых участков и их месторасположение никем не определялось, инспектор проводивший проверку указал на участок местности, заросший сорной травой, при этом в ходе осмотра какие-либо измерения не производились, технические средства, на которые имеется ссылка в протоколе, не применялись, и инспектором не объявлялось об их применении. Протоколы осмотра она подписывала в администрации Лотошанского сельсовета Краснозерского района в день осмотра до 12 часов, не читая, дату своего участия в проведении осмотра земельных участков сообщить затруднилась.
Вместе с тем, по смыслу положений ст.ст. 1.5 и 26.2 КоАП РФ вероятностные либо примерные сведения не могут быть доказательством по делу об административном правонарушении, поскольку любые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются исключительно в пользу этого лица.
Пояснения указанного выше свидетеля, позволяют суду усомниться в достоверности данных о координатных точках зарастающих земельных участков, площади зарастания участков сорной растительностью, занесенных в протоколы осмотра, составленные 03 ноября 2017 года и признать составленные инспектором протоколы недопустимым доказательством в подтверждение выводов бездействия пользователя соответствующих земельных участков сельскохозяйственного назначения, принимая во внимание то, что на месте осмотра какие-либо измерения не производились, участки полностью не подвергались осмотру, не совпадения данных по общему времени проведения осмотра участков с 10 часов 30 минут до 15 часов 00 минут, зафиксированного в пояснениях под фотографиями, с пояснениями свидетеля ФИО9, сообщившей в судебном заседании, что осмотр, с учетом дороги, преодолеваемой на автомобиле до земельных участков, длился не более чем два часа, при этом фотографирование и каких-либо измерений земельных участков на местах выезда, инспектором не производилось, а к 12 часам тоже дня она подписала протоколы осмотра, которые ей не зачитывались.
Таким образом, порядок проведения проверки, в части проведения осмотров земельных участков сельскохозяйственного назначения, на основании которых был составлен акт проверки, вынесены протокол №07-05/07/1025 от 21 февраля 2018 года, постановление №07-05/07/1025 по делу об административном правонарушении от 14 марта 2018 года, представление №07-05/07/1025 от 14 марта 2018 года, был нарушен инспектором проводившим проверку, действия которого противоречат Административному регламенту исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения.
Вместе с этим, имеется разночтение в написании кадастровых номеров земельных участков, указанных в протоколах осмотра, акте проверки и приведенных в протоколе об административном правонарушении от 21 февраля 2018 года и постановлении от 14 марта 2018 года по делу об административном правонарушении.
Поскольку доказанность объективной стороны административного правонарушения является обязательным условием привлечения к административной ответственности, то в материалах дела должны находится соответствующие доказательства, учитывая выше изложенное, материалы дела таких доказательств, не содержат.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу органом составившим протокол об административном правонарушении не представлено доказательств нарушения генеральным директором ООО «Лотошанское» Порошковым В.В. вышеуказанных требований земельного законодательства.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Кроме того, указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что при проведении внеплановой выездной проверке, инспектором не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав генерального директора ООО «Лотошанское» или уполномоченного представителя присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки. Так, генеральному директору ООО «Лотошанское» было сообщено, что проверка будет 03 ноября в 10 часов 00 минут по адресу: <адрес>, где и ожидал государственного инспектора уполномоченный представитель должностного лица, однако, как следует из пояснений свидетеля ФИО9 на осмотр земельных участков сельскохозяйственного назначения она, понятая ФИО11 и инспектор отправились на автомобиле от здания администрации Лотошанского сельсовета Краснозерского района, расположенного по адресу: <адрес>.
Что, касается довода о признании представления №07-05/07/1025 от 14 марта 2018 незаконным и его отмене, то данный вопрос подлежит разрешению в порядке, установленном законом, после вступления настоящего судебного решения в законную силу.
Согласно ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.
Руководствуясь ст. 30. 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Новосибирской области от 14 марта 2018 года о привлечении должностного лица – генерального директора ООО «Лотошанское» Порошкова Владимира Васильевича к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренном ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации, прекратить на основании п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение десяти суток со дня получения копии решения, путем подачи жалобы в суд, вынесший решение, лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ. НА основании ч.5 ст.30.9 КоАП РФ решение суда по жалобе на вынесенное должностным лицом постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано помимо лиц, указанных в части 1 ст.30.1 КоАП РФ, должностным лицом, вынесшим такое постановление.
Судья