ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-13/20 от 20.02.2020 Саянского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

Город Саянск 20 февраля 2020 года

Дело №12-13/2020

Судья Саянского городского суда Иркутской области Гущина Е.Н., с участием лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО1, должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного специалиста-эксперта отдела по Буринскому участковому лесничеству Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Зиминскому лесничеству - государственного лесного инспектора ФИО2 на постановление мирового судьи судебного участка № 82 г. Саянска Иркутской области Мороза Ю.В. от 20 января 2020 года об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.2 Закона Иркутской области от 27 декабря 2016 года №133-ОЗ "Об административной ответственности за неисполнение требований к организации деятельности пунктов приема, переработки и отгрузки древесины на территории Иркутской области", в отношении ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

20 января 2020 года мировым судьей судебного участка №82 г. Саянска Иркутской области Морозом Ю.В. вынесено постановление о признании виновной ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.2 Закона Иркутской области от 27 декабря 2016 года №133-ОЗ "Об административной ответственности за неисполнение требований к организации деятельности пунктов приема, переработки и отгрузки древесины на территории Иркутской области" и освобождении от административной ответственности с объявлением устного замечания.

Не согласившись с постановлением мирового судьи, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении - главный специалист-эксперт отдела по Буринскому участковому лесничеству Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Зиминскому лесничеству - государственный лесной инспектор ФИО2 подала жалобу, в которой просила отменить постановление мирового судьи и возвратить дело на новое рассмотрение, поскольку, ФИО1, являясь должностным лицом - начальником отдела ФКУ ИК-32 ОУХД ГУФСИН России по Иркутской области в нарушение Закона Иркутской области от
30 ноября 2016 года №100-ОЗ «Об организации деятельности пунктов приема, переработки и отгрузки древесины на территории Иркутской области», «Порядка представления отчетности о принятой, переработанной и отгруженной древесине», утвержденного постановлением Правительства Иркутской области № 58-пп от 02 февраля 2017 года, не представила своевременно в установленные законом сроки отчет о приеме, переработке и отгрузке древесины, нарушив срок его предоставления на 69 дней.

Нарушение выявлено специалистом ТУ МЛК Иркутской области по Зиминскому лесничеству, а не исполнителем ФКУ ИК-32 ОУХД ГУФСИН России по Иркутской области. Уведомление о произошедшем сбое в программе «Лесрегистр» ФКУ ИК- 32 ОУХД ГУФСИН России по Иркутской области направило в ТУ МЛК Иркутской области по Зиминскому лесничеству 27.11.2019 (на листах 37- 38), в нарушение сроков предусмотренных постановлением Правительства Иркутской области от 02.02.2017 № 58-пп. На основании полученного ответа, из службы технической поддержки «Лесрегистр» (листы административного дела 41-42) сбой в сроки указанные в уведомлении ФКУ ИК- 32 ОУХД ГУФСИН России по Иркутской области отсутствовал. На основании вышеизложенного следует, что при формировании отчетов ФИО1 халатно, самонадеянно отнеслась к своим должностным обязанностям, формирование отчета в программе «Лесрегистр» повторно не проверила, не убедилась в том, что отчет сформирован в соответствии с требованиями действующего законодательства. В ходе проверки и принятия отчета установлено, что отчет за сентябрь 2019 года в «Лесрегистре» в статусе «распечатка» отсутствует и сформирован в нарушение требований установленных действующим законодательством. В отчете отсутствует идентификационный номер и штрих код «Лесрегистра», который наносится автоматически при распечатке отчета, период, за который предоставляется отчет, сведения о юридическом лице, предоставившем отчет, указанное в правом нижнем углу время 16 час. 22 мин. распечатанного документа не соответствует данным «Лесрегистра» (скрин статус «черновик» 17 час. 02 мин., 17 час. 08 мин., 17 час. 13 мин.). Согласно пункту 2 Порядка представления отчетности о принятой, переработанной и отгруженной древесине, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 02.02.2017 №58-пп «О реализации Закона Иркутской области «Об организации деятельности пунктов приема, переработки и отгрузки древесины на территории Иркутской области», отчет представляется в территориальный отдел по месту нахождения пункта приема, переработки и отгрузки древесины ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, в виде электронного документа, заполняемого юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), являющимися авторизованными пользователями в информационной системе контроля происхождения древесины Иркутской области (далее - ИС КПДИО), с применением усиленной квалифицированной электронной подписи либо документа на бумажном носителе, распечатанного из ИС КПДИО. На основании ответа, поступившего из службы поддержки «Лесрегистр» от 03.12.2019, представленный отчет не соответствует требованиям программы.

В соответствии с пунктом 3 «Порядка представления отчетности о принятой, переработанной и отгруженной древесине», утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области № 58-пп от 02.02.2017г., в случае обнаружения ошибок и неполноты сведений, содержащихся в представленном отчете, юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) вправе представить уточненный отчет с приложением сопроводительного письма в адрес территориального управления, содержащего пояснения по факту внесения изменений в ранее представленный отчет в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня обнаружения ошибок, но не позднее 10 рабочих дней после подачи отчета.

ФИО1, в нарушение Закона Иркутской области от 30.11.2016г. № 100-ОЗ, п.3 «Порядка представления отчетности о принятой, переработанной и отгруженной древесине», утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области № 58-пп от 02.02.2017, представила уточненный отчет позднее срока, предусмотренного законом. Уточненный отчет должен был поступить в ТУ МЛК Иркутской области по Зиминскому лесничеству не позднее 20.10.2019.

Предметом правового регулирования Закона Иркутской области от 30 ноября 2016 года № 100-03 «Об организации деятельности пунктов приема, переработки и отгрузки древесины на территории Иркутской области» является выявление незаконного оборота древесины в целях сохранения леса, как особо ценного природного ресурса и обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду, то нарушение его требований является нарушением законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, в том числе, Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Таким образом, административное правонарушение, совершенное должностным лицом ФИО1 не может быть признано малозначительным, поскольку существенно нарушает охраняемые законом общественные отношения. Административное правонарушение относится к правонарушениям в области охраны окружающей среды и природопользования.

Жалоба главным специалистом-экспертом отдела по Буринскому участковому лесничеству Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Зиминскому лесничеству - государственным лесным инспектором ФИО2 подана в срок, установленный КоАП РФ.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении - главный специалист-эксперт отдела по Буринскому участковому лесничеству Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Зиминскому лесничеству - государственный лесной инспектор ФИО2 в судебном заседании доводы жалобы поддержала, просила отменить постановление мирового судьи. В обоснование своих доводов пояснила, что отчет ФКУ ИК- 32 ОУХД ГУФСИН России по Иркутской области в отдел по Буринскому участковому лесничеству Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области поступил 10.10.2019, однако, в нем отсутствовали необходимые реквизиты, позволяющие идентифицировать юридическое лицо. В связи со сбоем в базы «Лесрегистр» она не могла проверить наличие данного отчета в электронной форме. И только после восстановления работы базы «Лесрегистр» 20 ноября 2019 года она смогла проверить наличие отчета ФКУ ИК- 32 ОУХД ГУФСИН России по Иркутской области, который был сформирован как «черновик». Уточненный отчет в установленный законом срок, до 20.10.2019 года также представлен не был. Она выявила указанные недостатки отчета и сообщила о них должностному лицу, после чего ФИО1 с нарушением установленных сроков представила уточненный отчет.

ФИО1 просила в удовлетворении жалобы отказать, постановление мирового судьи оставить в силе, поскольку отчет за сентябрь 2019 года был представлен ею в территориальный отдел по месту нахождения пункта приема, переработки и отгрузки древесины 10 октября 2019 года в бумажном виде, поскольку, в информационной системе контроля происхождения древесины Иркутской области (далее - ИС КПДИО), с применением усиленной квалифицированной электронной подписи он не формировался и не направлялся в автоматическом режиме. В представленном отчете имели место недостатки его составления, отсутствовали реквизиты предприятия, однако, в ином виде данный отчет не формировался, сама она его не могла сформировать, так как надлежащей является лишь распечатка из ИС КПДИО. После уведомления о том, что отчет имеет недостатки, она на следующий день представила в лесхоз уточненный отчет. Ранее о наличии указанных должностным лицом недостатков не знала, так как невнимательно прочитала и не проверила реквизиты отчета в бумажном виде.

Изучив доводы жалобы, проверив с учетом требований части 3 ст. 30.6 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, иными документами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Доказательства подлежат оценке на основании ст.26.11 КоАП РФ, по правилам которой судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии с ч.5 ст.2 Закона Иркутской области от 27 декабря 2016 года №133-ОЗ "Об административной ответственности за неисполнение требований к организации деятельности пунктов приема, переработки и отгрузки древесины на территории Иркутской области", неисполнение требований Закона Иркутской области от 30 ноября 2016 года N 100-ОЗ "Об организации деятельности пунктов приема, переработки и отгрузки древесины на территории Иркутской области" о представлении в уполномоченный орган Иркутской области отчета о принятой, переработанной и отгруженной древесине или о сроках представления в уполномоченный орган Иркутской области отчета о принятой, переработанной и отгруженной древесине, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии со статьей 2 Закона Иркутской области от 30 ноября 2016 года №100-ОЗ «Об организации деятельности пунктов приема, переработки и отгрузки древесины на территории Иркутской области» определены правовые и организационные основы осуществления на территории Иркутской области регионального экологического надзора за пунктами приема, переработки и отгрузки древесины, а также принятой, переработанной, отгруженной на них древесиной для выявления незаконного оборота древесины в целях сохранения леса как особо ценного природного ресурса и обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Согласно части 3 статьи 5 Закона Иркутской области от 30 ноября 2016 года №100-ОЗ «Об организации деятельности пунктов приема, переработки и отгрузки древесины на территории Иркутской области» юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), осуществляющее (осуществляющий) деятельность по приему, переработке и отгрузке древесины, представляет в уполномоченный орган отчет. Форма отчета утверждается уполномоченным органом.

Отчет представляется по каждому пункту приема, переработки и отгрузки древесины ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным.

Порядок представления отчетов, а также порядок и сроки их проверки устанавливаются Правительством Иркутской области.

В соответствии с пунктом 2 «Порядка представления отчетности о принятой, переработанной и отгруженной древесине», утвержденного постановлением Правительства Иркутской области № 58-пп от 02 февраля 2017 года, отчет представляется в территориальное управление по месту нахождения пункта приема, переработки и отгрузки древесины ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, в виде электронного документа, заполняемого юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), являющимися авторизованными пользователями в информационной системе контроля происхождения древесины Иркутской области (далее - ИС КПДИО), с применением средств усиленной квалифицированной электронной подписи либо документа на бумажном носителе, распечатанного из ИС КПДИО.

В соответствии с пунктом 3 Порядка, в случае обнаружения ошибок и неполноты сведений, содержащихся в представленном Отчете, юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) вправе представить уточненный Отчет с приложением сопроводительного письма в адрес территориального управления, содержащего пояснения по факту внесения изменений в ранее представленный отчет в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня обнаружения ошибок, но не позднее 10 рабочих дней после подачи Отчета.

В судебном заседании установлено, что требуемый отчет был создан ФИО1 в программе ИС КПДИО, распечатан и представлен в отдел по Буринскому участковому лесничеству Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области, однако, в данном отчете отсутствуют сведения о наименовании юридического лица, адресе, ИНН, номере свидетельства о постановке на учет пункта приема, отгрузки и переработки древесины, станции отгрузки, в связи с чем, представленный должностным лицом отчет не соответствует Порядку представления отчетности о принятой, переработанной и отгруженной древесине. Данные обстоятельства не были оспорены и ФИО1

Уточненный отчет за сентябрь 2019 года ФИО1 представила 27 ноября 2019 года, после истечения 10 рабочих дней со дня подачи отчета, то есть с нарушением установленного Порядком срока.

Доказательств наличия сбоев в программном обеспечении базы «Лесрегистр» и в информационной системе контроля происхождения древесины Иркутской области (ИС КПДИО) в указанный период времени суду не представлено. База «Лесрегистр» была отключена для пунктов приема, отгрузки и переработки древесины 12 ноября 2019 года и не работала до 20 ноября 2019 года (л.д.42).

В соответствии с протоколом об административном правонарушении <номер изъят>, должностное лицо - начальник отдела ФКУ ИК-32 ОУХД ГУФСИН России по Иркутской области ФИО1 нарушила требования ч.3 ст.5 Закона Иркутской области от 30 ноября 2016 года № 100-ОЗ «Об организации деятельности пунктов приема, переработки и отгрузки древесины на территории Иркутской области», не исполнив обязанности по предоставлению отчета о принятой, переработанной и отгруженной древесине за сентябрь 2019 года.

Постановлением мирового судьи ФИО1 была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.2 Закона Иркутской области от 27 декабря 2016 года №133-ОЗ "Об административной ответственности за неисполнение требований к организации деятельности пунктов приема, переработки и отгрузки древесины на территории Иркутской области", но в связи с малозначительностью деяния была освобождена от административной ответственности с объявлением устного замечания.

Целью государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов является сохранение и приумножение лесов, максимальное удовлетворение потребностей граждан Российской Федерации в качественных продуктах и полезных свойствах леса, а также создание на государственном уровне условий, обеспечивающих устойчивое и динамичное развитие лесного сектора экономики (распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. № П 1724-р).

Закон Иркутской области от 30 ноября 2016 г. № 100-ОЗ «Об организации деятельности пунктов приема, переработки и отгрузки древесины на территории Иркутской области» принят в целях выявления незаконного оборота древесины, сохранения леса как особо ценного природного ресурса и обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Поскольку незаконный оборот древесины представляет собой особую угрозу для государства и общества, совершение правонарушения, предусмотренного Законом Иркутской области № 133-ОЗ, является существенным, и данное административное правонарушение не может признаваться судом малозначительным.

Следовательно, постановление мирового судьи по 82 судебному участку г. Саянска Иркутской области Мороза Ю.В. от 20 января 2020 года о признании административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.2 Закона Иркутской области от 27 декабря 2016 года №133-ОЗ "Об административной ответственности за неисполнение требований к организации деятельности пунктов приема, переработки и отгрузки древесины на территории Иркутской области" малозначительным деянием и освобождении должностного лица от административной ответственности является незаконным, вынесенным в нарушение требований административного законодательства и Закона Иркутской области от 30 ноября 2016 г. № 100-ОЗ «Об организации деятельности пунктов приема, переработки и отгрузки древесины на территории Иркутской области».

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Допущенное мировым судьей нарушение процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, имеет фундаментальный, принципиальный характер, что повлияло на исход рассматриваемого дела.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 82 г. Саянска Иркутской области Мороза Ю.В. от 20 января 2020 года о признании виновной ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.2 Закона Иркутской области от 27 декабря 2016 года №133-ОЗ "Об административной ответственности за неисполнение требований к организации деятельности пунктов приема, переработки и отгрузки древесины на территории Иркутской области" и освобождении от административной ответственности с объявлением устного замечания подлежит отмене, а дело - направлению мировому судье судебного участка №82 г. Саянска Иркутской области на новое рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч. 1 п. 4 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

жалобу должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении - главного специалиста-эксперта отдела по Буринскому участковому лесничеству Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Зиминскому лесничеству - государственного лесного инспектора ФИО2 на постановление мирового судьи судебного участка № 82 г. Саянска Иркутской области Мороза Ю.В. от 20 января 2020 года в отношении ФИО1, удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка №82 г. Саянска Иркутской области Мороза Ю.В. от 20 января 2020 года о признании виновной ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.2 Закона Иркутской области от 27 декабря 2016 года №133-ОЗ "Об административной ответственности за неисполнение требований к организации деятельности пунктов приема, переработки и отгрузки древесины на территории Иркутской области" и освобождении от административной ответственности с объявлением устного замечания, отменить.

Дело об административном правонарушении в отношении ФИО1 о совершении ею административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.2 Закона Иркутской области от 27 декабря 2016 года №133-ОЗ "Об административной ответственности за неисполнение требований к организации деятельности пунктов приема, переработки и отгрузки древесины на территории Иркутской области" направить мировому судье судебного участка №82 г. Саянска Иркутской области на новое рассмотрение.

Настоящее решение вступает в законную силу немедленно, однако может быть обжаловано в порядке надзора в Иркутский областной суд лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 КоАП РФ.

Судья: Е.Н. Гущина