ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-13/19 от 07.02.2019 Кировского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Судья Кировского районного суда <адрес> Валиулин Р.Р., при секретаре Махмутовой Т.З., рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> 7 февраля 2019 года жалобу Бирюкова О.В. на постановление /М, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника ФИО3 – начальником ФИО6ФИО2 в отношении Бирюкова О.В. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Бирюков О.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 500 рублей.

В поданной в районный суд Бирюков О.В. указал, что должник ФИО4 был надлежащим образом уведомлен о планируемом приостановлении предоставления коммунальной услуги, так как ему на мобильный телефон направлялось уведомление посредством смс-сообщения. Менее, чем через час после отправки смс-сообщения ФИО4 перезвонил на телефон Бирюкова О.В. за разъяснениями относительно ограничения предоставления коммунальной услуги. В связи с изложенным просил постановление отменить, возвратив дело на новое рассмотрение.

В судебном заседании Бирюков О.В. жалобу поддержал, пояснив, что вместе с слесарем-сантехником ФИО8 пытался вручить уведомление о приостановлении подачи электроэнергии ФИО4, который прочел данное уведомление, однако отказался от его получения и подписания. При вручении уведомления ФИО4 соседи не присутствовали. После отказа в получении уведомления ФИО4 было направлено смс-сообщение. Уведомление по почте не направлялось из-за нехватки у ТСЖ «Импульс» денежных средств. Через 20 дней после отказа в получении уведомления ФИО4 была отключена электроэнергия.

Защитник ФИО5, допущенный к участию в деле на основании устного ходатайства Бирюкова О.В., позицию заявителя поддержал.

Представитель ФИО3ФИО7, действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил в удовлетворении жалобы отказать, считая обжалуемое постановление законным и обоснованным. Пояснил, что уведомление должно было быть направлено любым способом, дающим возможность подтвердить факт его получения, либо уклонения от получения. В данном случае разговор с ФИО4 и его отказ от получения уведомления мог быть зафиксирован видеосъемкой. Уведомление необходимо было направить почтой, но этого сделано не было. Кроме того, считает, что ФИО8 является заинтересованным лицом.

Допрошенный в качестве свидетеля ФИО8 указал, что осенью 2018 вместе с Бирюковым О.В. ходил вручать уведомление ФИО4 Последний прочитал уведомление, затем вернул его Бирюкову О.В. и отказался расписаться в уведомлении.

Выслушав участников процесса, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из положений ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

На основании ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат обязательному выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Статья 7.23 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.

Объектом данного правонарушения выступают права потребителей, а непосредственным предметом посягательства - установленные нормативы в соответствии с которыми потребителю должны быть предоставлены услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии), вызвавших нарушение установленных нормативов и режимов обеспечения населения коммунальными услугами.

Субъектами правонарушения являются лица, участвующие в обеспечении населения коммунальными услугами, в результате действий (бездействия) которых произошло нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.

С субъективной стороны правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствие со ст. 157 Жилищного кодекса РФ Правительство РФ Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Указанные правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (п. 1).

В силу положений пункта 3 названных Правил предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении ; предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг; качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении к настоящим Правилам.

В соответствии с п. 31 Правил исполнитель обязан, в том числе предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Согласно п. 9 раздела IV «Электроснабжение» Приложения к Правилам потребителю должно быть обеспечено бесперебойное круглосуточное электроснабжение в течение года, допустимая продолжительность перерыва электроснабжения: 2 часа - при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания; 24 часа - при наличии 1 источника питания.

Исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае: а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами; б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя (п. 117 Правил).

В соответствии с абз. 7 п. 2 Правил под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

В силу ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с положениями ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Частью 7 ст. 155 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7.1 настоящей статьи и ст. 171 настоящего Кодекса.

Таким образом, к исполнителям коммунальных услуг могут быть отнесены: управляющая организация, товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), ресурсоснабжающая организация.

Из разъяснений, данных в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ , утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в силу п. 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией. Подобное регулирование, в частности, направлено на обеспечение стабильности оказания коммунальных услуг при смене по решению общего собрания собственников помещений одной управляющей организации на другую.

Приказом Министерства энергетики РФ от ДД.ММ.ГГГГ статус гарантирующего поставщика электрической энергии на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ присвоен ФИО1

ДД.ММ.ГГГГФИО1 заключило с ФИО9 договор энергоснабжения , по условиям которого гарантирующий поставщик (ФИО1 осуществляет продажу электроэнергии потребителям, а исполнитель (ФИО9 обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию.

Согласно представленных в материалы дела квитанций оплату потреблённой электроэнергии жильцы многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, производят ФИО9.

Таким образом, ФИО9 является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению потребителей, проживающих по указанному выше адресу, в силу чего обладает правом приостановления (ограничения) предоставления данной коммунальной услуги.

Из представленной в материалы дела копии судебного приказа по делу следует, что ФИО4 имеет задолженность по оплате за содержание жилья и коммунальные услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 34865,42 руб. (л.д. 99).

ДД.ММ.ГГГГФИО4 направил письменное обращение в государственную жилищную инспекцию <адрес>, указав, что ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, расположенной в <адрес>, управляющей организацией ФИО9 было произведено отключение электроэнергии за долги без предупреждения. (л.д. 26-28).

Указанное обращение явилось основанием для вынесения ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом ФИО3 Распоряжения о проведении в отношении ФИО9 внеплановой документарной проверки с целью соблюдения правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (л.д. 24-25).

По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ составлен акт , согласно которого должностным лицом ФИО3 были выявлены нарушения правил предоставления коммунальных услуг, а именно: нарушен режим предоставления коммунальной услуги (электроснабжение) <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При этом, документов, подтверждающих надлежащее уведомление об ограничении предоставления коммунальной услуги (электроснабжение) <адрес> не представлено. Установить содержание информационных сообщений, направленных ДД.ММ.ГГГГ на номера сотовой связи, а также принадлежность номеров , ) собственникам <адрес> не представляется возможным (л.д. 23).

Из протокола заседания правления ТСЖ «Импульс» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что председателем правления ФИО9 избран Бирюков О.В. (л.д. 31).

Вина председателя ФИО9 в совершении административного правонарушения помимо перечисленного выше подтверждается следующими доказательствами.

-протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого в ходе проведения внепланового мероприятия по контролю в отношении юридического лица ТСЖ «Импульс» на основании распоряжения ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что потребителю (<адрес>) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ произведено приостановление предоставления коммунальной услуги электроснабжения. При этом о предстоящем приостановлении предоставления коммунальной услуги уведомление вручено не было. Документов, подтверждающих надлежащее уведомление об ограничении предоставления коммунальной услуги (электроснабжение) <адрес> не представлено, установить содержание информационных сообщений, направленных ДД.ММ.ГГГГ на номера сотовой связи, а также принадлежность номеров , ) собственникам <адрес> не представляется возможным.

-ответом председателя правления ФИО9 на требование государственного жилищного инспектора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого в связи с непогашением задолженности в течение 20 дней с момента доставки сообщения ДД.ММ.ГГГГ. в отсутствие технической возможности введения ограничения была приостановлена подача электроэнергии в жилое помещение , расположенное в МКД по адресу: <адрес> (л.д. 35-36);

- адресованным ФИО4 уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ, подписанным председателем правления ФИО9 Бирюковым О.В., согласно которого в случае непогашения задолженности в течение 20 дней с даты получения уведомления подача электроэнергии в жилое помещение будет приостановлена. (л.д. 37).

Действия председателя ФИО9 Бирюкова О.В. верно квалифицированы по ст. 7.23 РФ, данных, которые бы давали основания ставить под сомнение достоверность доказательств, положенных в основу обжалуемого постановления, не имеется.

Довод жалобы о соблюдении порядка уведомления потребителя ФИО4 о предстоящем приостановлении предоставления коммунальной услуги электроснабжения не нашел своего подтверждения, поскольку полностью опровергается материалами дела.

Так, в соответствии с п. 119 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:

а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи.

Таким образом, положения пункта 119 Правил требуют от исполнителя коммунальный услуги в обязательном порядке принять меры, направленные на извещение потребителя-должника о предстоящем ограничении (приостановлении) коммунальной услуги любым доступным способом.

Целью такого извещения фактически является понуждение потребителя-должника к оплате задолженности.

В рассматриваемом случае доказательств надлежащего уведомления потребителя ФИО4 о предстоящем приостановлении предоставления коммунальной услуги материалы дела не содержат.

Представленное в материалы дела уведомление за исх. от ДД.ММ.ГГГГ, имеющее рукописную запись об отказе ФИО4 от его получения и подписания с учетом аналогичных пояснений Бирюкова О.В. и ФИО8 таковым являться не может, поскольку содержащееся в п. 119 Правил N 354 требование о предварительном извещении потребителя может считаться соблюденным лишь при фактическом извещении потребителя, то есть при получении им такого извещения.

При этом факт ознакомления ФИО4 с содержанием данного уведомления сам по себе не может быть принят во внимание, поскольку Бирюков О.В., занимая должность председателя правления ФИО9 является заинтересованным лицом, а свидетель ФИО8 длительное время состоит в трудовых отношениях с ФИО9 что также указывает на весьма высокую степень возможной необъективности указанного свидетеля.

Заказным письмом уведомление ФИО4 не направлялось в связи с недостаточностью у ТСЖ «Импульс» денежных средств.

Довод о надлежащем уведомлении ФИО4 о планируемом приостановлении предоставления услуги по электроснабжению посредством отправки СМС сообщений, а также телефонных переговоров, относящихся по смыслу подпункта а) пункта 119 вышеназванных Правил к иным способам уведомления, подлежит отклонению, поскольку доказательств, достоверно подтверждающих факт, дату получения ФИО4 уведомлений, а также их фактическое содержание, в материалы дела не представлено.

Согласно ответа из Омского филиала ООО «Т2 Мобайл» от ДД.ММ.ГГГГ представить содержание смс-сообщений абонентского номера за ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным в связи с отсутствием сертифицированного оборудования. Аналогичные мотивы, обосновывающие невозможность предоставить сведения о содержании смс-сообщений, направленных ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ с абонентского номера: на абонентский номер: и доставке вышеуказанных смс-сообщений, содержатся и в ответе филиала ПАО «МТС» в <адрес> на судебный запрос (л.д.46-51).

Подводя итог, следует отметить, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов позволяют исполнителю коммунальной услуги избрать один из способов извещения потребителя-должника о предстоящем ограничении (приостановлении) коммунальной услуги. Вместе с тем, материалы дела не содержат документальных доказательств использования обществом всех иных предусмотренных подпунктом "а" пункта 119 Правил способов вручения потребителю уведомления.

В целом при производстве по делу юридически значимые обстоятельства административным органом определены правильно, административное наказание назначено с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ст. 7.23 названного Кодекса и является минимальным.

При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления не усматриваю.

Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника ФИО3 – начальника ФИО6ФИО2 вынесенное ДД.ММ.ГГГГ в отношении Бирюкова О.В. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение 10 суток с момента вручения или получения его копии.

Судья Р.Р. Валиулин