ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-13/19 от 18.02.2019 Фрунзенского районного суда г. Владимира (Владимирская область)

№ 12-13/2019.

Р Е Ш Е Н И Е

18 февраля 2019 г. г. Владимир

Судья Фрунзенского районного суда г. Владимира Мочалов А.В.,

рассмотрев жалобу главного специалиста – эксперта контрольно-ревизионной инспекции администрации Владимирской области С.

на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Фрунзенского района г. Владимира от 03.12.2018 г., которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном по ч.1 ст.15.11 КоАП РФ, в отношении гл. бухгалтера ГКУ ВО «Служба обеспечения выполнения полномочий области гражданской обороны, пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Владимирской области» ФИО1 в связи с отсутствием состава административного правонарушения,

установил:

должностное лицо ФИО1 привлечена к административной ответственности за то, что в нарушение ст.9 ФЗ от 06.12.2011 г. N 402 «О бухгалтерском учете», пунктов 7, 8, 9 «Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений», утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 г. N 157н, положений Приказа Минфина России от 30.03.2015 г. N 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, Методических указаний по их применению», в период с 26.07.2016 г. по 04.12.2017 г. приняла к учету первичные (сводные) учетные документы, не отвечающие требованиям бюджетного законодательства РФ: товарные накладные (форма по ОКУД 0330212) от 20.03.2017 г. № 152, от 20.03.2017 г. № 151, от 20.03.2017 г. № 150, от 20.03.2017 г. № 149, от 20.03.2017 г. № 148, от 20.03.2017 г. № 145, от 20.03.2017 г. № 143, от 20.03.2017 г. № 147, от 20.03.2017 г. № 146 на общую сумму 768,56 тыс. руб., в которых отсутствуют характеристики, потребительские свойства приобретаемого товара, в т.ч. не указаны данные об их паспортах, свидетельствах, дате изготовления, размерах, а также признаки характеризующие объекты, т.е. отсутствует содержание факта хозяйственной жизни, повлекшее за собой невозможность идентифицировать имущество и как следствие невозможность контроля за его сохранностью.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Фрунзенского района г. Владимира от 03.12.2018 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.11 КоАП РФ, прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, С., просит отменить постановление, направив дело на новое рассмотрение, ввиду неверного применения норм права. Считает, что представленные товарные накладные не являются надлежащими первичными учетными документами, поскольку в них отсутствуют обязательные реквизиты первичного документа, установленные ст.9 ФЗ № 402: идентифицирующие признаки товара, позволяющие достоверно и бесспорно установить содержание факта хозяйственной жизни, что свидетельствует об отсутствии у экономического субъекта первичных учетных документов.

При рассмотрении жалобы должностное лицо С. и уполномоченное должностное лицо К. поддержали доводы жалобы, указав, что отсутствие в товарной накладной обязательных реквизитов, отражающих характеристики, потребительские свойства приобретенного товара, свидетельствует об отсутствии первичного документа и не подтверждают факт хозяйственной жизни.

ФИО1 полагала, что ею допущена ошибка при принятии документов, но закупку товаров осуществляет отдел закупок, а оформляет товарные накладные продавец товаров.

Исследовав материалы дела, можно сделать следующие выводы.

Частью 1 ст.15.11 КоАП РФ установлена ответственность за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в т.ч. к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в т.ч. к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается: занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета; искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов; регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета; ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета; составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета; отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Как следует из материалов дела, в период с 18.09.2018 г. по 19.10.2018 г. должностными лицам контрольно-ревизионной инспекции администрации Владимирской области проведена плановая проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности ГКУ ВО «Служба обеспечения выполнения полномочий области гражданской обороны, пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Владимирской области», в ходе которой выявлено, что 20.03.2017 г. Учреждением с единственным поставщиком ИП ФИО2 заключены 9 договоров на общую сумму 768,56 тыс. руб. на поставку товаров (флагов, повязок, спасательных жилетов, кругов, концов «Александрова», палаток, биноклей, гребных лодок ПВХ, санитарных сумок, телефонов, электромегафонов). Вышеуказанные договоры полностью оплачены за счет средств бюджета. Учреждением приняты к учету первичные документы (товарные накладные (форма по ОКУД 0330212) на общую сумму 768,56 тыс. руб., в которых отсутствуют характеристики, потребительские свойства приобретаемого товара.

Согласно ст.9 ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, обязательными реквизитами которого являются наименование и дата первичного документа, наименование экономического субъекта, составившего документ, содержание факта хозяйственной жизни, его величина в натуральном или денежном измерении, наименование должностных лиц, совершивших сделку или ответственных за ее оформление, а также подписи указанных лиц. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством.

В силу п.8 вышеупомянутой Инструкции N 157н (в редакции до 07.05.2018 г.) первичный учетный документ принимается к бухгалтерскому учету при условии отражения в нем всех реквизитов, предусмотренных унифицированной формой документа, а при ее отсутствии – обязательных реквизитов.

Установлено, что 20.03.2017 г. ФИО1 приняла к бухгалтерскому учету 9 товарных накладных по форме по ОКУД 0330212, утвержденных постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 г. № 132, относящихся к первичным учетным документам. Указанные первичные документы были оформлены продавцом ИП ФИО2, а не ФИО1, которая в силу п.9 Инструкции № 157н не несет ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.

В имеющихся в материалах дела товарных накладных содержатся все перечисленные ч.2 ст.9 ФЗ № 402 обязательные реквизиты, свидетельствующие о свершившемся факте хозяйственной жизни.

Отсутствие в указанных первичных документах информации о характеристиках, потребительских свойствах товара, о признаках, позволяющих идентифицировать имущество не свидетельствует об отсутствии первичного учетного документа у экономического субъекта, а следовательно, о грубом нарушении требований к бухгалтерскому учету, в т.ч. к бухгалтерской отчетности применительно к требованиям Примечания 1 к ст.15.11 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах мировой судья, дав верное толкование нормативным актам, подлежащим применению при рассмотрении данного дела, пришел к правильному выводу об отсутствии вины в действиях должностного лица - главного бухгалтера ГКУ ВО «Служба обеспечения выполнения полномочий области гражданской обороны, пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Владимирской области» ФИО1, а потому об отсутствии в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.11 КоАП РФ, в связи с чем обоснованно прекратил производство по делу об административном правонарушении на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ. Оснований к отмене или изменению обжалуемого постановления не имеется.

На основании изложенного, и руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление мирового судьи судебного участка № 2 Фрунзенского района г. Владимира от 03.12.2018 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - главного бухгалтера ГКУ ВО «Служба обеспечения выполнения полномочий области гражданской обороны, пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Владимирской области» ФИО1 по ч.1 ст.15.11 КоАП РФ в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения оставить без изменения, а жалобу главного специалиста – эксперта отдела по контролю за использованием получателями финансовой помощи из областного бюджета, гарантий области, бюджетных кредитов и бюджетных инвестиций контрольно-ревизионной инспекции администрации Владимирской области С., - без удовлетворения.

Судья: А.В.Мочалов