ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-13/19 от 28.02.2019 Интинского городского суда (Республика Коми)

Дело № 12-13/2019

РЕШЕНИЕ

Судья Интинского городского суда Республики Коми Румянцева И.М.,

с участием старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Коми ФИО3,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Инте Республики Коми 28 февраля 2019 года дело по жалобе представителя ООО "Мосстрой" на постановление старшего государственного инспектора Отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Коми СЗТУ Рыболовства ФИО3 от 28.12.2018 №__ о признании юридического лица ООО "Мосстрой" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, и применено наказание в виде административного штрафа в размере 200000 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Коми СЗТУ Рыболовства ФИО3 от 28.12.2018 №__ ООО "Мосстрой" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, и к нему применено наказание в виде административного штрафа в размере 200000 руб.,

Представитель ООО "Мосстрой" подал жалобу на указанное постановление, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов указал, что в проект организации строительства по объекту "Мет. мост гл.р. Косью 1924 км ПК-3С. Перегон Косью-Охотпост", на котором должен был по договору от 21.04.2017 №__ работать подрядчик ООО "Мосстрой", был разработан заказчиком ОАО "РЖД" в лице филиала "Северная дирекция инфраструктуры" и его проектирующей организацией "Росжелдорпроект". В указанном проекте раздел о согласовании и получении разрешений у природоохранных организаций и о компенсации ущерба объектам водной среды отсутствовал. Данные функции должен был осуществлять заказчик - ОАО "РЖД". На все обращения подрядчика Северной дирекцией инфраструктуры ОАО "РЖД" был направлен ответ, что согласования раздела компенсации ущерба водным биоресурсам при производстве работ не требуется. Никакого ущерба водной среде и прибрежной охранной полосе со стороны ООО "Мосстрой" не было причинено.

Представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Судья находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ООО "Мосстрой".

В судебном заседании старший государственный инспектор Отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Коми СЗТУ Рыболовства ФИО3 возражал против доводов жалобы.

Заслушав должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, изучив материалы административного дела, доводы жалобы, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) административным правонарушением признается использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности, которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Как следует из материалов дела 31.01.2018 должностным лицом Отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Коми СЗТУ Рыболовства на основании Рейдового задания от 30.01.2018 №__ проведен осмотр водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Косью МОГО "Инта" Республики Коми. Было установлено, что на правом берегу р. Косью оборудован вахтовый поселок: 4 жилых домика-вагончика, баня-сушилка, 2 туалета, недостроенный склад-ангар для хранения стройматериалов, непосредственно на берегу р. Косью расположен склад для инструментов, бетономешалка, пескоструйный агрегат, сани из труб с металлическими конструкциями, складирован гравий и ПГС, с обеих сторон от первой опоры ж/д моста через р. Косью в русло реки отсыпаны две насыпные косы из ПГС; на берегу р. Косью оборудована площадка для складирования строительных материалов, о чем должностным лицом составлены план-схема места правонарушения, акт осмотра, получены объяснения от наемных рабочих ООО "Мосстрой" бетонщика ФИО1, сторожа ФИО2, проведены измерения и фотосъемка.

Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", река Косью является водным объектом рыбохозяйственного значения, т.к. может быть использована для добычи (вылова) водных биоресурсов.

В соответствии с приказами Росрыболовства от 17.09.2009 № 818 "Об установлении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения и особенностей добычи (вылова) водных биологических ресурсов, обитающих в них и отнесенных к объектам рыболовства" и от 16.03.2009 № 191 "Об утверждении Перечня особо ценных и ценных видов водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства", а также приказа Минсельхоза России от 16.10.2012 № 548 "Об утверждении перечней видов водных биоресурсов, в отношении которых осуществляются промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство", река Косью относится к водным объектам рыбохозяйственного значения высшей категории, так как в ней обитает атлантический лосось (сёмга).

Согласно ч. 1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В соответствии с ч. 4 ст. 65 ВК РФ ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: 1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров; 2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров; 3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

Ширина водоохранной зоны реки Косью составляет 200 м., ширина прибрежной защитной полосы р. Косью составляет 50 м.

Частью 16 ст. 65 ВК РФ определено, что в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

На основании ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.

Порядок согласования Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания (далее - иная деятельность) установлен Правилами согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 № 384.

Из материалов дела следует, что между Открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"), именуемое "Заказчик", и ООО "Мосстрой", именуемое "Подрядчик", 21.04.2017 заключен договор №__ на выполнение работ по капитальному ремонту объектов инфраструктуры: железнодорожный мост через реку Косью 1924 км ("Капитальный ремонт искусственных сооружений. Металлический мост через р. Косью на 1924 км ПК 4 участка Коноша-Воркута (согласно формы ОС-6: Мет. мост гл. р. Косью 1924 км ПК-З-С. Перегон Косью-Охотпост)").

Как установлено при рассмотрении настоящего дела, подтверждается, в том числе, позицией ООО "Мосстрой", согласование с территориальным органом Росрыболовства на проведение работ по капитальному ремонту железнодорожного моста через реку Косью отсутствует, план мероприятий по соблюдению природоохранного законодательства Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов и среды их обитания не разрабатывался.

Ссылка представителя ООО "Мосстрой" на письмо ОАО "РЖД" от 19.12.2017, в котором указывается, что согласование раздела компенсации ущерба водным биоресурсам при производстве работ не требуется, является несостоятельной.

Согласно п. 3.1.21 договора от 21.04.2017 подрядчик (ОАО "Мосстрой") обязан иметь все необходимые лицензии и разрешения, предусмотренные законодательством Российской Федерации для выполнения работ по настоящему договору. Пунктом 3.1.23 также определено, что подрядчик обязан обеспечить в ходе выполнения работ проведение необходимых мероприятий по технике безопасности, рациональному использованию территории, охране окружающей среды, зеленых насаждений и земли.

Таким образом, судья приходит к выводу, что согласование раздела компенсации ущерба водным биоресурсам при производстве работ, что является при выполнении указанных работ необходимым мероприятием по охране окружающей среды, входило в обязанности подрядчика - ООО "Мосстрой".

Также несостоятельна ссылка ООО "Мосстрой" о расторжении 30.11.2017 договора с ОАО "РЖД" от 21.04.2017, поскольку на момент обнаружения правонарушения (31.01.2018) достоверно установлено наличие объектови имущества, принадлежащего ООО "Моссторй" и доставленного в водоохранную зону и прибрежную защитную полосу реки Косью, частичное выполнение работ по договору от 21.04.2017, что подтверждается материалами дела.

В данном случае объем и продолжительность выполненных работ не имеет правового значения.

Таким образом, достоверно установлено, что юридическое лицо ООО "Мосстрой" допустило нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта реки Косью, а именно: не согласовало хозяйственную и иную деятельности с Федеральным агентством по рыболовству или его территориальным органом, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ.

Административное наказание в отношении юридического лица применено в пределах санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, с учетом всех заслуживающих внимание обстоятельств.

Оснований для признания данного правонарушения малозначительным не имеется.

Доводы представителя юридического лица судья расценивает как позицию относительно обстоятельств правонарушения с целью избрания наиболее выгодного способа защиты.

Нарушений процессуальных норм административного законодательства, влекущих отмену постановления, при производстве по делу не установлено.

Руководствуясь главой 30 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора Отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Коми СЗТУ Рыболовства ФИО3 от 28.12.2018 №__ о признании юридического лица ООО "Мосстрой" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, и применено наказание в виде административного штрафа в размере 200000 руб., оставить без изменения, а жалобу представителя юридического лица ООО "Мосстрой" - без удовлетворения.

На решение может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении.

Мотивированное решение изготовлено 05.03.2019.

Судья

И.М.Румянцева