ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-13/19 от 07.02.2019 Заволжского районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Мировой судья Макарова Л.В. Дело №12-13/19

Р Е Ш Е Н И Е

07 февраля 2019 года город Ульяновск

Судья Заволжского районного суда города Ульяновска Высоцкая А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу внешнего управляющего Жилищно-строительного кооператива «Комплекс» Гасановой Натальи Владимировны на постановление мирового судьи судебного участка № 5 Заволжского судебного района г.Ульяновска от 22.11.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении внешнего управляющего Жилищно-строительного кооператива «Комплекс» Гасановой Натальи Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданки РФ, зарегистрированной по адресу: Самарская <адрес> ранее не привлекавшейся к административной ответственности,

УСТАНОВИЛА:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Заволжского судебного района г.Ульяновска от 22.11.2018 внешний управляющий Жилищно-строительного кооператива «Комплекс» Гасанова Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 руб.

В жалобе лицо, привлекаемое к административной ответственности, не соглашается с постановлением мирового судьи, просит его отменить, как незаконное, производство по делу прекратить в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление. В обоснование доводов жалобы указывает, что 01.08.2018 ЖСК «Комплекс» получило представление об устранении нарушений закона от 26.07.2018 № 07-01-2018/3678-2018 прокуратуры Заволжского района г.Ульяновска, в соответствии с п.1 ст.24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» 22.08.2018 данное представление было рассмотрено с участием прокурора и направлен ответ. Таким образом, требования статей 6, 23, 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» относительно рассмотрения представления прокурора ЖСК «Комплекс» были выполнены. Несогласие прокурора с содержанием ответа, полученного по результатам рассмотрения представления, не может служить основанием для привлечения ЖСК «Комплекс» к административной ответственности по статье 17.7 КоАП РФ. Таким образом, состав административного правонарушения по ст.17.7 КоАП РФ в действиях внешнего управляющего ЖСК «Комплекс» отсутствует, поскольку административная ответственность по данной статье наступает лишь в случае неисполнения законных требований прокурора. Представление об устранении нарушений закона прокуратуры Заволжского района г.Ульяновска содержало в себе требование о перерасчете платы за жилое помещение собственникам жилых помещений и основывалось на ст.ст. 116, 117 ЖК РФ, а также на той позиции, что у внешнего управляющего отсутствуют полномочия на установление размера платы за содержание общего имущества в многоквартирном жилом доме жилого фонда кооператива. Однако данное требование не соответствует действующему законодательству, поскольку с 25.07.2017 в отношении ЖСК «Комплекс» введено внешнее управление сроком на 18 месяцев, внешним управляющим утверждена Гасанова Н.В., таким образом, к ней, как к внешнему управляющему, перешли полномочия руководителя должника и иных органов управления должника.

В судебном заседании внешний управляющий ЖСК «Комплекс» Гасанова Н.В. - лицо, привлекаемое к административной ответственности, не участвовала, о времени и месте судебного заседания по рассмотрению жалобы извещалась судом надлежащим образом.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (ст. 24.1 КоАП РФ).

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.

Статьей 17.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Статьей 6 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст.ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Согласно ст.22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей, в том числе, представления необходимых документов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

В соответствии с ч.1 ст.24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствовавших; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Как установлено материалами дела об административном правонарушении, определением Арбитражного суда Ульяновской области от 14.12.2016 в отношении ЖСК «Комплекс» введена процедура банкротства наблюдение, временным управляющим должника утверждена член Саморегулируемой межрегиональной общественной организации «Ассоциация антикризисных управляющих» Гасанова Н.В.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 25.07.2017 в отношении ЖСК «Комплекс» завершена процедура наблюдения и введено внешнее управление сроком на восемнадцать месяцев, внешним управляющим ЖСК «Комплекс» утверждена член Саморегулируемой межрегиональной общественной организации «Ассоциация антикризисных управляющих» Гасанова Н.В.

26.07.2018 в адрес внешнего управляющего ЖСК «Комплекс» Гасановой Н.В. прокурором Заволжского района г. Ульяновска было вынесено представление об устранении нарушений закона в деятельности внешнего управляющего № 07-01-2018/3678-2018.

В соответствии с данным представлением следовало безотлагательно его рассмотреть с участием представителя прокуратуры Заволжского района г.Ульяновска, принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих. Возместить собственникам жилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав ЖСК «Комплекс», путем перерасчета в счет последующих платежей за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах излишне полученные суммы платежей. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновных лиц, допустивших нарушения законодательства. О результатах рассмотрения представления и о принятых мерах сообщить прокурору Заволжского района г.Ульяновска в письменной форме в месячный срок.

Данное представление внешним управляющим ЖСК «Комплекс» Гасановой Н.В. было получено, при этом в установленный законом срок 22.08.2018 в адрес прокурора Заволжского района г.Ульяновска направлено сообщение о том, что с представлением внешний управляющий не согласна и отклоняет его, поскольку с 25.07.2017 внешний управляющий, как орган управления ЖСК «Комплекс», обладает полномочиями по определению размера обязательных платежей и (или) взносов членов жилищного кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 1 статьи 94 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты введения внешнего управления прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника – унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

В силу статьи 99 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» внешний управляющий имеет право: распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом; заключать от имени должника мировое соглашение; заявлять отказ от исполнения договоров должника в соответствии со статьей 102 настоящего Федерального закона; подавать в арбитражный суд от имени должника иски и заявления о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований настоящего Федерального закона, и заявлять требования о взыскании убытков, причиненных действиями (бездействием) членов коллегиальных органов управления должника, членов совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа, собственника имущества должника, лицами, действовавшими от имени должника в соответствии с доверенностью, иными лицами, действовавшими в соответствии с учредительными документами должника; осуществлять иные предусмотренные настоящим Федеральным законом действия (пункт 1 названной статьи).

Внешний управляющий обязан: принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию; в течение трех рабочих дней с даты окончания инвентаризации имущества должника включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах такой инвентаризации; разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов; вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность; заявлять в установленном порядке возражения относительно предъявленных к должнику требований кредиторов; принимать меры по взысканию задолженности перед должником; вести реестр требований кредиторов; реализовывать мероприятия, предусмотренные планом внешнего управления, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом; информировать комитет кредиторов о реализации мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления; представить собранию кредиторов отчет об итогах реализации плана внешнего управления; осуществлять иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия (пункт 2 названной статьи).

В соответствии с частью 8 статьи 156 Жилищного кодекса РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.

Из пункта 5.2 Устава ЖСК «Комплекс» усматривается, что высшим органом кооператива является общее собрание (конференция) членов кооператива. К компетенции общего собрания членов кооператива относится рассмотрение решений Правления кооператива об утверждении размеров обязательных платежей и взносов, сметы доходов и расходов (пункт 6.2 этого же Устава).

С учетом изложенного мировой судья пришел к обоснованному выводу, что у внешнего управляющего ЖСК «Комплекс» полномочия единолично устанавливать либо изменять ранее установленный размер обязательных платежей, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, отсутствовали, изданный ею приказ об установлении размера платы за содержание общего имущества в МКД жилого фонда кооператива противоречит нормам действующего законодательства, в частности, статье 99 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а также интересам собственников жилых помещений.

Поскольку перерасчет платы за жилое помещение собственникам жилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав ЖСК «Комплекс», внешним управляющим ЖСК «Комплекс» Гасановой Н.В. не был произведен, то есть конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона не было предпринято, как того требовал прокурор в своем представлении, в действиях внешнего управляющего ЖСК «Комплекс» Гасановой Н.В. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ - умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Тот факт, что внешним управляющим ЖСК «Комплекс» Гасановой Н.В. был дан письменный ответ на представление прокурора Заволжского района г.Ульяновска с возражениями по сути изложенных в представлении требований, не исключает ответственность должностного лица по ст.17.7 КоАП РФ, поскольку требования представления исполнены не были, сам по себе данный ответ не имеет правового значения.

Допустимость и достоверность принятых мировым судьей во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Всем доказательствам по делу судьей дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, мировой судья пришел к обоснованному выводу о доказанности вины внешнего управляющего ЖСК «Комплекс» Гасановой Н.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ.

Административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 руб. назначено мировым судьей должностному лицу в соответствии с требованиями КоАП РФ, в пределах санкции ст.17.7 КоАП РФ, с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения и личности виновного. По своему виду и размеру назначенное наказание соответствует содеянному и является справедливым.

Нарушений норм материального и процессуального права мировым судьей не допущено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Таким образом, оснований для отмены постановления мирового судьи по результатам рассмотрения жалобы не имеется.

Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы мирового судьи о виновности должностного лица в инкриминируемом правонарушении, в жалобе не приведено.

Постановление мирового судьи основано на доказательствах по делу, постановлено в соответствии с требованиями действующего законодательства и оснований к его отмене по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 30.6 – 30.8 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л А:

Постановление мирового судьи судебного участка № 5 Заволжского судебного района г.Ульяновска от 22.11.2018 оставить без изменения, а жалобу внешнего управляющего Жилищно-строительного кооператива «Комплекс» Гасановой Натальи Владимировны – без удовлетворения.

Судья А.В. Высоцкая