ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-13/19 от 27.02.2019 Советского районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

К

№ 12-13/2019

Р Е Ш Е Н И Е

27 февраля 2019 года г. Тамбов

Судья Советского районного суда г.Тамбова Барун Н.В.,

рассмотрев жалобуоткрытого акционерного общества «Тамбовский хлебозавод» на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Тамбовской области от 14 января 2019 года -И по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Тамбовской области от 14.01.2019 ОАО «Тамбовский Хлебозавод» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 130 000 рублей.

В обоснование принятого решения указано, что 21.12.2018 на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда Тамбовской области проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства в отношении ОАО «Тамбовский Хлебозавод», юридический адрес: , в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований, предусмотренных ст. 212, 221 ТК РФ, п. п. 7, 17 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средства индивидуальной защиты», п. 2, 56, п. 151, п. 127 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 09.12.2014 № 997н «Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением», а именно работники указанного предприятия не в полном объеме были обеспечены средствами индивидуальной защиты.

С вынесенным постановлением государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Тамбовской области от 14.01.2019 ОАО «Тамбовский Хлебозавод» не согласен по назначению штрафа в размере 130 000 рублей, указывает, что юридическое лицо находится в тяжелом финансовом положении, деятельность предприятия является убыточной, административный штраф в таком размере еще сильнее усугубит финансовое положения предприятия. В связи с чем, просит снизить сумму назначенного административного штрафа.

В судебном заседании представитель ОАО «Тамбовский Хлебозавод» по доверенности ФИО1 доводы жалобы поддержала, указав, что вину в совершении административного правонарушения по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ они не оспаривают. Более того, юридическим лицом приняты все меры к устранению выявленных нарушений, предписание полностью исполнено. Полагает, что имеются исключительные обстоятельства в совершении административного правонарушения, поскольку производство находится в тяжелом финансовом положении, сумма убытков составляет 5 330 000 рублей. В настоящее время тяжелое финансовое состояние усугубляется, в связи с чем, решается вопрос по сокращению численности штата рабочих производства.

Представитель Государственной инспекции труда в Тамбовской области по доверенности, ФИО2, в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежаще, согласно представленного ходатайства просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Выслушав представителя ОАО «Тамбовский хлебозавод», изучив материалы дела, судья приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 37 Конституции России, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом.

Согласно ст. 1 Трудового кодекса РФ, целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан, в частности: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.

Согласно статье 209 Трудового кодекса Российской Федерации средствами индивидуальной и коллективной защиты работников признаются технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Статьей 221 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с абз. 7 ч. 2 ст. 212 указанного Кодекса работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

В соответствии с частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

В суде установлено и следует из материалов дела, что 21.12.2018 на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда Тамбовской области проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства в отношении ОАО «Тамбовский Хлебозавод», юридический адрес: , в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований, предусмотренных ст. 212, 221 ТК РФ, п. п. 7, 17 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средства индивидуальной защиты», п. 2, 56, п. 151, п. 127 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 09.12.2014 года № 997н «Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением».

Из указанной проверки следует, что водители АСА, СЮА, УНВ, УАЮ, ЧНА, ЧАЮ, ПДВ, РИН не обеспечены в полном объеме средствами индивидуальной защиты, в соответствии с типовыми нормами, а именно: перчатками с защитным покрытием, жилетами сигнальными и др. Кроме того, слесарь ЭАН, плотник БСВ не обеспечены в полном объеме, в соответствии с типовыми нормами, а именно: очками защитными, костюмом рабочим, ботинками и другими средствами.

Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Вина ОАО « амбовский Хлебозавод» в нарушении трудового законодательства по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ подтверждается материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении -И от 11.01.2019; актом проверки -И от 21.12.2018;предписанием об устранении выявленных нарушений от 21.12.2018; предписанием о привлечении к дисциплинарной ответственности от 21.12.2018; личными карточками учета выдачи средств индивидуальной защиты работников предприятия, табелем учета рабочего времени.

Таким образом, государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Тамбовской области был сделан обоснованный вывод о наличии вины ОАО «Тамбовский Хлебозавод» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, административное наказание назначено в пределах санкции данной статьи.

Однако судья приходит к выводу, что сумма назначенного административного штрафа в размере 130 000 рублей является высоко обременительной для ОАО «Тамбовский Хлебозавод», свидетельствует об избыточности административного принуждения.

Так, ОАО «Тамбовский Хлебозавод» в настоящее время находится в тяжелом имущественном и финансовом положении, сумма убытков за 11 месяцев 2018 года составила 5 330 000 руб., прибыль составляет 0, что подтверждается сведениями о финансовом состоянии организации, бухгалтерской справкой, протоколом приема отчета. Кроме того, суд учитывает, что деятельностью предприятия является производство социально значимых для населения товаров хлебобулочной продукции в Тамбовской области.

Из правовых позиций, изложенных в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 года № 1-П и от 25 февраля 2014 года № 4-П, следует, что неадекватность установленных законодателем санкций за совершение административных правонарушений, может быть преодолена судьей при назначении административного наказания при наличии установленного фактора высокой обременительности для юридического лица суммы административного штрафа, предусмотренного санкцией за совершение вмененного ему административного правонарушения.

В соответствии с частью 3.1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В силу части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 указанной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса.

По данному делу об административном правонарушении, с учетом изложенного, минимальный размер административного штрафа составляет 130 000 рублей, половина от которого - 65 000 рублей.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы, протеста выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения данного Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.

При изложенных обстоятельствах постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Тамбовской области от 14.01.2019, вынесенное в отношении ОАО «Тамбовский Хлебозавод» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит изменению в части назначенного административного наказания.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу ОАО «Тамбовский Хлебозавод» удовлетворить.

Постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Тамбовской области от 14 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении ОАО «Тамбовский Хлебозавод» изменить: назначить наказание в виде административного штрафа в размере 65 000 рублей.

В остальной части указанное судебное постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Советский районный суд г.Тамбова в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья: Н.В. Барун

а