ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-13/20 от 23.01.2020 Ленского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело №12-13/20

РЕШЕНИЕ

г. Ленск РС (Я), 23 января 2020 года

Судья Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) Романова Ю.Н.,

с участием директора Общества с ограниченной ответственностью «Мирнинское предприятие жилищного хозяйства» Трушкова В.Н.,

представителя должностного лица по доверенности Поляковой О.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя должностного лица ООО «Мирнинское предприятие жилищного хозяйства» на постановление начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) в Ленском районе Беляева А.Ю. № 218 от 01 октября 2019 года о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 6.35 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) в Ленском районе Беляева А.Ю. № 218 от 01 октября 2019 года директор ООО «Мирнинское предприятие жилищного хозяйства»Трушков В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 6.35 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Оспаривая данное постановление, представитель должностного лица директора ООО «Мирнинское предприятие жилищного хозяйства» (далее ООО «МПЖХ) Пержинская Е.С. подала в Ленский районный суд жалобу с просьбой отменить постановление начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) в Ленском районе Беляева А.Ю. № 218 от 01.10.2019г. и прекратить производство по делу, мотивируя тем, что ООО «МПЖХ» является Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами по Западной зоне РС (Я) на основании соглашения № 02 от 28.09.2017г., заключенного с Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС (Я), в зону обслуживания входит Ленский район. На территории г. Ленска Региональным оператором были выявлены несанкционированные свалки по адресам: п. Разведчик пр. Дружбы д. 1, ул. Молодежная д. 1, после чего в соответствии со ст. 16 Постановления Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016г. «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») Региональным оператором были направлены претензии собственнику земельных участков АМО «Город Ленск» о ликвидации мест несанкционированных свалок. Пунктом 18 названного Постановления предусмотрено, что собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором. Чего МО «Город Ленск» сделано не было. В связи с тем, что МО «Город Ленск» претензии были не удовлетворены, а ТО У Роспотребнадзора РС (Я) в Ленском районе также не принято никаких мер реагирования, Региональным оператором были самостоятельно ликвидированы места несанкционированных свалок, что подтверждается актами и фотоотчетами. Также считает, что наказание не правомерно в отношении руководителя Общества в связи с тем, что комиссией МО «Ленский район» несанкционированные свалки были выявлены 09.09.2019г., а ликвидированы 17 и 18 сентября 2019 года. ТОУ Роспотребнадзора РС (Я) в Ленском районе заведомо зная о свалках по ул. Молодежная и ул. Дружбы, т.к. уведомлялось ранее, чем произведен выезд комиссии на место, указывает пропущенный срок ликвидации свалок, снимая с себя обязательства как орган надзора и применяет меры воздействия в отношении Общества, указывая на дату выявления свалок оператором.

Начальником ТО Управления Роспотребнадзора по РС (Я) в Ленском районе Беляевым А.Ю. подано возражение на жалобу ООО «МПЖХ», в котором считает, что вина должностного лица директора ООО «МПЖХ» Трушкова В.Н. полностью доказана материалами дела. Жалоба на постановление подана ненадлежащим заявителем – юридическим лицом ООО «МПЖХ», постановление о назначении административного наказания вынесено в отношении должностного лица директора ООО «МПЖХ» Трушкова В.Н., указывая, что с момента выявления несанкционированных свалок и уведомления региональным оператором ООО «МПЖХ» собственника земельного участка МО «Город Ленск» прошло больше 3-х месяцев, несанкционированные свалки по адресам г. Ленск мкр. Разведчик ул. Проспект Дружбы 1 и ул. Молодежная 1 региональным оператором ООО «МПЖХ» не ликвидированы, что является нарушением п. 17 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008г. № 641» (с изменениями и дополнениями), ч.2 ст. 21, ч.1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999г., п. 2.1.1 Санитарных правил и норм СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест». Ответственность за вышеуказанное нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении деятельности по обращению с ТКО несет непосредственно директор ООО «МПЖХ» Трушков В.Н. Просит постановление о назначении административного наказания № 218 от 01.10.2019г. оставить без изменения, а жалобу директора ООО «МПЖХ» без удовлетворения.

В судебном заседании должностное лицо- в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - директор ООО «МПЖХ» Трушков В.Н. жалобу Пержинской Е.С. поддержал по доводам приведенным в ней, указав, что представителями регионального оператора ООО "МПЖХ" в г. Ленске были выявлены несанкционированные свалки 09.09.2019г. о чем были уведомлены собственник земельного участка МО "город Ленск" и Роспотребнадзор, свалки региональным оператором были убраны 17-18 сентября 2019г., следовательно, установленный законом срок 60 суток не прошел. Собственник земельного участка МО "город Ленск" не выполнил свою обязанность убрать несанкционированные свалки.

Представитель должностного лица по доверенности Полякова О.Н. жалобу поддержала по доводам изложенным в ней указав, что обязанность убирать несанкционированный свалки обязан собственник земельного участка, в данном случае МО «Город Ленск», не соблюдены сроки установленные законом для вынесения постановления, поскольку выявлены свалки согласно актам были 09 сентября, ликвидированы силами регионального оператора 17- 18, что подтверждается актами. О том, что в мае были выявлены несанкционированные свалки ей неизвестно. Считает, что при малозначительности можно ограничиться устным замечанием.

Должностное лицо составившее протокол - главный специалист -эксперт ТО У Роспотребнадзора по РС (Я) Кайнов Д. А. с жалобой не согласен, указав, что в мае 2019г. региональный оператор ООО "МПЖХ" уведомил собственника земельного участка МО "Город Ленск" о том, что выявлены несанкционированные свалки, 09.09 2019г. в процессе рейдового мероприятия установлено, что существующие свалки не были ликвидированы, в связи с чем был составлен протокол на директора ООО "МПЖХ" Трушкова В.Н..

Представитель Пержинская Е.С. в судебное заседание не явилась, выслушав мнение лиц участвующих в деле судья определила рассмотреть жалобу Пержинской Е.С. в её отсутствие.

Выслушав пояснения директора ООО «МПЖХ» Трушкова В.Н., представителя должностного лица Полякову О.Н., должностное лицо составившее протокол Кайнова Д.А., изучив представленные материалы и дополнительно представленные материалы, проверив аргументы жалобы, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 6.35 КоАП РФ, несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В силу ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил обращения с твердыми коммунальным отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008г. № 641», обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.

Согласно п.16 указанных Правил, в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней: уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов; уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

Согласно п.17, 18 указанных Правил, если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов. Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, в числе прочего обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Исходя из анализа приведенных норм следует, что как на орган местного самоуправления, полномочный осуществлять деятельность по решению вопросов местного значения на территории МО «Город Ленск» в сфере проведения работ по ликвидации несанкционированной свалки, так и на должностное лицо – директора ООО «МПЖХ», как на руководителя регионального оператора по обращению с ТКО обеспечивающего организацию деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, возлагается обязанность по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды, и принятию действенных мер к ликвидации несанкционированного размещения отходов.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела об административном правонарушении, в соответствии с соглашением № 02 от 28.09.2017г., заключенным с Министерством коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), ООО «МПЖХ» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории западной зоны Республики Саха (Якутия).

Приказом от 16 мая 2017 № 84/к «О продлении срока полномочий директора Общества» Трушков В.Н. продолжает работу в должности директора Общества с 27 мая 2017г. по 27 мая 2020г. (л.д.72)

31.05.2019г. региональный оператор ООО «МПЖХ» письменно уведомил собственника земельного участка МО «Город Ленск» о наличии на территории муниципального образования несанкционированных свалок по адресам г. Ленск ул. Дружбы и ул. Молодежная и ликвидации мест несанкционированных свалок. (л.д. 6, 69)

При проведении рейда 09.09.2019г. по выявлению несанкционированных свалок на территории г. Ленска Ленского района во исполнение п.2.2 протокола планерного совещания при главе МО «Ленский район» Абильманова Ж.Ж. от 26.08.2019г. комиссией выявлено две несанкционированные свалки ТКО по адресам г. Ленск ул. Молодежная с южной стороны д. 1 «А» в объеме 80м3, и г. Ленск ул. Дружбы с западной стороны д. 1 в объеме 160м3, о чем составлены акты и произведена фотосъемка. (л.д. 61-62, 63-66).

В нарушение п. 18 названных Правил, МО «Город Ленск» ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключение договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором, не произвел.

Вместе с тем, региональный оператор ООО «МПЖХ» в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка МО «Город Ленск» в нарушение п. 17 Правил не ликвидировал место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в отношении должностного лица – директора ООО «МПЖХ» Трушкова В.Н. обоснованно составлен протокол об административном правонарушении от 18.09.2019г. и вынесено постановление № 218 от 01.10.2019г. о назначении ему наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.6.35 КоАП РФ.

Факт совершения должностным лицом указанного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: актами № 07/2019 и 06/2019 от 22.05.2019г. общей формы, об обнаружении скопления твердых коммунальных отходов в г. Ленске, п. Разведчик, ул. Молодежная, ул. Дружбы (л.д.4,5); уведомлением ООО «МПЖХ» в адрес МО «Город Ленск» от 31.05.2019г. (л.д. 6,69), протоколом об административном правонарушении от 18.09.2019г. (л.д. 49-53), постановлением о назначении наказания по делу об административном правонарушении № 218 от 01.10.2019г. (л.д. 55-60), актами от 09.09.2019г. (л.д. 63,64), другими материалами дела.

Доводы жалобы о том, что наказание в отношении руководителя Общества не правомерно со ссылкой на то, что несанкционированные свалки были выявлены 09.09.2019г., а ликвидированы 17 и 18 сентября 2019г., суд не принимает, поскольку установлено, что несанкционированные свалки в п. Разведчик, ул. Молодежная и Дружбы были выявлены в мае 2019г. о чем 31 мая 2019г. региональный оператор ООО "МПЖХ" письменно уведомил собственника земельного участка МО «Город Ленск» и Роспотребнадзор. С момента уведомления региональным оператором ООО «МПЖХ» собственника земельного участка МО «Город Ленск» о несанкционированных свалках на ул. Молодежная и Дружбы в п. Разведчик г. Ленска (31.05.2019г.) и проведения рейда по выявлению несанкционированных свалок на территории г. Ленска, Ленского района, в ходе которого выявлены две несанкционированные свалки ТКО в объеме 150 м3 каждая (09.09.2019г.) прошло более трех месяцев, т.е. в нарушение п. 17 Правил несанкционированные свалки региональным оператором ООО "МПЖХ" не были ликвидированы.

При рассмотрении дела должностным лицом фактические обстоятельства установлены полно и всесторонне, подтверждаются доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания. Оснований для признания доказательств недопустимыми и освобождения должностного лица - директора ООО «МПЖХ» Трушкова В.Н. от административной ответственности не имеется.

Действия Трушкова В.Н. правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ - несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.

Оспариваемое постановление соответствует требованиям ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено Трушкову В.Н. в минимальном размере, установленном санкцией ч. 1 ст. 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу постановления, при рассмотрении настоящего дела допущено не было.

Доводы изложенные в судебном заседании директором Трушковым В.Н. и его представителем Поляковой О.Н. и представленные ими дополнительные материалы (акты от 23.09.2019г. и 18.09.2019г. и фотоматериалы к ним) не являются основанием к отмене оспариваемого постановления. Исходя из характера и степени общественной опасности правонарушения, совершенного Трушковым В.Н. оснований для признания его малозначительным не усматривается.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что постановление начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) в Ленском районе Беляева А.Ю. № 218 от 01 октября 2019 года о привлечении директора Общества с ограниченной ответственности Трушкова В.Н. к административной ответственности по ч.1 ст. 6.35 КоАП РФ подлежит оставлению без изменения, а жалоба представителя должностного лица Пержинской Е.С. без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) в Ленском районе Беляева А.Ю. № 218 от 01 октября 2019 года о привлечении директора Общества с ограниченной ответственности Трушкова В.Н. к административной ответственности по ч.1 ст. 6.35 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу представителя должностного лица по доверенности Пержинской Е.С. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РС (Я) через Ленский районный суд РС (Я) в течение 10 дней со дня получения или вручения копии решения.

Судья п/п Ю.Н. Романова.

Копия верна: Судья Ю.Н. Романова.