Дело № 12-13\19
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Гулькевичи 08 апреля 2019 года
Судья Гулькевичского районного суда Краснодарского края Мелкозерова О.М.
при секретаре Косиновой Д.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя Правления Краснодарской краевой общественной молодежной организации «Центр развития добровольчества «Новый День» ФИО1 на постановление заместителя руководителя Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 26 ноября 2018 года о привлечении юридического лица - Краснодарской краевой общественной молодежной организации «Центр развития добровольчества «Новый День» к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Председатель Правления Краснодарской краевой общественной молодежной организации «Центр развития добровольчества «Новый День» ФИО1 обратился в суд с жалобой на постановление заместителя руководителя Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 26 ноября 2018 года о привлечении юридического лица - Краснодарской краевой общественной молодежной организации «Центр развития добровольчества «Новый День» к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 17860 руб., указав в обоснование жалобы, что с данным постановлением он не согласен, полагает его незаконным и необоснованным. В соответствии с протоколом об административном правонарушении № от 06 ноября 2018г., составленным консультантом отдела финансового контроля департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО2 краевая общественная молодежная организация «Центр развития добровольчества «Новый день» совершило нарушение юридическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления. В соответствии с текстом протокола ККОМО «ЦРД «Новый день» нарушила условия предоставления субсидии в форме гранта, определённые в п. 1.3, 5.3 Порядка, утверждённого постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 01 августа 2012г. № 872, договором на предоставление субсидий (гранта) от 25.10.2017г. №, что выразилось в непредоставлении софинансирования. С данным утверждением они не согласны, полагают привлечение к административной ответственности необоснованным по следующим основаниям. В соответствии с текстом протокола «Согласно пункта 1.3. Порядка субсидия администрации края предоставляется некоммерческим организациям на условиях долевого финансирования (т.е. в денежном выражении) программы некоммерческой организацией и (или) привлечёнными ею лицами.» Суть текста нормы права неправильно истолкована лицом, составившим протокол, поскольку в соответствии с текстом указанного нормативноправового акта «Субсидия администрации края предоставляется некоммерческим организациям по итогам проведения конкурса в соответствии с настоящим Порядком.» Часть 5 Порядка устанавливает требования к содержанию договора на предоставление субсидии администрации края. Пункт 5.3 части 5 Порядка содержит в себе следующую формулировку: «Неотъемлемой частью договора является смета расходов на реализацию программы, которая оформляется в виде приложения к договору. При необходимости перераспределения денежных средств между статьями сметы расходов на реализацию программы некоммерческая организация, получившая субсидию администрации края, в целях согласования указанных изменений обращается в уполномоченный орган с подробным обоснованием перераспределения денежных средств. Срок рассмотрения обращения составляет не более трех рабочих дней со дня его поступления в уполномоченный орган. По результатам рассмотрения принимается одно из следующих решений: о согласовании перераспределения денежных средств между статьями сметы расходов на реализацию программы; об отказе в согласовании перераспределения денежных средств между статьями сметы расходов на реализацию программы. В случае согласования указанные изменения в течение 10 рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган обращения некоммерческой организации оформляются дополнительным соглашением, а в случае отказа некоммерческой организации направляется мотивированный ответ с указанием причин отказа. Основанием для отказа является несоблюдение некоммерческой организацией следующих условий перераспределения денежных средств между статьями сметы расходов на реализацию программы: при перераспределении денежных средств между статьями сметы расходов на реализацию программы сумма перераспределяемых средств не должна превышать: за счет средств субсидии администрации края - 10 процентов от суммы субсидии администрации края и составлять не более 150 000 рублей; за счет средств софинансирования мероприятий программы - не более 50 процентов от общей суммы, предусмотренной сметой расходов; перераспределение денежных средств между статьями сметы расходов на реализацию программы не должно привести к несоблюдению критериев оценки программы, в том числе к снижению ожидаемых результатов программы и увеличению сметы расходов на реализацию программы.» При толковании данной нормы права приходит к выводу о том, что её сутью является неотъемлемость сметы как приложения к договору, а также установление правил перераспределения денежных средств между статьями сметы расходов на реализацию программы при необходимости такового перераспределения. Данное перераспределение носит заявительный характер и основанием для отказа является несоблюдение некоммерческой организацией следующих такого условия перераспределения денежных средств между статьями сметы расходов на реализацию программы как превышение средств софинансирования мероприятий программы более чем на 50 процентов от общей суммы, предусмотренной сметой расходов. В соответствии с частью 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий. Закон не устанавливает в качестве источника условий предоставления субсидий - договор о предоставлении субсидий, либо иное соглашение, поскольку такие условия, нарушение которых влечёт административную ответственность могут устанавливаться только нормативно-правовым актом. Нигде в Порядке предоставления субсидий не содержится обязывающего некоммерческую организацию условия о предоставлении софинансирования. В пункте 4.1 Порядка размер софинансирования является лишь критерием программы некоммерческих организаций в ходе конкурса (оценивается объем софинансирования расходов, связанных с реализацией программных мероприятий). Несоблюдение условия о софинансировании не устанавливается Порядкам в качестве нарушения. Таким образом, в действиях ККОМО «ЦРД «Новый день» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5. Просит постановление по делу об административном правонарушении от 26.11.2018 года, вынесенное заместителем руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края П.С. отменить, производство по делу прекратить, восстановить срок на подачу жалобы, посколькупропуск срока обусловлен уважительными причинами. Постановление было обжаловано в 10-дневный срок, а именно 05.12.2018 года, однако в соответствии с определением Первомайского районного суда г. Краснодара от 10.12.2018 года данная жалоба была возвращена заявителю в связи с технической ошибкой – отсутствием подписи заявителя. О данном определении заявителю стало известно лишь 27.12.2018 года, в связи с чем жалоба незамедлительно подана вновь.
В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены, суд определил рассмотреть жалобу в отсутствие сторон.
Представитель Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края Ф.О. направила в суд возражения на жалобу, в которых указала, что с доводами жалобы не согласна, считает вынесенное департаментом постановление от 26.11.2018 года № законным и обоснованным. Свои возражения обосновывает следующим. В соответствии с порядком, установленном постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 1 августа 2012 года № 872 «О субсидиях (грантах) администрации Краснодарского края для поддержки общественно полезных программ социально ориентированных некоммерческий организаций» (далее - Порядок № 872), субсидией (грантом) администрации Краснодарского края для поддержки общественно полезных программ социально ориентированных некоммерческих организаций признаются средства краевого бюджета, направляемые на реализацию общественно полезных программ социально ориентированных некоммерческих организаций. Согласно пункту 1.3 Порядка № 872 (в редакции, действовавшей в период заключения договора о предоставлении общественной организации «Новый день») субсидия администрации края предоставляется некоммерческим организациям по итогам проведения конкурса на условиях долевого финансирования программы некоммерческой организацией и (или) привлеченными ею лицами. Как следует из пункта 5.1 Порядка № 872 субсидия предоставляется на основании договора, заключаемого администрацией Краснодарского края. Согласно п. 5.3 Порядка неотъемлемой частью договора на предоставление субсидии является смета расходов на реализацию программы, которая оформляется в виде приложения к договору. Краснодарской краевой общественной молодежной организации «Центр развития добровольчества «Новый день» по итогам конкурса была утверждена субсидия (грант) в сумме 893 000 рублей на реализацию общественно полезной программы Межрегиональный молодежный образовательный форум «Моя вера православная». В соответствии положениями Порядка № 872 между администрацией Краснодарского края и общественной организацией «Новый день» заключен договор на предоставление субсидии (гранта) от 25.10.2017 №-р. Согласно п.1.2. договора общественная организация приняла на себя обязательства по использованию субсидии (гранта) по целевому назначению, а также согласно смете расходов на реализацию программы, являющейся неотъемлемой частью договора. В соответствии с указанной сметой общая сумма расходов на реализацию программы составляет 1249 428 рублей, из которых 893 000 рублей – средства краевого бюджета (предоставляемые безвозмездно в виде субсидии), 356 428 рублей – средства долевого финансирования, которое должна была быть обеспечено общественной организацией «Новый день». Как следует из соглашения сторон по договору, общественной организацией «Новый день» должны были быть понесены следующие расходы: 273 420 рублей заработная плата с начислениями 2 чел. в течение 6 месяцев (руководитель и координатор проекта); 61 008 рублей вознаграждение специалиста (бухгалтера) по договору подряда; 10 000 рублей расходы на канцелярские принадлежности; 6 000 рублей расходы на связь; 6000 рублей расходы на банковское обслуживание. Согласно итоговому финансовому отчету и бухгалтерским документам полученные из бюджета Краснодарского края средства субсидии (гранта) израсходованы общественной организацией «Новый день» в размере 893000 рублей, то есть в полном объеме. Внеплановой выездной проверкой, проведенной Департаментом, установлено, что общественной организацией «Новый день» средства софинансирования для реализации мероприятий Программы не привлекались и не расходовались. Соответственно, общественная организация «Новый день» не выполнила условия договора с администрацией Краснодарского края на предоставлении субсидии, нарушила условия предоставления субсидии, предусмотренные Порядком № 872. В жалобе на постановление Департамента общественная организация «Новый день» цитирует некий текст (выделен в жалобе курсивом) о перераспределении расходов между статьями сметы, являющийся по мнению подателя жалобы нормой права, а также осуществляет его толкование. Поскольку не приведено ни одного реквизита, который позволил бы идентифицировать данный текст с каким-либо нормативным правовым актом, а также соотношение данной предполагаемой правовой нормы со спорными правоотношениями, Департамент не может представить суду конструктивной позиции по изложенным доводам. Далее, общественная организация «Новый день» утверждает, что закон не устанавливает в качестве источника условий предоставления субсидий договор о предоставлении субсидий, ибо иное соглашение, поскольку такие условия, нарушение которых влечет административную ответственность могут устанавливаться только нормативным правовым актом. В подтверждение своей позиции заявитель ссылается на положения пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также утверждает, что Порядок № 872 не содержит условий о долевом финансировании, а также не определяет отсутствие софинансирования в качестве нарушения. Полагает, что указанная позиция заявителя является ошибочной, противоречащей положениям бюджетного законодательства и законодательства об административных правонарушениях. В общественной организации «Новый день» по обращению администрации Краснодарского края Департаментом была проведена внеплановая выездная проверка по факту нарушения условий предоставления субсидии. По результатам проведенной проверки Департамент в рамках предоставленных ему полномочий направил общественной организации «Новый день» представление от 21.01.2019 №, содержащее требование о возврате средств субсидии в бюджет Краснодарского края в размере 893000 рублей. Департамент, как орган внутреннего государственного финансового контроля, в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (статья 269.2), постановлением главы администрации Краснодарского края от 17.02.2006 № 100 «О департаменте финансово-бюджетного надзора Краснодарского края», постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22.04.2014 № 369 «О порядке осуществления департаментом ….полномочий по контролю» вправе направлять объектам контроля обязательные для исполнения представления и предписания. Пункт 2 статьи 270 БК РФ предусматривает: «Под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан». Таким образом, нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации, ответственность за которое, применительно к некоммерческой организации, предусмотрена КоАП РФ. Заявитель ссылается на пункт 3 статьи 78 БК РФ, в то время как предоставление субсидий некоммерческим организациям регулируется положениями статьи 78.1 БК РФ. Согласно пункту 2 статьи 78.1 БК РФ в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями. Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Порядок № 872 соответствует положениям постановления Правительства РФ от 7 мая 2017г. № 541 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями», в частности предусматривает условия предоставления субсидии. Пункт 1.3 Порядка № 872 дословно предусматривает: «Субсидия администрации края предоставляется некоммерческим организациям по итогам проведения конкурса, в порядке, предусмотренном настоящим Положением, на условиях долевого финансирования программы некоммерческой организацией и (или) привлеченными ею лицами.» Следовательно, утверждения заявителя о том, что нигде в Порядке № 872 не содержится обязывающей нормы о предоставлении софинансирования не соответствуют действительности. Конкретный размер долевого финансирования определен в договоре между получателем субсидии и администрацией Краснодарского края по итогам проведенного конкурса и с учетом заявки самого получателя. Таким образом, и нормативным правовым актом (Порядок № 872), и договором на предоставление субсидии (гранта) от 25.10.2017 № обязанность получателя субсидии обеспечить долевое финансировании определена не иначе, как условие, при котором предоставляется субсидия. Исходя из изложенного, отсутствие долевого финансирования со стороны общественной организации «Новый день» является прямым нарушением условий предоставления субсидии в форме гранта, определенных пунктами 1.3., 5.3 Порядка № 872 договором на предоставление субсидии (гранта) от 25.10.2017 № Соответственно, неправомерное бездействие общественной организации «Новый день» образует состав административного правонарушения по части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ. Кроме того, считает заслуживающими внимания суда следующие обстоятельства. Прокуратура Гулькевичского района, осуществляя общий надзор за контрольной деятельностью Департамента, рассмотрев материалы проверки Департамента, представление и постановления по делам об административных правонарушениях в отношении ФИО1 и общественной организации «Новый день» по части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, полностью согласилась с выводами Департамента. На основании изложенного просит суд оставить постановление департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 26.11.2018 № без изменения, а жалобу представителя общественной организации «Новый день» - без удовлетворения.
Согласно ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В силу ч.2 ст. 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Причины пропуска срока обжалования постановления суд признает уважительными, полагает необходимым срок обжалования восстановить.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что жалоба удовлетворению не подлежит.
Из материалов дела видно, что постановлением заместителя руководителя Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 26 ноября 2018 года юридическое лицо - Краснодарская краевая общественная молодежная организация «Центр развития добровольчества «Новый День» привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 17860 рублей.
Краснодарская краевая общественная молодежная организация «Центр развития добровольчества «Новый День» признана виновной в нарушении условий предоставления субсидий в рамках государственной программы Краснодарского края «Формирование условий для духовно-нравственного развития граждан», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 октября 2015 года № 968.
Консультантом отдела финансового контроля департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края Ш.Д. с 03.10.2018 по 29.10.2018 года проведена внеплановая выездная проверка Краснодарской краевой общественной молодежной организации «Центр развития добровольчества «Новый день», по вопросу соблюдения условий, целей и порядка предоставления гранта в форме субсидий в рамках государственной программы Краснодарского края «Формирование условий для духовно-нравственного развития граждан», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 октября 2015 года № 968.
По результатам проверки установлено следующее.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 октября 2015 года № 968 утверждена государственная программа Краснодарского края «Формирование условий для духовно-нравственного развития граждан».
Согласно п. 1.1.1.1 перечня мероприятий вышеуказанной программы предусмотрено мероприятие «Оказание финансовой поддержки путем предоставления грантов в форме субсидий социально ориентированным общественным организациям при реализации ими собственных общественно полезных программ, направленных на осуществление следующих видов деятельности: социальная поддержка и защита граждан; благотворительная деятельность; деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества; деятельность в области образования, просвещения, культуры, искусства, здравоохранения, пропаганды здорового образа жизни; деятельность, направленная на развитие духовно-нравственного воспитания, возрождение духовно-моральных норм».
Механизм реализации государственной программы предполагает предоставление на конкурсной основе финансовой поддержки - грантов в форме субсидий социально ориентированным общественным и религиозным организациям для реализации ими собственных общественно полезных программ. Порядок оказания финансовой поддержки путем предоставления грантов в форме субсидий из краевого бюджета утверждается нормативным правовым актом главы администрации (губернатора) Краснодарского края.
В соответствии с порядком, установленном постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 1 августа 2012 года № 872, субсидией (грантом) администрации Краснодарского края для поддержки общественно полезных программ социально ориентированных некоммерческих организаций признаются средства краевого бюджета, направляемые на реализацию общественно полезных программ социально ориентированных некоммерческих организаций.
Программой некоммерческой организации признается комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на решение конкретных задач, соответствующих учредительным документам некоммерческой организации и видам деятельности.
Согласно п. 1.3 Порядка субсидия администрации края предоставляется некоммерческим организациям по итогам проведения конкурса на условиях долевого финансирования программы некоммерческой организацией и (или) привлеченными ею лицами.
Субсидия предоставляется на основании договора на предоставление субсидии администрации края (п. 5.1 Порядка).
Согласно п. 5.3 Порядка неотъемлемой частью договора на предоставление субсидии является смета расходов на реализацию программы, которая оформляется в виде приложения к договору.
Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2017 № "О предоставлении субсидий (грантов) администрации Краснодарского края для поддержки общественно полезных программ социально ориентированных общественных и религиозных организаций" утвержден список победителей конкурса на получение субсидий (грантов) администрации Краснодарского края для поддержки общественно полезных программ социально ориентированных общественных и религиозных организаций и суммы получаемых ими субсидий (грантов) в 2017 году.
Согласно п. 1 приложения к распоряжению ККОМО «ЦРД «Новый день» утверждена субсидия (грант) в сумме 893,0 тыс. рублей на реализацию общественно полезной программы Межрегиональный молодежный образовательный форум "Моя вера православная",
В соответствии с программой для участия в конкурсе Межрегиональный молодежный образовательный форум "Моя вера православная", утвержденной
ККОМО «ЦРД «Новый день» срок реализации Программы по 28.02.2018.
Целью Программы является организация образовательной площадки для объединения и самореализации молодых людей, приобщение их к православной культуре, а также актуализация традиционных ценностей,
В рамках программы планируется реализация следующих мероприятий:
проведение в октябре 2017 года образовательного форума «Моя вера православная» с количеством участников 100 человек, более 15 привлеченных экспертов, более 20 мероприятий; проведение в октябре 2017 - феврале 2018 года 15 круглых столов с 300 участниками.
Общая сумма планируемых расходов на реализацию программы 1249,428 тыс. рублей, запрашиваемый размер субсидии 893,0 тыс. рублей, сумма долевого финансирования 356,428 тыс. рублей.
При этом, согласно программе доля софинансирования мероприятия ККОМО «ЦРД «Новый день» составляет 29% от общей суммы расходов на реализацию программы.
Смета расходов на реализацию программы предусматривает следующие статьи расходов: За счет средств субсидии 893,0 тыс. рублей, в том числе: 143,0 тыс. рублей издательско-полиграфические услуги; 130,0 тыс. рублей организация образовательной программы с привлечением экспертов; 100,0 тыс., рублей транспортные услуги; 450,0 рублей услуги по питанию и проживанию 100 участников форума в течение 3 дней. За счет средств софинансирования 356,428 тыс. рублей, в том числе: 273,42 тыс, рублей заработная плата с начислениями 2 чел. в течение 6 месяцев (руководитель и координатор проекта): 61,008 тыс. рублей вознаграждение специалиста (бухгалтера) по договору подряда; 10,0 тыс. рублей расходы на канцелярские принадлежности; 6,0 тыс. рублей расходы на связь; 6,0 тыс. рублей расходы на банковское обслуживание.
В соответствии с вышеуказанными нормативными документами между администрацией Краснодарского края, в лице временно исполняющего обязанности управляющего делами администрации Краснодарского края М.В., и ККОМО «ЦРД «Новый день», в лице председателя правления ФИО1, заключен договор на предоставление субсидии (гранта) администрации Краснодарского края для реализации общественно полезной программы социально-ориентированной некоммерческой организации от 25.10.2017 №.
Предметом договора является предоставление субсидии из краевого бюджета ККОМО «ЦРД «Новый день» в сумме 893,0 тыс. рублей на реализацию общественно полезной программы Межрегиональный молодежный образовательный форум "Моя вера православная".
Согласно п. 1.2. договора ККОМО «ЦРД «Новый день» принимает на себя обязательства по использованию субсидии (гранта) по целевому назначению, а также согласно смете расходов на реализацию программы, являющейся неотъемлемой частью договора.
В соответствии с п. 3.1 Договора ККОМО «ЦРД «Новый день» обязуется использовать субсидию (грант) исключительно на цели, определенные договором и Программой. ККОМО «ЦРД «Новый день» обязуется реализовать мероприятия Программы в полном объеме и в установленные сроки (п. 3.2 Договора). ККОМО «ЦРД «Новый день» в праве привлекать по своему усмотрению к исполнению мероприятий Программы третьих лиц (граждан и организации).
Согласно разделу 5 Договора ККОМО «ЦРД «Новый день» обязуется использовать субсидию и реализовать мероприятия Программы до 01.04.2018. В течение15 календарных дней ККОМО «ЦРД «Новый день» предоставляет итоговый отчет о реализации Программы, акт приема передачи и итоговый финансовый отчет. В целях текущего контроля до 5 числа месяца, следующего за отчетным ККОМО «ЦРД «Новый день» представляет промежуточные месячные отчеты нарастающим итогом о реализации Программы (п. 6.2 Договора).
В случае неисполнения, ненадлежащего исполнения Договора или мероприятий Программы, либо нецелевого использования средств ККОМО «ЦРД «Новый день» обязана вернуть полученные средства и уплатить штраф в размере 10% от сумы гранта (п. 6.2 Договора).
В соответствии со сметой, являющейся неотъемлемой частью договора, 893,0 тыс. рублей расходуются по следующим статьям: 143,0 тыс. рублей издательско-полиграфические услуги; 70,0 тыс. рублей аренда звукового оборудования; 130,0 тыс. рублей организация образовательной программы с привлечением экспертов; 100,0 тыс. рублей транспортные услуги; 450,0 тыс. рублей услуги по питанию и проживанию 100 участников форума в течение 3 дней.
Кроме того, согласно смете расходов, за счет средств софинансирования 356,428 рублей расходуются по следующим статьям: 273,42 тыс. рублей заработная плата с начислениями 2 чел. в течение 6 месяцев (руководитель и координатор проекта); 61,008 тыс. рублей вознаграждение специалиста (бухгалтера) по договору подряда; 10,0 тыс. рублей расходы на канцелярские принадлежности; 6,0 тыс., рублей расходы на связь; 6,0 тыс. рублей расходы на банковское обслуживание.
В соответствии с промежуточными ежемесячными отчетами, итоговым отчетом о реализации Программы, акту приема передачи выполненных работ мероприятия программы реализованы в полном объеме, в том числе;
проведен в октябре 2017 года образовательный форум «Моя вера православная» с количеством участников 100 человек, 20 привлеченных экспертов, более 24 мероприятий; проведено в ноябре 2017 - феврале 2018 года 22 круглых стола с 378 участниками.
Согласно итоговому финансовому отчету и бухгалтерским документам средства субсидии (гранта) израсходованы в срок до 01.04.2018, определенный Договором, в размере 893,0 тыс. рублей, в том числе; 143,0 тыс. рублей издательско-полиграфические услуги; 130,0 тыс. рублей организация образовательной программы с привлечением экспертов; 100,0 тыс. рублей транспортные услуги; 450,0 тыс., рублей услуги по питанию и проживанию 100 участников форума в течение 3 дней.
Согласно итоговому финансовому отчету и реестру расходов по софинансированию в рамках реализации программы согласно договору № расходы ККОМО «ЦРД «Новый день» составили 356,428 тыс. рублей, в том числе: 273,42 тыс. рублей заработная плата с начислениями 2 чел. в течение 6 месяцев (руководитель и координатор проекта); 61,008 тыс. рублей вознаграждение специалиста (бухгалтера) по договору подряда; 10,0 тыс. рублей расходы на канцелярские принадлежности; 6,0 тыс. рублей расходы на связь; 6,0 тыс., рублей расходы на банковское обслуживание.
Однако, в результате изучения представленных первичных документов и данных бухгалтерского учета установлено следующее.
В соответствии с данными бухгалтерского учета ККОМО «ЦРД «Новый день» средства софинансирования в денежном выражении для реализации мероприятий Программы не привлекались и не расходовались.
В ходе проверки ФИО1 представлены пояснения по вопросу не выделения софинансирования, согласно которым индивидуальный предприниматель Н.Н., которая обещала оказать материальную поддержку ККОМО «ЦРД «Новый день» в сумме 334,428 тыс. рублей на реализацию мероприятий Программы, не смогла ее оказать в связи с изменением сроков заключения договора с администрацией Краснодарского края и трудным материальным положением (письмо ИП Н.Н. от 30.10.2017).
В связи с изложенным ККОМО «ЦРД «Новый день» были заключены договоры безвозмездного оказания услуг по руководству проектом, координации проекта и осуществлении бухгалтерского учета (руководитель, координатор, бухгалтер общая сумма по смете - 334,428 тыс. рублей).
Так, между ККОМО «ЦРД «Новый день» в лице ФИО1 и ФИО1 заключен договор безвозмездного оказания услуг от 03.10.2018. Согласно п.2 Договора оказываются следующие услуги: общее руководство проектом «Межрегиональный молодежный образовательный форум «Моя вера православная», контролировать ход его исполнения; осуществлять контроль качества всех оказываемых услуг по проекту; осуществлять взаимодействие с органами государственной власти и другими структурами по вопросам реализации проекта, выполнять иные необходимые виды работ. Срок оказания услуг с 01.09.2017 по 28.02.2018. Акт приема передачи оказанных услуг проверке не представлен, в бухгалтерском учете ККОМО «ЦРД «Новый день» не отражен. При этом в п. 1.5 Договора от 03.10.2018 отражено, что «в указанный период времени услуги были оказаны надлежащим образом и в полном объеме».
Кроме того, между ККОМО «ЦРД «Новый день» в лице ФИО3 заключен договор безвозмездного оказания услуг от 03.10.2018. Согласно п. 2 Договора оказываются следующие услуги: организовывать работу специалистов в целях надлежащего выполнения договора № по реализации проекта «Межрегиональный молодежный образовательный форум «Моя вера православная», контролировать ход его исполнения; организовывать и проводить мероприятия; подготавливать публикации для средств массовой информации материалов о мероприятиях проекта и о ходе его реализации; вести контроль технического, документационного, аналитического обеспечения деятельности, связанной с оказанием всех видов услуг по проекту; выполнять иные необходимые виды работ. Срок оказания услуг с 01.09.2017 по 28.02.2018.
Акт приема передачи оказанных услуг проверке не представлен, в бухгалтерском учете ККОМО «ЦРД «Новый день» не отражен. При этом в п. 1.5 Договора от 03.10.2018 отражено, что «в указанный период времени услуги были оказаны надлежащим образом и в полном объеме».
Согласно расчету оценки средней заработной платы работников как софинансирование программы «Межрегиональный молодежный образовательный форум «Моя вера православная» в период с 01.09.2017 по 28.02.2018 (приложение к письму № 26 за 2018 год в департамент внутренней политики администрации Краснодарского края) расходы на заработную плату руководителя и координатора проекта составили бы в случае возмездного оказания услуг 273,42 тыс. рублей.
Также, между ККОМО «ЦРД «Новый день» в лице ФИО4 заключен договор безвозмездного оказания услуг от 03.10.2018. Согласно п. 2 Договора оказываются следующие услуги: проверять и обрабатывать первичные учетные документы, по ступающие в связи с выполнением Организацией проекта; формировать первичные учетные документы, связанные с исполнением Организацией договора № по реализации проекта «Межрегиональный молодежный образовательный форум «Моя вера православная», контролировать ход его исполнения; вести контроль расходования денежных средств в разрезе статей, поименованных в смете расходов на реализацию проекта; вести бухгалтерский учет операций, связанных с исполнением договора №; формировать финансовые отчеты в соответствии с формой, утвержденной договором № и в сроки установленные договором №; осуществлять другие необходимы действия в целях исполнения договора № Срок оказания услуг с 01.09.2017 по 28.02.2018. Акт приема передачи оказанных услуг проверке не представлен, в бухгалтерском учете ККОМО «ЦРД «Новый день» не отражен. При этом в п. 1.5 Договора от 03.10.2018 отражено, что «в указанный период времени услуги были оказаны надлежащим образом и в полном объеме».
Оценка труда Г.Д. отсутствует, вместе с тем, проверке представлено письмо индивидуального предпринимателя С.Т. от 31.03.2018 о том, что она в рамках реализации проекта Межрегионального молодежного образовательного форума «Моя вера православная» оказала безвозмездную помощь по ведению бухгалтерского учета, которая в переводе на денежный эквивалент составила 61,008 тыс. рублей.
В качестве подтверждения использования канцтоваров на сумму 10,0 тыс. рублей, предусмотренную по смете, предоставлено письмо ИП Т.А., согласно которому он подтверждает оказание спонсорской помощи для реализации Межрегионального молодежного образовательного форума «Моя вера православная» в виде предоставления канцтоваров в количестве 29 единиц (бумага, маркеры, папки, файлы, флипчарт, ножницы) стоимостью 10,0 тыс. рублей. При этом, первичные документы, подтверждающие приход и списание указанных канцтоваров ККОМО «ЦРД «Новый день» проверке не предоставлены, в бухгалтерском учете ККОМО «ЦРД «Новый день» не отражены.
В качестве подтверждения расходов на услуги связи на сумму 6,0 тыс. рублей, предусмотренных по смете, предоставлены чеки по операциям Сбербанк онлайн на общую сумму 6,5 тыс. рублей, в том числе: оплачено за услуги мобильной связи с карты В.Ю. - 3,0 тыс. рублей, оплачена за интернет услуги в период с сентября 2017 по февраль 2018 с карты В.Г. - 3,5 тыс. рублей. При этом в бухгалтерском учете ККОМО «ЦРД «Новый день» данные расходы не отражены.
Согласно представленным банковским ордерам в период с октября 2017 года по февраль 2018 года ККОМО «ЦРД «Новый день» произведены расходы на банковское обслуживание в сумме 6,0 тыс. рублей.
Таким образом, документы, представленные в подтверждение софинансирования на сумму 350,428 тыс. рублей не отражены в бухгалтерском учете организации.
Также, имеют значительные недостатки в оформлении указанных документов (отсутствуют акты приема-сдачи оказанных услуг, накладные на получение канцтоваров, акты (ведомости) на списание канцтоваров, источник средств на оплату услуг связи, а также подтверждение того, что услугами связи пользовалась организация и т.п.).
Кроме того, стоимостная оценка услуг, оказанных по договорам безвозмездного характера, ничем не обоснована.
Следовательно, в ходе проверки установлено, что ККОМО «ЦРД «Новый день» в качестве подтверждения понесенных расходов за счет долевого финансирования не представило документы, свидетельствующие об оказании услуг, выполнении работ и получении материальных ценностей, предусмотренных сметой расходов на реализацию Программы в рамках софинансирования в денежной форме на сумму 350,428 тыс. рублей.
ККОМО «ЦРД «Новый день» не выделено софинансирование в денежном выражении на реализацию Межрегиональный молодежный образовательный форум "Моя вера православная" в сумме 350,428 тыс. рублей.
При этом, согласно ст.78.1 «Предоставление субсидий... некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями» Бюджетного кодекса субсидии предоставляются в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего органа исполнительной власти субъекта РФ.
В Краснодарском крае данный порядок установлен постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 1 августа 2012 года № 872.
Согласно п. 1.3 Порядка субсидия администрации края предоставляется некоммерческим организациям на условиях долевого финансирования (т.е. в денежном выражении) программы некоммерческой организацией и (или) привлеченными ею лицами. Кроме того, условие о долевом софинансироваиии в денежном выражении определено программой ККОМО «ЦРД «Новый день» на участие в конкурсе на получение субсидий (сумма долевого финансирование указана в рублях).
Договором на предоставление субсидии (гранта) от 25.10.2017 №-р также определено условие о долевом софинансироваиии в денежном выражении (в смете, являющейся неотъемлемой частью договора, сумма долевого финансирования также указана в рублях).
Исходя из вышеизложенного ККОМО «ЦРД «Новый день» нарушила условия предоставления субсидии в форме гранта, определенные п. 1.3., 5.3 Порядка, утверждённого постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 1 августа 2012 года № 872, договором на предоставление субсидии (гранта) от 25.10.2017 №.
Частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.
В судебном заседании установлено, что Департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края проведена внеплановая выездная проверка ККОМО «ЦРД «Новый день» по вопросу соблюдения условий, целей порядка предоставления гранта в форме субсидий в рамках государственной программы Краснодарского края «Формирование условий для духовно-нравственного развития граждан», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.10.2015 года № 968.
По итогам указанного мероприятия составлен акт от 31 октября 2018 года.
В связи с выявленными нарушениями, должностным лицом – консультантом отдела финансового контроля департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края Ш.Д. составлен протокол № от 06.11.2018 года в отношении юридического лица - Краснодарской краевой общественной молодежной организации «Центр развития добровольчества «Новый День», по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении и иные материалы дела направлены в департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края для рассмотрения.
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении, департаментом вынесено постановление от 26 ноября 2018 года, согласно которому юридическое лицо - Краснодарская краевая общественная молодежная организация «Центр развития добровольчества «Новый День» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 17860 рублей.
Суд считает, что вина юридического лица Краснодарская краевая общественная молодежная организация «Центр развития добровольчества «Новый День» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена, доказана исследованными судом доказательствами, содержащимися в деле об административном правонарушении №
Судом установлено, что юридическое лицо - Краснодарская краевая общественная молодежная организация «Центр развития добровольчества «Новый День» обоснованно привлечено к административной ответственности, наказание назначено с учетом требований ст. 4.1 КоАП РФ, в виде минимального штрафа, срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Оснований для отмены либо изменения обжалуемого постановления суд не находит.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что постановление заместителя руководителя Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края подлежит оставлению без изменения, жалоба председателя правления Краснодарской краевой общественной молодежной организации «Центр развития добровольчества «Новый День» ФИО1 удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 30.6, ст. 30.7, ч. 2 ст. 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
р е ш и л:
Восстановить председателю правления Краснодарской краевой общественной молодежной организации «Центр развития добровольчества «Новый День» ФИО1 срок на подачу жалобы на постановление заместителя руководителя Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 26 ноября 2018 года о привлечении юридического лица - Краснодарской краевой общественной молодежной организации «Центр развития добровольчества «Новый День» к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановление заместителя руководителя Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 26 ноября 2018 года о привлечении юридического лица - Краснодарской краевой общественной молодежной организации «Центр развития добровольчества «Новый День» к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 17 860 рублей – оставить без изменения; жалобу председателя правления Краснодарской краевой общественной молодежной организации «Центр развития добровольчества «Новый День» ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение 10 дней со дня получения копии решения.
судья