Дело №12-13/2019
Р Е Ш Е Н И Е
9 сентября 2019 года г.п.Угольные Копи
ул.Школьная,13
Судья Анадырского районного суда Чукотского автономного округа Евланова А.В., рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе юридического лица ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» на постановление о назначении административного наказания №000484 от 01.08.2019 о привлечении юридического лица - ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» к административной ответственности по ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, вынесенное старшим государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и регулирования рыболовства по Чукотскому АО Северо-Восточного территориального Управления Росрыболовства С.Д.А.,
у с т а н о в и л:
постановлением о назначении административного наказания №000484 от 01.08.2019, вынесенным старшим государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и регулирования рыболовства по Чукотскому АО Северо-Восточного территориального Управления Росрыболовства С.Д.А., юридическое лицо – ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Как следует из обжалуемого постановления, 08.07.2019 в 15 часов 05 минут по береговой полосе реки Майныян Анадырского района Чукотского автономного округа в точке с географическими координатами N62°32?110?? Е177°2?269??в водоохраной зоне (100 метров в соответствии с подп.2 п.4 ст.65 ВК РФ) указанного водоема, в 27 метрах от уреза воды, была выявлена хозяйственная деятельность, а именно хранение угля, а также его обваловка и хранение золы. Обнаруженные факты свидетельствуют о ведении хозяйственной деятельности в водоохраной зоне реки Майныян, которую осуществляет ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» и использует уголь для нужд котельной села Мейныпильгыно, а зола результат горения данного угля в котельной, не имея заключения о согласовании данной деятельности с федеральными органами исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством РФ. На основании изложенного было установлено, что действия ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» привели к нарушению специального режима осуществления хозяйственной деятельности в водоохранной зоне водного объекта.
Не согласившись с данным постановлением, ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» обратилось в суд с жалобой, в которой указывает, что вину в совершении административного правонарушения признают, пояснив, что ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» на основании Постановления Администрации Анадырского муниципального района №116 от 15.02.2019 присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территории сельского поселения Мейныпильгыно на период до 2032 года. Предприятие осуществляет там хозяйственную деятельность, связанную с непрерывной выработкой и подачей в отопительный сезон тепловой энергии. Собственником котельной в селе Мейныпильгыно, которая расположена в границах водоохранной зоны реки Майныян, является Администрация Анадырского муниципального района, а поскольку предприятие не является собственником или законным владельцем котельной, то не имеет законных оснований для переноса объекта за пределы водоохранной зоны и вынуждено осуществлять деятельность по выработке энергии в существующих условиях. В настоящее время предприятием ведется работа по получению необходимого согласования хозяйственной деятельности с территориальным управлением Росрыболовства. Поскольку стоимость по осуществлению расчетов предполагаемого воздействия на водные ресурсы является очень дорогостоящей, предприятие в связи с финансовыми трудностями не в силах выполнить эти работы по всем объектам одномоментно, в связи с этим работа по получению заключения ведется в плановом режиме последовательно по каждому объекту. Указывает, что штраф, назначенный предприятию в качестве административного наказания в размере 200 000 руб. является для предприятия существенным и в настоящий момент существенно ухудшит его текущее затруднительное положение, поскольку у предприятия имеется кредиторская задолженность перед контрагентами. В связи с тяжелым материальным положением предприятия, на основании ч.3 ст.4.1 КоАП РФ, просит суд отменить постановление №000484 от 01.08.2019 о назначении административного наказания в части установления размера административного штрафа и назначить ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» административное наказание в виде штрафа 100 000 руб.
В судебное заседание представитель ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» не явился. О месте и времени слушания дела извещен в установленном законом порядке. В заявлении просил суд рассмотреть дело без участия представителя. Ранее в судебном заседании представитель ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» по доверенности Р.Н.П. поддержала доводы жалобы и пояснила, что у предприятия трудное финансовое положение, просила суд снизить размер назначенного штрафа ниже низшего предела в соответствии с ч.3 ст.4.1 КоАП РФ.
Старший государственный инспектор отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и регулирования рыболовства по Чукотскому АО Северо-Восточного территориального Управления Росрыболовства С.Д.А., в судебное заседание не явился. О месте и времени слушания дела извещен в установленном законом порядке. В заявлении просил суд рассмотреть дело без его участия.
Представитель Северо-Восточного территориального Управления Росрыболовства по доверенности Д.В.В. в судебное заседание не явился. О месте и времени слушания дела извещен в установленном законом порядке. В ходатайстве просил рассмотреть дело без его участия, также указав, что Управление возражает против доводов, указанных в жалобе ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз», поскольку при рассмотрении дела об административном правонарушении, факты, изложенные в жалобе, предприятием не заявлялись.
Исследовав письменные материалы дела, суд полагает жалобу ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Хозяйственная деятельность - совокупность действий, направленных, в частности, на пополнение запаса материальных благ и обеспечение возможной полноты удовлетворения потребностей, которым они призваны служить. С этой целью существующие блага хранятся, добываются и производятся новые, перемещаются в пространстве и в меновом обороте, а также организуется их потребление (Словарь финансовых и юридических терминов).
Согласно Положению об отнесении водного объекта или части водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28.02.2019 №206, река Майныян является рыбохозяйственным водоемом высшей категории, а также местом нагулы, нереста и миграционным путем тихоокеанских лососей.
Часть 1 и 2 ст.65 Водного кодекса РФ предусматривает, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Таким образом водоохранная зона является неотъемлимой частью охраняемого объекта, связана с ним территориально и функционально и составляет с ним единое целое как природный комплекс, обеспечивая сохранность водного объекта путем использования водоохранной зоны в особо установленном режиме.
В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды ч.16 ст.65 Водного кодекса РФ).
Статья 50 Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и охранении водных биологических ресурсов» предусматривает, что при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Указанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок согласования строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания осуществляется Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 №384 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания», которым предусмотрена обязанность юридического лица по согласованию хозяйственной деятельности, влияющей на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, с Федеральным агентством по рыболовству.
Следовательно, деятельность которая может оказать влияние на состояние видных биологических ресурсов и среду их обитания, должна осуществляться исключительно при наличии согласования применяемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среду их обитания с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Из постановления от 01.08.2019 №000484 о назначении административного наказания следует, что административным расследованием было установлено, что юридическое лицо – ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» осуществляло хозяйственную деятельность по хранению угля, его обваловке и хранению золы в границах водоохраной зоны реки Майныян Анадырского района без согласования с территориальным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Вина ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» в совершении административного правонарушения подтверждается:
- протоколом об административном правонарушении №000484 от 30.07.2019, согласно которому 08.07.2019 в 15 часов 05 минут по береговой полосе реки Майныян Анадырского района Чукотского автономного округа в точке с географическими координатами N62°32?110?? Е177°2?269??в водоохраной зоне (100 метров в соответствии с подп.2 п.4 ст.65 ВК РФ) указанного водоема, в 27 метрах от уреза воды, была выявлена хозяйственная деятельность ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» по хранению и обваловке угля и хранению золы для нужд котельной села Мейныпильгыно (л.д.___);
- актом натурного обследования от 08.07.2019, из которого следует, что старшим государственным инспектором отдела контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и регулирования рыболовства по Чукотскому АО С.Д.А. с участием свидетелей З.О.И, и З.А.В., в отсутствии нарушителя произведен осмотр места нарушения, участка местности водоохранной зоны реки Майныян Анадырского района Чукотского автономного округа, в точке географических координат N62°32?181?? Е177°2?970?? на расстоянии 27 метров от уреза воды реки Майныян начинается насыпь угля общей протяженностью 76 метров, шириной 13 метров, высота данной насыпи от 1 метра до 12 метров. Близлежащий участок местности и сама угольная насыпь имеет многочисленные следы, схожие со следами от отвала гусеничной техники, типа бульдозер, оставляемые при обваловке угля либо его перемещении с помощью отвала бульдозера. Если двигаться в направлении от уреза воды в 15 метрах от угольной насыпи, расположено здание, окрашенное в ярко-желтый и темно-красный цвет. На расстоянии 14 метров от западной стены которого, в точке с географическими координатами N62°32?181?? Е177°2?270??начинается насыпь золы длинной 70 на 55 метров и высотой около 11 метров;
- план-схемой места совершения правонарушения с привязкой на местности с.Мейныпильгыно от 08.07.2019 с фотоматериалами;
- объяснениями свидетелей З.А.В. и З.О.И,, в которых они подтвердили, что 08.07.2019 около 15 часов на территории котельной прилегающей к реке Майныян находилась насыпь угля, а с западной стороны здания котельной ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз», стоящей на указанной территории, имелась насыпь золы. Сотрудник Росрыболовства при помощи рулетки произвел замеры, оказалось, что насыпь угля находилась в 27 метрах от уреза воды, как он пояснил, в водоохранной зоне реки;
- объяснениями К.А.А., начальника участка села Мейныпильгыно ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» от 09.07.2019, в которых он указывает, что в селе Мейныпильгыно имеется котельная, которая вырабатывает тепловую энергию для нужд жителей села. Между зданием котельной и рекой Майныян находится площадка для хранения угля, на которой хранится около 3,7 тонн угля, с западной стороны котельной менее чем в 100 метрах имеется насыть угля и золы. Имеется ли у ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» согласование на ведение хозяйственной деятельности в водоохранной зоне реки Майныян ему не известно.
Согласно ответу от 19.07.2019 №08-03-131/429 на запрос, направленный в рамках административного расследования на имя начальника отдела согласования размещения хозяйственных объектов и административной практики М.Э.Н., база данных ФГБУ «Центральное управление по рыбохозяйственной экспертизе и нормативам по сохранению, воспроизводству водных биологических ресурсов и акклиматизации ЦУРЗН» не содержит данных о согласовании ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» хозяйственной деятельности по размещению и перемещению угля для котельной и золы от его сжигания в водоохраной зоне реки Майныян с.Мейныпильгыно Анадырского района.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами.
Противоречия в указании географических координат места совершения административного правонарушения, указанных в акте натурного обследования от 08.07.2019, протоколе №000484 от 30.07.2019 по делу об административном правонарушении и постановлении №000484 от 01.08.2019 о назначении административного наказания устранимы и не являются существенным недостатком протокола и постановления, поскольку место совершения административного правонарушения, подтверждается план-схемой места совершения правонарушения с привязкой к местности, фотоматериалами приобщенными к план-схеме, объяснениями начальника участка ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» в с.Мейныпильгыно. Указанные противоречия не свидетельствует о нарушении порядка привлечения ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» к административной ответственности, не могут являться основанием для признания протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством и не могут повлечь отмену состоявшегося по делу постановления о назначении административного наказания.
Согласно ст.26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Суд полагает, что приведенные выше доказательства вины ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» в совершенном правонарушении соответствуют требованиям КоАП РФ и свидетельствуют о доказанности вины юридического лица и наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.42 КоАП РФ. Оснований для их признания недопустимыми доказательствами не имеется.
Факт осуществления хозяйственной деятельности ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» по хранению и обваловке угля и хранению золы (для отопительной котельной сельского поселения Мейныпильгыно) в границах водоохранной зоны реки Майныян Анадырского района без согласования с территориальным органом исполнительной власти рыболовства (СВТУ ФАР) подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, а также письмами ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» на получению необходимого согласования хозяйственной деятельности с территориальным управлением Росрыболовства. Доказательств, опровергающих установленные проверкой факты, материалы дела не содержат.
Таким образом, квалификация действий юридического лица ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» по ч.1 ст.8.42 КоАП РФ - использование водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной деятельности нашла свое подтверждение при рассмотрении дела. Порядок привлечения юридического лица к административной ответственности должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление, не нарушен.
Указание начальником отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и регулирования рыболовства по Чукотскому АО Северо-Восточного территориального Управления Росрыболовства З.А.В. в резолютивной части постановления о виновности юридического лица ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» со ссылкой в скобках «в лице законного представителя Ф.В.И.» не соответствует нормам КоАП РФ, однако не ведет к незаконности обжалуемого постановления.
Рассматривая довод жалобы о возможности применения наказания ниже низшего предела на основании ст.4.1 КоАП РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При этом частью 3.2 ст.4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В соответствии с ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
С учетом характера совершенного административного правонарушения привлекаемого к административной ответственности юридического лица, являющегося унитарным предприятием, осуществляющим социально значимую деятельность, связанную с производством и распределением тепловой энергии для жителей Чукотского автономного округа, с учетом сложного финансового положения предприятия имеющего по состоянию на 05.08.2019 кредиторскую задолженность в размере 2 203 617 706 руб., суд считает возможным снизить размер назначенного наказания в виде административного штрафа до 100 000 руб. с учетом положений ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ.
Довод представителя Северо-Восточного территориального Управления Росрыболовства, что при рассмотрении дела об административном правонарушении ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» не заявляло о необходимости уменьшения размера штрафа, суд полагает несостоятельным, поскольку данное требование может быть заявлено на любой стадии процесса.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, суд
р е ш и л:
Постановление о назначении административного наказания №000484 от 01.08.2019 о привлечении юридического лица - ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» к административной ответственности по ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, вынесенное старшим государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и регулирования рыболовства по Чукотскому АО Северо-Восточного территориального Управления Росрыболовства С.Д.А., изменить.
Снизить размер ранее назначенного юридическому лицу ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» административного наказания в виде административного штрафа до 100 000 (ста тысяч) рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Жалобу юридического лица ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» удовлетворить.
Решение по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд Чукотского автономного округа через Анадырский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.В. Евланова