Дело № 12-13/2019
РЕШЕНИЕ
г.Горняк 16 мая 2019 года
Судья Локтевского районного суда Алтайского края Марфутенко В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы администрации Локтевского района Глазуновой Галины Петровны на постановление заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю Кочеткова А.В. от 11 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ в отношении главы администрации Локтевского района Глазуновой Галины Петровны,
У С Т А Н О В И Л:
Согласно постановления от 15 февраля 2019 года прокуратурой Локтевского района Алтайского края проведена проверка соблюдения администрацией Локтевского района Алтайского края законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Установлено, что 03 октября 2019 года между администрацией Локтевского района (заказчик) и ООО «СибКомплект» (порядчик) заключен контракт № 53, по условиям которого подрядчик обязуется выполнить работы по подключению энергоснабжения в рамках капитального ремонта котельной, расположенной по адресу: <адрес> с присоединениям к существующим тепловым сетям».
Цена контракта - 2 629 166 руб. 00 коп. (в редакции дополнительного соглашения от 09.11.2018г.).
Работы по № от 03.10.2018г. выполнены, приняты заказчиком и оплачены в полном объеме платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№.
Контракт № от 03.10.2018г. в нарушение действующего законодательства, заключен с единственным поставщиком без аукциона и торгов.
По результатам проверки прокуратурой Локтевского района Алтайского края вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 7.29 КоАП РФ.
Рассмотрение дела об административном правонарушении проводилось в присутствии привлекаемого к административной ответственности лица Глазуновой Г.П., представителя прокуратуры Локтевского района Алтайского края.
11 марта 2019 года заместителем руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю начальником отдела контроля закупки Кочетковым А.В. глава администрации Локтевского района Глазунова Г.П. привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением Глазуновой Г.П. подана жалоба в которой пояснив, что постановление по делу об административном правонарушении является незаконным, необоснованным и подлежит отмене, по следующим основаниям.
Указывает, что ДД.ММ.ГГГГ после длительной переписки с АО «СК Алтайкрайэнерго» проект по подключению электроснабжения котельной расположенной по адресу: <адрес>, был согласован. Энергетики неохотно приступили к выполнению мероприятий по строительству высоковольтных линий. Одну линию протянули и работы приостановили. Администрация района постоянно получала предварительные прогнозы из которых следовало, что температурный режим подходит к критическим значениям (прогноз Росгидромет на 2 декаду сентября, на 3 декаду сентября, предварительный прогноз на октябрь 2018). В ЕДДС стали поступать звонки о запуске котельных. Необходимо было принимать дальнейшие действия. ДД.ММ.ГГГГ после очередной проверки работ, изменений со стороны АО «СК Алтайкрайэнерго» не было. 24.09.2018 года распоряжением №271р была создана комиссия в целях контроля выполнения работ по внешнему электроснабжению модульной котельной. Одновременно произвели выезд на объект, где зафиксировали актом и фотографиями ситуацию на модульной котельной. ДД.ММ.ГГГГ утром при осмотре на модульной котельной изменений не было.
Оценив обстановку, что при благоприятных условиях, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, необходимо как минимум 15 дней, чтобы запустить котельную, а погодные условия подводили к тому, что возможно заморозить население <адрес>.
16:00 часов распоряжением №р введен режим ЧС. Руководителем работ по ликвидации ЧС назначен ФИО4 Руководитель группы разработал план график ликвидации ЧС, только при строгом выполнении которого, гарантировало выйти из данной ситуации. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ работы продолжились в ускоренном ритме. ДД.ММ.ГГГГ согласно плана возникла необходимость в определении подрядчика по контракту «Электроснабжение в рамках капитального ремонта котельной, расположенной по адресу; <адрес> с присоединением к существующим тепловым сетям» и заключения договора.
Заключение договора рассматривалось только с тем подрядчиком, который имеет в наличии необходимую подстанцию для данной модульной котельной. Ждать изготовления подстанции, не было времени.
ДД.ММ.ГГГГ был определен подрядчик и заключен с ООО «СибКомплект» муниципальный контракт, по условиям которого, подрядчик обязуется в установленный контрактом срок выполнить работы по объекту и сдать готовый к эксплуатации объект муниципальному заказчику, а муниципальный заказчик обязуется принять выполненные подрядчиком работы и оплатить их результат.
Цена контракта является твердой, определяется на весь срок исполнения муниципального контракта и составляет 2700885 руб. (пункт 2.1. контракта) (с последующим уменьшением).
Контракт заключен на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", о чем указано в преамбуле контракта.
Контракт заключался накануне отопительного сезона 2018-2019 г.г.ДД.ММ.ГГГГ доставлена подстанция, а ДД.ММ.ГГГГ установлена на блоки и произведена натяжка проводов. Параллельно проводились пусконаладочные работы в котельной. С ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ производилось плавное заполнение трассы и проверка давлением. Слаженность, последовательность работ позволило ДД.ММ.ГГГГ в ночь запустить первый котел. ДД.ММ.ГГГГ в обед запущен второй котел, все работало в штатном режиме. Наличие двух рабочих котлов позволило снять режим ЧС и продолжить запуск остальных котлов в процессе эксплуатации модульной котельной.
Причиненный вред охраняемым законом интересам, осуществлен в состоянии крайней необходимости, в целях предупреждения чрезвычайной ситуации и угрозы жизни и здоровью граждан, проживающих в жилых помещениях, обеспечиваемых тепловой энергией от данной котельной (43% отапливаемых жилых площадей).Данная опасность не могла быть устранена иными средствами.
Считает, что данные действия не являются административным правонарушением и в связи с этим производство по данному делу об административном правонарушении должно быть прекращено на основании статьи 24.5 КоАП, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Просит постановление заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю начальника отдела контроля закупки Кочеткова А.В. от 11 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ в отношении главы администрации Локтевского района Глазуновой Галины Петровны - отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании представитель главы администрации Локтевского района Глазуновой Г.П. - начальник юридического отдела Администрации Локтевского района Мясоедов А.И. доводы жалобы поддержал. Пояснил, что контракт был заключен с единственным исполнителем без проведения конкурса и аукциона в связи с угрозой чрезвычайного положения. Глава администрации Локтевского района Глазунова Г.П. действовала в условиях крайней необходимости, иного способа предотвращения более тяжелых последствий она не усматривала. Просит оспариваемое постановление отменить производство по делу об административном правонарушении прекратить.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Паршиков И.С.просил в удовлетворении жалобы отказать, поскольку постановление заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> начальника отдела контроля закупки Кочеткова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ в отношении главы администрации <адрес> Глазуновой Г.П. вынесено законно и не усматривается оснований для его отмены.
Представитель управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> в судебное заседание не явился, был надлежаще уведомлен о дате и времени судебного заседания, причину отсутствия суду не сообщил.
Суд, выслушав объяснение представителя лица, привлеченного к административной ответственности, прокурора, исследовав и оценив в совокупности все представленные доказательства, приходит к выводу, чтопостановление заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю начальника отдела контроля закупки Кочеткова А.В. от 11 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ в отношении главы администрации Локтевского района Глазуновой Г.П. подлежит оставлению без изменения, а жалоба Глазуновой Г.П. без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Локтевского района (заказчик) и ООО «СибКомплект» (порядчик) заключен контракт №, по условиям которого подрядчик обязуется выполнить работы по подключению энергоснабжения в рамках капитального ремонта котельной, расположенной по адресу: <адрес> с присоединениям к существующим тепловым сетям».
Цена контракта - 2 629 166 руб. 00 коп. (в редакции дополнительного соглашения от 09.11.2018г.).
Работы по № от 03.10.2018г. выполнены, приняты заказчиком и оплачены в полном объеме платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон) контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень,установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.
Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016г. №-р утвержден Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, в который включены, в том числе, работы строительные специализированные (Код по ОК 034-2014 (КПЕС 2008) - 43).
Согласно пункту 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме, в том числе в случаях, предусмотренных частями 7 и 12 статьи 82 настоящего Федерального закона.
В статье 1 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 21.05.2007г. № «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация локального характера это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей, не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей.
Исходя из положений пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), непреодолимая сила характеризуется несколькими связанными между собой признаками. К ним, в частности, относятся чрезвычайность и непредотвратимость обстоятельств при данных условиях.
Под чрезвычайностью следует понимать невозможность предвидения наступления соответствующих обстоятельств. Чрезвычайность обстоятельства - то, что не могло быть учтено лицом ни при каких обстоятельствах, что не относится к жизненному риску (например наводнение, землетрясение).
Именно указанные обстоятельства допускают заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) только в том количестве или объеме, которые необходимы для ликвидации последствий. Необходимо наличие такого условия, как нецелесообразность применения иных способов размещения заказа, требующих, затрат времени.
В соответствии с протоколом № от 28.09.2018г. заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации района распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ч 16:00 на котельной, расположенной в <адрес> по адресу <адрес>, введен режим чрезвычайной ситуации.
Однако, доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств, перечисленных в пункте 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, отсутствовали основания для заключения контракта № от 03.10.2018г. с единственным поставщиком в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе. Указанная закупка должна была быть осуществлена путем проведения электронного аукциона.
Указанное нарушение требований части 2 статьи 59, пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.29 КоАП РФ - принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукцион.
Согласно части 1 статьи 107 Закона о контрактной системе лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Глазунова Галина Петровна избрана главой администрации Локтевского района Алтайского края решением Локтевского районного Совета Депутатов № 97 от 24.11.2017г.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Устава муниципального образования Локтевского района глава района возглавляет администрацию района, руководит ее деятельностью на принципах единоначалия и несет полную ответственность за осуществление ее полномочий.
Контракта № 53 от 03.10.2018г. от лица заказчика подписан Глазуновой Г.П.
При этом факт заключения муниципального контракта без проведения торгов не оспаривался и самой Глазуновой Г.П.
Поскольку закупка проводилась с нарушением требований Закона о контрактной системе, а именно, был выбран неверный способ определения поставщика, в действиях Глазуновой Г.П. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 КоАП РФ.
Доводы жалобы Глазуновой Г.П. и пояснения ее представителя о том, что она была вынуждена действовать в состоянии крайней необходимости, а именно произвести запуск котельной до начала отопительного сезона и сильных морозов в целях исключения аварийных ситуаций не могут быть приняты как основание для отмены указанного постановления, так как на заказчика возложены полномочия по соблюдению действующего законодательства, в частности Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» является основанием для привлечения ответственного лица к административной ответственности. Кроме того, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 КоАП РФ является формальным и не требует наступления каких-либо последствий.
Принимая во внимание сроки размещения извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме, рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, а также сроки его проведения, установленные Федеральным законом, Глазунова Г.П.. не была лишена возможности организации проведения торгов в форме открытого аукциона в электронной форме с заключением по их результатам муниципального контакта с установлением сокращенных сроков проведения ремонтных работ котельных с целью завершения таковых к началу отопительного сезона, тем самым предотвратить опасность в виде нарушения срока начала отопительного сезона предусмотренным законом способом.
Таким образом, суд полагает, что заместителем руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю Кочетковым А.В. вынесено обоснованное и законное постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 11 марта 2019 года в отношении главы администрации Локтевского района Глазуновой Г.П. по ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей в пределах санкции статьи.
Срок привлечения к административной ответственности не истек.
При таких обстоятельствах, в соответствии с п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, постановление заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю Кочеткова А.В. подлежит оставлению без изменения, а жалоба Глазуновой Г.П. - без удовлетворения.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю Кочеткова А.В. от 11 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ в отношении главы администрации Локтевского района Глазуновой Галины Петровны - оставить без изменения, жалобу Глазуновой Галины Петровны - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Локтевский районный суд Алтайского края в течение 10 суток со дня вручения (получения).
Судья Марфутенко В.Г.