Мировой судья с/у № 6 Портянкина О.Ю.
№ 12-348/2018
РЕШЕНИЕ
11 февраля 2019 года город Ставрополь
Судья Ленинского районного суда города Ставрополя Данилова, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Ставрополя протест заместителя прокурора Ставропольского края на постановление мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района города Ставрополя от 29.10.2018 г. по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица ФИО1 по ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района города Ставрополя Портянкиной О.Ю. от 29.10.2018 г. прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица ФИО1, по ст. 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, заместитель прокурора края СК ФИО2 подал протест на данное постановление, указав, что 07.09.2018 г. заместителем прокурора края вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, в отношении должностного лица - начальника управления информационно-аналитических технологий Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края (далее-ТФОМС СК) ФИО1, которое в соответствии ст. ст. 23.1 КоАП РФ направлено для рассмотрения мировому судье судебного участка № 6 Ленинского района г. Ставрополя. 29.10.2018 постановлением мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района г. Ставрополя производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 прекращено по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Данное судебное постановление по делу мотивировано тем, что ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон № 59-ФЗ) предусмотрено, что должностным лицом является лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления. Согласно должностной инструкции начальника управления информационно-аналитических технологий ТФОМС, утвержденной директором ТФОМС СК 09.12.2014 (далее-Должностная инструкция), начальник управления информационно-аналитических технологий ТФОМС СК ФИО1 не обладает полномочиями по руководству коллективом, расстановке и подбору кадров, организации труда или службы подчиненных, поддержанию дисциплины, применению мер поощрения и наложению дисциплинарных взысканий, а также полномочиями по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами учреждения, принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения и должностной инструкцией не предусмотрена обязанность данного лица по даче ответа по существу обращения. ФИО1 не выполняет организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные функции. Кроме того в силу положений ч. 3 ст. 10 Закона № 59-ФЗ ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом. Ответ на обращение генерального директора ООО «Медицина ИТ» ФИО3 от 15.08.2018 подписан заместителем директора ТФОМС СК ФИО4 Исходя из положений ст. 2.4 Ко АП РФ и должностной инструкции начальник управления технологий ТФОМС СК не является должностным лицом, уполномоченным на рассмотрение обращений граждан в порядке, установленном Законом № 59-ФЗ. В этой связи в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 КоАП РФ и производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Полагает, что постановление мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района г. Ставрополя от 07.09.2018 является незаконным и необоснованным, в связи с чем подлежит отмене по следующим основаниям. Согласно п.п. 1,3 ст. 10 Закона № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом. Статьей 4 Закона № 59-ФЗ предусмотрено, что должностным лицом является лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления. В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него. Исходя из положений п. 13 раздела II должностной инструкции начальника управления информационно-аналитических технологий ТФОМС СК начальник управления информационно-аналитических технологий осуществляет в пределах своей компетенции другие полномочия, необходимые выполнения управлением информационно-аналитических технологий возложенных функций и задач. В этой связи рассмотрение обращения генерального директора ООО «Медицина ИТ» ФИО3 по вопросу взаимодействия участников обязательного медицинского страхования и информационного обмена между медицинскими организациями и ТФОМС СК поручено начальнику управления информационно-аналитических технологий ТФОМС СК ФИО1. В нарушение требований ч. 1 ст. 12 Закона № 59-ФЗ ФИО1 проект ответа подготовлен по истечении 30 дней с момента поступления обращения генерального директора ООО «Медицина ИТ» ФИО3 ТФОМ СК, что также подтверждается его объяснениями от 09.09.2018. Таким образом, ФИО1 в соответствии с ст. 2.4 КоАП РФ и п. 6 ст. 4 Закона № 59-ФЗ является должностным лицом, поскольку наделен распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него. Следовательно, нарушение ФИО1 установленного Законом № 59-ФЗ порядка рассмотрения обращений граждан, влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 5.59 КоАП РФ.
Прокурор отдела прокуратуры Ставропольского края Беланов В.В. поддержал протест и просил его удовлетворить.
ФИО1 и его представитель, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в суд не явились, ходатайствовали о рассмотрении протеста в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив представленные доказательства в их совокупности, судья приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению в частности подлежит: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Статьей 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 КоАП РФ.
Федеральным законом N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" урегулированы отношения, связанные с реализацией гражданами РФ закрепленного Конституцией РФ права на обращение в государственный орган и органы местного самоуправления, к должностным лицам этих органов, а также порядок рассмотрения таких обращений, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе, юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе, юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами (ч. 4 ст. 1 Федерального закона N 59-ФЗ).
Из буквального толкования названной нормы закона следует, что установленный Федеральным законом N 59-ФЗ порядок рассмотрения государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами обращений граждан применяется не только при рассмотрении обращений граждан как физических лиц, но также и при рассмотрении обращений объединений граждан, в том числе, юридических лиц, то есть и в тех случаях, когда объединение граждан имеет статус юридического лица.
Такое толкование соответствует правовым позициям, изложенным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2012 г. N 19-П "По делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 и ст. 3 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в связи с запросом Законодательного Собрания Ростовской области", в целях реализации которого был принят Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 80-ФЗ "О внесении изменений в статью 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 1 и 2 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
По буквальному смыслу диспозиции ст. 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административная ответственность по данной статье наступает для должностного лица при невыполнении им административно-правовой обязанности, связанной с рассмотрением обращения гражданина, либо общественного объединения.
Как следует из материалов дела, 02.07.2018 в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ставропольского края поступило обращение генерального директора ООО «Медицина ИТ» ФИО3 по вопросу взаимодействия участников обязательного медицинского страхования и информационного обмена между медицинскими организациями и ТФОМС СК.
В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации закрепленного за ними Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Законом №59-ФЗ, которым установлен порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
В соответствии н.1 ст. 2, ч. 1 ст. 10 Закона № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
На основании ч. 1 ст. 12 Закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороне деяния. Следовательно, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.
Статьей 4 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусмотрено, что должностным лицом является лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.
Согласно должностной инструкции начальник управления информационно-аналитических технологий Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края не обладает полномочиями по руководству коллективом, расстановке и подбору кадров, организации труда или службы подчиненных, поддержанию дисциплины, применению мер поощрения и наложению дисциплинарных взысканий, а также полномочиями по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами учреждения, принятию решений начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения т.д., кроме того должностной инструкции не предусмотрена обязанность данного лица по даче ответа по существу обращения. ФИО1, начальник управления информационно-аналитических технологий Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края, не выполняет организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные функции.
Кроме того, в силу положений части 3 статьи 10 Федерального за:-2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" ответ на обращение подписывается руководством государственного органа или органа местного самоуправления, должное лицом либо уполномоченным на то лицом.
Как следует из копии ответа от 15.08.2018 года на обращение генерального директора ООО «Медицина ИТ» ФИО3 он подписан заместителем директора Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края ФИО4
Исходя из положений ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и указанной должностной инструкции начальник управления информационно-аналитических технологий Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края не является должностным лицом, уполномоченным на рассмотрение обращений граждан в порядке, установленном, ФЗ от 02.05.2006 №59-ФЗ.
Кроме того субъектом подобного обращения должен являться гражданин как физическое лицо или общественное объединение, предусмотренное ФЗ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 №82-ФЗ.
Таким образом, в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения (нет субъекта правонарушения, субъективной стороны правонарушения).
Кроме того, в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «Медицина ИТ» (ОГРН <***> ИНН/КПП <***>/ 263401001, юридический адрес: <адрес обезличен>.) является коммерческая деятельность по разработке компьютерного программного обеспечения. Генеральным директором общества является ФИО3
Статьей 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Федеральным законом № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» урегулированы отношения, связанные с реализацией гражданами РФ закрепленного Конституцией РФ права на обращение в государственный орган и органы местного самоуправления, к должностным лицам этих органов, а также порядок рассмотрения таких обращений, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе, юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе, юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами (ч. 4 ст. 1 Федерального закона № 59-ФЗ).
По смыслу вышеназванной нормы, установленный Федеральным законом № 59-ФЗ порядок рассмотрения государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами обращений граждан применяется не только при рассмотрении обращений граждан как физических лиц, но также и при рассмотрении обращений объединений граждан, в том числе, юридических лиц, то есть и в тех случаях, когда объединение граждан имеет статус юридического лица.
Из ст. 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях следует, что административная ответственность по данной статье наступает для должностного лица при невыполнении им административно-правовой обязанности, связанной с рассмотрением обращения гражданина, либо общественного объединения. Состав административного правонарушения образует бездействие должностного лица, выразившееся в не рассмотрении в установленный срок обращения гражданина или объединения граждан, в том числе юридического лица. Указанный состав административного правонарушения закреплен в главе 5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которой установлен перечень административных правонарушений, посягающих на права граждан.
Расширительное толкование статей Кодекса РФ об административных правонарушениях, закрепляющих составы административных правонарушений, противоречит ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ.
ООО «Медицина ИТ» является коммерческой организацией, имеет организационно-правовую форму общества с ограниченной ответственностью и не является объединением граждан по смыслу приведенных норм.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Верховного Суда Республики Карелия от 24 ноября 2017 г. № 4А-345, в соответствии с которым пункт 4 статьи 1 Закона 59-ФЗ не распространяет свое действие на юридические лица, являющиеся коммерческими организациями.
При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района города Ставрополя от 29.10.2018, подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
РЕШИЛА:
Постановление мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района города Ставрополя от 29.10.2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 оставить без изменения, протест заместителя прокурора Ставропольского края – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья Е.С. Данилова