ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-13/19 от 01.11.2019 Тоншаевского районного суда (Нижегородская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ДД.ММ.ГГГГ р.п.Тоншаево

Судья Тоншаевского районного суда Нижегородской области Соловьёва Н.В., с участием защитника должностного лица Елькина В.А. - Бетехтиной Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п.Тоншаево жалобу временно исполняющего обязанности начальника Федерального казенного учреждения Исправительной колонии № 12 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области Елькина В.А. на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды К. от ДД.ММ.ГГГГ, которым должностное лицо ВрИО начальника ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области Елькин В.А. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды К. от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо ВрИО начальника ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области Елькин В.А. привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 20000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.8.2 КоАП РФ. Согласно постановлению ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения внеплановой выездной проверки установлено, что на территории ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области образуются сточные воды, которые посредством системы канализации, расположенной на территории исправительной колонии, отводятся за ее пределы и далее без очистки сбрасываются на рельеф местности.

Должностное лицо ВрИО начальника ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области Елькин В.А. обратился в Тоншаевский районный суд с жалобой на данное постановление должностного лица, просит постановление отменить, производство по делу прекратить, считает, что правовые основания для привлечения к административной ответственности должностного лица – ВрИО начальника ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области у государственного инспектора в области охраны окружающей среды Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу К. отсутствовали. Полагает, что постановление является незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям. Вина ВрИО начальника ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области в форме умысла или неосторожности в силу требований статьи 2.2 КоАП РФ и статьи 210 АПК РФ должна быть установлена и доказана административным истцом. Представителем учреждения Н. при рассмотрении данного административного правонарушения при составлении протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ были даны объяснения о том, что сброс сточных вод на рельеф местности и в накопительные пруды (отстойники) производится в общем объеме 62 тыс. куб.м./год. Верхне-Волжским бассейновым водным управлением Федерального агенства водных ресурсов были согласованы лимиты водоотведения сточных вод для ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области в размере 89,4 тыс.куб.м./год. Территориальным органом управления Роспотребнадзора по Нижегородской области согласнованы условия водоотведения на вывоз стоков из выгребных ям в объеме 89,9 тыс.куб.м. на специально отведенное место на рельеф местности. ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области является казенным учреждением и финансируется за счет средств федерального бюджета. Распорядителем бюджетных средств Учреждение не является, поскольку имеет лишь статус их получателя, что отражено в Уставе ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области, утвержденным приказом ФСИН России №66 от 07.02.2011 года. Все финансовые средства, поступающие их Федерального бюджета расходуются строго по целевому назначению (статьи расходов). Отвлечение средств с одних статей на другие не допускается. В связи с этим, выполнение всего комплекса мероприятий, направленных на соблюдение требований природоохранного законодательства является крайне затруднительным. Иных источников финансирования, а также собственных средств, достаточных для недопущения выявленных нарушений, учреждение не имеет. В адрес ФСИН России направлены заявки на выделение финансовых средств, необходимых для строительства биологических очистных сооружений (письмо ГУФСИН России по Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ). В адрес УКСНЭР ФСИН России направлено письмо о рассмотрении вопроса повторного включения в ФЦП «Развитие УИС 2018-2026 годы» проектирование и строительства объекта «Очистные сооружения ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области мощностью 280 куб.м. в сутки» (письмо ГУФСИН от ДД.ММ.ГГГГ). Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статьей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, не соблюдены.

При рассмотрении жалобы защитнику должностного лица Елькина В.А. - Бетехтиной Е.С. разъяснены права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ. Права понятны. Отводов не заявлено. Ходатайства разрешены.

В судебном заседании защитник должностного лица Елькина В.А. - Бетехтина Е.С. жалобу должностного лица Елькина В.А. поддержала по доводам, изложенным в жалобе, просила постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды К. от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Дополнительно пояснила, что в прямые должностные обязанности Елькина В.А. не входит работа по обращению с отходами производства и потребления, а за период временного исполнения им обязанностей начальника исправительной колонии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он не имел возможность исправить ситуацию, которая возникла задолго до этого периода.

Должностное лицо Елькин В.А., представитель Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Елькин В.А. о причинах неявки суду не сообщил, направил в судебное заседание своего защитника по доверенности. Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Суд рассмотрел дело в отсутствие должностного лица Елькина В.А. и представителя Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу.

Выслушав защитника, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к убеждению, что постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды следует оставить без изменения, а жалобу должностного лица Елькина В.А. без удовлетворения.

В судебном заседании установлено следующее.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.

В соответствии с ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.

Из толкования названной нормы следует, что объективной стороной состава данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст.8.2 КоАП РФ, являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.

Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.

Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Загрязнение окружающей среды - это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются, в том числе, сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах).

Согласно статье 1 Закона об отходах, отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным законом, под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

В силу пункта 2 статьи 11 Закона об отходах юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Пунктом 7 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлен запрет по размещению отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Факт того, что на территории ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области образуются сточные воды, которые посредством системы канализации, расположенной на территории исправительной колонии, отводятся за ее пределы и далее без очистки сбрасываются на рельеф местности, подтверждается исследованными в суде доказательствами и не оспаривается должностным лицом и защитником.

Наличие документов, на которые ссылается защитник и которые подтверждают направление заявок на выделение финансовых средств, необходимых для строительства биологических очистных сооружений, правового значения для рассмотрения настоящего дела, квалификации правонарушения не имеет.

Таким образом, деятельность ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области по обращению с отходами производства и потребления, выразившееся в размещении (сбросе) неочищенных сточных вод (отходов) на неподготовленной площадке (рельефе местности), которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства, образует в действиях должностного лица состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ.

Совершение административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении (л.д. 31-34); актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25-30); копией приказа о предоставлении отпуска М. (л.д.64-65, 88-89); копией устава ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области (л.д. 50-63, 90-102), а также другими материалами дела об административном правонарушении.

Объективных сведений, опровергающих или ставящих под сомнение приведенные выше доказательства, не имеется.

Доводы защитника, что ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области является казенным учреждением и финансируется за счет средств федерального бюджета; что распорядителем бюджетных средств Учреждение не является, поскольку имеет лишь статус их получателя, несостоятельны, поскольку тот факт, что у ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области отсутствуют средства для проведения соответствующих работ, сам по себе не является обстоятельством, исключающим ответственность по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ.

Доводы защитника, что в действиях должностного лица отсутствует состав правонарушения, поскольку в его прямые должностные обязанности не входит работа по обращению с отходами производства и потребления, а за период временного исполнения им обязанностей начальника исправительной колонии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он не имел возможность исправить ситуацию, которая возникла задолго до этого периода, не опровергают выводов о виновности должностного лица.

Согласно уставу ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области Учреждение осуществляет, в том числе мероприятия по сохранению природы и окружающей среды, соблюдению природоохранного законодательства.

Начальник Учреждения осуществляет общее руководство деятельностью Учреждения, несет персональную ответственность за ее результаты.

В соответствии с приказом -к от ДД.ММ.ГГГГ временное исполнение обязанностей начальника ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области на период отпуска начальника с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ возложено на Елькина В.А.

Таким образом, в указанный период времени именно Елькин В.А. как временно исполняющий обязанности начальника Учреждения несет персональную ответственность за результаты деятельности Учреждения, в том числе, связанной с мероприятиями по сохранению природы и окружающей среды, соблюдению природоохранного законодательства.

Кроме того, ни должностное лицо, ни его защитник не оспаривают, что в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также сточные воды посредством системы канализации отводились ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области за пределы исправительной колонии и без очистки сбрасывались на рельеф местности.

Наказание должностному лицу ВрИО начальника ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области Елькину В.А. избрано в соответствии с санкцией ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ.

Вид и размер наказания должностному лицу ВрИО начальника ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области Елькину В.А. назначены в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 3.1, ст. 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ в размере, предусмотренном санкцией ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ.

Каких-либо процессуальных нарушений, влекущих за собой отмену постановления должностного лица, изучением материалов дела не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды К. от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица - временно исполняющего обязанности начальника Федерального казенного учреждения Исправительной колонии №12 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области Елькина В.А. оставить без изменения, а жалобу исполняющего обязанности начальника Федерального казенного учреждения Исправительной колонии №12 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области Елькина В.А. – без удовлетворения.

Решение направить ВрИО начальника ФКУ ИК №12 ГУФСИН по Нижегородской области Елькину В.А., в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу в течение трех суток.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья: (подпись) Н.В. Соловьёва

Копия верна:

Судья: Н.В. Соловьёва