ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-13/18 от 25.01.2018 Ленинскогого районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

Дело №12-13/2018

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тамбов 25 января 2018 года

Судья Ленинского районного суда г.Тамбова Кострюков П.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении от 25.09.2017г., предусмотренном ч.1 ст.14.9 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением по делу об административном правонарушении №АП4-9/17 от 25.09.2017г., вынесенным заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области ФИО2 (далее - Тамбовское УФАС России), председатель комитета городского хозяйства администрации г. Тамбова ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.9 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде наложения административного штрафа в размере 15000 руб.

Основанием привлечения ФИО1 к административной ответственности явилось то, что он, являясь должностным лицом органа местного самоуправления – председателем комитета городского хозяйства администрации г. Тамбова, согласовал 24.06.2016г. проект постановления администрации г. Тамбова «О закреплении за муниципальным бюджетным учреждением «Спецтехуниверсал» земельных участков для обслуживания и содержания, при том, что в территориальных границах города Тамбова МБУ «Спецтехуниверсал» является единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по содержанию общественных кладбищ, тем самым совершил действие, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, чем нарушил требования ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 подал жалобу на указанное постановление, в которой просит обжалуемое постановление отменить, а производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование жалобы указал, что поводом для принятия решения о привлечении его к административной ответственности послужило принятие администрацией города Тамбова постановления от 08.07.2016 №4157 «О закреплении за муниципальным бюджетным учреждением «Спецтехуниверсал» земельных участков для обслуживания и содержания». Приняв указанное постановление, администрация города Тамбова, по мнению УФАС по Тамбовской области, нарушила п.2 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции, так как данные действия администрации города Тамбова приводят, или могут привести, к созданию необоснованных препятствований в осуществлении деятельности хозяйствующими субъектами-участниками рынка по оказанию услуг по содержанию кладбищ. В обжалуемом постановлении УФАС по Тамбовской области приводит доводы, согласно которым, по их мнению, именно его действия, как председателя комитета городского хозяйства, повлекли нарушение законодательства. Однако, данные доводы считает ошибочными. Комитет городского хозяйства осуществляет координацию и контроль за деятельностью МБУ «Спецтехуниверсал», однако постановление от 08.07.2016 №4157 «О закреплении за муниципальным бюджетным учреждением «Спецтехуниверсал» земельных участков для обслуживания и содержания» было принято не комитетом городского хозяйства, а администрацией города Тамбова. Проект данного постановления был подготовлен МБУ «Спецтехуниверсал» и согласован им, как председателем комитета городского хозяйства. После его согласования проекта постановления «О закреплении за муниципальным бюджетным учреждением «Спецтехуниверсал» земельных участков для обслуживания и содержания», правовым управлением администрации города Тамбова на данный проект было дано отрицательное заключение. Однако, главой города Тамбова данный проект был утвержден, несмотря на наличие отрицательного заключения. Названные обстоятельства свидетельствуют о том, что он, как председатель комитета городского хозяйства, в рассматриваемом случае, не является субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.14.9 КоАП РФ. Считает, что его действия по участию в согласовании проекта постановления «О закреплении за муниципальным бюджетным учреждением «Спецтехуниверсал» земельных участков для обслуживания и содержания» не могли привести к нарушению законодательства о защите конкуренции. Также на момент рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении него, постановление администрации города Тамбова от 08.07.2016 № 4157 «О закреплении за муниципальным бюджетным учреждением «Спецтехуниверсал» земельных участков для обслуживания и содержания» отменено постановлением администрации города Тамбова от 11.04.2017 № 2073 в части, противоречащей законодательству о защите конкуренции. Таким образом, обжалуемое постановление вынесено в отношении ненадлежащего лица, так как он, как председатель комитета городского хозяйства, не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.9 КоАП РФ, и необоснованно привлечен к административной ответственности.

В судебном заседании защитник ФИО1 по доверенности ФИО3 жалобу поддержала в полном объеме и по основаниям, изложенным в ней, пояснив, что ФИО1 не является субъектом по вмененному ему правонарушению.

Должностное лицо – заместитель руководителя Тамбовского УФАС России ФИО2, вынесшая обжалуемое постановление, в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, считает оспариваемое постановление законным. Также пояснила, что согласно Положению о комитете городского хозяйства администрации г. Тамбова, утвержденного решением Тамбовской городской Думы от 27.06.2007г. №402, основной задачей является содержание мест захоронения, т.е. именно комитет обязан содержать места захоронения. При согласовании проекта постановления от 08.07.2016 №4157 ФИО1, как председатель комитета, создал предпосылки для нарушения требований ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», и в соответствии со статьями 15, 16 Положения о комитете, председатель комитета несет ответственность за невыполнения возложенных на комитет задач.

Выслушав лиц, участвующих при рассмотрении жалобы, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.

Частью 1 ст.14.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещено: - необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Согласно частям 1 и 2 ст.37 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Привлечение к ответственности лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не освобождает их от обязанности исполнять решения и предписания антимонопольного органа, представлять в антимонопольный орган ходатайства или уведомления для рассмотрения либо осуществлять иные предусмотренные антимонопольным законодательством действия (ч.2 ст.37).

Из смысла названных положений норм права следует, что в рассматриваемом случае нарушение антимонопольного законодательства является событием административного правонарушения в силу совокупности норм ст.37 Закона о защите конкуренции и ч.1 ст.14.9 КоАП РФ, ответственность за которое несет должностное лицо.

На основании п.1.2 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Постановлением по делу об административном правонарушении №АП4-9/17 от 25.09.2017г., вынесенным заместителем руководителя Тамбовского УФАС России, председатель комитета городского хозяйства администрации г. Тамбова ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.9 КоАП РФ, выразившегося в совершении действия, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а именно согласовал 24.06.2016г. проект постановления администрации г. Тамбова «О закреплении за муниципальным бюджетным учреждением «Спецтехуниверсал» земельных участков для обслуживания и содержания», при том, что в территориальных границах города Тамбова МБУ «Спецтехуниверсал» является единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по содержанию общественных кладбищ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 руб.

Из обжалуемого постановления следует, что поводом к привлечению к административной ответственности председателя комитета городского хозяйства администрации г. Тамбова ФИО1 является решение Тамбовского УФАС России от 15.02.2017г., которым администрация г. Тамбова признана нарушившей п.2 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» при принятии постановления от 08.07.2016г. №4157 «О закреплении за муниципальным бюджетным учреждением «Спецтехуниверсал» земельных участков для обслуживания и содержания», что приводит или может привести к созданию необоснованных препятствований в осуществлении деятельности хозяйствующими субъектами – участниками рынка по оказанию услуг по содержанию кладбищ.

Также из оспариваемого постановления следует, что постановлением администрации г.Тамбова от 24.10.2013 №. 8902 создано муниципальное бюджетное учреждение «Спецтехуниверсал». В соответствии с уставом МБУ «Спецтехуниверсал», утвержденным постановлением администрации города Тамбова от 29.10.2013 № 9040, учреждение является некоммерческой организацией и создано в целях осуществления работ и оказания услуг по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора с территории городского округа - города Тамбов. Для достижения указанной цели МБУ «Спецтехуниверсал» осуществляет, в то числе, обслуживание и содержание муниципальных общественных кладбищ, предоставление мест по погребению на муниципальных общественных кладбищах, выдачу пропусков на муниципальные общественные кладбища и знака с регистрационным номером. 08.06.2016 года администрация г.Тамбова приняла постановление №4157 «О закреплении за муниципальным бюджетным учреждением «Спецтехуниверсал» земельных участков для обслуживания и содержания». Согласно постановлению №4157 от 08.06.2016г. за МБУ «Спецтехуниверсал» закреплены земельные участки, занятые общественными кладбищами, а именно Полынковским, Петропаловским и Воздвиженским кладбища. В соответствии со ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесено к вопросам местного значения городского округа, т.е. работы по содержанию мест захоронений являются муниципальной нуждой, финансируются за счет средств соответствующего бюджета, должны выполняться в условиях обеспечения конкуренции, отбор хозяйствующих субъектов для выполнения указанных работ должен осуществятся в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Приняв постановление от 08.07.2016 № 4157 «О закреплении за муниципальным бюджетным учреждением «Спецтехуниверсал» земельных участков для обслуживания и содержания», администрация г. Тамбова по сути, определила, что выполнение работ по организации и содержанию мест захоронений будет осуществлять МБУ «Спецтехуниверсал», т.е. самостоятельно, без заключения муниципальных контрактов на выполнение данных работ, которые финансируются путем выделения соответствующих субсидий из городского бюджета, что приводит или может привести к ограничению получения права на осуществление работ по содержанию кладбищ, финансируемых за счет бюджета городского округа - город Тамбов, иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими, или намеревающими осуществлять указанные работы, и тем самым к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оказания услуг по содержанию кладбищ. Согласно справки к проекту постановления администрации г. Тамбова «О закреплении за муниципальным бюджетным учреждением «Спецтехуниверсал» земельных участков для обслуживания и содержания», данный проект внесен МБУ «Спецтехуниверсал», и согласован председателем комитета городского хозяйства администрации г. Тамбова ФИО1 Комитет городского хозяйства администрации г. Тамбова является органом администрации города Тамбова на основании решения Тамбовской городской Думы от 27.06.2007 №402 «Об утверждении Положений об органах администрации города Тамбова с правами юридического лица». Согласно Положению о комитете городского хозяйства администрации г. Тамбова, утвержденного решением Тамбовской городской Думы от 27.06.2007 №402, а также пункту 1.4 Устава МБУ «Спецтехуниверсал», координацию и контроль за деятельностью МБУ «Спецтехуниверсал» осуществляет комитет городского хозяйства администрации г. Тамбова».

Также судом установлено, что решением Тамбовского УФАС России от 15.02.2017г., постановлено выдать предписание администрации г. Тамбова о прекращении в срок до 17.04.2017г. нарушения антимонопольного законодательства, а именно изменить постановление администрации г. Тамбова от 08.07.2016г. №4157 «О закреплении за муниципальным бюджетным учреждением «Спецтехуниверсал» земельных участков для обслуживания и содержания», исключив подпункты 13, 14 и 15 пункта 1, которыми за МБУ «Спецтехуниверсал» закреплены земельные участки для обслуживания и содержания Полынковского, Петропаловского и Воздвиженского кладбища в нарушение требований действующего законодательства.

Постановлением администрации г. Тамбова от 11.04.2017г. №2073 внесены изменения в постановление администрации г. Тамбова от 08.07.2016г. №4157 «О закреплении за муниципальным бюджетным учреждением «Спецтехуниверсал» земельных участков для обслуживания и содержания», исключив абзацы 14, 15 и 16 пункта 1 постановляющей части.

Согласно п.3.1.2 Инструкции по делопроизводству в администрации г. Тамбова Тамбовской области, утвержденной постановлением администрации г. Тамбова от 31.12.2008г. №10445, подготовка проектов правовых актов администрации города Тамбова осуществляется органами администрации города, муниципальными учреждениями и предприятиями, выступающими в качестве исполнителей по подготовке проектов.

Исполнитель:

- готовит проект правового акта с учетом требований Регламента администрации города Тамбова и настоящей Инструкции;

- осуществляет согласование проекта с заинтересованными лицами и организациями;

- дорабатывает проект по замечаниям согласующих лиц и организаций;

- осуществляет справочную и консультативную работу по принятому (изданному) правовому

В соответствии с п. 3.1.3 названной Инструкции основными требованиями к проекту правового акта являются соответствие действующему законодательству, достоверность и объективность, конкретность поручений и реальность сроков исполнения, краткость и точность, исключающая возможность двоякого толкования текста, официально-деловой стиль речи.

Ответственность за качество и сроки подготовки материалов несет руководитель органа администрации города или муниципального учреждения (предприятия), вносящего проект документа.

Согласно п.3.1.18 Инструкции право окончательной редакции текстов проектов постановлений и распоряжений предоставлено главе города или уполномоченному им должностному лицу.

Из справки к проекту постановления администрации г. Тамбова «О закреплении за муниципальным бюджетным учреждением «Спецтехуниверсал» земельных участков для обслуживания и содержания» следует, что проект постановления внесен МБУ «Спецтехуниверсал». 24.06.2016г. проект был согласован следующими должностными лицами: - ФИО1, как председателем комитета городского хозяйства администрации г. Тамбова; - заместителем главы администрации г. Тамбова; - начальником правового управления администрации г. Тамбова и которым внесены замечания на проект постановления в части передачи земельных участков учреждению - МБУ «Спецтехуниверсал». Однако, при наличии замечаний к проекту постановления «О закреплении за муниципальным бюджетным учреждением «Спецтехуниверсал» земельных участков для обслуживания и содержания», и именно в части передачи земельных участков МБУ «Спецтехуниверсал», проект постановления был утвержден и администрацией г. Тамбова было принято постановление от 08.07.2016г. №4157 «О закреплении за муниципальным бюджетным учреждением «Спецтехуниверсал» земельных участков для обслуживания и содержания».

Анализируя в совокупности изложенные обстоятельства, а также учитывая названные положения норм закона, прихожу к выводу, что ФИО1, как должностное лицо органа администрации г. Тамбова – председатель комитета городского хозяйства администрации г. Тамбова, не является субъектом вмененного ему административного правонарушения и соответственно об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.9 КоАП РФ.

Данный вывод суда основан на том, что при принятии администрацией г. Тамбова постановления от 08.07.2016г. №4157 «О закреплении за муниципальным бюджетным учреждением «Спецтехуниверсал» земельных участков для обслуживания и содержания» нарушение ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» было допущено администрацией г. Тамбова, что и установлено решением Тамбовского УФАС России от 15.02.2017г., а не комитетом городского хозяйства администрации г. Тамбова. Кроме того, именно в отношении администрации г. Тамбова, в соответствии со ст.37 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции», выдано предписание о нарушении антимонопольного законодательства и которой (администрацией г. Тамбова) предписание было исполнено в виде принятии постановления администрации г. Тамбова от 11.04.2017г. №2073 «О внесении изменений в постановление администрации г. Тамбова от 08.07.2016г. №4157.

Также, доказательств, свидетельствующих, что именно действия ФИО1, выраженные в согласовании 24.06.2016г. проекта постановления администрации г. Тамбова «О закреплении за муниципальным бюджетным учреждением «Спецтехуниверсал» земельных участков для обслуживания и содержания», как должностного лица органа администрации г. Тамбова – комитета городского хозяйства, осуществляющего координацию и контроль за деятельностью МБУ «Спецтехуниверсал», т.е. действия на стадии согласования, а именно проведения процедурной части подготовки постановления администрации г. Тамбова, и который являлся одним из участников в согласовании проекта, являлись решающими для принятия постановления от 08.07.2016г. №4157, а также привели или могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, суду не представлено и судом не установлено, и при том, что на стадии согласования проекта указанного постановления имелись соответствующие замечания от правового управления администрации г. Тамбова, в части передачи земельных участков МБУ «Спецтехуниверсал».

В силу ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения, отсутствии события административного правонарушения.

На основании изложенного суд находит постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 25.09.2017г. №АП4-9/17, подлежащим отмене в связи с отсутствием в действиях председателя комитета городского хозяйства администрации г. Тамбова ФИО1 состава административного правонарушения.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.

Руководствуясь ст.ст.30.1-30.8, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Жалобу ФИО1 удовлетворить.

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 25.09.2017г. №АП4-9/17 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.9 КоАП РФ в отношении председателя комитета городского хозяйства администрации г. Тамбова ФИО1, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья подпись П.А. Кострюков